Конспект интегрированного занятия «Мой родной казачий край» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Духовно-нравственное воспитание является одной из основных составляющих воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, которое способствует правильному формированию мировоззрения, гражданственности, семейных ценностей и нравственных ориентиров. Дети могут найти эти вехи в истории своей Родины, истории народа. А так как история Донского края связана с казачеством, то изучение быта и нравов казаков является благодатным материалом для повышения интереса к прошлому своей страны, к культурным традициям своего народа и пробуждения любви к казачеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_kazachestvu_-_kopiya.docx | 24.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 62
Конспект интегрированного занятия «Мой родной казачий край» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Составила: воспитатель
Басакина Ж.Б.
г. Новочеркасск
2022г
Пояснительная записка. Духовно-нравственное воспитание является одной из основных составляющих воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, которое способствует правильному формированию мировоззрения, гражданственности, семейных ценностей и нравственных ориентиров. Дети могут найти эти вехи в истории своей Родины, истории народа. А так как история Донского края связана с казачеством, то изучение быта и нравов казаков является благодатным материалом для повышения интереса к прошлому своей страны, к культурным традициям своего народа и пробуждения любви к казачеству.
Цель: создание условий для уточнения и закрепления знаний детей о родном крае.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять знания о природе Донского края.
- Активизировать познавательный интерес к историческому прошлому, жилищу казаков.
- Обогащать речь детей, пополнять словарный запас.
Коррекционные:
Совершенствовать:
- работу по развитию речевого дыхания, звучности подвижности голоса (изменение по силе, высоте, тембру), речи в играх и упражнениях;
- умение соотносить темп, ритм речи с движением;
- работу над интонационной выразительностью речи в игровой деятельности;
- умение отвечать на вопросы полным ответом, формируя связную речь.
Развивающие:
- Развивать кругозор, выразительность речи.
- Развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма и гордости средствами синтеза искусств. Совершенствовать коммуникативные качества детей.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
- беседы о традициях и быте донских казаков;
- чтение рассказов, сказок, стихотворений о казаках, о природе Донского края;
- разучивание пословиц, поговорок о земле, хлебе;
- посещение мини-музея «Горница», знакомство с домашней утварью казаков;
- рассматривание книги «Казаки» (иллюстрированная история Отечества) под редакцией Б.А. Алмазова;
- разучивание танца «Донская полька» (с колосками);
- рисование совместно с родителями рисунков к стихотворению П. Синявского «На моем рисунке Родина моя».
Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова: курень, чугунки, ухват, рубель. Повторение донских пословиц и поговорок.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная, музыкально – художественная.
Методы и приемы:
Словесные: беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей;
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций;
Практические: исполнение танца, песни, игры.
Материалы и оборудование: мультимедийный экран, презентация о природе, казачьих куренях, предметах быта, рубель, скалка, наволочка, фишки, мольберты, рисунки, деревянные лошадки для игры.
Индивидуальная работа: в ходе совместной деятельности, обращение к каждому из детей, учитывая индивидуальные особенности детей. Оказание помощи при выполнении игровых упражнений и поручений (при затруднении, по потребностям).
Предполагаемый результат: дети закрепят знания о Донском казачьем крае. Активизируют словарь по теме.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: здравствуйте, ребята, я рада вас видеть. Предлагаю начать наше занятие с прослушивания песни А.Кудряшова «Добрый Дон». (К концу песни воспитатель находит на подоконнике письмо).
- Что-то на окошке шторка не в порядке (поправляет)
Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может это лучик солнца
Что щекочет мне лицо?
Может это воробьишка,
Пролетая, обронил?
Может кто письмо как мышку,
На окошко заманил.
- Интересное письмо, словно солнышко оно (конверт ярко желтого цвета).
Ребята, здесь адрес: Детский сад №62, ребятам группы «Сказка». Значит адресовано нам? Можно его открыть.
- Ребята, а почему нельзя открывать чужие письма?
Дети: (предполагаемые ответы) это некрасиво и неприлично.
Воспитатель: что же в письме?
И топчут ее,
И режут ее –
Она не серчает,
Добром отвечает.
Дети: (предполагаемые ответы) земля
Воспитатель: а почему вы решили, что это земля?
Дети: (предполагаемые ответы) мы ходим по земле, землю копают лопатой. В поле тракторы пашут. Земля дает нам урожай, кормит животных, людей, птиц.
Воспитатель: какие пословицы и поговорки вы знаете?
Дети:
- Земля матушка, а хлеб батюшка.
- Земля кормит людей, а мать детей.
- Своя земля и в горсти мила.
- Когда человек трудолюбив, то и земля не ленится.
Воспитатель: молодцы, много знаете пословиц и поговорок о земле. А в конверте еще одна загадка:
- Кто в году 4 раза переодевается?
- И почему 4 раза?
Дети: (предполагаемые ответы) 4 времени года
Воспитатель: а какое время года сейчас и чем славится эта пора?
Дети: (предполагаемые ответы) осень, сбором урожая
Воспитатель: предлагаю поиграть в игру «В саду, в поле, в огороде» (магнитная доска, корзинка с магнитами). На каждый правильный ответ, воспитатель прикрепляет фишки.
- Умницы, справились с игрой. Загляну-ка я в конверт, может еще загадки остались?
- В этих желтых пирамидках
Сотни зерен аппетитных. (Кукуруза).
Слайд «Кукурузное поле, продукты питания из кукурузы»
- Перед вами огромное кукурузное поле, где на солнышке зреют початки кукурузы. Кукуруза идет на корм домашним животным, птицам. И мы тоже с удовольствием кушаем эти вкусные зернышки. Из кукурузы готовят кашу, добавляют в салаты. Кукурузные палочки, колечки – любимое лакомство детей.
- В поле метелкой,
На столе жемчугом. (Пшеница)
Слайд «Пшеница. Поле. Уборка урожая. Продукты питания.»
В поле колосится пшеница. Поле словно золотое. Спелые колосья тяжелые. Собирают пшеницу комбайны, из них зерно пересыпают в большие грузовые машины и везут на элеватор. Из хлебных зерен делают муку, а из муки делают хлеб.
- Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?
Дети:
- Дети всему голова.
- Будет хлеб – будет и обед.
- За хлебом все добро.
- Хлеб в пути не тягость.
Воспитатель: молодцы, хлеб восхвалять вы мастера. А теперь порадуйте танцем «Донская полька» (с колосками).
Воспитатель: край наш Донской богатый, щедрый, всеми любимый. Но раньше преобладали не поля, а дикие степи.
Слайд «Степь ковыльная».
- Степи украшает ковыль, а пословица молвит: «Где ковыль, там и хлеб уродится»
- Ребята, почему наша земля называется Донская?
Дети: (предполагаемые ответы) через всю степь протекает река Дон.
Слайд «Река Дон»
- Ребята, расскажите о реке, какая она?
Дети: (предполагаемые ответы) она большая, широкая, полноводная, тянется по всей нашей области. По ней ходят теплоходы, рыбачьи лодки. По берегам расположены многочисленные деревни, села, города.
Воспитатель: а как назывались люди, которые в прошлом селились на берегу Дона?
Дети: (предполагаемые ответы) их называли казаками.
Воспитатель: а чем занимались казаки?
Дети: (предполагаемые ответы) они были воинами, защитниками Родины; пахали землю, сеяли пшеницу, строили дома.
Воспитатель: как назывались дома, в которых жили казаки?
Дети: (предполагаемые ответы) курени.
Воспитатель: правильно, их строили из досок, обмазывали изнутри и снаружи глиной. Крышу делали из камыша. Посуда, в которой казачка готовила еду называлась чугунки, а в печь эти чугунки ставили с помощью ухвата. Хочу показать, как казачки гладили белье без утюга. Мне нужна скалка и рубель. Вот беру и наматываю полотенце на скалку. И беру рубель. Видите, какой он необычный, есть ручка и ребристая доска. Вот теперь этой доской энергично, быстрым движением проводим по скалке с полотенцем. И так много раз. Кто хочет попробовать? (девочки гладят с помощью рубеля)
Упражнение «Наш казак идет домой»
Слышен топот у крыльца Эх, погода холодна! Воет ветер за стеной Наш казак идет домой, тихо сапоги скрипят А снежинки все летят Казак дров наш наколол К печке греться подошел | цокают языком, то раздвигая, то сужая губы в трубочку выдох бесшумный, но достаточно интенсивный и равномерный. Сделать выдох из открытого рта на ладони, т.к. это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Перевод штро-басса в грудной регистр на гласном «а» с возрастающей силой тона, увеличение объема ротоглоточной полости, все большим открыванием рта. Язык на нижней губе. Упражнение сопровождать движением рук снизу-вверх. На выдох ш-ш-ш, делая скользящие движения ладонями (ф-ф-ф) на тихо продолжительном выдохе Бух! Бух! Бух!- на выдохе – наклон, руки над головой в замке. Произносить вытянутыми трубочкой губами. Вытягивая вперед ладони говорить «пух-пух-пух |
Слайд «Казачья семья»
- Казаки воевали, а казачки занимались детьми и домашним хозяйством. Но было время и веселью. Они пели песни, водили хороводы, устраивали игрища. Вот и мы сейчас поиграем.
- Любимый друг казака – конь, они лихо скакали на конях и учили этому своих детей. Выходите. Будут казаки казачек на конях катать.
Игра «Прокати казачку на коне».
Воспитатель: наш Донской край – наша малая Родина! Наши ребята, как и казаки очень любят свою Родину. Предлагаю рассмотреть рисунки, которые вы вместе с родителями нарисовали и рассказать о них.
- Спасибо, вы очень красиво нарисовали и рассказали о нашем родном крае. Наша Родина – наш Донской край. Наш родной казачий край! На этом наше занятие закончено.
Список используемой литературы
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание шестое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020-368с
- «Дошкольникам о родном казачьем крае». Сборник материалов из опыта работы ДОУ. Управление образования Администрации города Новочеркасска Новочеркасск 2012г.
- «Логоритмические занятия в детском саду» М. Ю. Картушина, Творческий центр пресс Москва, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет)
Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет)...
КОНСПЕКТ Интегрированного занятия «Транспорт. Правила дорожного движения». для детей старшего дошкольного возраста
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №21 «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 142672, Московская область, Орехово-Зуевский район, г. Ликино-Д...
Конспект интегрированного занятия по духовно- нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Традиции Нижегородской губернии»
Продолжать формировать интерес у детей к культуре и традициям родного края....
Конспект интегрированного занятия по математике "Королевство Математики" для детей старшего дошкольного возраста
Занятие ориентировано на выявление знаний детей о геометрических фигурах, цифрах, порядковом и обратном счете...
Конспект интегрированного занятия по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Не будь невидимкой, засветись в темноте!»
Формирование основ безопасного поведения на дорогах Знакомство со светоотражающим элементом – фликером и его назначением....
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста
Цель. Способствовать развитию познавательных интересов у детей, а так же мыслительной, творческой, логической деятельности , через опытническую работу и экспериментирование. Задачи оп...
Конспект интегрированного занятия по математике "Королевство Математики" для детей старшего дошкольного возраста
Занятие ориентировано на выявление знаний детей о геометрических фигурах, цифрах, порядковом и обратном счете...