Викторина для детей "Знатоки Нижегородского транспорта"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Викторина
«Знатоки Нижегородского транспорта»
Цель: Обобщение и закрепление знаний детей об истории развития Нижегородского транспорта, его видах, предназначении и использовании людьми.
Задачи:
Образовательная: Закреплять знания детей о транспорте, его классификации; Закрепить умение называть общие и отличительные особенности видов транспорта.
Развивающая: Развивать умение узнавать виды транспорта по различным признакам. Развивать речь как средство общения. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения. Развивать у воспитанников логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие. Развивать творческие способности воспитанников. Активизировать словарь детей по теме «Транспорт». Развитие двигательной активности, внимания.
Воспитательная: Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать, дополнять и исправлять ошибки своих товарищей. Учить детей делиться на команды и работать сообща. Воспитывать уважение к людям, работающим на транспорте.
Методы и приёмы: Беседа, дидактическая игра, прослушивание аудиозаписей, отгадывание загадок, подвижная игра, физкультминутка, интеллектуальный марафон.
Оборудование: Электронная презентация: «Викторина - «Знатоки Нижегородского транспорта»; разрезные картинки с изображением автомобиля, поезда, задание «Найди отличия», задание «Составь слово», 2 фломастера, медали.
Предварительная работа: Беседы о Нижегородском транспорте, рассматривание иллюстраций, фотографий. Проведение дидактических игр, подвижных игр, сюжетно – ролевых игр по теме «Транспорт». Чтение произведений, просмотр серии презентаций по теме «Транспорт и история его возникновения».
Содержание мероприятия
Воспитатель: Ребята, мы с Вами много узнали о транспорте Нижнего Новгорода, об истории его возникновения и сегодня я предлагаю Вам провести викторину. (слайд 1) Нашу викторину будет судить жюри: _________________________________________.
За каждый правильный и точный ответ команда получает 1 очко. Побеждает та команда, которая наберёт наибольшее количество очков.
Напомним правила игры:
- Выполнять задания быстро, по времени, отведенному ведущим.
- Отвечать на вопросы только после того, как выслушали все задание до конца.
- При выполнении заданий нельзя выкрикивать ответы и мешать отвечать соперникам.
Ну что, ребята, Вы готовы показать свои знания и умения, проявить смекалку, находчивость?
Основная часть.
Воспитатель: Состав команд мы узнаем, выполнив первое задание.
1 задание «Собери картинку»
Воспитатель: На столе разложены части от двух картинок, из которых вам нужно будет составить две картины. У каждой маленькой картинки на обратной стороне нарисованы кружки разного цвета. Подойдите к столу и возьмите любую картинку. Дети, у которых картинки красного цвета, складывают свою картину за первым столом; у кого картинки зелёного цвета, складывают за вторым столом. (Дети выполняют задание за столами). (слайд 2)
Воспитатель: Внимательно рассмотрите картины и скажите, что общего у предметов, изображённых на них. ( Общее то, что предметы, изображённые на картинах – транспорт.)
Воспитатель: Правильно, и тема нашей сегодняшней викторины – «Нижегородский транспорт».
У нас образовалось две команды: команда детей, которая сложила картину с изображением автомобиля и команда детей, которая сложила картину с изображением поезда. Поприветствуем команды аплодисментами! Занимайте свои места.
Воспитатель. Вам надо придумать название своей команде, так чтобы оно было связано с собранной картинкой и выбрать капитана.
«Название команды» (Дети называют свои команды, объяснив при этом, почему так назвали.)
Воспитатель. Команды готовы показать свои знания и умения, проявить смекалку, находчивость? Тогда сейчас мы проведём разминку для команд.
2 задание «Разминка» (Отгадывание загадок): слайд 3
Дом по улице идет
На работу всех везет
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(автобус)
Не летает, не жужжит
Жук по улице бежит,
И горят в глазах жука,
Два блестящих огонька.
(автомобиль)
Груз любой рукой достанет
Этот чудо-великан.
Без него и стройка встанет.
Угадал?
(Подъемный кран)
Великан крылом качнет
И отправится в полет.
Пассажиров повезет.
Что за транспорт?
(Самолет)
Под землей железная дорога,
Но светло на станциях как днем.
Здесь, как наверху, полно народа,
Красота, как в городе моем.
(Метро)
Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина.
И зальет пожар любой
Смелая дружина.
(Пожарная машина.)
Он своей большой ладошкой
Землю вмиг сгребет до крошки,
Листья подгребет и сор,
От камней расчистит двор.
(Бульдозер)
Ходит город великан,
На работу в океан (Пароход)
Он гудит, пыхтит, свистит
И по рельсам в путь спешит (Паровоз)
Стальная стрекоза летит, жужжит
Над городом кружит. (Вертолет)
Следующее задание:
Продолжить предложение: «Кто чем управляет?»
Автобусом управляет (Водитель)
поездом управляет ….(машинист)
самолетом…. (летчик)
кораблём…. (капитан)
мотоциклом…. (мотоциклист)
велосипедом… (велосипедист)
3 задание «Сказочный транспорт» (презентация, слайд 4)
Воспитатель: Все вы любите смотреть мультфильмы. Сейчас проверим, знаете ли вы, на каком транспорте передвигались герои мультфильмов.
Для команды «__________________________»
- Сказочное средство передвижения по воздуху в виде летающего ковра. (Ковёр-самолёт)
- Устройство для отопления деревенского дома, передвигающееся по велению рыбы. (Печка)
- Сказочные птицы, уносящие детей к бабе Яге.(Лебеди)
- На чем катался Кай? (На санках).
Для команды «__________________________»
- Волшебная сказочная обувь для быстрого передвижения (сапоги-скороходы)
- Сказочное средство передвижения бабы Яги. (Ступа)
- Что подарили родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед).
- Во что превратила добрая Фея тыкву для Золушки? (В карету).
Воспитатель: Отлично, с этим заданием команды справились. Теперь проверим, сможете ли вы по звуку определить, какой транспорт ездит по улицам нашего города.
4 задание. Игровое упражнение «Узнай по звуку» (презентация, слайд 5)
Дети угадывают транспорт по издаваемым им звукам на слух.
Воспитатель: Молодцы, вы отлично разбираетесь в звуках!
5 задание. « Составь слово» (презентация, слайды 6)
Воспитатель: Ребята, чтобы правильно составить слова, вам надо вписать в пустые клеточки первые буквы предметов. (Во время этого задания дети учатся работать вместе, согласовывать свои действия.)
Воспитатель: Молодцы, вы справились и с этим заданием! Жюри подведет предварительные итоги.
Пока жюри подводит итоги первых 5 конкурсов, объявляем физкультминутку
Физкультминутка (презентация, слайд 7)
Воспитатель.
На лошадке ехали….
Какие виды транспорта вы знаете? (воздушный, наземный, водный, подземный, пассажирский, грузовой, специальный.)
Воспитатель: Правильно и следующее задание связано с классификацией транспорта.
6 задание. « Найди лишнее» (презентация, слайды 8-13)
Воспитатель. Найдите лишние картинки и объясните, почему вы так считаете. (Команды выполняют задание).
Воспитатель:
Замечательно, вы быстро справились с заданием. Готовы ли вы приступить к следующему?
7 задание. «Подбери нужное слово» (Для капитанов) (слайд 14)
Воспитатель: Команды быстро подбирают нужное слово.
- Человек — ноги, машина - (колеса).
- Телевизор - пульт, автомобиль - (руль).
- Магазин — продавец, автобус - (водитель).
- Автомобиль - шоссе, поезд - (рельсы).
- Самосвал — груз, автобус - (пассажиры).
- В машине окна, у самолёта… (иллюминаторы).
- У автобуса — руль, а у самолёта — … (штурвал).
- У поезда — рельсы, а у корабля —… (вода).
- У парохода — пар, а у трамвая — … (электрический ток).
- Электричка возит пассажиров, а товарный поезд… (грузы).
- На море — капитан, а в самолёте — … (пилот).
- Экскаватор роет, а подъёмный кран… (поднимает и устанавливает).
8 задание. «Найди отличия» (презентация, слайд 15)
Каждой команде даётся по одной картинке, в которой надо найти 10 отличий.
9 задание. «Интеллектуальный марафон» (презентация, слайд 16).
- Сколько лет исполняется Нижнему Новгороду ? (800)
- До появления общественного транспорта в Нижнем Новгороде, жители города пользовались услугами ямщиков и извозчиков. На каком виде транспорта осуществлялась перевозка людей? (кареты, повозки)
- Движение какого пассажирского транспорта в Нижнем Новгороде первым начало свою работу: железнодорожное или трамвайное? (железнодорожное)
- Какой вид транспорта впервые был представлен на Нижегородской выставке в 1896 г. Разработчики Фрезе и Яковлев ( автомобиль)
- Назовите марку первого легкового автомобиля, выпущенного на Горьковском автомобильном заводе (Победа)
- Как назывался исторический вид общественного транспорта, который представлял из себя вагон, который по рельсовым путям тянули лошади? (конка)
- Нижегородский летчик, который совершил беспересадочный полет через северный полюс в Америку? (Валерий Чкалов)
- Какой вид общественного транспорта появился первым: троллейбус или метро (троллейбус)
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Замечательно! Вы отлично знаете виды транспорта. Наша викторина окончена. Предоставим жюри время для подведения общего итога. А пока подводятся итоги, предлагаю командам музыкальную паузу:
Флешмоб «Двигайся – замри» (презентация, слайд 17)
Воспитатель: А сейчас предоставим слово жюри.
Всем участникам викторины присуждается звание « Юный знаток». Вручаются медали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина «Как мы знаем транспорт» (для средней группы )
Закрепить и уточнить знания детей о транспорте....
Викторина "Животные и растения красной книги Нижегородской области"
Данная презентация предназначена для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с растениями и животными Красной книги Нижегородской области, а так же для закрепления знакомого материала....
Викторина по лексической теме "Транспорт"
Викторина старшей коррекционной группы для детей с нарушениями речи...
Детско-родительский проект, приуроченный к празднованию 800-летия Н.Новгорода "История развития Нижегородского транспорта"
Группа компенсирующей направленности...
Презентация проекта "История развития Нижегородского транспорта"
Патриотическое воспитание...
Авторская презентация "История развития Нижегородского транспорта" (хронология)
Патриотическое воспитание...
Сопроводительная презентация к викторине "Знатоки Нижегородского транспорта" (авторская)
Познавательное развитие...