НОД "Путешествие в осенний лес"
план-конспект занятия (старшая группа)

Зарипова Лилия Зуфаровна

Регионалный компонент

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_puteshestvie_v_osenniy_les.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

Зарипова Лилия Зуфаровна

воспитатель МАДОУ «Берёзка»г.Когалым

Непосредственно образовательная деятельность  в средней группе

По теме «Путешествие в осенний лес»

Аннотация:  Материал  занятия по познавательному развитию детей рекомендуется использовать для детей средней группы. Деятельность воспитателя и детей организована в   форме путешествия по осеннему лесу , где они  знакомятся с природой родного края. Рассматривая иллюстрации, уточняют названия деревьев, ягод, грибов; учатся различать птиц по голосу, встречают диких животных.

Целью данного занятия является развитие познавательных способностей дошкольников в процессе ознакомления детей с природой.

Цель была достигнута через решение ряда образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Образовательные: 

  1. Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе осенью,  подготовке диких животных к зиме;
  2. Уточнить названия деревьев (осина, береза, ель, рябина), ягод (брусника, клюква, черника, голубика), грибов (грузди, моховик, опята, подосиновик), зимующих птиц (ворона, голубь, синица, воробей).

Развивающие: 

  1. Развивать внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие;
  2. Развивать детскую инициативу, любознательность.

Воспитательные:

  1. Воспитывать познавательный интерес, любовь к природе;
  2. Воспитывать доброжелательное отношение  детей друг к другу, желание играть и заниматься сообща.

           Во время занятия большое внимание уделялось активизации и обогащению словаря следующими словами: осина, береза, ель, рябина, брусника, клюква, черника, голубика, грузди, моховик, опята, подосиновик, ворона, голубь, синица, воробей: осиновый, березовый, рябиновый.

При подготовке к НОД была проведена предварительная работа.

  1. Беседа «Приметы осени», «Золотая осень», «Что такое «листопад»; «Как животные готовятся к зиме», «Зимующие птицы», «Грибы и ягоды нашего края».
  2. Наблюдения на прогулке за природой и во время экскурсий;
  3. Рассматривание иллюстраций, презентаций  по теме;
  4. Дидактические игры «С какого дерева лист», «Грибы-ягоды беру», «Угадай, кто я и что делаю», «Угадай, чей голос».

 Оборудование:

Макеты деревьев, грибов, ягод; засушенные листья, иллюстрации деревьев (осина, береза, ель, рябина); карточки с изображением  листьев по количеству детей; презентация к игре «Угадай, кто я и что делаю»; слайды с изображением зимующих птиц;  скамейка, массажная дорожка, мяч, зонт; аудиозапись «Дождь», «Голоса птиц».

Методы и приемы:

Наглядные:

  1. Рассматривание лесной полянки.

Словесные:

  1. Художественное слово (стихотворение);
  2. Рефлексия деятельности.
  3. Указания, пояснения.

Игровые:

  1. Дидактическая игра «С какого дерева лист»,
  2. Дидактическая игра «Грибы-ягоды беру»,
  3. Дидактическая игра  «Угадай, кто я и что делаю»,
  4. Дидактическая игра «Угадай, чей голос».
  5. Игра с мячом «Назови приметы осени»

Методы повышения познавательной активности:

  1. Метод вопросов.

Методы повышения эмоциональной активности:

  1. Игровая ситуация «Дождик»

Ход образовательной деятельности

Вводная часть.

Дети в группе находятся в процессе самостоятельной деятельности. Воспитатель выходит на середину группы, включает аудиозапись «Дождь».

В: Друзья, вы слышите, кажется, дождик начинается. Убирайте побыстрей игрушки и бегите ко мне под зонтик (раскрывает большой зонт).

Дети прибегают и встают под зонт.

В:

Сколько знаю я дождей?
Сосчитайте поскорей.
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.

Дети загибают пальчики (считают).

В: Как вы думаете, а где лучше всего понаблюдать за листопадом?

Д: в парке, в лесу, в саду

В: А не хотите ли отправиться в лес  - вот он, рядом, рукой подать ? Как раз и дождик кончается.. (выключает аудиозапись).

- Но отправиться в лес смогут только дети ребята, которые хорошо знают и любят природу, осень. А кто эти мальчишки и девчонки мы сейчас вместе и  узнаем – поиграем в игру «Назови приметы осени».

Игра в кругу с мячом «Назови приметы осени».

Воспитатель с мячом встает на середину группы и предлагает детям встать в круг.

- Первую примету назову я: осенью стало холодно

Д: -осенью пошли холодные дожди

- осенью иногда идет снег

-осенью улетают в теплые края птицы

- осенью дуют часто сильные ветры

- осенью исчезают насекомые – бабочки, муравьи, комары и т.д.

- осенью падают листья

- осенью люди убирают урожай

- осенью созревают фрукты, овощи, корнеплоды

- осенью люди одеваются в теплую одежду

- осенью много грибов

- осенью много облаков и мало солнца

-осенью может быть скользко.

- животные меняют шубку

В: Молодцы! Все ребята знают приметы осени, а значит, нам пора отправляться в путь. Не забудем взять корзинку для грибов и ягод (берет в руки корзинку).

- Перед нами тропинка – она и приведет нас прямо в осенний лес (дети идут по скамеечке, по массажной и ребристой дорожке).

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки

Раз-два, раз-два

По камешкам, по камешкам

Раз-два, раз-два,

Через ручеек, перепрыгнем ловко

Раз-два, раз-два,

По ровненькой дорожке

Раз-два, раз-два.

В: Вот мы с вами, ребята, и оказались в лесу (на полу – макеты деревьев, засушенные листья; на доске – фотографии деревьев). Назовите знакомые вам деревья.

Д: береза, осина, рябина, ель

В: Чем отличаются эти деревья?

Д: У ели – иголки, а у остальных деревьев – листья

В: А чем же эти деревья похожи?

Д: У них есть ствол, ветки, листья

В: Посмотрите, листопад уже начался и многие листочки под деревьями, в лесу. Угадайте, с какого дерева лист и положите его под соответствующее дерево. Например, мой лист – с осины, это осиновый лист (кладет под дерево).

Дидактическая игра «С какого дерева лист»

Дети поднимают листочки, дают по аналогии ответы и кладут под дерево листочек.

- Это лист с рябины – рябиновый лист

- Это лист с березы – березовый лист

- Это лист с осины – осиновый лист

В: Молодцы! Угадали! Но мы ведь в лес пришли не только за листочками, но и за ягодами и грибами. Ребята, посмотрите, сколько здесь на полянке замечательных  грибов и ягод ( на столе –  макеты грибочков и ягод). Нужно наполнить нашу корзинку, назвав эти дары осени.

  Дидактическая игра «Грибы-ягоды беру»

 Дети складывают в корзинку грибы-ягоды, назвав их.

- Это гриб груздь.

- Это гриб моховик.

- Это грибы опята

- Это подосиновик

- Это брусника

- Это черника

- Это клюква

- Это голубика.

В: Молодцы! Набрали полное лукошко и назвали правильно. Осень щедра на подарки! Только вот, слышите? Почему в лесу так тихо?

Возможные ответы детей:  Животные услышали нас и разбежались. Птицы уже улетели в теплые края.

В: Кажется, я кого-то вижу. Спрячьтесь (присядьте на подушечки) и все внимание на экран.

Дидактическая игра «Угадай, кто я и что делаю»

Дети присаживаются на пол, на подушечки, воспитатель открывает монитор, на котором поочередно появляются иллюстрации лесных животных.

В: Друзья, посмотрите и назовите, кто это спрятался за деревом, и как он готовится к зиме.

Д: Это медведь. Он готовит себе берлогу на зиму и ложится спать.

В: Кто спрятался на дереве?

Д: Это белка. Она делает запасы на зиму.

В: Кто сидит в норе?

Д: Это заяц. Он меняет шубку с серой на белую.

Д: Это еж. Он готовит себе норку на зиму и ложится спать.

Д: Это лягушка. Он закапывается на дне реки и спит.

В: Молодцы! Оказывается, все лесные жители заняты важным делом – готовятся к зиме. Ой, слышите, ребята. С нами кто-то здоровается. Послушайте.

Дидактическая игра «Угадай, чей голос».

Воспитатель включает аудиозапись голосов птиц (вороны, голубя, синицы, воробья).

В: Чей это голос?

Д: Это голос вороны.

На экране появляется иллюстрация вороны (и так далее).

В: Молодцы! Это был нам с вами привет от птиц, которые остались  с нами и не улетели. Как их называют?

Д: Зимующие птицы.

В: Молодцы! А сейчас, ребята, нам пора возвращаться в группу.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки

Раз-два, раз-два

По камешкам, по камешкам

Раз-два, раз-два,

Через ручеек, перепрыгнем ловко

Раз-два, раз-два,

По ровненькой дорожке

Раз-два, раз-два.

Рефлексия.

В: Присаживайтесь, ребята, на ковер. Куда мы с вами ходили и зачем? Что мы с вами делали в лесу? Что вам понравилось больше всего?

-Друзья, сегодня мы с вами побывали в осеннем лесу, вспомнили названия деревьев и поиграли в игру «С какого дерева лист», назвали и собрали грибы и ягоды нашего леса, вспомнили, как готовятся к зиме лесные жители, послушали голоса зимующих птиц. Вот сколько дел мы сегодня сделали в лесу! А сколько щедрых подарков нам осень подарила – и грибы, и ягоды! Я надеюсь, что дома своим родителям вы расскажете об осеннем лесе и попросите их не забывать про зимующих птиц – подкармливать их. Я приготовила угощение для птиц (показывает на подносе) и сегодня мы с вами на прогулке покормим их. Согласны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."

Праздник для детей среднего возраста....

«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».

Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....

Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"

«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...

логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование ...

Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование представлений о периодах осени и их характерных осо­бенност...

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...

«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»

Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...