Экскурсия в мини-музей "Мордовская изба"
методическая разработка (средняя группа)

Пышкова Светлана Михайловна

Занятие прошло дистанционно, с использованием презентации, где были собраны фотографии "избы" при ДОУ зонированно. В условиях самоизоляции на помощь пришел проектор, с помощью которого для детей средней группы прошло занятие интересно и увлекательно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oktyabr_3_nedelya.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Колокольчик» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»

Конспект занятия в средней группе

 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе  «Кладовая мордовского народа»

Составила: Пышкова С.М.,

воспитатель средней группы.

пгт. Комсомольский, 2020

Экскурсия в мини-музей «Мордовская изба»

Цели: Формировать у детей представления об истории, культуре и быте мордвы; расширить представления дошкольников о предметах быта мордвы; систематизировать и закреплять имеющие знания у детей об истории и традициях мордовского народа; воспитывать доброжелательность, гостеприимство.

Оборудование: аудиозапись мордовской мелодии, платок для игры, палочка; экспонаты мордовского музея (печь, кочерга, ухват, чугунок, стол, лавки, зыбка, деревянные ложки, миски, полотенца с вышивкой, кузовок из лыка, лапти, прялка, веретено).

Ход занятия.

Приветствие. (дети стоят в кругу, взявшись за руки)

Край мордовский – родина моя!

Край мордовский – дружная семья!

Здесь живут как друг и брат,

А при встрече говорят «Шумбрат»!

Воспитатель: Шумбратадо, вечкевикс ялгат!

Дети: -Шумбрат, Светлана Михайловна!

(дети садятся на стульчики)

Ребята сегодня мы с вами посетим музей мордовской избы, который находится в нашем детском саду. Но перед тем, как идти туда, давайте вспомним правила поведения в музее:

1. Предметы, находящиеся в музее, старинные и называются экспонатами. Их нельзя трогать, можно только рассматривать.

2. В музее нужно смотреть, слушать и отвечать на вопросы, но ни в коем случае не озоровать, не толкаться и не кричать.

Дети с воспитателем заходят в избу.

Как я уже говорила на прошлом занятии, давным-давно мордва строили себе дома из бревен. Такие дома назывались избами. Посмотрите вокруг, как здесь все необычно, не так как в современных домах.

Что первое вы увидели, когда зашли сюда? (ответы детей)

Конечно печку, потому что она занимает очень много места. Скажите, для чего нужна была печь в избе? (фото 1,2) (Ответы детей)

Печь была основой жизни, семейным очагом. Печь давала тепло, в ней варили еду и пекли хлеб, в печи мыли детей, печь избавляла от хворей. А сколько сказок рассказано детям на печи. Недаром говорится: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница».

Посмотрите, как вы думаете, что стоит рядом с печкой в углу? (В углу стоят кочерга, ухват, чугунок)(фото 3) Послушайте  и отгадайте загадки.

Воспитатель задает загадки:

1. Железный конь

Скачет в огонь. (кочерга)

2. В печи стоит, закрытый крышкой…

Огонь ласкает твёрдый бок.

Печь освещает пламя вспышкой.

Щи варит в печке (чугунок)

3. Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт. (ухват)

Воспитатель показывает, как вынимали чугунок из печки с помощью ухвата.

(фото 4) Что еще необычного вы видите в избе? (Ответы детей) Правильно. Большой стол. В старину мордовские семьи были большие. В каждой избе жили мама, папа и много детей. За обедом большая мордовская семья размещалась за большим столом на лавках.

Обратите внимание, в избе нет кроватей. Так как места всем в избе не хватало, ночью все члены семьи спали на лавках, на печке. Маленьких детей укладывали спать вот в такой зыбке. (фото 5) Она прибита к потолку, чтобы мама могла качать ее, когда маленький ребенок плачет.

 Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами все- от мала до велика- резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. (фото 6, 7) Выполняя ручную работу, молодые девушки и парни пели мордовские народные песни, водили хороводы, играли в игры.

Мордовская подвижная игра «В круги» (эрз. «Кругсо»)

Играющие становятся в круг. Выбирают водящего, который стоит в центре круга с плотно завязанными глазами. Игроки ходят по кругу, приговаривают:

Отгадай, чей голосок,

Становися во кружок,

И скорей в кого-нибудь

Своей палочкой коснись.

Отвечай поскорей,

Отгадать торопись.

 Поиграли, а теперь продолжим осмотр мордовской избы. Вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).

Правильно, на прялке пряли пряжу. Вот так клали шерсть. И пряли с помощью другого приспособления (можно загадать сначала загадку) – веретена.

Загадка:

Чем больше я кручусь

Тем толще становлюсь.

(Веретено).

Потом из готовых шерстяных ниток девочки, их мамы и бабушки вышивали красивые узоры на одежде. А про это я вам расскажу на следующем занятии, когда отправимся путешествовать в удивительный мир мордовской вышивки.

Итог занятия:

- Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашего детского сада «Мордовская изба».

- Вам понравилось? (Ответ детей).

- Что нового вы узнали? (Ответ детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в музей "Русской избы" в МКДОУ № 2

Экскурсия в МКДОУ № 2 «Солнышко»1 декабря 2016 года, дети подготовительной группы «Румяные щечки» посетили детский сад №2, где они попали в старинную «Русскую избу». Ребята, разгадывая загадки, познак...

Конспект экскурсии мини -музей "Русская изба"

Конспект  экскурсии мини -музей "Русская изба"...

Экскурсия в музей "Русская изба"

Цель: познакомить  детей с бытом русского народа....

Экскурсия в музей "Русская изба"

Конспект экскурсии в музей "Русская изба". О быте наших предков....