Конспект экскурсии в мини - музей по теме: «Женские головные уборы марийского народа»
материал (подготовительная группа)
Целью данной экскурсии является приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальным традициям марийского народа через знакомство с марийскими женскими головными уборами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект экскурсии в мини - музей по теме:
«Женские головные уборы марийского народа»
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям марийского народа, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к марийской народной культуре.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с женскими головными уборами марийского народа, дать знания о их назначении.
- Дать представление о головном уборе как элементе костюма - традиционной культуры марийского народа, его культурной ценности.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к истории и культуре марийского народа.
- Обогащать речь, развивать активный словарь детей за счёт формирования у детей определенного объема информации о культуре марийского народа, проживающего в России.
Воспитательные:
- Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории и культуре народов, проживающих в России.
- Воспитывать толерантность по отношению к людям другой национальности.
- Воспитывать бережное отношение к произведениям народного творчества - музейным экспонатам.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Место проведения: группа, где оформлена экспозиция: «Женские головные уборы марийского народа» и установлен экран.
Экскурсоводы: воспитатель и дети старшей группы.
Предварительная работа: разучить стихи и инсценировку фрагмента марийской свадьбы с детьми-экскурсоводами для проведения экскурсии, просмотр видеофильмов о марийском крае; знакомство с национальными костюмами и бытом народов России.
Оборудование: экран; марийские головные уборы: сорока, шарпан, шымакш, рывыж упш; платок; карта республики Марий Эл, подарки гостям (носовые платочки).
Словарная работа: шымакш, шарпан, сорока, рывыж упш.
Ход экскурсии:
Воспитатель: Мы приглашаем вас на экскурсию, которую проведут наши дети -экскурсоводы.
1 ребенок-экскурсовод: Каждый живущий в музее предмет
Хранит в себе тайну, имеет секрет.
В мир старины приглашаем войти,
Дорогу к разгадкам секретов найти.
2 ребенок-экскурсовод: (На экране карта республики Марий Эл.)
Марий Эл – так республика эта зовется.
Повстречаемся с нею и станем дружней.
Познакомимся ближе с марийской культурой.
И сердца наши станут добрей и родней.
3 ребенок-экскурсовод: (На экране марийские костюмы.)
Вот марийские костюмы
С вышивкою яркой.
В них все женщины красивы,
Выглядят нарядно.
4 ребенок-экскурсовод: (На экране женские головные уборы.)
Женский головной убор
Не только украшение.
В обществе средь женщин
Он укажет положенье.
Гордость женщины-марийки
Представляет сей предмет.
По нему определяют,
Замужем она иль нет.
Воспитатель: Головные уборы носили только замужние женщины. Девушки до замужества носили только платки.
5 ребенок-экскурсовод: Если девушка выходила замуж в Сернурском или Советском районах, она меняла платок на головной убор – ШЫМАКШ. (На экране появляется фото женщин в костюмах Сернурского района) В Сернурском и Советском районах женщины-гости, приглашенные на свадьбу, на голову надевали РЫВЫЖ УПШ «ЛИСЬЮ ШАПКУ» (На экране появляется фото лисьей шапки.)
6 ребенок-экскурсовод: (На экране появляется фото - головной убор РЫВЫЖ УПШ).
Рывыж упш – лисья шапка
На свадьбах видна
Головным убором
Является она.
Голову платком
Марийка покрывает.
Лишь замужняя поверх
Лисью шапку надевает.
7 ребенок-экскурсовод: Если девушка выходила замуж в Волжском, Звениговском районах, она меняла платок на головной убор – ШАРПАН. (На экране появляется фото женщин в костюмах Волжского и Звениговского районов)
8 ребенок-экскурсовод: Если девушка выходила замуж в Медведевском или Оршанском районах, она меняла платок на головной убор СОРОКА. (На экране появляется фото женщин в костюмах Медведевского района.)
Взрослый экскурсовод: Головные уборы украшали вышивкой и серебряными монетами. А почему они это делали, мы сейчас узнаем
9 ребенок-экскурсовод: От серебряных монет
При ходьбе волшебный звон.
Духов злых и все болезни
Отгоняет он.
Воспитатель: А сейчас при помощи этого волшебного платка мы окажемся на старинной марийской Сернурской свадьбе. Увидим, как невеста меняет платок на головной убор замужней женщины – ШЫМАКШ. Считаем по-марийски до трех: икыт, кокыт, кумыт (один, два, три). Вот мы и на старинной марийской свадьбе. (Дети - экскурсоводы перестраиваются в два ряда. Впереди стоят мальчик в костюме жениха и девочка в костюме невесты. На голове девочки - невесты головной убор рывыж упш и платок.) Здесь жених и невеста. Вот Хозяин свадьбы - Суанвуй. Он по старинному марийскому обычаю снимает с невесты платок, обходит 3 раза вокруг невесты. (Мальчик - Хозяин свадьбы обходит 3 раза вокруг невесты и снимает с ее головы платок.) А Хозяйка свадьбы- Пурашвате уводит невесту в другое помещение для того, чтобы сменить головной убор. (Девочка - Хозяйка свадьбы уводит девочку - невесту за дверь. Взрослый педагог помогает невесте украсить голову головным убором шымакш и платком.) А гости продолжают веселиться.
Дети поют свадебные частушки на марийском языке:
Ала – лиеш, ала – уке
Ме пуренат шогалына.
Ала – лиеш, ала – уке
Ме кушташат туналына. (Можно или нет, но мы пришли и встали.
Можно или нет, но мы уже сплясали)
Ме муренат кертына,
Ме кушташат кертына.
Мураш, кушташ веле огыл,
Пашаланат кертына. (Мы и петь умеем, мы и плясать умеем.
Не только петь и плясать, трудиться мы умеем)
Хозяйка свадьбы приводит невесту и подводит ее к жениху. Потом начинает раздавать подарки гостям.
Взрослый экскурсовод: Посмотрите, невеста в головном уборе – ШЫМАКШ. Теперь все видят, что она замужем. Хозяйка свадьбы по марийскому обычаю раздала подарки от невесты всем гостям. А мы сейчас по волшебству возвращаемся со свадьбы в музей нашего детского сада. Считаем вместе по - марийски: икыт, кокыт, кумыт (один, два, три). Вот мы и вернулись в наш детский сад. Наша экскурсия завершена.
Рефлексия:
- Ребята, сегодня мы с вами познакомились с головными уборами марийского народа. Что вам понравилось в экскурсии?
- Стали с вами мы дружней
И добрей, и веселей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект экскурсии в мини - музей на тему "Гиганты из прошлого" с детьми подготовительной группы.
Цель: развитие у детей основных компонентов познавательной деятельности и познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, воображения) и получение информации об истории развития и эволюции животного...
Экскурсия в мини – музей «Транспорт» Тема экскурсии: «Знакомство с видами специального транспорта: пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина»
Тема «Транспорт на страже жизни и здоровья человека» Группа: средняя, 4 экскурсовода, гости из другой группы среднего возраста. Цель экскурсии: создать условия для обогащения представлений детей о мир...
Конспект экскурсии в мини - музей на тему: «Охотничья тропа-2»
Воспитывать у детей уважение и интерес к музейным экспонатам, людям, внимательным к жизни животных, любящих и охраняющим их, уважение и интерес к жизни и традициям ханты и манси, желание больше узнава...
Конспект экскурсии в мини - музей на тему: «Охотничья тропа»
Создание условий для развития познавательной деятельности воспитанников....
Конспект экскурсии в мини-музей "Традиции чаепития народов России" и фотоотчёт
Экскурсия была проведена для детей подготовительных групп в рамках мероприятия, проводимого на муниципальном уровне "Фестиваль народных культур", посвященного Дню народного единства....
Конспект экскурсии в мини-музей "Традиции чаепития народов России"
Экскурсия была проведена для детей подготовительных групп в рамках мероприятия, проводимого на муниципальном уровне "Фестиваль народных культур", посвященного Дню народного единства....
Конспект экскурсии в мини музей «Русская изба» в младшей группе «Жизнь и быт русского народа».
Пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью....