Доклад на РМО «Ознакомление старших дошкольников с малой Родной посредством ИКТ»
консультация (старшая группа)
Как человек, не имеющий кров, не может пригласить кого-то в гости, так и педагог, не имеющий любви к своей Родине, не сможет привить эту любовь детям.
Первое, с чего должна начинаться работа по патриотическому воспитанию у детей-дошкольников – это с личной любви педагога к своей Отчизне.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» (Д.С. Лихачев)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_rmo.docx | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 14 «Алёнушка»
Спикер РМО:
Красноперова Анастасия Алексеевна,
воспитатель подготовительной группы.
Доклад
«Ознакомление старших дошкольников с малой Родной посредством ИКТ»
Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том,
чтобы эта любовь была у отцов.
Шарль Монтескье
Как человек, не имеющий кров, не может пригласить кого-то в гости, так и педагог, не имеющий любви к своей Родине, не сможет привить эту любовь детям.
Первое, с чего должна начинаться работа по патриотическому воспитанию у детей-дошкольников – это с личной любви педагога к своей Отчизне.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» (Д.С. Лихачев)
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственного облика ребенка.
Поэтому, важнейшей составной частью воспитательного процесса в современном российском образовании является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка.
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию.
Формирование гражданина, патриота своей родины начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традициям. Задача образовательных организаций, в том числе дошкольных учреждений, состоит в том, чтобы, организуя опыт патриотического поведения детей, формировать у них соответствующие убеждения и чувства.
Суть нравственно-патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Детский сад имеет оптимальную предметно-пространственную среду, обеспечивающую развитие, воспитание и обучение детей дошкольного возраста с учетом принципов «Концепции дошкольного воспитания»:
- значение детства в становлении личности;
- гуманизация целей и принципов педагогической работы;
- охрана и укрепление здоровья детей (физического и психического);
- возрастной подход в воспитании и обучении;
- формирование начал духовности, нравственности и самосознания личности.
Любовь к родному краю, желание видеть родной город хорошеющим и расцветающим. Все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в детские годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса - все это в равной степени формируют у детей симпатию к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания о родном крае и о его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут детям на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма.
Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна тем, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Одними призывами любить свой город Родину ничего не сделать.
Работа, ведущаяся в данном направлении, должна быть целенаправленной, системной. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок живет.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Чувство патриотизма у юного гражданина - это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится регулятором его поведения. Именно поэтому в дошкольном возрасте одной из важных задач педагога по реализации познавательных и воспитательных задач становится патриотическое направление.
Так как, дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Педагог, работающий с дошкольниками, хорошо знает, насколько у детей 5 лет есть хоть какое-то представление о малой и большой родине. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.
Таким образом, воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вашему вниманию хочу представить презентацию цикла занятий, посвященному изучению нашей малой Родины – Таштагол.
Цель данных занятий – углубить знания о родном городе, о его истории, культуре, традициях, нормах общественной жизни; привить интерес и любовь к родному краю; способствовать воспитанию толерантности. Реализациях данной цели достигается посредством новых информационных технологий.
На занятиях дети знакомятся с изображением флага и герба малой Родины, со словами и звучанием гимна Таштагольского района. Естественным дополнением к этому служат картины родной природы, репродукции полотен художников родного края. При этом знакомство и путешествие по малой Родине преподаются при помощи ИКТ.
…ПОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ…
Итак, патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современного образования. Необходимо уже в дошкольном возрасте создавать условия для того, чтобы воспитанник росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление старших дошкольников с природой родного края.
Статья и методические пособия (мнемотаблицв и дидактические игры) по озникомлению дошкольников с природой родного края...
Педагогический проект «Нетрадиционные формы ознакомления старших дошкольников с историей родного города, края»
«Нетрадиционные формы ознакомлениястарших дошкольников с историей родного города, края» Участники проекта : дети подготовительной к школе группе, родители, воспитатели.Тип: информаци...
планирование воспитательно - образовательной работы по ознакомлению старших дошкольников с малой Родиной
В данном материале отражена работа в старшей группе по ознакомлению детей с родным поселком....
" История рождения города "- презентация по ознакомлению старших дошкольников с историей родного города
Наглядный материал по изучению истории г.Благовещенска, состоящий из двух частей:часть1-История рождения города; часть 2-памятники основателям города...
выступление на педсовете.Опыт работы на тему:"Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с природой родного края
Детское экспериментирование с введением ФГОС дошкольного образования получила новый виток в развитии. Именно исследовательская деятельность, помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, ,...
"Ознакомление старших дошкольников с малой Родиной посредствам проектной деятельности"
Ознакомление старших дошкольников с малой Родиной посредствам проектной деятельности...
Ознакомление старших дошкольников с историей родного города как средство патриотического воспитания.
На сегодняшний день тему патриотического воспитания обсуждают на различных педагогических форумах, семинарах, пишутся статьи в журналы, учебные пособия, методические рекомендации с передачей...