Экологический марафон "Моя Югра - моя планета
консультация
Экологический марафон "Моя Югра- моя планета"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubi_i_znay_svoy_kray.docx | 18.94 КБ |
poznavatelnoe_razvitie_v_strashey_gruppe_moy_severnyy_kray.docx | 16.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Люби и знай свой край!»
Изучение родного края необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!». Краеведение благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, отечеству, помогает формировать у воспитанников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально-экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Используя в своей работе с детьми дошкольного возраста краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности; воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Одна из задач нравственного воспитания дошкольников - пропаганда экологического воспитания и интереса к родному краю, формирование экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, стимулирование добрососедства и дружеских отношений между разными народами, проживающими на одной территории. Это способствует воспитанию патриотических чувств, которые включают в себя воспитание у детей любви к близким, к детскому саду, к родному дому, городу, краю, родной стране.
Возникает вопрос: в чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольники могут эти чувства выразить? Дошкольный возраст - это период формирования личности ребенка. Именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности ребенка.
Дети дошкольного возраста воспринимают окружающую действительность эмоционально, а значит и патриотические чувства у них проявляются в чувстве восхищения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с ними. Формирование чувства любви к родному городу, краю происходит через воспитание положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желания больше узнать об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природе. Нравственные качества не возникают путем естественного «созревания». Их развитие осуществляется в процессе накопления и освоения конкретных фактов, а зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.
ХМАО-Югра – частица России. Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной. В последние годы мы часто стали сталкиваться с тем, что в обществе появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству, Родине. Стало актуальным формировать патриотические чувства с самого раннего детства.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей Родины. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно просветительском, но и в эмоциональном плане (И.А.Колесникова и др.). Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщать к богатствам национальной и мировой культуры.
Известно, что знание прошлого помогает лучше осознать настоящее. Исторический опыт показал, что полный отрыв от традиционной деятельности ведет к культурной деградации целого поколения или его большинства. Именно народы Севера – хранители огромного многовекового опыта гармоничного сосуществования с природой, и этот опыт должен стать достоянием человека.
Изучение, обобщение и внедрение лучших народных традиций, обычаев имеют большое научно-познавательное и образовательно-воспитательное значение, поэтому начинать формировать знания о родном крае необходимо уже с дошкольного возраста.
Ханты-Мансийский автономный округ играет большую роль в жизни современной России. В таежных лесах обитает пушной зверь и лесная птица; в реках и озерах плавает много ценной рыбы. На протяжении веков основными занятиями ханты и манси были рыбный и охотничий промыслы. Поэтому необходимо формировать у дошкольников представления о многообразии животного и растительного мира родного края, о коренных жителях нашего края, о значении растительного и животного мира в жизни и культуре народов Севера; дать представления о полезных ископаемых нашего края, а также обобщить знания детей о своем городе, его истории, достопримечательностях и людях, которые живут и трудятся в нем.
Такие знания по данной теме сформируют у детей умение ориентироваться в окружающем мире, будут воспитываться нравственные качества и правила поведения в природной и социальной среде.
Родители являются важными участниками воспитательное- образовательного процесса в ДОУ, и, как никто другой должны помогать педагогам формировать первые представления о коренных жителях округа, об их жизни и быте.
Отец и мать – это зеркало, в которое смотрится растущий человек – их ребенок, и очень важно, чтобы он обязательно находил в нем отражение лучших человеческих качеств.
Чтобы информация лучше воспринималось детьми, лучше преподносить в форме игры, вопрос-ответ, использовать подвижные игры народов севера:
Играйте с ребенком в подвижные игры («Прятки в снегу», «Заячьи прыжки», «Игра с кольцом», «Деревянная нога», «Оленья упряжка», «Броски аркана» и др.),
Чтение сказок народов севера («Хлебушко», «Сын земли»), рассказы, легенды, предания («Как появились комары»). При чтении художественной литературы детям, подчеркивайте, что герои – трудолюбивые, честные, смелые, добрые.
Знакомьте детей с культурой ханты и манси непосредственно во время посещении музеев, художественных выставок, совместных просмотров телепередач, слушания аудиозаписей, во время вашего совместного отдыха с детьми. Рассматривайте иллюстрации и картины, обращайте внимание ребенка на окружающую природу.
Предварительный просмотр:
Непосредственная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Мой северный край»
Цель: продолжать формировать интерес к малой Родине.
Программные задачи:
Обобщить, систематизировать знания о родном крае, коренных жителях Югры – ханты, и манси. Расширять знания детей о животном и растительном мире тайги. Закрепить знания о государственных символах. Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, к большой и малой Родине.
Материал: д/и «Географическая матрёшка», полоски флагов России, презентация достопримечательностей города Когалыма, иллюстрации хантыйских узоров.
Словарная работа: обогащение речи детей существительными – малица, чум, кисы, нарты; активизация в речи слов – Россия, Ханты-мансийский автономный округ.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о городе, карты России, разучивание пословиц о Родине, рассматривание иллюстраций о коренных жителях севера, беседа о народах ханты, народная игра «Хейро».
Методы и приемы: проведение беседы, художественное слово, рассматривание иллюстраций, д/игры, просмотор презентации о городе Когалыме.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое.
Содержание организованной деятельности
Дети под музыку входят, здороваются.
Худ.слово читает воспитатель:
«Мой город – между небом и землёй –
Построен был на сваях и песке,
Неповторимо – сказочный такой,
В таёжном живописном уголке».
-Ребята, о каком городе говорится в стихотворении? (О Когалыме).
Наш город называется Когалым. А как можно назвать жителей нашего города? (Когалымчане).
Как называется наш детский сад? (Березка).
На какой улице находится наш детский сад? (Ленинградская).
Какие улицы нашего города вы ещё знаете?
- Ребята, мы живём в городе Когалыме. А где находится наш город? В России. Я предлагаю вам собрать «Географическую матрёшку».
Д/и «Географическая матрёшка»
- Настя, в каком порядке ты собрала матрёшку? (Я живу в доме, дом находится на улице, улица находится в городе, город находится в России).
- В нашем городе Когалыме много достопримечательностей.
-Какие достопримечательности вы знаете? (ответы детей)
Д/и «Достопримечательности города».
-Почему в нашем городе есть памятник «Капля нефти»?(потому, что у нас нефтяной город, много нефтяников).
- Молодцы, ребята!
-Ребята, как называется округ, в котором мы живём? (ХМАО)
-Какой главный город нашего округа? (Столица г. Ханты-мансийск).
-Какие вы знаете города, которые находятся в округе? (Сургут, Лангепас, Нижневартовск, Нефтеюганск, Когалым).
-Почему так называется наш округ? (Здесь живут ханты и манси).
-Кто такие коренные жители?(Это люди, которые жили здесь всегда, у нас коренные жители ханты и манси).
В старинные времена наш край считался диким и глухим. Никого не привлекала скудная растительность и болота. Здесь жили ханты и манси.
-Как называется жилище хантов? (Чум).
-Чем обтягивают чум? (Оленьей шкурой).
-А место, где стоит чум, как называется? (Стойбище).
Ханты вели кочевой образ жизни. С приходом весны они сворачивали свой чум садились на лёгкие сани, как назывались сани у хантов? (Нарты).
-Правильно! И перекочёвывали ближе к рекам и озёрам.
-Как вы думаете, для чего ханты перекочёвывали к рекам и озёрам? (Занимались рыболовством).
Какие вы знаете реки нашего края? (Кирилл, Обь, Ягун).
-Какая рыба водится в наших реках и озёрах? (Язь, карась, щука,окунь).
-Чем занимались ханты в летний период? (Собирали ягоды, орехи, грибы).
-Какие ягоды растут в наших лесах и болотах? ( Клюква, брусника, черника, голубика, морошка).
- Почему с приходом зимы ханты перекочёвывали подальше в тайгу? (Занимались охотой).
- Какие животные водятся в наших лесах? (волк, лиса, медведь, заяц, писец).
(Физкультминутка)
-Зима на севере очень длинная и холодная, ханты очень трудолюбивый народ, чтобы добыть зверя им приходилось выслеживать его сутки, а то и двое. Чтобы не замерзнуть, у них вся одежда сшита из меха.
-Из чего сшита одежда ханты? (Из оленьей шкуры).
-Как называется шуба хантов? (Малица).
-А кисы, что это такое? (Хантыйская обувь).
-Чем отличается хантыйская одежда от нашей русской? (Орнаментом).
-Какие хантыйские узоры вы знаете? (Ворона, лиса, сучок).
Д/и «Укрась малицу».
-Какими узорами ты украсил свою малицу?
-Ребята, как называется наша страна? (Россия).
-Правильно, Россия – необыкновенная страна, потому, что она – наша Родина.
-Как вы думаете, что такое Родина? (Родина – значит родная, как мать и отец).
Родина- это место, где мы родились, страна, в которой мы живём.
Родина у человека одна!
-Много пословиц и поговорок сложи русский народ о Родине. Давайте вспомним некоторые из них.
-Нет земли краше, чем Родина наша!
-Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей!
-Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)
-Русский человек без Родины не может!
-Одна у тебя мать, одна и Родина!
- А эту пословицу как можно объяснить? Молодцы!
-У каждой страны, и у России есть свои государственные символы: герб и флаг.
-Выложите у себя на столах флаги (России, Югры и Когалыма).
-Какие цвета на флаге России?
-Что означает белый цвет на флаге России? (Мир и чистота).
-Синий? (Вера, верность).
-Красный? (Мужество за отчизну).
-Из какого цвета состоит флаг Когалыма? (Синий, зеленый).
-Ребята, мы все любим свой город, давайте скажем пожелания своему городу и украсим его цветами, чтобы он был всегда красивым и расцветал!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический марафон "Моя Югра - моя планета".
С 19 по 21 апреля 2016 года принял эстафету наш детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально - личностному развитию детей "Снежинка"п. Нижнесортымски...
Благодарственное письмо за участие в окружном экологическом марафоне "Моя Югра моя планета"
Благодарственное письмо за участие в окружном экологическом марафоне "Моя Югра моя планета"...
Вечер поэзии "Люблю тебя, мой край Югорский", в рамках экологического марафона "Моя Югра – моя планета".
Вечер поэзии «Люблю тебя, мой край Югорский». прошел в рамках проведения экологического марафона «Моя Югра – моя планета». ...
Выставка рисунков "Я люблю свою Югру", в рамках экологического марафона "Моя Югра – моя планета".
Выставка детских рисунков на тему «Я люблю свою Югру», с целью развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста к истории и культуре родного края, разви...
Акция "Экологические знаки", в рамках проведения экологического марафона "Моя Югра – моя планета".
Акция "Экологические знаки", мероприятие в рамках проведения экологического марафона «Моя Югра – моя планета»....
2019г. Приказ № 65 от 25. 03. 2019г. "План проведения экологического марафона Моя Югра-моя планета 2019г."
2019г. Приказ № 65 от 25. 03. 2019г. План проведения эколо...
2020г. Приказ № 119 от 11. 09. 2020г. "План проведения в МАДОУ д.с. Росинка экологического марафона Моя Югра-моя планета"
2020г. Приказ № 119 от 11. 09. 2020г. План проведения в МАДОУ д.с. Рос...