Краеведческая работа "Хочу знать Крым от А до Я "
консультация (подготовительная группа)
Актуальность«Краеведческой работы в ДОУ «Хочу знать Крым от А до Я» предопределена её практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.Будущее любой страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству.
К сожалению, в последнее время всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца предлагается стандарт, сущность которого заключается в приоритете материальных интересов и ценностей над духовными и нравственными.
В Крыму, как и во всей России, снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания, а отечественные традиции подменяются так называемыми «более современными» западными образцами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hochu_znat_krym_ot_a_do_ya.docx | 318.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Краеведческая работа "Хочу знать Крым от А до Я"
Актуальность«Краеведческой работы в ДОУ «Хочу знать Крым от А до Я» предопределена её практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.Будущее любой страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству.
К сожалению, в последнее время всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца предлагается стандарт, сущность которого заключается в приоритете материальных интересов и ценностей над духовными и нравственными.
В Крыму, как и во всей России, снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания, а отечественные традиции подменяются так называемыми «более современными» западными образцами.
В общественном сознании получили широкое распространение пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине, наблюдается утрата культурных ценностей и равнодушное отношение к опыту прошлых поколений.
В условиях ломки сложившихся нравственных идеалов российского общества особую актуальность приобретает краеведческое воспитание, как важный фактор, преобразующий общественного сознания.
Необходимость в появлении краеведческого опыта обусловлена очевидным возрастанием роли и значения краеведения в Российской Федерации. В рамкахФедерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО и ряде других государственных документов в области образования,говорится о необходимости включения регионального компонента в образовательную систему, с целью формирования у подрастающего поколения социально значимых ценностей и личных качеств. Тем самым ещё раз подчёркиваетсяособая актуальность краеведческой работы.
В ФГОС ДО и других документах об образовании определён социальный заказ государства – воспитание личности, освоившей общечеловеческие ценности, ответственной за сохранение исторического и культурного наследия, природного богатства России и родного края.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем крае, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Именно поэтому ознакомление с родным краем является проблемой актуальной и осознается всеми современными исследователями и педагогами.
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Поэтому проблема краеведческого развития детей сегодня чрезвычайно актуальна.
Следует особо подчеркнуть, что именно краеведческий подход позволяет детям наилучшим образом узнать родной край, свою «малую родину», как неотъемлемую составляющую часть Российского государства, получить представление о природных и культурных богатствах родного края, формирует любовь к своей местности, своей стране.
Краеведческая работа является одним из средств воспитания гражданственности, способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.
Мало любить родную землю, необходимо знать её историю и культуру. Без знания своих корней, традиций народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну. Без этого немыслимо полноценное патриотическое воспитание.
Краеведческая работа помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное, в народном творчестве.
Краеведческая работа оказывает положительное влияние на познавательное развитие дошкольника. Не секрет, что у многих современных детей имеется недостаточный объём знания о родном крае и представлений краеведческого характера.
В процессе краеведческой деятельности дети получают необходимые познавательные знания, расширяется их интеллектуальный потенциал, развивается логическое и пространственно-временное мышление, что позволяет формировать у них активную жизненную позицию.
Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.
Краеведческая работа способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс; расширяет кругозор дошкольников, совершенствует их умение самостоятельно добывать знания; способствует формированию у них творческого мышления, познавательного интереса, наблюдательности.
Опыт накопления и распространения знаний о родном крае имеет давние традиции, как в Крыму, так и во всей России.
Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т.е. детям дошкольного возраста доступно краеведение.
По признанию российских педагогов и психологов (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.А. Сухомлинский и др.) период от рождения до поступления в школу имеет решающее значение для дальнейшего развития ребёнка. Именно в этом возрасте интенсивно происходит его психическое развитие, формируется эмоционально-чувствительное восприятие действительности.
«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому необходимо начинать знакомить детей с Крымом в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой край, страну и народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Формирование отношения к стране и государству начинается с детства.Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине место, где они родились и живут.
Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения. Родина для каждого человека начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь.
В Крыму есть необходимое содержание для патриотического воспитания дошкольников, своя уникальная разнообразная природа, традиции, быт, история, достопримечательности, памятные места, талантливые люди, народное творчество, которое сплачивают нас и показывают величие нашего родного уголка.
Хочется, чтоб для ребят, край, в котором они живут, стал бы любимым! Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
История родного края имеет важное значение, и оказывает большое влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников в процессе знакомства с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира, довольно скудны и разрознены. Конечно, роль семьи в формировании начальных представлений ребёнка о родном крае очень важна и в комплексе с целенаправленной работой воспитателей ребёнок получает довольно полное представление о мире вокруг. В работе с детьми необходимо использовать целый комплекс мер, направленных на развитие и закрепление знаний ребёнка о родном крае. Это не только собственно непосредственно организованная деятельность на краеведческие темы – в основном это работа в течение всего режима дня, это и рассматривание интересных архитектурных объектов и памятников, виртуальные экскурсии, дидактические игры, разнообразные викторины и конкурсы.
Краеведение – социально – значимое и необходимое направление в работе с детьми.
На основе культуры краеведения происходит духовно-нравственное воспитание и гражданско-патриотическое воспитание, что способствует духовно-нравственному становлению ребенка - это воспитание его души, нравственных качеств и идеалов, чувства гражданственности и патриотизма средствами краеведческой работы, искусства и т. д.
Опыт "Краеведческая работа "Хочу знать Крым от А до Я" посвящен отдельным вопросам регионального компонента: знакомство с архитектурой и достопримечательностями городов Крыма, людьми, прославившими Крым. Следует отметить, что проблемность данного направление регионального компонента заключается в минимальной разработке, в то время как ознакомление дошкольников с родным краем, его известными людьми и достопримечательностями имеет большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития и патриотического воспитания детей дошкольного возраст.
Освоение дошкольниками знаний регионального компонента возможно только при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Дети в дошкольном образовательном учреждении могут открыть для себя родной край только благодаря педагогам, работающим с ними. Дошкольники учатся любить свой край у педагогов, при условии, что воспитатели обладают необходимыми знаниями.
На практике же педагоги и родители уделяют недостаточно внимания данной проблеме, так как сами имеют недостаточно знаний о Крымском полуострове. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Как показывает практика, дети не владеют достаточной информацией о родном крае, в то время как объём знаний по краеведению включается в ПООП в образовательную область.
«Познавательное развитие» в раздел «Ознакомление с социальным миром», и может быть реализован, как в ходе НОД, так и может рассматриваться самостоятельно.
Круг тем и задач по ознакомлению детей с историей и культурой родного края довольно широк и не прост, поэтому, чтобы добиться эффективного решения, поставленных задач, форма подачи материала должна быть максимально доступная и приближённой к приоритетным видам детской деятельности, а сам процесс ознакомления должен быть разнообразным, интересным и систематическим.
Специфика образовательной деятельности по краеведению заключается в том, что она проходит не только в процессе непосредственно организованной деятельности, а реализуется в течение всего времени пребывания детей в ДОУ - в режимных моментах, на прогулке и спортивной площадке и т.д.
В результате изучения данного направления в педагогике можно сделать вывод о минимальной разработанности проблемы включения основ краеведения в образовательную практику дошкольных учреждений, а также о формальном подходе и излишней идеологизированности содержания данной работы.
Краеведческое образование в детском саду уже стало неотъемлемой частью процесса образования и воспитания детей дошкольного возраста, но способы организации краеведческой деятельности в ДОУ только начинают формироваться.
Следовательно, проблема приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного края, (а через него Отечества)считается актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Практическая значимость представленного опыта «Краеведческая работа в ДОУ «Хочу знать Крым от А до Я» заключается в том, что данный опыт позволяет:
- обогатить и систематизировать знания детей о Крыме и его культурных ценностях. Сформировать устойчивый интерес к родному краю.
- уточнить содержания краеведческих знаний применительно к дошкольному возрасту;
- повысить родительскую и педагогическую компетентность в вопросах формированию у дошкольников знаний о Крымском полуострове,
- активизировать участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе, в поисковой, исследовательской деятельность;
- совершенствовать методическое и дидактическое сопровождение по краеведению.
- формировать диагностические методики,
- определить критерии и уровни сформированности краеведческой культуры дошкольника.
Следовательно, данный опыт способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Представленный опыт соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и способствует реализации ФГОС ДО в части, формируемой участниками образовательного процесса.
Краеведческий опыт «Хочу знать Крым от А до Я» обеспечивает реализацию:
- комплексно-тематического принципа с учетом интеграции образовательных областей;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
- использования необходимого и достаточного материала, введение регионального компонента;
- построения предметно - развивающейся среды (отражается в подборе материалов, находящихся в группе в краеведческом уголке).
- учета индивидуальных и возрастных особенностей детей;
Интерес для специалистов-практиков дошкольного образования представляет основная содержательная часть «Краеведческой работы в ДОУ «Хочу знать Крым от А до Я», в которой изложено описание основных форм организации детской и совместной со взрослыми деятельности, методы и приёмы, используемые в краеведческой работе, даётся примерный тематический план.
Работа «Хочу знать Крым от А до Я» преследует цель не создавать дополнительного объема работы воспитателю, а предполагает обеспечение региональной окраски тем основной образовательной программы (далее ООП), что позволяет согласовать ООП и региональный компонент.
Так, например, в музыке - это слушание и исполнение произведений о родном крае, в физическом воспитании - национальные подвижные игры и народные праздники, в изобразительном и прикладном творчестве – Крымские темы и сюжеты в детских работах.
Краеведческая работа «Хочу знать Крым от А до Я», обеспечивает отбор регионального материала, его реализацию в игровой и практической деятельности детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении и семье.
Что же такое краеведение?
Краеведение - это наука, которая занимается тщательным отбором фактов, поиском забытых документов, их анализом, при изучении определенной местности. Эта наука - совокупность знаний об истории, экономике, природе, быте, культуре того или иного края. Она тесно связана с историей, биологией, географией, лингвистикой и многими другими областями.
Предметом краеведения становятся исключительно местные явления, как например, изучение архитектуры населенного пункта, особенностей флоры и фауны, диалекта жителей. Все факты при этом собираются в единое целое, отражая картину прошлого и настоящего родного края.
Наука краеведение появилась очень давно. Древние русские книжники вели летописи, записывая самые разные события. Наши предки вполне справедливо считали, что изучение прошлого просто необходимо для понимания народа, его особенностей и потребностей.
«Край» - понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т.е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной город и регион проживания. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они часто видят.
Крымоведение – краеведческая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением Крымского полуострова – его природы, населения, культуры, истории и хозяйства.
Краеведческая работа «Хочу знать Крым от А до Я» охватывает следующие направления:
- с детьми
- с родителями
- по созданию развивающей предметно – пространственной среде по краеведению.
Краеведческую работу можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. В его реализацию активно включаются родители воспитанников.
Сведения о городах Крыма, знаменитых жителях родного края доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Цель: Формирование у дошкольников привязанности к родному краю через исследование и приобщение воспитанников к истории и культуре Крыма, ознакомление с достопримечательностями на эмоционально - познавательной основе. Воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.
Задачи, сформулированные для достижения поставленной цели:
- Способствовать развитию познавательной активности дошкольников через ознакомление с своеобразием родного края;
- Создать краеведческую развивающую предметно - пространственную среду, условия для восприятия детьми сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края, обеспечить необходимые научно-методические, материально-технические, дидактические, наглядно – практические условия- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей;
- Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное;
- Расширить спектр форм, методов и средств педагогического воздействия на воспитанников;
- Объединить усилия педагога и семьи по вопросам формирования у дошкольников знаний о Крыме через организованную совместную деятельность педагога, родителей и детей;
- Ориентировать родителей на нравственно – патриотическое воспитание детей в семье.
Построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать задачи:
Обучающие:
- Обогатить знания дошкольников о городах Крыма, их истории, достопримечательностях, богатствах крымского полуострова.
- Формировать интерес к изучению прошлого и настоящего родного края,
- Способствовать социализации воспитанников.
Развивающие:
- Развивать кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию;
- Прививать навыки познавательной творческой деятельности;
- Развивать творческие способности детей;
- Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность; ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу;
- Развивать у дошкольников способность эмоционально-эстетического восприятия родного края.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к Крыму;
- Воспитывать нравственно – патриотические качества личности дошкольника: гуманизм, гордость, патриотизм; желание сохранять и приумножать богатства города, родного края и страны;
- Воспитывать потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
Предполагаемые результаты краеведческой работы "Хочу знать Крым от А до Я"
Для детей:
- сформирован интерес к истории, культуре родного края;
- увеличился объём знаний по краеведению.
Для воспитателей:
- повысился интерес к работе по краеведению;
- изготовлен наглядно - практический материал по краеведению;
- освоены новые технологии по краеведению;
- разработана анкета для родителей по краеведению;
- составлен перспективный план работы;
- разработаны и изготовлены дидактические игры по крымоведению;
- оформлен, обобщён и распространён опыт по краеведению.
Для родителей:
- повысился интерес к работе ДОУ;
- повысился уровень активности в участии в конкурсах, выставках, работе по краеведению.
Для предметно-развивающей среды:
- оформлен уголок по краеведению в группе;
Пути решения поставленных задач.
Приступая к работе по ознакомлению детей с родным краем, определены следующие пути решения поставленных задач:
- работа по изучению информации о городах Крыма, их символике и истории, достопримечательностей и знаменитых людей, прославивших Крым и др.;
- введение и освоение новых приёмов и средств, в работу с детьми по данному направлению, разработка перспективных планов.
- взаимодействие с родителями под девизом: их знания и любовь к Крыму должны передаваться детям;
- взаимодействие с социумом включает в себя тесный контакт с культурно-образовательными учреждениями социума: школами, библиотеками.
- создание микро- и макро- развивающей среды по крымоведению: уголок Крыма, подбор наглядно – практического материала по теме и т. п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект с детьми старшей группы «Крым – это горы, Крым – это море».
Ознакомление детей с городом, в котором они живут, вызов чувства гордости за свою "малую Родину". Формирование у детей знаний о родном крае, достопримечательностях, его истории....
Мини-блокнот о Крыме «Высказывания великих людей о величии КРЫМА»
Крымская земля обладает удивительным свойством притягивать творческих людей. С Крымом, так или иначе, связаны судьбы многих известных писателей и поэтов. Да и сам Крым всегда занимал особое мес...
Сценарий тематического развлечения "Крым и Россия едины", посвященного Дню воссоединения Крыма с Россией,для старшего дошкольного возраста.
Уважаемые коллеги! Предлагаю еще один сценарий тематического развлечения "Крым и Россия едины", посвященного Дню воссоединения Крыма с Россией,для старшего дошкольного возраста. Материал исп...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Белоснежка» за первое полугодие Овсянникова С.П., воспитатель МБДОУ «ДС № 2 «Золотой ключик» города Евпатории Республики Крым», 2018 г. Тема: «Путешествие по Крыму»
Конспектинтегрированного занятия в старшей группе «Белоснежка»за первое полугодиеОвсянникова С.П.,воспитатель МБДОУ«ДС № 2 «Золотой ключик»города Евпатории Республики Кры...
Конспект НОД в подготовительной группе в рамках реализации музейного проекта «Музей камней Крыма» на тему: «УДИВИТЕЛЬНЫЕ КАМНИ КРЫМА» с использованием опытно-исследовательской технологии
Целью данного занятия выступает ознакомление детей с разнообразием мира камней со всего Крыма и их свойствами....
презентация Знаменытие люди Крыма. Люди прославившие Крым на весь мир
презентация к занятию "Знаменитые люди Крыма"...
Сценарий физкультурно - спортивного праздника, посвящённого Воссоединению Крыма с Россией "Россия и Крым - одна семья!"
Данный материал представлен в форме сценария мероприятия, посвящённого воссоединению Крыма и России. В сценарии отражены события, связанные с полуостровом Крым и России.Подобраны стихотворения, песни,...