Программа музыкального руководителя
рабочая программа

Рубаева Галина Юрьевна

Рабочая программа музыкального руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_21-22_ot_2_do_7.docx697.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                        C:\Documents and Settings\Лариса\Local Settings\Temp\Rar$DI04.375\6.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждении «Степноозерский центр развития ребенка - детский сад «Золотая рыбка» Благовещенского района Алтайского края

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

«Музыкальная деятельность»

для детей дошкольного возраста (2-7 лет)

составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования

 «От рождения до школы»

под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2014 г.)

в соответствии с введением в действие ФГОС ДО

Составитель: Музыкальный руководитель:

Рубаева Г.Ю.

р.п. Степное Озеро

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждении «Степноозерский центр развития ребенка - детский сад «Золотая рыбка» Благовещенского района Алтайского края

ПРИНЯТО                                                                                УТВЕРЖДЕНО                                                                                                                                                                                                                            

Заседанием педагогического совета       Приказом заведующей МБДОУ СЦРР            

МБДОУ протокол № 1 от_________      детский сад «Золотая рыбка»  

                                                                    № ____ от «____» __________2021

                                                                   

                                                                                    _____________ Т.А. Киселева                                                                                    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По музыкально – эстетическому воспитанию

дошкольников от 2 до 7 лет

муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения «Степноозерский центр развития ребенка – детский сад «Золотая рыбка»

Составитель:

Музыкальные руководители:

Рубаева Г.Ю.

р.п. Степное Озеро

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

4

1.1.

Пояснительная записка

4

1.1.1.

Цели и задачи реализации Программы

4

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию программы

5

1.1.3.

Значимые для разработки программы характеристики

6

1.2.

 Планируемые результаты освоения рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников.  

12

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

15

2.1.

Описание образовательной деятельности по музыкальному развитию

15

2.2.

Описание вариативных форм, способов

 18

2.3.

Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик

 25

2.4.

Способы и направления поддержки детской инициативы  

26

2.5.

Особенности взаимодействия музыкального руководителя с родителями и воспитателями.

26

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

28

3.1.

Материально-техническое обеспечение программы

28

3.2

Методическое обеспечение программы

28

3.3

Регламент непосредственно-образовательной деятельности

29

3.4

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

29

3.5

Особенности развивающей предметно-пространственной среды

230

Приложение1

Перспективный план работы по взаимодействию с воспитателями, родителями, специалистами

32

Приложение 2

Планирование мероприятий, праздников, развлечений

38

I. Целевой раздел программы

1.1.Пояснительная записка

Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в МБДОУ, возрастных особенностях детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образовании «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости. Репертуар тоже является вариативным компонентом программы и может быть изменен, дополнен в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально - ориентированных мероприятий.

Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13)
  • Устав МБДОУ СЦРР детский сад «Золотая рыбка»
  • Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ СЦРР  детский сад «Золотая рыбка»

1.1.1 Цели и задачи реализации рабочей программы.

Цель:

       Создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.

Задачи:

  • Приобщение к музыкальному искусству;
  • Формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами;
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
  • Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
  • Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности.
  • Развитие детского музыкально-художественного творчества, развитие самостоятельной творческой деятельности детей;
  • Удовлетворение потребности в самовыражении.
  • Обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.

Рабочая программа отвечает требованиям Государственного стандарта и возрастным особенностям детей. Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения, психологических особенностей дошкольников и включает в себя следующие разделы:

  • Восприятие;
  • Пение;
  • Музыкально-ритмические движения;
  • Игра на детских музыкальных инструментах.

В основу рабочей программы положен полихудожественный подход основанный на интеграции разных видов музыкальной деятельности:

  • Исполнительство;
  • Ритмика;
  • Музыкально-театрализованная деятельность;

Рабочая программа состоит из 5 разделов, рассчитана на 5 лет обучения:

1 год - 1-я младшая группа с 2 до 3 лет;

2 год - 2-я младшая группа с 3 до 4 лет;

3 год - средняя группа с 4 до 5 лет;

4 год - старшая группа с 5 до 6 лет;

5 год - подготовительная к школе группа с 6 до 7 лет.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы

Содержание программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-сотрудничество ДОУ с семьей;

-приобщение детей к социо - культурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в художественно-эстетической деятельности;

-принцип эстетизации - предполагает наполнение жизни детей яркими переживаниями от соприкосновения с произведениями искусства; овладение языком искусства;

-принцип интегрированности определяется взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства в образовательных областях музыкального воспитания и образования и разнообразной музыкальной практической деятельности детей;

-принцип взаимосвязи формирования и развития творческого потенциала ребенка как важного фактора развития творческой личности;

-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития дошкольников);

-учет этнокультурной ситуации развития детей.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики.

Характеристика особенностей развития воспитанников всех возрастных групп

1-я младшая группа (с 2 до 3 лет)

На третьем году жизни  продолжается развитие основ музыкальности ребенка. Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на  музыкальные произведения, выражая разнообразные чувства - оживление, радость, восторг, нежность, успокоение.

Происходит дальнейшее накопление музыкальных впечатлений. Дети узнают знакомые песни, пьесы и просят их повторить. У них развивается музыкальное мышление и память.

Более интенсивно, чем на втором году жизни, развиваются музыкально-сенсорные способности: дети могут сравнивать звуки по высоте, тембру, динамике (различают, например, какой колокольчик звенит- маленький или большой, кокой инструмент звучит- бубен или погремушка)
У детей активно развивается речь Она становится более связной. Развивается мышление (от наглядно- действенного к наглядно- образному). Появляется желание проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под нее, запоминают и узнают знакомые музыкальные произведения, просят их повторить; активнее включаются в пение взрослого: подпевают концы фраз, могут вместе со взрослым спеть короткие песенки, попевки, построенные на повторяющихся интонационных оборотах. В основе деятельности детей лежит подражание взрослому.
       Постепенно совершенствуются движения под музыку: они становятся более естественными и более уверенными, но недостаточно согласованными с музыкой.  В процессе музыкальных занятий дети овладевают несложными танцевальными движениями, учатся согласовывать движения с характером музыки Двигаются, ориентируясь в основном на образец взрослого, но могут двигаться и самостоятельно, выполняя хорошо знакомые движения (хлопки в ладоши, притопывание, покачивание с ноги на ногу, полуприсядка). Дети танцуют,  стоя по одному в кругу или парах, однако пока еще недостаточно хорошо ориентируются в пространстве.

Дети любят участвовать в музыкальных сюжетных играх, выполняя те или иные роли (цыплят, зайчиков) и приучаются связывать свои движения с теми изменениями, которые происходят в музыке (двигаются тихо, если музыка звучит негромко, быстрее, если темп музыки становится подвижным).
        Творческие проявления детей становятся более заметными. Их можно наблюдать и в пении, когда дети производят звукоподражания, с разной интонацией поют имена друг друга, сочиняют несложные импровизации на «ля-ля» (например колыбельную или плясовую для мишки, собачки).

По-прежнему сохраняется интерес к экспериментированию.
С музыкальными и немузыкальными звуками: дети изучают возможности звучания разных предметов (деревянных палочек, брусочков, металлических ложечек, емкостей, наполненных разным сыпучим материалом и по разному звучащим) и простейших музыкальных инструментов. Постепенно расширяются представления детей о музыкальных инструментах и возможности игры на них.  Дети знакомятся со многими инструментами ударной группы - барабаном, бубном, погремушкой, колокольчиком, металлофоном. Они различают их по внешнему виду, тембру звучания, могут самостоятельно озвучивать их, используя в играх.

2-я младшая группа (с 3 до 4 лет)

Дети четвертого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, различают контрастное настроение музыки, учатся понимать содержание музыкального произведения. У них начинает накапливаться, хотя и небольшой, музыкально - слушательский опыт, наблюдаются музыкальные предпочтения, закладываются основы музыкально -слушательской культуры. В процессе восприятия дети могут, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение от начала до конца. Развивается дифференцированность восприятия: дети выделяют отдельные выразительные средства (темп, динамику, регистры), сменой движений реагируют на смену частей в двухчастном музыкальном произведении, начинают различать простейшие жанры — марш, плясовую, колыбельную.

В процессе музыкальной деятельности активно развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, проявлением которого является эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма). Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей: дети различают контрастные звуки по высоте, динамике, длительности, тембру (при сравнении знакомых музыкальных инструментов).

Накапливается опыт исполнительской музыкальной деятельности. Все виды музыкального исполнительства начинают развиваться более активно. Дети постепенно овладевают навыками исполнительства в пении, ритмике, игре на элементарных музыкальных инструментах. Растет и совершенствуется голосовой и дыхательный аппарат. Дети с интересом слушают песни в исполнении взрослых и с желанием поют песни совместно со взрослым и самостоятельно, передавая свое эмоциональное отношение. У них развиваются и становятся более устойчивыми певческие навыки, появляются любимые песни.

Благодаря развитию опорно-двигательного аппарата движения под музыку становятся более ритмичными и координированными. Дети лучше ориентируются в пространстве, двигаются под музыку более уверенно и более выразительно, адекватно характеру и выразительным особенностям музыкального произведения. С помощью движений дети способны передавать изменения в динамике, темпе, регистрах. Расширяются представления детей о танцевальных жанрах (плясовая, полька), увеличивается запас танцевальных движений. Образно-игровые движения, применяемые в сюжетных играх и при обыгрывании песен, становятся более выразительными и пластичными. Наблюдаются и творческие проявления детей в пении, играх, свободных плясках.

Интерес к игре на детских музыкальных инструментах становится более устойчивым. Увеличивается запас представлений об элементарных музыкальных инструментах, совершенствуются навыки игры на них.

Дети с удовольствием участвуют в различных видах и формах музыкальной деятельности (в самостоятельной музыкальной деятельности, праздниках, развлечениях).

Средняя группа (с 4-5 лет.)

Дети уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально - ритмические движения, игру на музыкальных инструментах и творчество.

В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях.

Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни. Продолжает развиваться у детей интерес к музыке, желание еѐ слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащаются музыкальные впечатления, способствующие дальнейшему развитию основ музыкальной культуры. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность. Продолжает формироваться певческий голос, развиваются навыки движения под музыку.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

У детей шестого года жизни восприятие музыки носит более целенаправленный характер. Они способны не только заинтересованно слушать музыку, но и самостоятельно оценивать ее. У них постепенно воспитываются навыки культуры слушания музыки, формируются первоначальные знания о музыке как искусстве и ее особенностях. Дети знают и могут назвать имена композиторов, с произведениями которых знакомы, различают музыку вокальную и инструментальную, различают простейшие музыкальные жанры (песня, танец, марш), выделяют отдельные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритмический рисунок, динамика, темп, регистры), различают простую двух- и трехчастную форму музыкального произведения. Они способны сравнивать и анализировать контрастные или сходные по характеру звучания музыкальные пьесы.

Интенсивно развиваются музыкальные способности — ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Особенно отчетливо это прослеживается в разных видах музыкальной деятельности. В певческой деятельности ребенок чувствует себя более уверенно за счет укрепления и развития голосовых связок и всего голосового и дыхательного аппарата, развития вокально-слуховой координации, расширения певческого диапазона (ре первой октавы — до, до-диез второй октавы), формирования более четкой дикции. У большинства детей голос приобретает относительно высокое звучание, определенный тембр. Дети могут петь более сложный в вокальном отношении репертуар, исполняя его совместно со взрослым, сверстниками и индивидуально.

В музыкально-ритмической деятельности дети также чувствуют себя более уверенно: хорошо ориентируются в пространстве, овладевают разнообразными видами ритмических движений — гимнастическими, танцевальными, образно-игровыми. Двигаются свободно, достаточно ритмично, адекватно характеру и настроению музыки. В танцах, музыкальных играх способны выразительно передавать музыкальный образ.

В старшем дошкольном возрасте могут наблюдаться достаточно яркие творческие проявления в сочинении песенных импровизаций, в создании игровых образов и танцевальных композиций.

По-прежнему сохраняется интерес к игре на детских музыкальных инструментах. Дети продолжают осваивать навыки игры на инструментах в основном ударной группы (маракасы, румбы, треугольники, металлофоны, ксилофоны и др.). Они играют индивидуально, в небольших ансамблях и в детском оркестре.

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)

Седьмой год жизни является очень важным и ответственным в жизни ребенка в плане его становления как личности, а также в связи с подготовкой к предстоящему обучению в школе. У ребенка активно развивается мышление, воображение, память, речь. Все это способствует активному музыкальному развитию. К концу пребывания в детском саду у дошкольников накапливается достаточно большой запас музыкальных впечатлений и элементарных знаний о музыке. Так, они различают музыкальные произведения разных жанров, стилей, эпох, узнают и называют знакомые произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков.

Интерес к восприятию-слушанию музыки становится достаточно устойчивым. У большинства детей имеются собственные музыкальные предпочтения. Слушая музыкальные произведения, они способны их сравнивать, анализировать, оценивать, мотивируя свою оценку.

В этом возрасте продолжается развитие основных (ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления) и специальных (способности к исполнительским видам деятельности — певческой, музыкально-ритмической, игре на инструментах, творческой) музыкальных способностей. Развиваются и совершенствуются музыкально-сенсорные способности.

Совершенствуется голосовой и дыхательный аппарат. В связи с этим расширяются певческие возможности детей. Певческий диапазон расширяется в пределах до первой октавы — ре, ре-диез второй октавы. Исполнение песен приобретает большую выразительность, напевность. Дети с удовольствием поют коллективно, небольшими ансамблями, индивидуально (соло), как в сопровождении инструмента, так и без сопровождения. У них появляются любимые песни и возникает потребность в их повторном исполнении.

Активное физическое развитие способствует более успешному развитию музыкально-ритмической деятельности. Движения становятся координированными. Дети способны двигаться достаточно четко, ритмично, пластично, эмоционально отзываясь на музыку, согласовывая движения с ее характером, особенностями звучания. Дети овладевают большим запасом танцевальных и образно-игровых движений. Различают жанры танцевальной музыки (народная плясовая, полька, вальс, мазурка, полонез и др.), запоминают более сложные танцевальные композиции, используют знакомые танцевальные элементы в свободных плясках и танцах.

В музыкальных играх обнаруживают хорошую реакцию, способность внимательно слушать музыку и менять движения со сменой ее частей, характером звучания. Образные движения, которыми дети изображают персонажей игр, сказок, становятся очень яркими, выразительными, оригинальными.

В игре на инструментах продолжается совершенствование навыков и приемов исполнения. Расширяются знания и представления детей о различных группах инструментов оркестра. Расширяется исполнительский репертуар. Дети, объединяясь в небольшие ансамбли, с удовольствием исполняют его не только на занятиях, но и во время праздников, развлечений. В случае систематической и целенаправленной работы возможно создание детского оркестра, в котором активное участие могут принимать практически все дети данной возрастной группы.

Активно развиваются музыкально-творческие способности детей, проявляющиеся во всех видах музыкальной деятельности: в восприятии музыки благодаря более развитому воображению и накоплению музыкальных и жизненных впечатлений дети способны творчески воспринимать программную музыку, по-своему интерпретировать ее, выражая собственное отношение с помощью рисунков, выразительных жестов, мимики, движений.

Яркими и интересными становятся певческие импровизации детей. Они все более носят не подражательный, а оригинальный характер. Так же ярко, неординарно большинство детей способно проявить себя в танцевальном и музыкально-игровом творчестве, создавая образы людей, животных, персонажей сказок, песен не только на основе собственной фантазии, но и опираясь прежде всего на музыкальный материал, особенности развития музыкального образа.

Творчество проявляется и в игре на музыкальных инструментах. Дети музицируют и самостоятельно, и в условиях специальных творческих заданий, сочиняя свой ритм, свою мелодическую интонацию, подбирая музыкальные инструменты для оркестровки песни, музыкальной пьесы, драматизации сказки и т. д.

Ценностно-целевые ориентиры образовательного процесса.

  • Сохранение здоровья и эмоционального благополучия, обеспечение культурного развития каждого ребенка;
  • Создание доброжелательной атмосферы, позволяющей растить воспитанников любознательными, добрыми, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • Использование различных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • Творческая организация образовательного процесса;
  • Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • Обеспечение музыкального развития ребенка в ходе воспитания и обучения;
  • Привлечение семьи к участию в культурной жизни групп детского сада и дошкольной образовательной организации в целом;
  • Соблюдение принципа преемственности.

1.2. Планируемые результаты освоения программы

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1. индивидуализации образования

2. оптимизации работы с группой детей.

В программе определены уровни развития музыкальности, в которых на основе целевых ориентиров отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года пребывания в детском саду:

  • сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
  • умение передавать выразительные музыкальные образы;
  • воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений;
  • сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);
  • умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;
  • проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.
  • освоение элементарной игры на шумовых и др. ДМИ.
  • умение различать знакомые мелодии на слух.
  • сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность)

Эти навыки способствуют развитию предпосылок:

  • ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства;
  • становления эстетического отношения к окружающему миру;
  • формированию элементарных представлений о видах музыкального искусства;
  • сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализации самостоятельной творческой деятельности.

Эти результаты соответствуют целевым ориентирам возможных достижений ребенка в образовательной области «Художественно - эстетическое развитие», направлении «Музыка» (Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ № 1115 от 17.10. 2013 г., раздел 2, пункт 2.6.)

В рабочей программе учтены аспекты образовательной среды для детей дошкольного возраста:

  • предметно - пространственная развивающая образовательная среда (оборудованный музыкальный зал);
  • условия для взаимодействия со взрослыми;
  • условия для взаимодействия с другими детьми.

Планируемые результаты части формируемой участниками образовательных отношений с учетом возрастных особенностей воспитанников

Вторая группа раннего возраста:

К концу году ребёнок: узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий - низкий).

вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.

двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки. Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти  рук. Называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен.

Вторая младшая группа  

          В конце учебного года ребёнок: имеет определённый объём музыкальных впечатлений (узнаёт, называет музыкальные произведения); способен различать и воспринимать выразительные и изобразительные особенности музыки; умеет элементарно выражать свои музыкальные впечатления и отношение к прослушанной музыке в высказываниях. Ребёнок самостоятельно исполняет большинство песен освоенных в течение года; эмоционально передаёт содержание и характер песни. Ребёнок может выразительно передавать в движении характер музыки, старается выполнять движение ритмично, умеет элементарно двигаться в пространстве. К концу года у ребёнка отмечается стойкий интерес к игре на детских музыкальных инструментах и игрушках.  

Средняя группа  

          К концу учебного года ребёнок владеет целостным музыкальным восприятием, умеет различать выразительные особенности музыки, может самостоятельно передавать свои музыкальные впечатления в эстетических суждениях, а так же в исполнительской творческой деятельности (в движениях или рисунке). Ребёнок может самостоятельно выразительно и относительно качественно спеть любую из песен, выученных в течение года.  Ребёнок может самостоятельно исполнять танцы, передавая в движении характер музыки; может участвовать в играх, передавая развитие игрового образа. В игре на детских музыкальных инструментах может эмоционально исполнять несложные произведения на одном звуке, владеет чувством ансамбля (ритмического и динамического); способен самостоятельно подобрать инструмент, по тембру соответствующий персонажу сказки, играть на нём.      

Старшая группа  

          У ребёнка к концу учебного года развиты основы музыкально-эстетического сознания; сформированы представления об образной основе произведений, имеющих два музыкальных образа; развиты представления о первичных жанрах музыки и их видах.  Ребёнок может эмоционально передать в пении общий характер песни, смену ярких интонаций, а также особенности взаимодействия различных музыкальных образов, владеет певческими умениями (звуковедение, интонирование, дыхание, дикция), умеет оценивать своё пение.  У ребёнка достаточно развито целостное восприятие музыкально-ритмического репертуара; он получает в процессе музыкально-ритмического движения эстетическое удовольствие. Ребёнок знает и называет детские, народные, симфонические музыкальные инструменты, различает их тембры. Может исполнять несложные пьесы в ритмическом оркестре.  

Подготовительная группа  

         К концу учебного у ребёнка развиты способности целостного и дифференцированного музыкального восприятия; развито умение давать оценку прослушанным музыкальным произведениям. Ребёнок способен проявлять своё отношение к музыке; ребёнок может исполнять самостоятельно и довольно качественно выученные песни, сформирована потребность петь в любых жизненных ситуациях, ребёнок может дать оценку своему пению.  У ребёнка сформирована потребность к самостоятельности исполнения музыкально-ритмического репертуара; имеется понимание правильности исполнения музыкально-ритмических движений; может сам придумать новые игры и танцы. К концу года ребёнок уверенно и правильно играет на детских музыкальных инструментах, владеет чувством ансамбля, импровизирует и игровых ситуациях, в играх-драматизациях.  

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Программа составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с учетом федерального компонента образовательного стандарта и приоритетным направлением развития МБДОУ. В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.

Задачами эстетического воспитания и развития является процесс перехода дошкольниками от художественно-созерцательной деятельности до творческой деятельности, не оставляя без внимания эстетические аспекты взаимодействия спортом, художественной речью, изобразительной деятельностью, научно –экспериментальной деятельностью, формированием нравственных взаимоотношений, расширение познаний общественной жизни.

Основные задачи музыкального развития детей дошкольного возраста-

развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать

и откликаться на музыку различного характера, сопереживать персонажам музыкальных игр, песен, плясок, пьес.

-развитие музыкально-художественной деятельности;

-приобщение к музыкальному искусству;

Раздел «СЛУШАНИЕ»

  • развитие способности эмоционально воспринимать музыку;
  • развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
  • развитие способности различать характер музыки различного характера (песен, инструментальных пьес), проникновение в суть, смысл музыкального произведения, запоминание названия, композитора,
  • развитие способности различать средства музыкальной выразительности
  • (темп, регистр, тембр музыкальных инструментов),
  • различать состав музыкальных исполнителей (соло, дуэт, три),(хоровое, оркестровое исполнение)
  • развитие навыка накопления музыкальных впечатлений;
  • формирование музыкального вкуса.

Раздел «ПЕНИЕ»

  • формирование у детей навыков правильного голосообразования
  • формирование у детей певческих умений и навыков(певческая позиция, осанка, дыхание;
  • развитие музыкального слуха, т.е. различение звуков по высоте
  • (в пределах возрастных задач), длительностей (в пределах возрастных задач),
  • развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона,
  • развитие навыков анализа, синтеза, самоконтроля в собственном исполнении (мелодии, ритмического рисунка мелодии и т.д.), и исправлении ошибок;
  • обучение детей исполнению песен в непосредственно - образовательной, музыкальной деятельности и в быту (с помощью воспитателя и самостоятельно), (с сопровождением и без него).

Раздел «МУЗЫКАЛЬНО -РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»

  • развитие музыкального восприятия,
  • формирование и развитие навыков метро –ритмическое движения под музыку различного характера, темпа, ритма (в пределах возрастных задач);
  • посредством включения в игры, пляски и упражнения;
  • развитие умений и навыков детей двигаться согласно характеру музыки; наиболее яркими средствами музыкальной выразительности;
  • развитие пространственных и временных ориентировок (в пределах возрастных задач);
  • становление и развитие волевых качеств: упорство, настойчивость, ловкость в игре и музыкально –ритмическом движении.
  • развитие художественно-творческих способностей.

Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»

  • совершенствование эстетического восприятия, чувства музыкальной формы у дошкольников,
  • развитие навыков творческого воображения, фантазии в передаче музыкального образа посредством музыкальных звуков, детских инструментов –игрушек, детских музыкальных инструментов.
  • развитие музыкального слуха, т.е. различение звуков по высоте
  • (в пределах возрастных задач), длительностей (в пределах возрастных задач),
  • развитие чувства ритма; навыков ритмичного дублирования мелодии на детских музыкальных инструментах (индивидуально и по подгруппам);
  • навыков ритмичного сопровождения музыкального произведения на детских
  • музыкальных инструментах (индивидуально и по подгруппам);
  • становление и развитие психолого–педагогических характеристик: навыков внимания, памяти, мышления; волевых качеств: выдержка, усидчивость (соответственно возрасту).
  • формирование и развитие музыкального вкуса.

Раздел «ТВОРЧЕСТВО»

(активное слушание, песенное, музыкально-игровое, танцевальное творчество, импровизация на детских музыкальных инструментах

(ритмическая, мелодическая).

  • развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;
  • способствовать активизации фантазии ребенка,
  • развивать стремление к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм, видов музыкальной деятельности, музыкальных жанров и т.д.
  • для воплощения своего замысла;
  • развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на детских музыкальных инструментах

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Формы организации образовательной деятельности по музыкальному развитию.

Формы организации музыкальной деятельности детей

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Формы работы

Область применения

Режимные моменты

-в организованной  образовательной деятельности (музыка и другие)

-во время умывания

-во время  прогулки (в теплое время)

-в сюжетно-ролевых играх

-в театрализованной деятельности

-на праздниках и развлечениях

-перед сном

-во время утренней гимнастики

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Совместная деятельность педагога с детьми

 

Непосредственно-образовательная деятельность:

-музыка

-другие виды

-праздники, развлечения

 Музыка в повседневной жизни:

-театрализованные игры

-детские игры, забавы, потешки

-слушание музыкальных произведений, сказок в группе

-прогулка  в теплое время (подпевание знакомых песен, попевок)

-рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности

-рассматривание портретов композиторов

-просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов

Подгрупповые

Индивидуальные

Самостоятельная деятельность детей

Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе:

-подбор музыкальных инструментов

-музыкальных игрушек

 (озвученных и неозвученных)

-для экспериментирования со звуком

-театральных кукол

-атрибутов для ряжения

-элементов костюмов различных персонажей

Организация игрового пространства и создание предметной среды:

-для стимулирования игр (в «праздники», «театр», «концерт», «оркестр», «музыкальные занятия» и др.)  

-для мини-музеев, коллекций, выставок музыкальных инструментов, песенников, игр и др.   (с усложнением по возрасту)

-для инсценирования песен, хороводов

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Совместная деятельность с семьей

-консультации для родителей

-родительские собрания

-индивидуальные беседы

-создание наглядно-педагогической среды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)

-оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье

-открытые музыкальные занятия для родителей

-совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)

-посещения детских музыкальных театров, музеев, выставок

-театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, шумовой оркестр)

-просмотр музыкальных видеофильмов

Основной формой организации непосредственно образовательной музыкальной деятельности детей традиционно являются музыкальные занятия, которые имеют разновидности:

Виды занятий

Характеристика

1.Индивидуальные музыкальные занятия

Проводятся отдельно с ребенком. Это типично для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Продолжительность такого занятия 5-10 минут, 2 раза в неделю. Для детей старшего дошкольного возраста организуется с целью совершенствования и развития музыкальных способностей. Умений и навыков музыкального исполнительства; индивидуальные сопровождения воспитанника в музыкальном воспитании и развитии.

2. Подгрупповые музыкальные занятия

Проводятся с детьми 2-3 раза в неделю по 10-20 минут, в зависимости от возраста дошкольников.

3. Фронтальные занятия

Проводиться со всеми детьми возрастной группы, их продолжительность также зависит от возрастных возможностей воспитанников.

4. Объединенные занятия

Организуются с детьми нескольких возрастных групп.

5.Типовое (или традиционное) музыкальное занятия

Включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (восприятие, исполнительство и творчество) и подразумевает последовательно их чередование. Структура музыкального занятия может варьироваться.

6. Доминантное занятие

Это занятие с одним преобладающим видом музыкальной деятельности. Направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности детей (ладовое чувство, чувство ритма, звуковысотного слуха). В этом случае оно может включать разные виды музыкальной деятельности, но при одном условии - каждая из них направлена на совершенствование доминирующей способности у ребенка).

7. Тематическое музыкальное занятие

Определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей.

8. Комплексные музыкальные занятия

Основываются на взаимодействии различных видов искусства - музыки, живописи, литературы, театра, архитектуры и т.д. Их цель - объединять разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, театрализованную, художественно- речевую, продуктивную) обогатить представление детей о специфики различных видов искусства и особенностях выразительных средств; о взаимосвязи искусств.

9. Интегрированные занятия

Отличается наличием взаимовлияния и взаимопроникновения (интеграцией) содержание разных образовательных областей программы, различных видов деятельности, разных видах искусства, работающих на раскрытие в первую очередь идеи или темы, какого - либо явления, образа.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

Исходя из возникновения развития музыкальной деятельность детей дошкольного возраста, можно определить оптимальные формы организации музыкальной деятельности дошкольников. Вариативные формы музыкальной деятельности дошкольников в ДОУ:

Возраст

Ведущая деятельность

Современные формы и методы музыкальной деятельности

2-5 лет

Игровая (сюжетно - ролевая игра)

Музыкально - сюжетно ролевые игры (песня-игра)

Музыкальные игры-фантазирования)

Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе

Усложняющиеся игры-эксперименты и игры - путешествия

Музыкально-дидактические игры

Игры - этюды по мотивом музыкальных произведений

Сюжетные проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием

Концерты - загадки

Беседы, в т.ч. по вопросам детей о музыке.

5-7 лет

Сложные интегративные виды деятельности, переход к учебной деятельности

Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность.

Музыкально-дидактическая игра.

Компьютерные музыкальные игры.

Исследовательская (Опытная) деятельность.

Проектная деятельность

Театрализованная деятельность

Хороводная игра

Музыкально- игры импровизации

Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты.

Музыкальные экскурсии и прогулки, музыкальный музей.

Интегративная деятельность

Клуб музыкальных интересов

Коллекционирование (в том числе впечатлений)

Самостоятельная музыкальная деятельность детей.

Интеграция с другими образовательными областями:

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

  • Формирование представления о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;
  • Развитие навыков игровой деятельности;
  • Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.                                                       Развитие свободного общения о музыке с взрослыми и   сверстниками;
  • Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.

Образовательная область

«Познавательное развитие»

  • Расширение музыкального кругозора детей;  сенсорное развитие,
  • Формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества.

Образовательная область

«Речевое развитие»

  • Развитие устной речи в ходе высказываний детьми своих впечатлений,  характеристики музыкальных произведений;
  • Практическое овладение детьми нормами речи, обогащение «образного словаря».

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

  • Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование  художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка»
  • Закрепления результатов восприятия музыки.
  • Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

Образовательная область

«Физическое развитие»

  • Развитие физических качеств в ходе музыкально - ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности.
  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
  • Формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксации.

     

 Использование музыки в образовательных областях:

- как содержательная часть, разновидность наглядного метода;

- как средство оптимизации образовательного процесса;

- как средство обогащения образовательного процесса.

Перечень программ и технологий, используемых в работе с воспитанниками:

  • «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под.ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и др., издание 2015г.
  • Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день». Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки»,  СПб.: Изд-во «Композитор», 2015.

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик.

Освоение основ музыкальной культуры предполагает выявление

сходства и различия, сравнение, вычленение основных черт музыкального языка, интонация, ритмическая структура, темпо - ритмические особенности изложения в комплексном освоении произведений искусства (музыкальное, изобразительное, художественно - творческое, театрализованное).

Структура и содержание программы базируется:

-изучение разных музыкальных жанров,

-проникновение в суть музыкальных интонаций, как носителей образного смысла музыкальных произведений;

-освоение основных средств музыкальной выразительности (лад, темп, тембр, регистр, динамические оттенки),

-формирование представлений о строении музыкальных форм (куплетная, одночастная, простая двух - частная, простая трех - частная) и их зависимости от содержания сочинения.

Основные закономерности музыкального искусства преломляются здесь через три направления:

-музыкальной культуры прошлого и настоящего

-знакомство и освоение основ русского музыкального народного фольклора, как отражение жизни народа, его истории, отношения к родному краю, природе, труду, человеку.

-русской музыкальной культуры, как части мировой музыкальной культур: основные жанры русских народных песен (хоровод: плясовой, игровой, трудовой и т.д.) и традиций их бытования; музыка русских композиторов как часть отечественной музыкальной культуры.

-мировой музыкальной культуры: музыка народная, музыка композиторская.

Критерии отбора музыкальных произведений на принципе доступности, понятности, и значимости соответствуют наиболее распространенным видам музыкально – практической деятельности дошкольников: восприятие музыки, пение, музыкально –ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, этюды, импровизации. Именно такие критерии определяют пути формирования музыкальной культуры дошкольников, пути развития их музыкального вкуса, формирования потребности общения с музыкой в условиях пропаганды средств массовой информации образцов поп-культуры, не всегда достойного качества и образца.

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы.

Мир детства - удивительная пора, когда каждое сказанное слово, услышанный звук имеет свою смысловую нагрузку. Как известно, одной из самых доступных форм детского творчества является игра. Поэтому, используя разнообразие детских игр в деятельности дошкольников, возможно, разнообразить мир ребенка, наполнить его смыслом. Разнообразие детских игр не ограничивается только деятельностью детей в группе «Мы – музыканты», «Мы ходили на концерт», «Игра в театр», «Мы слушаем музыку» и т.д. проведение тематических вечеров.

2.5. Особенности взаимодействия музыкального руководителя с родителями и воспитателями.

Взаимодействие с родителями.

        Семья играет главную роль в жизни ребёнка. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Главной должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания между педагогами и родителями.

      Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе, по созданию благоприятных условий для развития музыкальных способности детей дошкольного возраста.

      Ориентация на индивидуальность ребенка требует тесной взаимосвязи между детскими садом и семьей, и предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе.

      Очевидно, что именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим малышом.

      Чтобы убедить родителей в необходимости активного участия в процессе формирования музыкальных способностей детей можно использовать такие формы работы:

  • выступления на родительских собраниях;
  • индивидуальное консультирование;
  • занятия – практикумы (занятия предусматривают участие воспитателей, логопедов, психологов, совместную работу с детьми),
  • проведение праздников и развлечений.

       В процессе работы с родителями можно использовать вспомогательные средства. Совместно с воспитателями организовывать специальные «музыкальные уголки», информационные стенды, тематические выставки книг. В «родительском уголке» размещать полезную информацию, которую пришедшие за малышами родители имеют возможность изучить, пока их дети одеваются. В качестве информационного материала размещать статьи специалистов, взятые из разных журналов, книг, конкретные советы, актуальные для родителей, пальчиковые игры, слова песен, хороводов. Приглашать взрослых на индивидуальные занятия с их ребенком, где они имеют возможность увидеть, чем и как мы занимаемся, что можно закрепить дома.  Задача музыкального руководителя - раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.

Работа с воспитателями по музыкально-художественной деятельности

       Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду,- следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально-педагогического процесса.

Педагогу – воспитателю важно не только понимать и любить музыку, уметь выразительно петь, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на музыкальных инструментах. Самое существенное – уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей.

       Воспитывая ребёнка средствами музыки, педагог должен понимать её значение для всестороннего развития личности и быть её активным проводником в жизнь детей. Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни. Подбирают мелодии на металлофоне. Музыка должна пронизывать многие стороны жизни ребёнка. Направлять процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно – воспитатель. В детском саду работу по повышению уровня музыкальных знаний, развитию музыкального опыта коллектива педагогов ведёт музыкальный руководитель.

Педагогу - воспитателю важно не только понимать и любить музыку, уметь выразительно петь, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на музыкальных инструментах. Самое существенное - уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей.

Воспитывая ребенка средствами музыки, педагог должен понимать ее значение для всестороннего развития личности и быть ее активным проводником в жизнь детей. Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни. Подбирают мелодии на металлофоне. Музыка должна пронизывать многие стороны жизни ребенка. Направлять процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно - воспитатель. В детском саду работу по повышению уровня музыкальных знаний, развитию музыкального опыта коллектива педагогов ведет музыкальный руководитель.

Перспективное планирование работы по взаимодействию с воспитателями, родителями, специалистами ( Приложение 1)

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально – техническое обеспечение программы.

Материально – техническое обеспечение программы предусматривает наличие оборудования для музыкального воспитания:

- пианино,

-детские стулья по количеству детей.

-музыкальный центр

-фонотека (аудиозаписи),

-видеотека (видеозаписи).

-демонстрационный материал: изображения различных музыкальных инструментов, изображения различных составов исполнителей.

- детские музыкальные инструменты: ксилофон, металлофон, треугольник, бубен, ложки деревянные, свирель, маракасы, барабаны, музыкальные молоточки.

- костюмы для театрализованной деятельности

3.2. Методическое обеспечение программы

  • «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под. ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, издание «Мозаика-Синтез» 2015г
  • Новоскольцева И., Каплунова И. Авторская программа «Ладушки»
  • Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
  • Ветлугина Н. А.  «Музыкальное развитие ребенка»
  • Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина. Программа «Са-фи-дансе» - СПб,: «Детство - пресс», 2000.
  • Тарасова К.В., Нестеренко Т.В., Рубин Т. Г. «Гармония». Программа развития музыкальности у детей старшего дошкольного возраста, 2000.
  • Гераскина Л. «Ожидание чуда». Пособие. Вып.1 и 2. Издательский  дом «Воспитание дошкольника» Москва 2007
  • Коновалова Н.Г. «Музыкально – дидактические игры для дошкольников»: Из опыта работы муз. руководителя. – М.: Просвещение 1982.
  • Макшанцева Е.Д. «Скворушка». Сборник музыкально – речевых игр для дошкольного возраста. – М: АРКТИ, 1998.
  • Анисимова Г.И. «100 музыкальных игр для развития дошкольников». Старшая и подготовительная группы. – Ярославль: Академия развития, 2007.
  • Гоголева М.Ю. «Логоритмика в детском саду». Старшая и подготовительная группы. – Ярославль: Академия развития, 2005.
  • Роот З.Я «Музыкально – дидактические игры для детей дошкольного возраста»: Пособие. – М.: Айрис – пресс, 2004.
  • Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика». Хореография в детском саду. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2006.
  • Суворова Т.И. «Спортивные олимпийскте танцы дл детей». Учебное пособие. Вып.1 и 2.  – Санкт – Петербург: Музыкальная палитра, 2009.

Наглядно - иллюстративный материал:

сюжетные картины;

презентации;

Журналы:

«Справочник музыкального руководителя»

«Музыкальный руководитель»

«Музыкальная палитра»

«Дошкольное воспитание»

Активно используется мультимедийное устройство, которое позволяет более продуктивно использовать учебный материал.

3.3. Проектирование воспитательно-образовательного процесса по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие)»

Организация учебного процесса в МБДОУ СЦРР  детский сад «Золотая рыбка» регламентируется: учебным планом, расписанием непосредственной образовательной деятельности (далее НОД), циклограммами различных видов деятельности воспитателя с детьми и циклограммой деятельности музыкального руководителя.

Учебный план занимает важное место при реализации рабочей программы.

Он скоординирован с учетом требованием санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Нагрузка на детей не превышает предельно допустимую норму. В соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования на основе ФГОС ДО, а также с санитарными правилами. НОД организуется в течение всего календарного года.  НОД проводится 2 раза в неделю в соответствии с требованиями СанПина.

Общее количество часов непосредственно образовательной деятельности в области «Музыка» в неделю, год (в минутах)

Группы

Количество

минут

Количество раз в неделю

2 группа раннего возраста (дети с 2 до 3 л.)

10

2

Младшая группа (дети с 3 до 4 лет)

15

2

Средняя группа (дети с 4 до 5 лет)

20

2

Старшая группа (дети с 5 - 7 лет)

25

2

Подготовительная группа (дети с 5 - 7)

30

2

3.4.  Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

Утренники и вечера развлечений являются особой формой организации детской художественной деятельности в ДОУ. Они соединяют различные виды искусства, способствуют наиболее эмоциональному воздействию и эффективному решению ряда задач воспитательного характера.

Праздничные мероприятия развивают речь дошкольников, эстетический вкус, способствуют проявлению творческой инициативы. Становлению личности детей, формированию у них нравственных представлений.

Развлечения строятся по тематическому принципу, объединяя достижения различных видов искусств, дают возможность вызывать у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительного и художественного воплощения ярких запоминающихся образов. Сказочные, образно – игровые сюжеты форма наиболее доступная для детей младшего дошкольного возраста, где ведущие роли исполняют взрослые, либо дети старших возрастных групп, либо игрушки. На представлениях для старших дошкольников вводятся такие формы и виды как театрализованное представление, концерты, где старшие дошкольники  участвуют во всем празднике, а взрослые исполняют одну, две ключевые роли. Выбор музыкального материала для конкретного праздника зависит от степени подготовленности детей, материально – технической базы ДОУ.

Каждое праздничное мероприятие имеет большое значение для развития эстетического вкуса, формирования интересов детей, развития их творческой активности. Систематически проводимые утренники и развлечения в ДОУ обогащают жизнь детей, способствуют более полному и гармоническому их развитию. Практика показала, что праздники и разнообразные виды тематических развлечений дают наибольший эффект, если:

-их содержание и тематика соответствует возрасту детей, но не вступают по простоте и доходчивости в противоречие с художественными достоинствами;

-использование ярких атрибутов, не повседневного вида, эстетическое оформление зала, не затянутое действие;

-включает в себя элемент новизны и занимательности.

Одним из главных факторов успешного проведения праздника является умение ведущего эмоционально настроить детей, увлечь и повести за собой в мир музыки, сказки, умение чувствовать темп и ритм детского коллектива. Многогранная творческая работа во взаимодействии детей, родителей, воспитателей, музыкального руководителя, дает положительные результаты в нравственном и умственном развитии дошкольников.

3.5. Особенности развивающей предметно-пространственной среды.

Предметно – пространственная среда группы, зала, ДОУ необходима детям потому, что выполняет, по отношению к ним информационную, стимулирующую и развивающую функцию. Она не может существовать сама по себе, без детей и взрослых, которые меняют её в соответствии со своими потребностями, интересами, целями и задачами взаимодействия.

Эта среда должна строиться на основе ведущих принципов:

-возрастные нормы (расположение важной информации для детей на уровне их глаз), и в зонах ближайшей доступности;

-эстетическое оформление,

-доступность.

Музыкальная пространственная развивающая среда с учетом взросления дошкольников, то есть в соответствии с возрастными особенностями их музыкального развития и этапами становления видов музыкально-художественной деятельности, может быть наполнена следующими музыкальными инструментами и музыкально – дидактическими играми.

Наглядно-иллюстративный материал:

-портреты русских и зарубежных композиторов

-пейзажи (времена года);

- предметные и сюжетные картинки

Музыкально-дидактические игры:

на развитие тембрового слуха:

- «На чем играют?», «Найди нужный колокольчик», «Музыкальные загадки»;

на развитие музыкальной памяти:

-«Что делают дети?», «Кто в домике живет?», «Найди игрушку», «Вспомни и назови произведение»

на развитие звуковысотного слуха:

-«Ступеньки», «Где мои детки?», «Птицы и птенчики», «Музыкальное лото»

на развитие чувства ритма:

-«Веселые дудочки», «Прогулка», «Веселые матрешки», «Кто как идет», «Ритмический кубик»

на развитие ладового чувства:

-«Весело - грустно», «Солнышко и тучка»,

Пособия для развития музыкально-ритмических движений:

 листья разноцветные, солнышки, колосья, цветы цветные платочки, султанчики, разноцветные шарфы, цветные ленты, надувные мячи, бубенчики.

Детские музыкальные инструменты:

молоточки, бубны, ксилофон, металлофон, деревянные ложки, треугольники, барабаны

Театрализованная деятельность:

настольный театр, перчаточный театр.

Приложения

Приложение 1

Перспективный план работы по взаимодействию с воспитателями, родителями, специалистами

Месяц

Работа с детьми

Работа с воспитателями

Работа с родителями

Работа со специалистами

Изготовление пособий

Самообразование

Сентябрь

1.Занятия по

календарным

планам.

2 Мониторинг

музыкального

развития детей на начало года.

3.Досуги для всех

групп по плану

вечеров развлечений.

4.Индивидуальная

работа с детьми.

1.Ознакомление

педагогов с

планом

праздников и

развлечений.

2.Диагностика-

требования и

условия

проведения

3.Ознакомление

педагогов с

результатами

мониторинга

4.Беседа об одежде детей на музыкальных занятиях, о дисциплине. Настрой детей перед занятием

1.Анкетирование «Одаренность вашего ребенка»

2.Консультация

«Что такое музыкальность?»

3.«Памятка для

родителей: «Как

слушать музыку с ребенком?»

1.Составление

совместного

плана работы с

воспитателем по обучению детей

музыкально-

ритмическим

движениям.

1. Изготовление

Муз дидактическ.

игр.

2. Обновление

атрибутов для

осеннего

праздника

1.Изучение книг

по Программе

воспитания и

обучения в детском

саду « От рождения до школы» / Под ред.Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой,

М. А.Васильевой/

2.Изучение журнала

«Справочник

музыкального

руководителя»  

Октябрь

1.Занятия по

календарным

планам.

2.Вечера

развлечений с

детьми по плану.

3.Индивидуальная

работа с

отстающими и частоболеющими

детьми.

4.Индивидуальная

работа по

отработке

сольных и

подгрупповых

номеров.

2.Разучивание музыкального репертуара на месяц

3.Совместное

Изготовление

атрибутов,

декораций,

костюмов.

4. «Развитие творческих способностей детей через театрализованные игры»

1.Консультация для родителей «Музыкальные занятия в период адаптации ребенка к ДОУ»

2.Информационное письмо «Интересные сведения о музыке»

3.Создание фотоальбома «Музыка в жизни наших детей

1.Взаимодействие с логопедом по отработке дикции и артикуляции текстов песен у

детей.

2.Закрепление

муз-ритмич.

движений на

физ. занятиях.

1.Обновление

пособий для музыкально - дидактических игр  

2.Изготовление атрибутов к празднику «Осень золотая»

1.Подбор

музыкального

репертуара к

индивидуальным

выступлениям

детей.

2.Изучение

музыкальных

статей и песен из

журналов

«Музыкальная

палитра» и

«Музыкальный

руководитель»

3. Работа с интернет - ресурами

Ноябрь

1.Занятия по

календарным

планам.

2.Фронтальная и

индивидуальная

работа с детьми

по муз-ритмич.

деятельности.

3.Вечера

развлечений

1.Разучивание репертуара на месяц

2.Подготовка к празднику «День Матери» (организационные моменты, репетиции с воспитателями,   исполняющими роли).

3.Пополнение фонотеки записями классической  музыки для использования  в режимные моменты и для самостоятельной деятельности детей.

1.Консультация «Влияние театрально – игровой деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста »

2.Информационное письмо

«Использование

народного фольклора в

работе с детьми»

3.Папка – передвижка «Игры, развивающие вокальные навыки»

1.Взаимодействие с логопедом по

отработке

дикции и

артикуляции

текстов песен у

детей.

2.Закрепление

муз-ритмич.

движений на

физ.занятиях.

1.Изготовление

дидактического

материала.

2.Пополнение фонотеки записями классической  музыки для использования  в режимные моменты и для самостоятельной деятельности детей.

1. Систематизация

нотного материала,

пополнение

фонотеки на тему «Песни Алтайских композиторов»

2. Подбор песен для сольного игрового

исполнения.

3. Подбор

песенного

репертуара к

Новогодним

праздникам.

Декабрь

1.Занятия по

календарным

планам.

2.Вечера

развлечений по

плану.

3.Разучивание

ролей к

Новогоднему

празднику.

4.Индивидуальная

работа по

совершенствованию навыков

танцевального и песенного

творчества.

1.Разучивание

детских ролей и

стихов на

утреннике.

2.Исполнение

взрослых ролей на празднике.

3.Помощь

воспитателей в

изготовлении

пособий и

костюмов к

Новому году.

4.Консультация «Утренник без стресса»

1.Консультация

«Развитие

музыкальности в

группах младшего

дошкольного возраста»

2.Беседа «Музыкальные воспитание – это……».

3.Творческая

мастерская: изготовление костюмов, атрибутов

к новогодним

праздникам.

1.Помощь

воспитателей в

распределении

ролей на

празднике

2.Участие

воспитателей в

оформлении зала детскими

рисунками на

тему Зимы.

1.Изготовление

шапочек и

атрибутов к

танцам

новогодних

персонажей

2.Оформление

зала к Новому

году.

1.Подбор

сценариев и

музыкального

репертуара к Новогоднему утреннику.

2.Составление

Композиций танцев

к празднику

«Новый год»

3. Участие в вебинарах по музыкальному развитию детей

Январь

1.Занятия по

календарным

планам.

2.Досуги по плану.

3.Индивидуальная

работа с детьми

по песенному

творчеству.

1.Кончультация : «Фоновая музыка в жизни детского сада»

2.Разучивание музыкального репертуара на январь

2.Создание картотеки подвижных народных игр

1. Рекомендации «Как оборудовать место для музыкальной деятельности  ребенка с родителями»

2. Организация фотовыставки «Поем и пляшем на празднике нашем»

3. Консультация

«Пальчиковые игры – это

развитие»

1.Совместная

работа с

логопедом по

развитию

дикции у детей.

1.Подбор

иллюстраций и видеопрезентацийк музыке о Зиме.

2.Изготовление

музыкально-

дидактических

игр.

3.Пополнение

игрового

материала для

занятий.

Изучение методического пособия «Ожидание чуда» Л. Гераскиной

Февраль

1.Занятия по

календарным

планам.

2.Развлечения по

плану.

3.Индивидуальная

работа с детьми

по усвоению

ритмопластики.

1.Консультация «Роль музыки в патриотическом воспитании детей»

1.Консультация

«Развитие

музыкальности ребѐнка

в условиях

дошкольного

учреждения».

1.Составление

праздника для

пап с физинструктором

2.Консультации

с логопедом по

постановке

артикуляции и

дыхания детей.

1.Обновление

раздаточного

материала.

2.Изготовление

атрибутов для

весеннего

праздника.

Изучить пособие

«Школа танцев»

для детей от 3-14

лет

Март

1.Занятия по

календарным

планам.

2.Развлечения по

плану.

3.Индивидуальная

работа с

малоактивными

детьми и детьми с проблемами

музыкального

слуха.

1.Консультация:

«Организация

содержания работы о музыкальному воспитанию для детей младшего возраста»

2.Усвоение

воспитателями

музыкально

ритмических

движений

1.Ознакомить

родителей с музыкальным материалом, предлагаемом на музыкальных занятиях.

2.Подборка на стенд для родителей стихов, текста песен, игр, хороводов на весеннюю тематику

3.Участие родителей в утреннике «8 Марта», сольные номера, участие  в играх

1.Помощь

воспитателя по

закреплению

муз-ритмических

движений.

2.Сотрудничество

с воспитателем

в создании

рисунков о весне

1.Обновление

дидактического

материала и

шапочек для

театральной

деятельности

детей.

1.Изучение книги

Е.Н Котышевой

«Музыкальная

коррекция детей

с ограниченными

возможностями»

2.Систематизация

Нотного материала,

3.Пополнение

фонотеки на тему «Весна»

Апрель

1.Занятия по

календарным

планам.

2.Вечера

развлечений по

плану.

3.Индивидуальная

работа с детьми по усвоению знаний

по музыкальной

грамоте.

1.Изготовление

дидактических

игр для музыкальных

уголков.

1.Оказание помощи родителям по созданию фонотеки для прослушивания в семье

2.Консультация

«Особенности

проявления

музыкальной

одаренности»

3.Консультация

«Поем с мамой

вместе» (домашнее

музыцирование для детей 4-5лет).

Совместная

работа с

логопедом по

подбору

упражнений для

работы над

дикцией и

артикуляцией.

1.Пополнение

музыкально-

дидактического

материала по

усвоению

детьми

звуковысотности

2.Пополнение

картотеки в

разделе

«Дидактич. игры», «Пальчиковые

игры»

1.Использование

материала из интернет ресурсов по музыкальному воспитанию детей

2.Систематизация

нотного

материала

3.Пополнение

фонотеки на тему

«Летние

праздники»

Май

1.Занятия по

календарным планам.

2.Досуги по плану.

3.Индивидуальная

работа

с талантливыми

детьми

по усложнению и наработке

песенного

репертуара.

4.Диагностика на

конец года.

1.Подготовка к выпускному утреннику (обсуждение сценария, разучивание ролей, изготовление атрибутов, и.т.д.)

2.Сообщение «Музыкальные игры на прогулке»

1.Индивидуальные

консультации о

музыкальных

достижениях детей

по результатам

диагностики.

1.Помощь

воспитателя в

связи с

трудностями

ориентации детей в пространстве во время парного

танца по кругу.

2.Согласование

результатов

диагностики с

воспитателем, логопедом

1.Изготовление

новых

шумовых

инструментов

для

ритмического

оркестра.

2.Работа по

изготовлению

декораций для

музыкального

зала.

Подбор новых

инсценированных

песен и сценариев

для вечеров

досуга и

праздников для

детей.

Приложение 2

Планирование мероприятий, праздников, развлечений

№ пп

Мероприятие

группа

Форма проведения

Сентябрь

1

 «День Знаний»

Старшая

Подготовительная

Праздник

2

«Лесная школа»

Младшая

Развлечение

3

«Хорошо у нас в саду»

Средняя

Развлечение

Октябрь

1

«Тучки – три штучки»

Младшая

Осеннее развлечение

2

«Осеннее приключение»

Средняя

Осеннее развлечение

3.

«Пакости Дедюки Дарбидонской»

Старшая

Осеннее развлечение

4

«Осени спешим на помощь»

Подготовительная

Осеннее развлечение

Ноябрь

1

«Музыкальные заводные игрушки»

Младшая

Досуг

3

«Мир игрушки – это радость»

Средняя

Развлечение

5

«Фестиваль игрушек»

Старшая

Досуг

7

«Пусть всегда буде мама»

Подготовительная

Тематическое развлечение

Декабрь

1

«Новогодние чудеса»

Младшая

Утренник

2

«В гости к елочке»

Средняя

Утренник

3

«Новогодние чудеса»

Старшая

Утренник

4

«Новый год у ворот»

Подготовительная

Утренник

Январь

1

«Зимние встречи»

Младшая , средняя

Концерт детей подг. группы

2

«Зимнее путешествие»

Средняя

Познавательно – тематический досуг

3

«Прощание с елочкой»

Все группы

Развлечение

4

«В стране сказок»

Старшая

Подготовительная

Игровое приключение

Февраль

1

«Носик для Снеговика»

Младшая

Развлечение

2

«Мы - мужчины!»

Средняя

Развлечение

3

«23 Февраля – День Защитника Отечества»

Старшая

Подготовительная

Праздник с папами

4

«Масленица пришла – отворяй ворота»

Старшая

Подготовительная

Праздник  

Март

1

«Мама милая моя»

Младшая

Утренник

2

«Мамочке любимой»

Средняя

Утренник

3

«Подушка для солнышка»

Средняя

Кукольный театр

4

«Мамин праздник»

Старшая

Утренник

5

  «8 Марта – мамин праздник»

Подготовительная

Праздник

6

«Хорошо, когда мама рядом»

Подготовительная

Кукольный спектакль

Апрель

1

«В гостях у сказки»

Младшая

Развлечение

«Сказка в песнях и стихах»

Старшая , подготовительная

Развлечение с элементами театрализации

3

«Книга дружит с детворой»

Средняя

Познавательное развлечение

Май

2

«Мы играли, пели, танцевали»

Младшая

Вечер любимых песен, игр, танцев

3

«Ваш подвиг не забудем никогда»

Средняя, Старшая

Подготовительная

Патриотическая акция

«Лето, лето, какого ты цвета?»»

Старшая

Развлечение

7

«Выпускник 2023»

Подготовительная

Праздник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкальное развитие» на 2015 – 2016 учебный год

Рабочая программа музыкального руководителя разработана для детей от 2-х до 8-ми лет и определяет обязательную  часть  основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от...

Рабочая программа музыкального руководителя для работы с детьми 3-5 лет по музыкальному развитию и воспитанию в детском саду

Программа стставлена для младших (первой второй) и средней групп, представлена разделами Целевой, Содержательный, Организационный....

Рабочая программа музыкального руководителя по музыкальному развитию с детьми от 1 года до 3 лет

Настоящая рабочая программа по музыкальному развитию детей с 1 до 3 лет разработана в соответствии с ООП МБДОУ ДС №10 на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...

Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основ...

Рабочая программа музыкального руководителя по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в части музыкального образования Предназначена для образовательной деятельности с детьми 2-7 лет

Основная идея рабочей программы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства. Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляе...

Рабочая программа музыкального руководителя по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в части музыкального образования (Предназначена для образовательной деятельности с группами детей 4-7 лет с ТНР, приложение к АООП ДОУ)

Данная программа разработана с учётом концептуального положения используемой в ДОУ комплексной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и адапт...