Картотека Бурятские народные игры
картотека
Предварительный просмотр:
Бурятские народные игры
Огромную роль в воспитании любви к родному краю, в формировании уважения к обычаям и традициям своего народа, в воспитании национального самосознания играют национальные народные игры. Бурятские народные игры самобытны, имеют свои особенности и свою историю, уходящую в седую древность. К самым древним играм можно отнести:
1 «дандаалха»- догоняшки,
2 «хоргодоон» - прятки,
3 «урилдаажа наадаха» - бег наперегонки,
4 « Ээрэмшээхэ» - крутиться вокруг чего - не будь, в данном случае разводить костёр, бегать вокруг него и ловить друг друга.
Многие старые игры пережили своё время, но в наши дни дети по-прежнему любят «прятки», «догоняшки», и другие игры, навсегда вошедшие в сокровищницу народного творчества.
Но наиболее популярным и распространенным видом массового развлечения всех монголо-язычных племён были игры в «шагай наадан», в переводе «бараньи кости» (лодышки-альчики) или бабки.
Эта игра является отражением основного занятия народа- скотоводства, поэтому альчики (бараньи-кости) означают пять видов животных:
1 «хонхо» (с выемкой), упавшие вогнутой стороной вверх – козёл (козлик);
2 «бухэ» (горбатый), упавшие выпуклой стороной вверх – это овца;
3 «морин» (конь), упавшее на бок ровной стороной, ребром- это лошадка;
4 «ухэр» (крупный скот), упавшее на бок резной стороной – это бычок;
5 «тэмээн» - это кости, оказавшиеся в сидячем положении – встали на «дыбы» или берцом – это верблюд.
В старину в бедных бурятских семьях практически не было игрушек, поэтому игры в «шагай» стали самыми доступными для детей. В каждой юрте собирали бараньи кости, раскрашивали их, складывали в кожаный мешочек и хранили для детских игр.
Нужно отметить что бараньи альчики или «шагай» очень удобны в обращении, прочны гигиеничны (можно подвергать санитарной обработке), легко запоминаются, эстетичны (можно раскрасить в отваре древесной коры в коричневый цвет, в луковой кожуре – в жёлтый цвет, в отваре трав и стеблей – в зелёный цвет), они совершенно безопасны, потому исключают травмы.
В произведениях устного народного творчества (в эпосах, улигерах, бурятских народных сказках) можно найти описание игр «шагай», которые способствовали совершенствованию у детей физических качеств, двигательных умений и навыков, развитию сенсорных способностей, воспитанию целеустремлённости, чувства, коллективизма, воли к победе.
Игры «шагай» - бабки имеют более десятка разновидностей, известных нам;
1 «Хонхо, бухэ туулга»- собирание костяшек, упавших спиной и на спину;
2 «Таалссалга» отгадывания;
3 «Мори урилдаалган»- «конные скачки»;
4 «Няхалалга» - щелканье;
5 «Хумпараа»- подкидывание тремя костяшками-бабками;
6 «Хорёо барилга» -постройка оград для скота;
7 «Хонгордоолго»- подкидывание;
8 «Табаршаалга»- то слова «табан»- пять, подкидывание и ловля бабок одной рукой на весу;
9 «Шуурэлгэ» -хватание бабок горстью;
10 «Харбалга»- метание бабки (лодышки) в бабу;
11 «Дурбэн бурхэ»- четыре молодца;
12 «Ерхо харбалга»- стрельба из костяной стрелы «ерхо».
Эти игры увлекательны и полезны стоит того, чтобы её возродили и подарили детям.
Однако анализ игровой деятельности в дошкольных учреждениях показывает, что наши воспитанники недостаточно знакомы с традиционными бурятскими народными играми.
В игре «таалсалга» в обеих руках у ребёнка по горсточке косточек, дети отгадывают, в какой руке их больше, в какой – меньше. Если ребёнок угадает, то берёт косточки себе. Кто больше соберёт косточек, тот самый внимательный и наблюдательный,
В игре «Хумпараа» - подкидывание трех альчиков (косточек) учим своих воспитанников управлять рукой, координировать движения, развивать глазомер. Это игра является подготовленным этапом к более сложным играм. По правилам игры нужно, чтобы все три косточки упали одинаково, но для детей младшей группы это необязательно, важнее узнать, кто из них упал; козлик или овечка, лошадка или бычок. Но если у кого-то упали все три косточки в одном положении, тот все косточки-бабки (козлят, овечек, лошадок или бычков) забирает себе.
В игре «хорёо барилга» - строительство ограды для скота или других игрушек, зверят, дети учились ставить предметы рядышком, последовательно усваивая понятия «широкий», «узкий» «длинный» « короткий», «большой», и «маленький».
В средней и старшей группах это игра усложнялась. Дети играли в «городьбу» вдвоем, подгруппами или все сразу. Разделив косточки-бабки поровну, дети строили себе городьбу, воображая её загоном для скота. Ставили туда пять косточек бугром вверх- пять овечек, шесть косточек выемкой вверх – шесть козликов. У каждого в городьбе было ещё семь лошадей, восемь коров, четыре верблюда. Отдельно дети выделяли пять игровых, раскрашенных косточек. Их подкидывают, смотрят, как они лягут. Соответственно их положению, из городьбы каждого играющего «выгоняют» животных и ставят их к себе в загон. Потом, по очереди, подкидывает другой ребёнок и тоже выигрывает косточки – бабки из чужой городьбы. Выигрывает тот у кого собрался полный двор скота.
Дети с интересом играют в игру «Шагай харбалга» - метание, которая способствует развитию глазомера, остроты зрения, координации движений. Бабки (кости) в этой игре ставятся в два противоположных ряда на расстоянии 40-60 см. Дети играют по двое. Каждый играющий метит косточкой из своей «стены» (конь или скот) в «стену» соперника. Сколько косточек выбьет из «стены» противника, все забирает себе. Если промахнется то, отдает свою косточку – «стрелу» сопернику.
Наиболее любимой у детей стала игра «Шагай няхалалга» (щелканье бабок). В этой игре воспитатель ставит цель: развивать глазомер детей, координацию мелкой моторики,
рук, закреплять счет, воспитывать собранность, внимательность, быстроту реакции.
Для игры используются раскрашенные в разные цвета косточки – бабки. Играют два или несколько детей. Ребёнок берет в горсть все бабки и бросает их на пол. Нужно щелкать одинаковые бабки, т.е. «орудие» и «мишень» должны быть одинаково упавшими. Упавшие бабки различают по четырём видам: «Хонхо» - козлик, « Бухэ» - овечка, «Морин» - конь, «Ухэр» - бычок. Таким образом, «хонхо» выбивает « хонхо» (конь- коня и т.д.). При выбивании ребёнку необходимо сосредоточиться, щелкать только с первой попытки и не задевать остальные бабки, кроме «орудия» и «мишени». Если ребёнок попадает в «мишень», то забирает её себе, но при этом решает, какую бабку выгоднее оставить для дальнейшего «щелканья» - ту, которой целился. Но если ребёнок промахнулся, задел нечаянно бабки, повторил движение при «прищёлкивании» - уступает место другому. Побеждает тот, у кого больше «косточек». Игра близка к спортивным соревнованиям, поэтому очень увлекательна и нравится детям.
Обмен песнями (Дуу андалдаан)
Дети закрепляют выученные песни, учатся ритмичным движениям под мелодию песни. Это импровизированный конкурс песен для старшей группы. Умело направляя игровую деятельность детей интерес к народному творчеству.
Загадывание и отгадывание (Таабари таалсаха)
На начальном этапе игры воспитатель сама загадывает детям загадки, а дети отгадывают их. Если дети затрудняются, воспитатель показывает картинки-отгадки.
Когда дети знают достаточное количество загадок, они делятся на подгруппы, соревнуются между собой в загадывании и отгадывании загадок. В старшей группе дети не только отгадывают загадки, но сами и придумывают их. Сначала воспитатель учит придумывать загадки, отмечать в предмете характерные признаки.
Постепенно дети самостоятельно придумывают загадки.
НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
НАЙДИ ПАРУ
В этой игре играют 1 или несколько детей.
Правила игры: дети должны определять цвет сапога, цвет узора.
СОБЕРИ ЮРТУ
В этой игре играют 1 или несколько детей.
Правила игры: из нескольких частей составляют целую картину.
БАБКИ-ЛАДЫЖКИ
1. Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. По очереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые лодыжки соперников они забирают себе. Выигрывает та команда, которая сбила больше лодыжек.
2. Большим пальцем щелкают по одной лодыжке, что бы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает следующую и т.д. Сбитые лодыжки забирает себе.
3. Бег лодыжек: игрок щелчками по лодыжкам добивается, чтобы его лодыжки обогнали лодыжки соперника.
4. Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг на друга лодыжки. Побеждает тот, чья лодыжка упала на бок или перевернулась.
5. Кидание лодыжек с ладони вверх. Пока одна летит вверх, надо собрать в кучу лодыжки, расположенные врассыпную на столе.
Правила игры: следует точно соблюдать приемы игры.
Подвижные игры
Большое место в жизни детей занимают народные подвижные игры, которые физически укрепляют ребенка, развивают нравственные чувства, создают определенный духовный настрой, воспитывают характер и волю
Табун ( Хурэг адуун)
Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки, изображают лошадей. В середине круга находятся жеребята. Они изредка издают звуки , подражающие лошадиному ржанию. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят от нашествия волков. А два-три волка рыскают, норовят разорвать круг, схватить жеребенка и увести в свое логово, чтобы накормить волчат. Жеребец, охраняющий табун, наводит страх, пугает волков. Если он осалит волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит или не перебьет всех волков.
Правила игры: волк может разрывать круг. Пойманного жеребенка он должен ловко увести к себе в логово.
Ищем палочку (Модо бэдэрхэ)
Участники игры становятся по обе стороны бревна (скамейки, доски), закрывают глаза. Ведущий берет короткую палочку (10 см.) и бросает подальше в сторону. Все внимательно слушают, стараются отгадать, где упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдет её, незаметно подбежит к бревну и постучит палочкой. Если же другие игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его и «запятнать». Тогда палочка переходит к тому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает от остальных.
Правила игры: Осаленный должен быстро передать палочку.
Иголка, нитка, узелок (Зун, утахн, зангилаа)
Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей.
Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.
Правила игры: Иголка, нитка, узелок, держась за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.
Волк и ягнята (Шоно ба хурьгад)
Один игрок - волк, другой – овца, остальные ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает:
- Что волк ты здесь делаешь?
- Вас жду – говорит волк.
- А зачем нас ждешь?
- Чтобы всех вас съесть!
С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.
Правила игры: Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы. Волку нельзя отталкивать овцу.
Стрельба по соломенным бабкам (Сурхарбан)
Стрельба из лука по связкам соломенных бабок или щиту, составленному из вязанок соломы или спутанных веревок, широко бытует под названием Сурхарбан, как один из спортивных элементов национального праздника. Другой её вариант: стрелу пускают не на соломенную бабку, а просто вдаль. Побеждает тот, чья стрела улетит дальше.
Правила игры: Соблюдать правильный прием стрельбы.
Волк и тарбаганы (Шоно Тарбагашааха)
Считалкой выбирается волк, остальные дети – тарбаганы. Чертят два круга – норы. Тарбаганы перебегают из одной норы в другую. Волк их ловит, а тарбаганы стараются не стать добычей волка.
Шапка (Малгай нюуха)
Дети садятся в круг, водящий обегает круг, незаметно ложит шапку у кого-нибудь за спиной. Дети стараются не упустить момент, когда водящий уронит шапку. Ребенок, за спиной которого упала шапка, должен незаметно среагировать: подняться, схватить шапку, побежать за водящим, настичь его и задеть шапкой, пока он не сел на его опустевшее место. Иначе он станет «огоньком» - сядет в середину круга и в наказание будет исполнять пожелания детей – петь, рассказывать, плясать или исполнять номера – «кукарекать», прыгать на одной ноге и т.д.
Рукавицу гнать (Бээлэй тууха)
В прежние времена эту игру проводила молодежь, собираясь у кого-нибудь в доме. Теперь играют и старшие дошкольники, причем не только в помещении, но и на улице. Рукавицу нередко заменяют платком, шарфом и т. п. Игра проходит интереснее, если в ней 15 и более участников.
Описание. Играющие, сев тесным кругом лицом к центру, незаметно передают из рук в руки за спиной рукавицу. Кому она попадет в руки, тот начинает раскачиваться из стороны в сторону и напевать:
«Рукавицу, рукавицу, рукавицу гони» («Бээлэй, бээлэй, бээлэй туу»).
Водящий, находящийся в середине круга, услышав пение, бросается в ту сторону, где поют. Но пока Он приблизится, пение и покачивание там прекращаются, переходя дальше по кругу - как бы катится волна. Это значит, что рукавица ушла дальше.
Задача водящего - обнаружить рукавицу в руках одного из играющих, который после этого становится новым водящим.
Правила.
1. Игрок, получивший рукавицу, не задерживает ее у себя до конца пения, а передает сразу в любую сторону, продолжая петь до конца фразы.
2. Остальные играющие не должны начинать пение до того, как придет к ним в руки рукавица.
3. Названный водящим игрок должен немедленно показать свои руки, не передавая дальше рукавицу, если она у него находится.
Прятать золотинку (Алта нюуха)
По считалке выбирается ведущий, ему вручается «золотинка» (пуговица, обернутая фольгой). Дети садятся в ряд, положив руки на колени, сомкнув ихлодочкой. Ведущий должен незаметно положить «золотинку» кому-нибудь в ладошки. Остальные дети должны внимательно смотреть за соседями. Если ребенок заметил, что «золотинку» положили соседу, должен быть начеку. При слове ведущего «Золотинка, выходи!», ребенок должен поймать соседа за руку или за одежду и не дать ему встать со своего места. Иначе «золотинка» будет обязательно спеть или сплясать. Обычно детям хочется, чтоб его поймали, все желают быть артистами. Выступив перед публикой, «золотинка» становится ведущей, а ведущий садится на его место. Если «золотинка» затрудняется в исполнении своего номера, то дети помогают всей группой. После каждого выступления дети хлопают в ладоши и благодарят за выступающего.
Охота на кабанов (Гахай шэдэхэ)
Считалкой выбирают два «охотника», которые становятся по обе стороны «поляны» (прямоугольник длиной от 3 до 6 метров, шириной от 1,5 до 2 метров). Их «оружие» - мячик. На поляне пасутся кабаны, резво убегая от пуль охотников. В игре дети прыгают, падают, наклоняются, т.е. стараются не стать добычей охотников. Охотник же попав мячом в кабана, забирает его к себе за черту. Охотники соревнуются – у кого больше трофея. После каждого выстрела они передают мяч друг другу.
БУРЯТСКАЯ ЮРТА
В каждой команде по 4 участника. Под музыку все играющие бегают врассыпную, а когда музыка останавливается, каждая команда строит свою юрту из цветного материала. Чья команда быстрее построит юрту, та команда выигрывает.
Правила игры: играющие должны построить юрту, схватив за угол материала и поднять вверх.
ВЕРБЛЮЖЕНКА ЛОВИТ ВЕРБЛЮД
Эта игра напоминает игру «Кошки-мышки», действующие лица: «верблюд», «верблюжонок». Эти роли исполняются по желанию. Остальные играющие образуют круг, взявшись за руки. «Верблюжонок» становится в круг, а «верблюд» остается за кругом и пытается прорваться в него, но образующие круг препятствуют этому, не расцепляя рук. Если «верблюду» все же удается прорваться, то он пытается схватить «верблюжонка». Тот увертывается и выскакивает из круга (его пропускают под руками), а «верблюда» снова задерживают.
Правила игры: «Верблюд» может прорываться через сомкнутые руки, но не имеет права применять болевые приемы.
ЯСТРЕБ И УТКА
2-3 участника по желанию вызываются быть «утками», а один становится «ястребом». Чертят «озеро» (круг радиусом 1-2 метра). Все играющие изображают «заросли камыша». В 10-15 метрах от них располагаются «утки», а через следующие 10-15 метров – «ястреб». Когда все играющие займут свои места , «ястреб» издает громкий крик и устремляется к «уткам», чтобы поймать (осалить) их. «Утки» спасаются в зарослях «камыша», потом в «озере», в котором их салить уже нельзя. Та из них, которую «ястреб» осалит, выбывает из игры. Когда остальные «утки» спасутся в «озере», «ястреб» возвращается на исходную позицию. Это же делают «утки» , и начинается следующий тур игры. Заканчивается она, когда «ястреб» поймает всех «уток» или убедится, что в не силах их переловить. Тогда вызывается быть «ястребом» другой участник и игра повторяется.
Правила игры: игроки, изображающие камыши, могут раскачиваться всем туловищем, мешая «ястребу» догонять «уток», но при этом они не имеют права действовать руками или сходить с места. «Ястреб» может раздвигать «камыши» туловищем, но без участия рук. «Утка» может сразу спасаться в «озере», но должна на реже чем через раз задерживаться в «камышах», пока «ястреб» не попытается осалить ее здесь.
Белое дерево (Сагаан модон)
Эта игра широко распространена едва ли не у всех народов, для которых традиционным является скотоводство, особенно степное. Ее считают своей народной игрой казахи, киргизы, каракалпаки, калмыки, буряты и, многие другие народы. Поиск нужного предмета (белой палки, белого шерстяного мяча и т. п.) в степи лунной ночью позволяет развить и проявить навыки, высоко ценимые среди потомственных скотоводов. Отсюда популярность и традиционность игры во многих скотоводческих районах, включая Бурятию. Здесь эта игра имеет некоторые особенности, связанные с наличием в Бурятии не только степной, но и лесистой местности: в игре используются большая жердь и маленькая деревянная палочка.
Игра проводится в летнюю лунную ночь. Участвует в ней обычно 20-30 человек, чаще это юноши и подростки. Прежде, по свидетельству Г. Н. Потанина, и взрослые люди, даже женщины, принимали участие в этой игре.
А так же в эту игру можно играть со старшими дошкольниками на уличной площадке.
Описание. Играющие делятся на две равные по силам команды. Игровым инвентарем служат жердь (длиной1м) и короткая палочка (10 см длиной), свежеобструганная, белая , без сучков и заусенцев. Команды идут на ровное открытое место, куда приносят жердь, и строятся вдоль нее в ряд.
Один из играющих бросает вдаль что есть силы короткую палочку с криком «кик-кук!», что служит сигналом начала поисков. Кто первый нашел, кричит: «Бии олооб!» - и бежит к жерди или передает палочку (так, чтобы никто из соперников не заметил этого) более сильному товарищу из своей команды. Если соперники обнаружат палочку, то стараются отнять ее и донести до жерди сами.
Побеждает команда, которой удастся стукнуть палочкой по жерди. Этот стук служит сигналом к прекращению игры. После этого она обычно повторяется. И так несколько раз.
Правила.
1. Во время борьбы можно хвататься только за саму палочку, а не за руки, ноги, одежду соперников.
2. Найденную палочку можно только нести или передавать из рук в руки, но нельзя, перебрасывать ее друг другу.
«Поиски шила и ножниц» («Шубгэшоолгэ»)
Участвует в этой игре 7-15 человек, старшие дошкольники или младшие школьники.
Описание. Из игроков выбираются по желанию «баба» и ее «дочь». Они отходят в сторону и ждут, когда придет время их действий. Остальные играющие, став в затылок один другому и держа друг друга за пояс, садятся на корточки. К ним подходит «баба». Она говорит, что ищет шило и ножницы, чтобы вытащить занозу из носа верблюда. Играющие прячут от нее пучок травы или палочку - «ножницы» и «шило». Когда «баба» просит «ножницы» и «шило» у первого играющего, тот отвечает, что надо искать в задних рядах. Она толкает его, стараясь вывести из равновесия, чтобы ему пришлось опереться рукой о землю, а сама подходит к следующему и т. д. В это время играющие говорят:
«Поднимается ветер, он гонит сюда дождевую тучу.
Баба, баба, собирай аргал» (сухой навоз, который служит в степи для топлива).
«Баба» уходит. Тогда один из игроков встает и, «похитив» «дочку», «прячет» ее (сажает среди остальных игроков).. «Баба», вернувшись, спрашивает:
«Где моя дочь?»
Ей отвечают:
«Там, за западной канавой, женщина ищет свою дочь».
Вся игра ведется в комическом тоне: «баба» ищет то «дочь», то «шило» и «ножницы». В некоторых вариантах игра так и продолжается, пока не надоест играющим.
У бурят, живущих в Агинском автономном округе, конец этой игры иной: после «похищения дочери» «баба» находит ее в цепочке играющих и пытается отнять. Играющие встают, сохраняя цепочку. Передний игрок расставляет широко руки, не давая водящей приблизиться к «дочке». Водящая мечется из стороны в сторону, но вся цепочка увертывается от нее. Начинается игра, в сущности похожая на известную игру «Коршун и наседка», где у водящей цель - отрывать игроков от цепочки, защищаемой первым игроком. Игра продолжается до тех пор, пока «баба» не поймает свою «дочь».
Правила.
1. Игрок, которого «баба» оторвала от цепочки, должен сразу выйти из колонны, а остальные вновь берут друг друга за пояс.
2. Во время движения отрываться от цепи нельзя. Если это произойдет, то игра приостанавливается, и все опять берутся за пояс.
Табун
Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки, изображают лошадей. В середине круга находятся жеребята. Они изредка издают звуки, подражающие лошадиному ржанью. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят от нашествия волков. А два – три волка рыскают, норовят разорвать круг, схватить жеребенка и увести его в свое логово, чтобы накормить волчат. Жеребец, охраняющий табун, наводит страх, пугает волков. Если он осалит волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит или не перебьет всех волков.
Правила игры. Волк может разрывать круг. Пойманного жеребенка он должен ловко увести к себе в логово.
Верблюжонка верблюд ловит (Ботогон буурашалга)
В игре участвует 10-30 и более человек, чаще дошкольники или младшие школьники. Играть можно на небольшой площадке (5-7 м в поперечнике).
Описание. Эта игра напоминает игру «Кошки-мышки», только действующие лица в ней иные - типичные животные для степных районов: верблюд (буура), верблюжонок (ботогон). Эти роли (роли водящих) распределяются по желанию или по считалке. Остальные играющие образуют круг, взявшись за руки. «Верблюжонок» становится в круг, а «верблюд» остается за кругом и пытается прорваться в него, но образующие круг препятствуют этому, не расцепляя рук. Если «верблюду» все же удается прорваться, то он пытается схватить «верблюжонка». Тот увертывается и выскакивает из круга (его пропускают под руками), а «верблюда» снова задерживают.
Если «верблюду» долго не удается поймать «верблюжонка», его заменяет кто-нибудь другой по желанию. Когда «верблюжонок» пойман, игра заканчивается или возобновляется с новой парой водящих.
Правила. 1. «Верблюд» может прорываться через сомкнутые руки, но не имеет права применять болевые приемы.
2.«Верблюжонок» считается пойманным, если «верблюд» осалит его.
Игра в лодыжки (Шагай)
«Игра в лодыжки» (специально обработанные кости надкопытных суставов овечьих ног) широко распространена среди бурят. Она имеет несколько разновидностей. Ниже приводится одна из наиболее простых. Участвовать в ней могут мальчики и девочки 6-15 лет, 2 человека и более.
Описание. Игроки кладут на землю, или на дощечку, или на стол в общую кучку условленное число лодыжек, например каждый по 5 костей. Очередность в игре определяют по считалке или жеребьевке.
Первый игрок подбрасывает одну лодыжку. Сразу же (той же рукой) берет лодыжки из кучи и ловит подброшенную вверх. Лодыжки, которые он успел схватить из общей кучи, откладывает в сторону до конца игры. Потом повторяет все снова и так продолжает игру до тех пор, пока не уронит подброшенную лодыжку. Тогда вступает в игру следующий игрок. Выигрывает тот, кто заберет больше лодыжек из общей кучи. Выигрыш подсчитывают, когда в куче не останется лодыжек. Потом их складывают в общую кучу и игра повторяется.
Правила.
1. Игрок передает очередь следующему не только тогда, когда не успевает поймать подкинутую лодыжку, но и в том случае, если не успеет взять лодыжку из общей кучи или уронит её, ловя подброшенную вверх.
2. Играть можно любой рукой, но в ходе игры запрещается менять руку или помогать другой рукой.
В разновидностях этой игры задания усложняются (например, подкинутые лодыжки ловят на тыльную сторону ладони, берут лодыжки, положенные не на землю, а себе на колени, и т. д.). В Бурятии можно наблюдать игру «Шагай» во время езды на лошадях (это очень характерно для потомственных скотоводов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека бурятских народных игр.
Мою группу посещают дети пяти национальностей. Поэтому, я считаю, что знакомство дошкольников с культурой народов, проживающих на территории нашей страны, сейчас очень актуально. Мои ребята дружат и и...
Картотека бурятских народных игр
Картотека бурятских народных игр...
Картотека бурятских народных игр
Бурятские народные игры для детей...
Картотека Бурятских народных игр. " Чем играли раньше дети?"
Раньше у детей не было такого разнообразия игрушек, как теперь. Дети развлекались по-другому: скачки, прыжки, прятки, бабки. Играли тем, что было под рукой: камушки, веточки, самодельные куколки....
Картотека Бурятские народные игры Чем играли раньше дети?
Раньше у детей не было такого разнообразия игрушек, как теперь. Дети развлекались по-другому: скачки, прыжки, прятки, бабки. Играли тем, что было под рукой: камушки, веточки, самодельные куколки....
Картотека "Бурятские народные игры"
Бурятские народные игры...
Картотека "Бурятские народные игры"
Картотека...