РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной и воспитательной деятельности в младшей группе №1 «Черепашки» МБДОУ детский сад № 20. и имеет своей целью создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, обеспечения безопасности жизнедеятельности младшего дошкольника с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая социальную адаптацию ребенка. Программа характеризует целостную модель воспитания, обучения и развития детей от 3–х до 4-х лет, выступает в качестве инструмента реализации целей образования в интересах развития личности ребенка, семьи, общества и государства и обеспечивает единое образовательное пространство образовательного учреждения, социума и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_bazyleva_ml.gr_.doc | 338.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание.
I. Целевой раздел. __1
1.1. Пояснительная записка.__2
1.2. Цели и задачи программы.__2
1.3. Принципы и подходы к формированию программы.__4
1.4. Значимые для разработки и реализации программы характеристики.__5
1.5. Планируемые результаты освоения программы.__6
II. Содержательный раздел.
2.1. Содержание образования по образовательным областям.__8
2.2. Формы, методы и средства реализации рабочей программы.__12
2.3. Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья.____13
2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников.___13
III. Организационный раздел.__17
3.1 Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении._18
3.2. Циклограмма двигательной активности, закаливающие мероприятия.__19
3.3 Воспитательно –образовательный процесс.__21
3.4. Учебный план.__27
3.5. Материально-техническое оснащение.__39
3.6. Развивающая предметно-пространственная среда.__40
3.7. Методическое обеспечение реализации рабочей программы__43
I. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей младшей группы (далее - программа) разработана, как составляющая часть основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 20 «Светлячок», в соответствии с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года).
1.2. Цель и задачи основной образовательной программы
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной и воспитательной деятельности в младшей группе №1 «Черепашки» МБДОУ детский сад № 20. и имеет своей целью создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, обеспечения безопасности жизнедеятельности младшего дошкольника с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая социальную адаптацию ребенка. Программа характеризует целостную модель воспитания, обучения и развития детей от 3–х до 4-х лет, выступает в качестве инструмента реализации целей образования в интересах развития личности ребенка, семьи, общества и государства и обеспечивает единое образовательное пространство образовательного учреждения, социума и родителей.
Исходя из поставленной цели, формулируются следующие задачи:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их: общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
Учебно-образовательный процесс строится на основе сочетания примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (2014 г.) и педагогических технологий.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В ней комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от 3 до 4 лет. Срок реализации программы – 1 год.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
3. Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564)
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038)
6.Устав МБДОУ детский сад №20 «Светлячок».
1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы.
Программа сформирована с учетом следующих принципов:
- Принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей;
Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка
(индивидуализации);
- Принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе;
- Принцип междисциплинарного подхода;
- Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;
- Принцип партнерского взаимодействия с семьей;
- Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
Среди подходов к формированию Программы можно выделить:
- личностно-ориентированный, который предусматривает ориентацию педагогического процесса воспитания с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации данного подхода — создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы права на уважение;
- деятельностный, связанный, с организацией целенаправленной воспитательной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и др.); формами и методами воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в воспитательную деятельность;
- аксиологический (ценностный), предусматривающий организацию воспитания на основе общечеловеческих ценностей или этические, нравственные ценности, предусматривающие реализацию проектов диалога культур, этических отношений и т. д.;
- компетентностный, в котором основным результатом образовательной деятельности становится, формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач;
- диалогический, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект - субъектных отношений;
- системный — качестве методологического направления, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними;
- средовой, предусматривающий использование возможностей, внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.
1.4. Значимые для разработки и реализации рабочей программы
характеристики.
Возрастные психофизические особенности детей
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступаю в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
1.5. Планируемые результаты освоения программы.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы в младшем дошкольном возрасте:
«3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач.
4.2. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.
4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников».
Выдержки из ФГОС (Приказ Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г. № 1155)
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им, в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
II. Содержательный раздел программы
2.1. Содержание образования по образовательным областям.
Содержание работы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать все пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
ФГОС (Приказ Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г, № 1155)
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 117.
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 120.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 124 -125.
Формирование основ безопасности
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 130.
Образовательная область «Познавательное развитие»
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.»
ФГОС (Приказ Министерства образования и науки от 17 октября 2013г., № 1155)
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 135.
Приобщение к социокультурным ценностям
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 140.
Формирование элементарных математических представлений
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 143.
Ознакомление с миром природы
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 151.
Образовательная область «Речевое развитие»
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.»
ФГОС (Приказ Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г, № 1155)
Развитие речи
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 160
Приобщение к художественной литературе.
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 166.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).»
ФГОС (Приказ Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г, № 1155)
Приобщение к искусству
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 170.
Изобразительная деятельность
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 175.
Конструктивно-модельная деятельность
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 187.
Музыкальная деятельность
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 191.
Образовательная область «Физическое развитие»
«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».
ФГОС (Приказ Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г. № 1155)
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 197.
Физическая культура
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 199.
Развитие игровой деятельности
Содержание психолого-педагогической работы отражено в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г., стр. 204.
2.2 Формы, способы, методы и средства реализации программы
Формы. Познавательное развитие |
деятельность
|
Методы. Познавательное развитие |
|
2.3. Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья.
Оптимальные условия для развития ребенка – это продуманное соотношение свободной, регламентируемой и нерегламентированной (совместная деятельность педагогов и детей и самостоятельная деятельность детей) форм деятельности ребенка. Образовательная деятельность вне организованных занятий обеспечивает максимальный учет особенностей и возможностей ребенка, его интересы и склонности. В течение дня во всех возрастных группах предусмотрен определенный баланс различных видов деятельности:
Формы организации организованной образовательной деятельности во 2 младшей группе – фронтальные занятия по подгруппам и индивидуальная работа.
2.4 Взаимодействие с семьями воспитанников.
Основные цели и задачи:
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo- педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
План работы с родителями в младшей группе «Черепашки»
на 2016-2017 учебный год.
Сентябрь.
1. Организационное родительское собрание «Задачи обучения, особенности развития и воспитания детей во 2 младшей группе».
2. Консультация «Кризис 3-х лет».
3. Беседа «Как научить ребенка здороваться».
4. Консультация «Как правильно организовать режим дня».
5. Памятка: «Какие игрушки приобретать ребенку».
Октябрь.
1. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ.
2. Консультация «Ваш ребенок не говорит?».
3. Индивидуальные беседы с родителями «Спортивная форма и обувь для занятий физкультурой» (о необходимости ее приобретения).
4. Консультация «О вреде недосыпания».
5. Консультация «Если ребенок часто устраивает истерики».
Ноябрь.
1. Оформить стенд «Несколько советов по воспитанию внуков и внучек».
2. Беседа «Роль семьи в формировании двигательной активности ребенка».
3. Оформление стенда «Мама – солнышко мое».
4. Консультация «О простых материалах и необычных картинах».
5. Консультация «Мудрые советы для отдыха».
Декабрь.
1. Консультация «Здоровье без лекарства».
2. Оформить красочные приглашения на Новогодний утренник.
3. Беседа «Как провести праздник дома».
4. Беседа «Уважение к старшим».
5. Консультация «О капризах и упрямстве».
6. Индивидуальные беседы для родителей «Корригирующая гимнастика для глаз» (использование офтальмо тренажера в группе и дома).
Январь.
1. Консультация «Меры предупреждения и лечения гриппа».
2. Групповое родительское собрание «Вместе весело играть» (подвижные игры для родителей с детьми).
3. Беседа «Берегите нервную систему ребенка».
4. Консультация «Счастье – это когда тебя понимают».
5. Памятка «Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной».
6. Консультация: «Поговорим о компьютерных играх» (Советы педагога родителям).
Февраль.
1. Беседа «Детское «хочу» и родительское снисхождение».
2. Совместное физкультурное развлечение «Вместе с папой, вместе с мамой поиграть хочу!».
3. Консультация «Если ребенок дерется».
4. Беседа «Трудовое воспитание ребенка в семье».
5. Консультационные дни для родителей, имеющих детей с проблемами в речевом развитии и воспитании.
Март.
1. Консультация «Значение самообслуживания в воспитании детей».
2. Беседа «Ваш ребенок».
3. Групповое родительское собрание «Как помочь ребенку стать внимательным».
4. Консультация «Домашний игровой уголок».
5. Консультация «Социализация детей через игровую деятельность».
6. Беседа «Взаимодействие ребенка с социумом».
Апрель.
1. Памятка «Особенности развития речи детей дошкольного возраста».
2. Консультация «Счастье – это когда тебя понимают».
3. Индивидуальные беседы с родителями о выяснении условий воспитания.
4. Консультация «Играйте вместе с детьми».
5. Консультация «Заботимся о здоровье детей вместе» (вызвать интерес к факторам, влияющие на физическое здоровье детей) .
Май.
1. Консультация «О летнем отдыхе детей».
2. Групповое родительское собрание «Наши успехи…»
3. Анкетирование: «Какие Вы родители?».
4. Выставка детских работ (в рамках кружковой работы).
III. Организационный раздел.
3.1 Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении.
Для младшей группы №1 разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -13°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре ниже -15°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 2.10 часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 4 часов. (По действующему СанПиН 2.4.1.3049-13)
Для детей четвертого года жизни основная образовательная деятельность составляет 2 часа 45 минут в неделю. Продолжительность непрерывной основной образовательной деятельности составляет не более 15 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня во второй младшей группе не превышает 30 минут. Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
Режим работы младшей группы №1 МБДОУ детский сад № 20 «Черепашки»
- длительность работы группы - 10,5 часов;
- ежедневный график работы - с 07.30 до 18.00 часов
- выходные дни – суббота, воскресенье, нерабочие - праздничные дни.
Основная образовательная деятельность начинается с 9.00 часов.
Продолжительность НОД в младшей группе –15 минут.
Режим дня младшей группы «Черепашки»
(Холодный период)
Режимные моменты | время |
Прием детей, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика | 7.30 – 8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.20 – 8.50 |
Самостоятельная деятельность, подготовка к ОДД | 8.50 – 9.00 |
Организованная детская деятельность | 9.00 – 9.15 9.25 – 9.45 |
Второй завтрак | 9.50 – 10.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.00 – 12.00 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду | 12.00 – 12.15 |
Обед | 12.15 – 12.45 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.45 – 15.05 |
Постепенный подъём, воздушные процедуры, самостоятельная деятельность | 15.05 - 15.25 |
Полдник | 15.25 -15.45 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 15.45 – 16.15 |
Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой | 16.15 -18.00 |
В течение июня – августа месяцев ежегодно Программа реализуется в каникулярном режиме (только по направлениям физического и художественно-эстетического развития детей).
3.2. Циклограмма двигательной активности, закаливающие мероприятия.
Режимные моменты | Периодичность |
| Ежедневно 30 — 40 мин |
| Ежедневно 5-6 мин из 5-6 общеразвивающих упражнений |
| 2 раза в неделю по 15 мин. |
| 1 раз в неделю |
| 1-3 мин. |
| 2 раза в неделю |
| 1ч |
| — |
| 5-10 мин. |
| 20—30 мин ежедневно, индивидуально |
| 1 раз в месяц 20 мин. |
| Обучение педагогом не реже 1 раза в неделю на физкультурном занятии на прогулке (фронтально и по подгруппам) |
| — |
Система физкультурно-оздоровительных, закаливающих мероприятий.
№ | Мероприятия | Работа с детьми | Периодичность |
| Обеспечение здорового образа жизни | Щадящий адаптационный режим, гибкий режим. Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил. | В течение года |
| Двигательная деятельность | Утренняя гимнастика | Ежедневно |
Физическая культура | 2 раза в неделю | ||
Подвижные игры | Ежедневно | ||
Гимнастика после дневного сна | Ежедневно | ||
Спортивные упражнения | Ежедневно | ||
Физкультурные досуги, праздники | 1 раз в месяц | ||
Дни здоровья | 1 раз в месяц | ||
Релаксация | ежедневно | ||
Дополнительная двигательная деятельность | Физкультминутки, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика. | ежедневно | |
Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня | Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей. | Ежедневно | |
| Музыкально-ритмическая деятельность | Музыкальные игры | 2 раза в неделю |
| Логопедическая деятельность | Игры с элементами лого ритмики; артикуляционная гимнастика | ежедневно |
| Психологическая деятельность | Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы. Игры на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний. | ежедневно |
| Гигиенические и водные процедуры | Умывание | ежедневно |
Мытье рук | ежедневно по необходимости | ||
Игры с водой | В течение года | ||
| Профилактические мероприятия | Витаминотерапия | осень-весна |
Профилактика гриппа и простудных заболеваний | В течение года | ||
Режимы проветривания | ежедневно | ||
Обеспечение температурного режима | постоянно | ||
Физиопроцедуры “Чесночные” киндеры Фитонциды (лук, чеснок) | По назначению врача (с октября по апрель) | ||
Бактерицидные лампы | ежедневно | ||
Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы | По назначению врача (с октября по апрель) В течение года | ||
| Нетрадиционные формы оздоровления | Музыкотерапия (Использование музыкального сопровождения на занятиях) | В течение года |
| Закаливание | Контрастные воздушные ванны | После сна. |
Умывание | После каждого приема пищи, после прогулки | ||
Ходьба босиком по массажным коврикам | После сна | ||
Облегченная одежда детей | В течение дня | ||
Одежда по сезону | На прогулках | ||
Контрастное обливание рук по локоть | После сна | ||
Прогулки | В течение года | ||
Дневной сон с открытой фрамугой Сон без маек и подушек | В течение года | ||
Дыхательная гимнастика | ежедневно | ||
Дозированные солнечные ванны | с учетом погоды | ||
| Диетотерапия | Рациональное питание по меню | В течение года |
3.3 Воспитательно-образовательный процесс.
Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:
- совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Модель организации деятельности взрослых и детей в ДОУ
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями |
| Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей: двигательной, игровой, продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской | Педагогическое просвещение родителей, обмен опытом. Совместное творчество детей и взрослых. Инновационные формы с родителями: мастер-классы, круглые столы, всеобучи. |
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
Младший дошкольный возраст
Образовательная область | Первая половина дня | Вторая половина дня |
Социально – коммуникативное развитие |
|
|
Познавательное развитие |
|
Досуги развивающего характера
|
Речевое развитие |
|
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
|
Физическое развитие |
|
|
Использование современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений.
В функции педагога включены задачи, связанные с повышением уровня развития ребенка; формированием нравственных качеств личности, взглядов и убеждений; развитием познавательного интереса, творческих способностей, воли, эмоций, познавательных способностей – речи, памяти, внимания, воображения, восприятия.
Главная идея в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий. Учитывая это, педагогами младшей группы выбраны современные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели становления личности:
- Здоровье сберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- игровая технология;
1.Здоровьесберегающая технология.
Здоровье сберегающие технологии - наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей.
Каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровье сберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Применение в работе здоровье сберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
2. Технология проектной деятельности.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой). Характер метода проекта на данном возрастном этапе подражательско-исполнительский. В этом возрасте дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему. Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей “трёх вопросов”: Что знаю? Чего хочу узнать?, Как узнать?. Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя - создать условия для реализации познавательной деятельности детей.
3.Игровая технология.
Единственный язык, который легко дается детям - это язык ИГРЫ.
Именно игра позволяет скорректировать, возникающие возрастные
проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна. Для детей младшего возраста создается игровое оснащение (ширмы, строительное оборудование, атрибуты для ролевых игр, предметы - заместители, дидактические игры), дающее опыт разнообразного использования объекта, педагоги на собственном примере показывают детям, как пользоваться ролевой речью, звукоподражанием, подсказывают реплики, объясняют действия.
С помощью игровой технологии реализуются следующие функции образовательного процесса:
1. эмоционально - развивающая функция;
2. диагностическая функция - раскрываются скрытые таланты;
3. релаксационная функция - снижается излишнее напряжение;
4. компенсаторная функция - дает ребенку то, чего ему не хватает;
5. коммуникативная функция - является великолепным средством для
общения;
6. функция самореализации - служит средством для достижения желаний и
реализации возможностей;
7.социокультурная функция - в процессе игры ребенок осваивает социокультурные нормы и правила поведения.
Применение современных образовательных технологий дает положительную динамику роста развития воспитанников и новые возможности для всестороннего гармоничного развития ребенка.
3.4. Учебный план
Образовательный процесс в учреждении планируется и осуществляется в соответствии с Учебным планом, который является нормативным актом ДОУ, устанавливающим перечень образовательных областей, основных видов организованной образовательной деятельности и объём времени, отводимого на их проведение с детьми. В учебном плане определено распределение количества НОД. В структуре плана выделяется обязательная и часть, формируемая участниками ОО.
Базовая часть частично реализуется через игровые и развивающие занятия, в соответствии с расписанием организованной образовательной деятельности по всем возрастным группам, разработанным в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049 – 13 к объёму недельной нагрузки организованной образовательной деятельности для дошкольников.
В середине времени, отведенного на организованную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
В соответствии с СанПиН в конце декабря (во время проведения новогодних утренников, 27 декабря – 29 декабря) для воспитанников организовываются недельные каникулы, во время которых проводится организованная образовательная деятельность только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В летний период организованная образовательная деятельность проводится только по физической культуре в старшем дошкольном возрасте. В летний период увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии, организованная деятельность в режиме дня и др.
В соответствии с примерной основной программой дошкольного образования организованная образовательная деятельность в группах проводится с 1 сентября по 29 мая.
Учебный план по образовательной области «Познавательное развитие»
№ п/п | Название раздела | Количество часов ( занятий) | |
Всего | Теория/ Практика | ||
1. | Ознакомление с природой. | 10 | 10 |
2. | Приобщение к социокультурным ценностям. | 9 | 9 |
3. | Познавательно –исследовательская деятельность. | 18 | 18 |
4. | Формирование элементарных математических представлений | 37 | 37 |
Итого | 74 | 74 |
Учебный план по образовательной области «Речевое развитие»
№ п/п | Название раздела | Количество часов ( занятий) | |
Всего | Теория/ Практика | ||
1. | Развитие речи | 18 | 18 |
2. | Приобщение к художественной литературе | 18 | 18 |
ИТОГО | 36 | 36 |
Учебный план по образовательной области
«Художественно – эстетическое развитие»
№ п/п | Название раздела | Количество часов ( занятий) | |
Всего | Теория/ Практика | ||
1. | Изобразительная деятельность. Рисование | 36 | 36 |
2. | Изобразительная деятельность. Лепка | 18 | 18 |
3. 4. | Изобразительная деятельность. Аппликация Конструирование | 18 18 | 18 18 |
ИТОГО | 72 | 72 |
Планирование образовательной деятельности в младшей группе №1
на 2016 -2017 учебный год
Организованная образовательная деятельность | |
Базовый вид деятельности | Периодичность |
Физическая культура в помещении | 2 |
Бассейн | 1 |
Познавательное развитие | 2 |
Развитие речи | 1 |
Рисование | 1 |
Лепка | 0,5 |
Аппликация Конструирование | 0,25 0,25 |
Музыка | 2 |
ИТОГО | 10 занятий в неделю |
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | |
Утренняя гимнастика | Ежедневно |
Комплексы закаливающих процедур | Ежедневно |
Гигиенические процедуры | Ежедневно |
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов | Ежедневно |
Чтение художественной литературы | Ежедневно |
Дежурства | Ежедневно |
Прогулки | Ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей | |
Игра | Ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей в центрах( уголках) развития | Ежедневно |
Планирование организованной образовательной деятельности на неделю в младшей группе №1 «Черепашки» (с 3 до 4 лет)
Дни недели | Содержание |
Понедельник |
|
Вторник | 1. Физкультурное 2. Ознакомление с окружающим миром |
Среда |
|
Четверг |
|
Пятница |
|
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
в младшей группе (с 3-4 лет)
Месяц | Неделя | Тема | Содержание | |
Сентябрь | 1неделя | «Мой детский сад» | Продолжать знакомство с детским садом, как ближайшим социальным окружением ребенка: профессии сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник), предметное окружение, правила поведения в детском саду, взаимоотношения со сверстниками. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. | |
2неделя | «Осень золотая» | Формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Сезонные изменения: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья, дети надевают куртки, ботинки и т.д. | ||
3-4 неделя | «Фрукты» «Овощи» | Расширять представления детей о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Формировать умение по внешнему виду, вкусу, форме различать овощи (огурец, помидор, морковь) и фрукты (яблоко, груша, персик). Познакомить детей с тем, какую пользу организму дает употребление в пищу овощей и фруктов. Познакомить с видами сельскохозяйственного труда: уборка овощей – овощевод. Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду взрослых. | ||
Октябрь | 1неделя | «Грибы, ягоды» | Дать представления о ягодах (малина, смородина), грибах (ядовитые и съедобные). | |
2неделя | «Домашние животные и птицы» | Расширять знания детей о домашних животных и птицах. Учить находить и различать характерные отличительные особенности животных и птиц. Закреплять умение узнавать и называть животных и их детенышей: корова с теленком, свинья с поросенком, коза с козленком, лошадь с жеребенком, знакомить с некоторыми особенностями жизненных проявлений и повадок: чем питаются, какие звуки издают. Формировать навык словообразования имен существительных, обозначающих детенышей животных. Дать элементарные сведения о пользе домашних животных для человека и заботе человека о них. Воспитывать любовь к домашним животным и желание проявлять о них заботу | ||
3неделя | «Лесные звери и птицы» | Знакомить с дикими животными: зайцем, лисой, медведем, белкой, ежом и их особенностями поведения осенью (как готовятся к зиме). Формировать умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных. Учить узнавать по внешнему виду лягушку, формировать знания о том, что она прыгает, квакает. Воспитывать любовь к животному миру. | ||
4неделя | «Я человек. Здоровый образ жизни» | Научить детей различать и называть органы чувств: глаза, рот, нос, уши. Дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Продолжать знакомить детей с ценностями здоровья и здорового образа жизни. | ||
5неделя | «Я и моя семья» | Формировать умение называть свое имя, фамилию, имена членов своей семьи, говорить о себе в первом лице. Развивать представление о своей семье. | ||
Ноябрь | 1 неделя | «Дружба. Мы играем в детском саду» | Формировать умение играть в коллективе. Расширять первичные гендерные представления | |
2неделя | «Профессии» | Продолжать знакомить с профессиями (медицинская сестра, повар, воспитатель), обращать внимание на трудовые действия и их результат. Учить беречь, то что сделано людьми. | ||
3неделя | «Посуда» | Познакомить детей с чайной, столовой, кухонной посудой и ее назначением. Формировать умение проводить элементарную классификацию предметов посуды по назначению, использованию, форме, величине, цвету. Воспитывать культуру поведения. Познакомить со свойствами материалов, из которых изготовлена посуда: глина – мягкая, высыхает – твердеет, становится хрупкой, может разбиться, поранить руку и т д. Приучать детей к безопасному поведению в быту, воспитывать аккуратность при обращении с предметами посуды. | ||
4неделя | «Мебель» | Закреплять название, свойства и качества основных предметов мебели (стол, стул, кровать, шкаф, диван).Формировать умение группировать и исключать предметы из группы по одному признаку. | ||
Декабрь | 1неделя | «Этикет. Культура поведения.» | Познакомить с элементарными правилами поведения, этикой общения и приветствия. Развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым. | |
2неделя | «Зимние забавы» | Формировать исследовательские и познавательные навыки экспериментирования с водой, льдом, снегом. | ||
3неделя | «Новогодний праздник» | Знакомить детей с праздником Нового года (красиво украшена елка, Дед Мороз приносит подарки). Воспитывать желание принимать участие в новогодних мероприятиях. Создать атмосферу праздничного настроения у детей в группе. | ||
4неделя | «Новый год у ворот» | Организовать все виды детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. Вызывать стремление поздравить близких с праздником. Развитие творческих способностей | ||
Январь | 1неделя | «Зимушка-зима» | Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада.) | |
2неделя | «Домашние животные и птицы» | Расширять представления о домашних животных, о навыках заботливого отношения. | ||
3неделя | «Лесные звери и птицы» | Расширять знания о птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения диких птиц. Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей). Воспитывать бережное отношение к птицам, подкармливать их зимой. | ||
Февраль | 1неделя | «Спорт. Зимние виды спорта.» | Знакомить с зимними видами спорта, формировать представления о безопасном поведении зимой. | |
2неделя | «ОБЖ» | Ознакомить с элементарными правилами дорожного движения. Продолжать знакомить с проезжей частью дороги, тротуаром, сигналами светофора. | ||
3неделя | «День защитника Отечества» | Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине. Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление стать сильными, защитниками Родины.) Осуществлять патриотическое воспитание. | ||
4неделя | «Транспорт» | Познакомить с основными видами транспорта: наземный, воздушный, водный. Формировать умение дифференцировать транспорт по назначению: пассажирский, грузовой. Учит различать основные части транспортных средств: кузов, кабина, руль. Воспитывать уважение к работникам транспорта. | ||
Март | 1неделя | «Международный женский день» | Воспитывать уважение к мамам, бабушкам, воспитателям. | |
2неделя | «Народная игрушка» | Расширять представление о народной игрушке (дымковская, матрешка). Продолжать знакомить с материалами, из которых они изготовлены: глина – дерево, их свойства. Научить выделять признаки материалов. Знакомить с народными промыслами. | ||
3-4 неделя | «Народное творчество» «Фольклор» | Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. | ||
Апрель | 1неделя | «Мой город» | Расширять представления о родном городе, его достопримечательностях. | |
2неделя | «Космос» | Ознакомить с понятием «Космос». Расширить знания о планете «Земля», Солнце, Луне, звездах. | ||
3неделя | «Транспорт. Профессии» | Знакомить детей с видами транспорта, с правилами поведения на улице, с элементарными правилами дорожного движения. Познакомить с профессией шофера, водителя автобуса, полицейский. Знакомить с проезжей частью дороги, тротуаром. Объяснить значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора. Пополнять словарь: улица, дорога, пешеход, сигнал автомобиля, сигнал светофора, пешеходный переход, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус. | ||
4неделя | «Весна-красна» | Расширять представление о весне, как о времени года. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту весенней природы. Расширять представления о сезонных изменениях в погоде, природе: растения весной, поведение птиц. Расширять представления о простейших связях в природе (потеплело – появилась трава и т.д.) | ||
Май | 1неделя | «Растительный мир» | Формировать элементарные экологические представления о растениях. | |
2неделя | «Насекомые» | Знакомить с некоторыми особенностями поведения насекомых. Воспитывать заботливое отношение о насекомых. | ||
3неделя | «Лето» | Расширять представления детей о летних изменениях в природе: жарко, ярко солнце, цветут растения, люди купаются, летают бабочки, появляются птенцы в гнездах. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать любовь к природе | ||
4неделя | «Живая и неживая природа» | Формировать интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звёздам; побуждать устанавливать простейшие связи явлений неживой природы: на небе солнышко-наступило утро, на небе месяц и звёзды-наступила ночь. |
Праздники в группе.
- «День воспитателя» (27 сентября).
- «Осенний карнавал» (октябрь).
- «Новый год».
- «Мастерская Деда Мороза».
- «День защитника Отечества» (23 февраля).
- «Масленица».
- «Международный женский день 8 Марта».
- «Международный день защиты детей» (1 июня).
3.5. Материально- техническое оснащение младшей группы № 1
МБДОУ детский сад №20 «Светлячок»
Данная возрастная группа является структурной единицей Муниципального дошкольного образовательного учреждения МБДОУ детский сад№ 20 города Сафоново Смоленской области.
Для всестороннего развития и рациональной организации образовательного процесса в групповом помещении младшей группы №1 оборудованы следующие помещения:
1.Игровая комната 1
2. Спальня 1
3. Туалетная комната 1
4. Приемная комната 1
3.6. РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА. В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе предметно-развивающей среды; при этом определяющим моментом является цель, которой руководствуется педагогический коллектив группы.
Под предметно-развивающей средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.
Концепция построения предметно-развивающей среды требует предоставления каждому ребёнку права самостоятельного выбора деятельности. Это открывает ему каналы для саморазвития и возможность максимально проявлять себя как творческую личность. Среда является многомерным развивающим пространством, которое обеспечивает детям возможность свободного выбора деятельности, её содержания, а значит возможность полноценного развития.
Создавая предметно-развивающую среду в младшей группе, опирались на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Также есть уголки уединения, что даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности. Мы стараемся обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.
Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей, выполняет определенные функции, характерные для данного возраста. Это:
- познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;
- коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;
- оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
- творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.
- В групповом помещении второй младшей группы, реализующей примерную общеобразовательную программу «От рождения до
школы», была оборудована предметно-развивающая среда, включающая в себя следующие центры:
В центре природы имеются комнатные растения: хлорофитум, герань, фиалка, сансивьера, колеус.
• подобраны картинки по временам года, муляжи овощей и фруктов; изготовлены поделки из природного материала, сосредоточен инвентарь для наблюдений и труда в природе.
Для ухода за растениями имеются лейки, распылитель для опрыскивания растений, заостренные деревянные палочки для рыхления земли в горшках, мягкие ватные диски для очистки от пыли листьев растений.
В центре музыкальной и театральной деятельности есть маленькая ширма для настольного театра, маски, атрибуты для постановки сказок;
• куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (кукольный, настольный);
• музыкальные инструмент (барабан, бубен, дудочки, металлофон)
Для сохранения и укрепления здоровья детей создан физкультурный центр. В нем имеются мячи большие и маленькие, мячи массажные, кегли (набор), мешочки с грузом, шнуры для гимнастики, коврики и массажная дорожка, обручи, гимнастические палки, резиновые колечки, ленты разных цветов на кольцах, скакалки, флажки разных цветов.
В центре по развитию речи подобраны игрушки и предметные картинки для уточнения звукоподражания;
• игрушки и пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (мыльные пузыри и надувные игрушки)
• комплекты предметных картинок для уточнения произношения звуков
• игры для формирования грамматического строя речи «Большой и маленький», «Чей детеныш», «Чего не стало», лото «Один и много»;
• наборы игрушек для проведения артикуляционной гимнастики;
• детские книги по программе и любимые книги детей;
• книжки-малышки с произведениями фольклора малых форм;
• аудиокассеты с записью литературных произведений по программе, магнитофон;
• книжки-раскраски по изучаемым темам. Книжки-самоделки.
В центре для художественного творчества дети могут пользоваться восковыми и акварельными мелками, цветным мелом, гуашевыми красками, фломастерами, цветными карандашами, пластилином.
• также есть кисти, палочки, стеки, поролон, печатки, трафареты по темам, цветная и белая бумага, картон, для рисования и коллективных работ.
Центр для сюжетно-ролевых игр
В группе имеется все необходимое оборудование для таких сюжетно-ролевых игр как, «Семья», «Магазин», «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Больница», «Транспорт», «Детский сад», «Шоферы», «Почта».
Уголок для родителей находится в фойе группы. В течение учебного года взрослые могут найти в папках-передвижках разнообразную полезную информацию. Например, «Маленький пешеход», «Приучите вашего ребенка мыть руки», «Мама, папа, поиграйте», «Что бывает осенью», «Что бывает зимой», анкетирование на тему «Пожарная безопасность».
На информационных стендах размещены режим работы детского сада и группы, сетка непосредственной образовательной деятельности в форме занятия, объявления, меню.
Также имеются постоянно обновляющиеся выставки детских работ (рисунки, поделки) «Юный художник» (обновляется раз в неделю)
Предметно-развивающая среда группы максимально приближена к интересам и потребностям каждого дошкольника. Ребенок имеет возможность заниматься любимым делом как самостоятельно, так и в выбранном им мини коллективе.
В группе всё доступно каждому ребёнку, соответствует возрасту и учитывает его индивидуальные особенности и возможности развития. Созданы условия для накопления творческого опыта, применения своих знаний и умений, в ситуации действия со знакомыми или совсем не знакомыми объектами.
Учитывая то, что игра для ребёнка дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, мы старались подобрать атрибуты, позволяющие строить сюжеты игр, подражать тому миру, который ребёнок познаёт. Игровая среда меняется со сменой педагогических задач, с изменением роли самой игры.
Территория участка группы - это место для игр, прогулок, занятий, наблюдений за растениями и животными в течение всего года. Здесь продолжается их активная деятельность. Чтобы пребывание на участке всегда радовало ребенка, побуждало к игре, влекло к разнообразной деятельности, оздоровляло физически, оборудование и оформление участка отвечает художественно-педагогическим требованиям.
Таким образом, умело организованная среда практически снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, синдром тревожности в отсутствие близкого взрослого. Дети спокойно входят в группу сверстников, проявляют друг к другу чувства симпатии. У них возникает интерес к детскому саду, желание быть в детском сообществе. Активная позиция малыша и радость освоения являются показателями правильного направления в работе взрослых.
3.7. Методическое обеспечение реализации рабочей программы.
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи»
Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи».
Н.В. Рыжова «Развитие речи в детском саду»
О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром»
Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности»
К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников»
О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений».
В.В. Волчкова Н.С Степанова «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»
О. Павлова «Изобразительная деятельность. Художественное творчество.»
Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности»
И. Лыкова «Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста.»
«Познание предметного мира»
В.П.Новикова «Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Первая младшая группа Возрастной диапазон освоение программы 2-3 года
Рабочая программа ориентирована по многим направлениям опираясь на возрастные особенности детей. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная дея...
Рабочая программа второй младшей группы дошкольной образовательной организации на основе Примерной программы "От рождения до школы"
Данная разработка рабочей программы воспитателей для работы с детьми с ОВЗ второй младшей группы (3-4 года) составлена на основе Примерной программы "От рождения до школы"....
Рабочая программа Второй младшей группы реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС)
Рабочая программаВторой младшей группыреализующая программу «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС)СодержаниеI. Це...
Рабочая программа второй младшей группы (по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы №2 «Бабочки» Плосковой Ирины Николаевны на 2015-2016 учебный годКалендарно-тематическое планирование (по программе &la...
рабочая программа воспитателя младшей группы по программе "Мозаика"
реализация программы "Мозаика" в младшей группе....
Рабочая программа второй младшей группы реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС)
Методологической основой рабочей программы является развернутое перспективное планирование, составленное по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до шко...
Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)
Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...