"Музейный комплекс в реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста в МДОУ "ЦРР "Дубравушка" - детский сад №31"
статья

Юрьева Елена Александровна
Музейная педагогика… Сегодня это словосочетание знакомо практически всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Почему музейная педагогика стала так востребована? Время заставляет нас искать в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей. В нашем городе есть музеи. Но выясняется, что основная часть дошкольников , ни разу не посещала музеи с родителями по разным причинам. Многие родители считают, что их детям еще рано посещать такие учреждения, да и у родителей подчас нет ни времени, ни желания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Музейный комплекс в реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Автор: Юрьева Елена Александровна,

воспитатель МДОУ «ЦРР «Дубравушка»-детский сад № 31»

г.Железногорск

Музейная педагогика… Сегодня это словосочетание знакомо практически всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.

Почему музейная педагогика стала   так востребована?

Время заставляет нас искать в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей.

В нашем городе есть   музеи. Но выясняется, что основная часть дошкольников , ни разу не посещала  музеи с родителями по разным причинам. Многие  родители считают, что их детям еще рано посещать такие учреждения, да и у родителей подчас нет ни времени, ни желания.

Именно поэтому педагогический коллектив МДОУ «ЦРР «Дубравушка» - детский сад №31» решил создать собственный краеведческий музей, разработать систему музейно-образовательной деятельности.

Цель данного направления - объединить усилия педагога ДОУ, сотрудников музея, родителей в использовании духовно-нравственного потенциала музея в развитии  детей.

Начиная работу по духовно-нравственному воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные и экономические особенности региона, где он живет.

Он должен подумать, о чем рассказывать детям, особо выделить характерное только для данной местности, доступно показать связь родного города со всей страной.

Неоценимую помощь в данном вопросе может оказать музейная педагогика, способствующая становлению творческой личности ребенка.

Возникают вопросы:

  • Как приобщить ребёнка к сокровищам отечественной, родной культуры?
  • Как интегрировать музейно-педагогическое пространство в развивающую среду ДОУ.

Краеведческий музей– это обучающая и развивающая среда, которая дает неплохие результаты в духовно-нравственном  воспитании дошкольника – будущего гражданина своей Родины.

Материалы музея, представленные в доступной для детей форме, дают возможность соприкоснуться с историей своего города, края, страны.

Ознакомление детей с окружающим миром в музее ДОУ осуществляется через традиции своей социокультурной среды - местные историко-культурные, национальные, географические и климатические особенности Курского региона. Очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине. И нам, педагогам, захотелось помочь детям узнать больше о родном крае. Так возникла идея создания музея. Поставив перед собой эту задачу, столкнулись с серьезной проблемой - недостатком   материала   для   проведения   систематической   работы.   В решении этих вопросов коллектив ДОУ привлек родителей, знакомых, которые представили в музей экспонаты, достижения всех сфер человеческой культуры, истории. Педагоги пришли к выводу, что необходим диалог и с городским музеем, другими словами - передача культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды.

В результате педагогический коллектив ДОУ разработал систему музейно-образовательной деятельности в детском саду - объединив усилия педагогов ДОУ, родителей и сотрудников музея в использовании среды учреждения в развитии духовно-нравственной личности.

 Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано, оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в музее будет в немалой степени зависеть насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов в учреждениях в разных залах. Экспонаты музея распределены в соответствии с их тематикой и назначением по разделам:

  • «Комната старины». Переступив порог музея, дети оказываются в другом времени. Экспозиции «комнаты   старины» дают представления о жизни курян, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнают о народных промыслах Курского края, знакомятся с художественным и речевым творчеством народа (малые фольклорные формы,  объёмные, народные игры и т.д.), получают знания о культуре Курских праздников, ярмарках, песенном и танцевальном творчестве, народных музыкальных инструментах. Музей народного быта - своеобразная машина времени. За считанные минуты дети вместе с педагогом совершают увлекательное путешествие не только в прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставляют, сравнивают события разных времен. В детском саду под руководством музыкального руководителя Дьячук Т.М. функционирует фольклорный кружок «Дубравушка». Занятия проходят в комнате старины или с атрибутами данной комнаты. Проводя работу, педагог старается, чтобы русская песня, русское поэтическое слово становились близкими детям и любимыми ими, способствовали пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развивали интерес к истории народа, его быту, а значит и к фольклору, как источнику развития народной культуры;
  • «Исторический зал». В нем представлена история Курского края, г.Железногорска,      боевое      прошлое    -      обмундирование,   вещи принадлежавшие участникам ВОВ, которые прошли весь фронтовой путь, боевые ордена, медали, письма солдат с фронта, диорама Курской битвы, культурная жизнь нашего города (его таланты, диорама Михайловского карьера, искусство, здравоохранение, физкультура и спорт);
  • «Экологические  залы».  В  залах  представлена  флора и  фауна Курского края. Цель: формирование у детей осознанного и бережного отношения к тем объектам природы, которые находятся рядом с ними. Работа, проводимая в этих залах, дает детям знания о природе Курского края, вызывает интерес к явлениям и   воспитывает понимание ко всему живому.

Хочется отметить, что экспонаты музея используются воспитателями на занятиях познавательного цикла, при организации игровой и экспериментальной деятельности.

Например: игры музейного содержания по духовно-нравственному воспитанию:

- игры-развлечения («Достопримечательности нашего города», «Барыню сударыню принимайте в гости», «Мы летим на воздушном шаре», «Мода из бабушкиного сундука» и т.д.)

- игры путешествия («Зачем зерно в землю сажают», «От семечка до плода», «Откуда родом самовар», «Путешествие в старину избы»).

- интеллектуально – творческие игры («Волшебный клубок», «Заседание клуба знатоков культуры», «Откуда родом самовар»).

- игры – эстетические упражнения («Закрась поднос», «Закончи узор» использую кожлянскую роспись);

- заполнение музейных словариков (рисунки, коллажи т.д.).

- выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку).

Так вот, музейная форма представления материала непосредственно способствует именно образному духовно-нравственному познанию, а уж социальные эмоции –вопрос содержания музейных экспозиций.

Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы старины, искусства и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу духовно-нравственного воспитания.

В музее организованы уголки самостоятельной деятельности, где дети могут играть: имеются атрибуты к ролевым, дидактическим играм, играм драматизации. В выборе содержания самостоятельной деятельности детям помогают специально оформленные конверты, задания на стендах, кроссворды и пр. Любой предмет музея может подсказать детям тему для интересного разговора, общения.

Можно выделить следующие педагогические функции музея:

  • образовательную, предполагающую духовно-нравственное развитие, усвоение информации, использование дидактических материалов, расширяющих рамки образовательной программы, стимулирующих интерес к объектам культуры, общества;
  • развивающую, имеющую в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорики, обогащение словарного запаса;
  • просветительную, направленную на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
  • воспитательную, в рамках которой, осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в познавательном, речевом, социально-коммуникативном, художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

Нередко, именно музей, становится источником формирования познавательного интереса, на основе которого у детей закладываются экологические знания о родной природе, о необходимости бережного отношения к ней.

На данный момент для музея разработано несколько экспозиций, которые переодически меняются:

  • «Мой Железногорск» – Она посвящена истории Железногорска и содержит обзор некоторых памятников, поэзии и музыки, в том числе духовных ценностей.
  • «Экскурсия в Храм», «Иконы из храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Железногорска и воскресной школы» – дошкольникам была предложена интерактивная экскурсии с применением электронной презентации.  Эта экспозиция, одна из первых в виртуальном музее по времени создания и знакомит посетителей с иконами, хранящимися в Храме. Иконы – одно из немногих уцелевших свидетельств прежнего великолепия культурной и духовной жизни Курского края.
  • «Земля преподобного Сергия» – экспозиция, посвященная Дню рождения  преподобного Сергия Радонежского, одного из самых почитаемых русских святых. Духовным наставником нашего дошкольного учреждения является настоятель храма отец Михаил, который активное участие принимает в данных  православных экспозициях. Отец Михаил встречается с родителями и детьми не только на праздниках, но и 1 раз в квартал он ведет занятия в музее;
  • «Вокруг Коренской пустыни» – это виртуальная экспозиция. Экспозиция не только знакомит посетителей с храмами, которые находятся на данной территории, но и узнают что  возрождающаяся Коренная пустынь – третий по значимости духовный центр России.
  • «Славянская письменность» – интерактивная выставка ко Дню славянской письменности. Посетители увидят разнообразные коллажи, посвященные этому празднику, книги кириллической печати, а также смогут принять участие в конкурсах и викторинах.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем -музее, созданных в нашем детском саду не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок —лишь пассивный созерцатель, а здесь он —соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Музей —результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Деятельностные средства представляются в виде практической и краеведческой деятельности. Практическая деятельность в свою очередь включает:

• собственную деятельность детей, то есть различные виды художественно – творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов. Поделок в музее детского сада;

• совместная поисковая деятельность с педагогом и семьей, составление проектов, схем, маршрутов;

• экспериментальную деятельность – опыты, наблюдения (например, путешествие в прошлое предмета).

Важны, прежде всего, способы погружения в знания и овладения миром через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск ответов, а это дает специфика музейно – образовательного пространства ДОУ. Продуманное педагогическое преобразование окружающего ребенка пространства, его осмысление помогают сформировать творческую личность, ценностно–ориентированную, коммуникабельную, высоконравственную.

Формы деятельности мини-музея:

  • поисковая;
  • научная;
  • экспозиционная;
  • познавательная.

Формы работы в организованной совместной деятельности с детьми:

  • опытно – исследовательская деятельность;
  • разработка и изготовление детских коллективных и индивидуальных работ – экспонатов;
  • мастер – классы совместно с родителями воспитанников;
  •  выставки;
  •  экспресс – выставки;
  •  чтение художественной литературы;
  •   экскурсии, интерактивная экскурсия (обзорная, «путешествия», игра – экскурсия и т.д.);
  •   познавательные беседы;
  • различные игры (сюжетно – ролевые, развивающие, театрализованные, драматизации);
  • запись рассказов детей, использование ИКТ - технологии;
  • проекты различной направленности, КВН, викторины.

Мы убеждены в том, что любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился, к его истории, людям по – настоящему героических, вписанных в летопись родного края - важный момент в воспитании маленького гражданина и патриота.

Говоря о духовно-нравственном воспитании, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.

Музейная педагогика дает возможности:

 - осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;

 - попробовать собственные силы и самореализовываться  каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

 - организовать интересные нетрадиционные формы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Не случайно, музеи называют информационно – коммуникативной системой. Включение музея в образовательный процесс способствует формированию подрастающего поколения духовной и нравственной готовности быть активным участником перемен и преобразований в окружающем мире.

Наши дети вырастут и, может быть, уедут в другие города учиться, работать, но мы уверены, что они всегда будут вспоминать Железногорск и он останется навсегда в сердцах наших детей как самый лучший и любимый город.

Литература:

  •  Мини-музей в детском саду. Авторы: Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. М: Линка-Пресс, 2008г.
  • Музейно-педагогическая деятельность как средство формирования социально-личностных ценностей у детей дошкольного возраста. Авторы: опыт работы МДОУ «ЦРР «Дубравушка»-детский сад № 31», методическое пособие, 2013г.
  • Основы православной культуры «Мир-прекрасное творение», авторы: В.М. Меньшиков, Л.П. Гладких
  • Приобщение детей к истокам русской народной культуры, авторы:
    О.Л.Князева, М.Д.Миханева.
     

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме

Консультация для родителей Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме...

Презентация стихов на конкурс чтецов "Живое слово" в рамках площадки по духовно - нравственному и гражданско патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Презентация стихов на конкурс чтецов "Живое слово" в рамках площадки по духовно - нравственному и гражданско патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Эта презентация демонстрир...

«Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

laquo;Все начинается с детства» - как  нельзя больше сочетается  с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрож...

Программа духовно –нравственного и гражданско – патриотического воспитания детей дошкольного возраста (3-5 лет) "НАСЛЕДИЕ".

Содержание Пояснительная записка Комплексно - тематический план реализации программы Ожидаемый результат реализации программы Взаимодействие с родителями по патриотическому воспита...

Духовно – нравственное и нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Духовно – нравственное и нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста...