Экологический марафон "Моя Югра - моя планета
консультация

Сафина Эльвина Ришатовна

Экологический марафон "Моя Югра- моя планета"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей       «Люби и знай свой край!»

Изучение родного края необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!». Краеведение благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, отечеству, помогает формировать у воспитанников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально-экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Используя в своей работе с детьми дошкольного возраста краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности; воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Одна из задач нравственного воспитания дошкольников - пропаганда экологического воспитания и интереса к родному краю, формирование экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, стимулирование добрососедства и дружеских отношений между разными народами, проживающими на одной территории. Это способствует воспитанию патриотических чувств, которые включают в себя воспитание у детей любви к близким, к детскому саду, к родному дому, городу, краю, родной стране.

Возникает вопрос: в чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольники могут эти чувства выразить? Дошкольный возраст - это период формирования личности ребенка. Именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности ребенка.

Дети дошкольного возраста воспринимают окружающую действительность эмоционально, а значит и патриотические чувства у них проявляются в чувстве восхищения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с ними. Формирование чувства любви к родному городу, краю происходит через воспитание положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желания больше узнать об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природе. Нравственные качества не возникают путем естественного «созревания». Их развитие осуществляется в процессе накопления и освоения конкретных фактов, а зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.

ХМАО-Югра – частица России. Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной. В последние годы мы часто стали сталкиваться с тем, что в обществе появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству, Родине. Стало актуальным формировать патриотические чувства с самого раннего детства.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей Родины. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно просветительском, но и в эмоциональном плане (И.А.Колесникова и др.). Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщать к богатствам национальной и мировой культуры.

Известно, что знание прошлого помогает лучше осознать настоящее. Исторический опыт показал, что полный отрыв от традиционной деятельности ведет к культурной деградации целого поколения или его большинства. Именно народы Севера – хранители огромного многовекового опыта гармоничного сосуществования с природой, и этот опыт должен стать достоянием человека.

Изучение, обобщение и внедрение лучших народных традиций, обычаев имеют большое научно-познавательное и образовательно-воспитательное значение, поэтому начинать формировать знания о родном крае необходимо уже с дошкольного возраста.

Ханты-Мансийский автономный округ играет большую роль в жизни современной России. В таежных лесах обитает пушной зверь и лесная птица; в реках и озерах плавает много ценной рыбы. На протяжении веков основными занятиями ханты и манси были рыбный и охотничий промыслы. Поэтому необходимо формировать у дошкольников представления о многообразии животного и растительного мира родного края, о коренных жителях нашего края, о значении растительного и животного мира в жизни и культуре народов Севера; дать представления о полезных ископаемых нашего края, а также обобщить знания детей о своем городе, его истории, достопримечательностях и людях, которые живут и трудятся в нем.

Такие знания по данной теме сформируют у детей умение ориентироваться в окружающем мире, будут воспитываться нравственные качества и правила поведения в природной и социальной среде.

Родители являются важными участниками воспитательное- образовательного процесса в ДОУ, и, как никто другой должны помогать педагогам формировать первые представления о коренных жителях округа, об их жизни и быте.

Отец и мать – это зеркало, в которое смотрится растущий человек – их ребенок, и очень важно, чтобы он обязательно находил в нем отражение лучших человеческих качеств.

Чтобы информация лучше воспринималось детьми, лучше преподносить в форме игры, вопрос-ответ, использовать подвижные игры народов севера:

Играйте с ребенком в подвижные игры («Прятки в снегу», «Заячьи прыжки», «Игра с кольцом», «Деревянная нога», «Оленья упряжка», «Броски аркана» и др.),

Чтение сказок народов севера («Хлебушко», «Сын земли»), рассказы, легенды, предания («Как появились комары»). При чтении художественной литературы детям, подчеркивайте, что герои – трудолюбивые, честные, смелые, добрые.

Знакомьте детей с культурой ханты и манси непосредственно во время  посещении музеев, художественных выставок, совместных просмотров телепередач, слушания аудиозаписей, во время вашего совместного отдыха с детьми. Рассматривайте иллюстрации и картины, обращайте внимание ребенка на окружающую природу.



Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе  на тему: «Мой северный край»

Цель: продолжать формировать интерес к малой Родине.

Программные задачи:

Обобщить, систематизировать знания о родном крае, коренных жителях Югры – ханты, и манси. Расширять знания детей о животном и растительном мире тайги. Закрепить знания о государственных символах. Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, к большой и малой Родине.

Материал: д/и «Географическая матрёшка»,  полоски флагов России, презентация достопримечательностей  города Когалыма, иллюстрации хантыйских узоров.

Словарная работа: обогащение речи детей существительными – малица, чум, кисы, нарты; активизация в речи слов – Россия, Ханты-мансийский автономный округ.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о городе, карты России, разучивание пословиц о Родине, рассматривание иллюстраций о коренных жителях севера, беседа о народах  ханты, народная игра «Хейро».

Методы и приемы: проведение беседы, художественное слово, рассматривание иллюстраций, д/игры, просмотор презентации о городе Когалыме.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое.

Содержание организованной деятельности

Дети под музыку входят, здороваются.

Худ.слово читает воспитатель:

«Мой город – между небом  и землёй –

Построен был на сваях и песке,

Неповторимо – сказочный такой,

В таёжном живописном уголке».

-Ребята, о каком городе говорится в стихотворении? (О Когалыме).

Наш город называется Когалым. А как можно назвать жителей нашего города? (Когалымчане).

Как называется наш детский сад? (Березка).

На какой улице находится наш детский сад? (Ленинградская).

Какие улицы нашего города вы ещё знаете?

- Ребята, мы живём в городе Когалыме. А где находится наш город? В России. Я предлагаю вам собрать «Географическую матрёшку».

Д/и «Географическая матрёшка»

- Настя, в каком порядке ты собрала матрёшку? (Я живу в доме, дом находится на улице, улица находится в городе, город находится в России).

- В нашем городе Когалыме много достопримечательностей.

-Какие достопримечательности вы знаете? (ответы детей)

Д/и «Достопримечательности города».

-Почему в нашем городе есть памятник «Капля нефти»?(потому, что у нас нефтяной город, много нефтяников).

- Молодцы, ребята!

-Ребята, как называется округ, в котором мы живём? (ХМАО)

-Какой главный город нашего округа? (Столица г. Ханты-мансийск).

-Какие вы знаете города, которые находятся в округе? (Сургут, Лангепас, Нижневартовск, Нефтеюганск, Когалым).

-Почему так называется наш округ? (Здесь живут ханты и манси).

-Кто такие коренные жители?(Это люди, которые жили здесь всегда, у нас коренные жители ханты и манси).

В старинные времена наш край считался диким и глухим. Никого не привлекала скудная растительность и болота. Здесь жили ханты и манси.

-Как называется жилище хантов? (Чум).

-Чем обтягивают чум? (Оленьей шкурой).

-А место, где стоит чум, как называется? (Стойбище).

Ханты вели кочевой образ жизни. С приходом весны они сворачивали свой чум садились на лёгкие сани, как назывались сани у хантов? (Нарты).

-Правильно! И перекочёвывали ближе к рекам и озёрам.

-Как вы думаете, для чего ханты перекочёвывали к рекам и озёрам? (Занимались рыболовством).

Какие вы знаете реки нашего края? (Кирилл, Обь, Ягун).

-Какая рыба водится в наших реках и озёрах? (Язь, карась, щука,окунь).

-Чем занимались ханты в летний период? (Собирали ягоды, орехи, грибы).

-Какие ягоды растут в наших лесах и болотах? ( Клюква, брусника, черника, голубика, морошка).

- Почему с приходом зимы ханты перекочёвывали подальше в тайгу? (Занимались охотой).

- Какие животные водятся в наших лесах? (волк, лиса, медведь, заяц, писец).

(Физкультминутка)

-Зима на севере очень длинная и холодная, ханты очень трудолюбивый народ, чтобы добыть зверя им приходилось выслеживать его сутки, а то и двое. Чтобы не замерзнуть, у них вся одежда сшита из меха.

-Из чего сшита одежда ханты? (Из оленьей шкуры).

-Как называется шуба хантов? (Малица).

-А кисы, что это такое? (Хантыйская обувь).

-Чем отличается хантыйская одежда от нашей русской? (Орнаментом).

-Какие хантыйские узоры вы знаете? (Ворона, лиса, сучок).

Д/и «Укрась малицу».

-Какими узорами ты украсил свою малицу?

-Ребята, как называется наша страна? (Россия).

-Правильно, Россия – необыкновенная страна, потому, что она – наша Родина.

-Как вы думаете, что такое Родина? (Родина – значит родная, как мать и отец).

Родина- это место, где мы родились, страна, в которой мы живём.

Родина у человека одна!

-Много пословиц и поговорок сложи русский народ о Родине. Давайте вспомним некоторые из них.

-Нет земли краше, чем Родина наша!

-Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей!

-Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)

-Русский человек без Родины не может!

-Одна у тебя мать, одна и Родина!

- А эту пословицу как можно объяснить? Молодцы!

-У каждой страны, и у России есть свои государственные символы: герб и флаг.

-Выложите у себя на столах флаги (России, Югры и Когалыма).

-Какие цвета на флаге России?

-Что означает белый цвет на флаге России? (Мир и чистота).

-Синий? (Вера, верность).

-Красный? (Мужество за отчизну).

-Из какого цвета состоит флаг Когалыма? (Синий, зеленый).

-Ребята, мы все любим свой город, давайте скажем пожелания своему городу и украсим его цветами, чтобы он был всегда красивым и расцветал!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический марафон "Моя Югра - моя планета".

С 19 по 21 апреля 2016 года принял эстафету наш  детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально - личностному развитию детей "Снежинка"п. Нижнесортымски...

Благодарственное письмо за участие в окружном экологическом марафоне "Моя Югра моя планета"

Благодарственное письмо за участие в окружном экологическом марафоне "Моя Югра моя планета"...

Вечер поэзии "Люблю тебя, мой край Югорский", в рамках экологического марафона "Моя Югра – моя планета".

Вечер поэзии «Люблю тебя, мой край Югорский». прошел  в рамках проведения экологического марафона «Моя Югра – моя планета». ...

Выставка рисунков "Я люблю свою Югру", в рамках экологического марафона "Моя Югра – моя планета".

Выставка детских рисунков  на тему «Я люблю свою Югру», с целью развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста к истории и культуре родного края, разви...

Акция "Экологические знаки", в рамках проведения экологического марафона "Моя Югра – моя планета".

Акция "Экологические знаки", мероприятие в рамках проведения экологического марафона «Моя Югра – моя планета»....

2019г. Приказ № 65 от 25. 03. 2019г. "План проведения экологического марафона Моя Югра-моя планета 2019г."

2019г.     Приказ     №     65          от      25.  03.  2019г.     План проведения эколо...

2020г. Приказ № 119 от 11. 09. 2020г. "План проведения в МАДОУ д.с. Росинка экологического марафона Моя Югра-моя планета"

2020г.     Приказ      №    119        от      11.  09.  2020г.     План проведения в МАДОУ д.с. Рос...