«Вирень инжи»
план-конспект занятия (средняя группа)
Конспект занятия по кружку «Обучение мордовскому языку» в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viren_inzhi.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Саранска
«Центр развития ребенка – детский сад №90»
Конспект
итогового занятия по кружку
«Обучение мордовскому языку»
в средней группе№3
на тему: «Вирень инжи»
Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории: Панфилкина Е.А.
Саранск 2022
Цель: выявление уровня сформированности знаний, умений и навыков, по кружковой работе.
Образовательные:
- Развивать разговорную речь детей на мордовском языке.
- Учить понимать и отвечать на вопросы воспитателя.
- Активизировать в речи детей названия цветов.
Развивающие:
- Развивать разговорную речь детей на мордовском языке
Развивать внимание, речь, наблюдательность, память.
- Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
- Закреплять с детьми названия цветов: якстерь,сенем,тюжя, сянгяря,
акша, равжа.
- Прививать интерес к изучению мордовского языка
Воспитательные:
- Воспитывать нормы поведения на занятии: слушать воспитателя, не отвлекаться, быть внимательными;
- Воспитывать доброжелательность, активность.
- Оказывать посильную помощь друг другу по необходимости.
Воспитывать желание играть в мордовские подвижные игры, соблюдать элементарные правил
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие:
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматической правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого слуха
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- восприятие мордовской музыки;
Физическое развитие:
- способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики рук, а также правильным (не наносящим ущерба организму) выполнением основных движений:
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами:
- Воспитывать желание играть в мордовские подвижные игры, соблюдать элементарные правила.
- Предварительная работа:
ОО «Речевое развитие»
Загадывание загадок на тему: животные
Речевая гимнастика. , чтение сказок мордовских писателей ,разучивание считалок на Мордовском языке.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Беседы с детьми о нормах и правилах, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Д/игра « Назови правильно»
ОО «Познавательное развитие»
Просмотр презентации: « Мы в Мордовии живем».
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Рассматривания картинок и репродукций, а также прослушивания музыкальных композиций мордовских композиторов.
Разукрашивание предметных картинок.
ОО «Физическое развитие»
Проведение физкультминуток, подвижные мордовские игры
Методы и приемы:
1.Художественное слово.
2.Вопросы.
3.Практические действия.
4.Беседа.
5.Показ иллюстраций.
6.Действия с дидактическим материалом.
7.Здоровье-сберегающая технология- физкультминутка.
Демонстрационный материал: игрушка «Зайчик», набор игрушек,цветные карандаши
Раздаточный материал: лист бумаги голубого цвета, гуашь в плоских тарелочках, жесткая кисть, ватная полочка, одноразовая вилка, мятая бумага, влажные салфетки.
Оборудование: магнитная доска, компьютер, музыка для фона.
Используемые формы организации продуктивной деятельности: групповая форма организации детей. Индивидуально-дифференцируемый подход к детям, испытывающим трудности при работе.
Предварительная работа:
Кружковая работа, чтение мордовских произведений, разучивание считалок, стихов, разучивание считалки :Пинекс улят тячи тон ,и кругть изда лисят вон, Графические диктанты…
Оборудование:
Игрушки: котенок, зайчик, маленький зеленый мячик, кубик зеленого цвета, машинка красного цвета, воздушный шарик желтого цвета, разноцветные круги, вырезанные из цветного картона, коробка, шапочка с изображением собаки, магнитофон, записи, схемы картинок по количеству детей, цветные карандаши, бутафорская морковь.
Словарные работа:
Нумолне,цвета (тюсне): якстерь,сенем, сянгяря,тюжя, акша, равжа,налхкшт..
Методические приемы: Сюрпризный момент; загадка, пословица, считалка, Д/ и «Покажи цвет».
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках
В: «Шумбратада шабат!»
Д: - Шумбрат Елена Александровна!
В: - Етада малазон и арада кругоняс.- Шабат, отгадайте мою загадку:
Летом серенький, а зимой беленький.
В: - Кто это?
Д: - Это зайчик.
В: - Правильно.
В: - А теперь послушайте эту же загадку на мокшанском языке:
- Кизонда. уле, а тялонда акшеня.
В: - Тя кие?
Д: - Тя нумолне
В: - Да, угадали.
/Стук в дверь, заходит зайчик. В лапках у него желтый шар, за собой везет грузовик с красивой каробкой./
В: - Кто к нам пришел?
Д: - Это зайчик.
В:А на мокшанском?
Д:Те нумолне
В: - Он принес воздушный шарик.
В: - Шарсь кодама?
Д: - Шарсь тюжя.
В: - Правильно шабат. Посмотрите сколько разноцветных шаров залетело к нам сюда/обращая внимание на столы, где лежат вырезанные из цветного картона цветные шарики/.
В: - Стирнят, озада.
- А тени озайхть цёранетне.
Игра «Угадай цвет».
В: - У вас на столах лежат шарики. Я буду называть цвет, а вы будете показывать шарики нумолнети.
В: - Насте, кодама шарсь?
Д: - Шарсь якстерь…
В: - А сейчас положите свои шарики на поднос/их убираем/.
В: - Шабат, номолнясь привез нам новые игрушки. Как игрушки будут на мокшанском языке?
Д: - Налхкшт (2 -3 ответа/.
В: - Давайте откроем коробку и посмотрим, что в ней лежит.
В: - ……, сак тяза. Достань налкш.
/ребенок достает игрушку/.
В: - Тя кие?
Д: - Тя катоня.
В: - Катонясь кодама?
Д: - Катонясь равжа. Инд. р. 2-3 ответа.
В: - …………….сак сефть налкш.
В: - Тя мезе?
Д: - Тя кубик.
- Кубиксь кодама?
Д: - Кубиксь синем. Инд. р./и так все предметы/.
- Молодецтада, шабат.
Кончил дело – гуляй смело.
Зайчик: Шабат, а давайте поиграем в игру «Нумолняса».
Д: - Давайте.
- Но прежде чем начать играть, давайте с вами выберем пинене. До кого собачка дотронется, тот подходит ко мне.
/ребенок по считалке выбирает собачку/
Д: - Пинекс улят течи тон и кругть эзда лисят вон.
- Шабат, влево, вправо повернись и в зайчаток превратись.
- Все вместе: Фке, кафта, колма, ниле
Колендемать ушедсаськ. /вкл. Фонограмма/.
… лувк, мзяра кундать нумолняда?
Д: - Кафта. /игра повторяется 2 раза/.
Вместе: Влево, вправо повернись и в ребяток превратись.
В:- Шабат, я хочу с вами поиграть в другую игру.
- Играть мы будем так.
- Тане, дай тейне оцю топать.
- Я буду называть русские слова, а вы мне это же слово назовете по мокшански.
Игра с мячом: «Назови по-мокшански».
- Молодецтада , шабат! Нумолнесь принес для вас еще одну игру. Хотите поиграть?
Д: - Да.
- Стирнят, озада.
- Церанят,озада.
/дети содятся за столы, зайчик раздает из красной коробочки карточки, воспитатель ставит карандаши/.
В: - Вначале давайте назовем, что там нарисовано на русском языке, а теперь на мокшанском. А теперь заштрихуйте картинки по порядку начиная с дерева таким цветом, который я назову по-мокшански.
1.Сянгяря. 2.Тюжя. 3.Якстерь. 4.Равжа. 5. Сенем.
В: - Шабат, а теперь стяда, возьмите в руки свои карточки, арада кругоняс и покажите нумолняти , как вы выполнили его задание. /индивидуальная работа по цветам/.
В: - Шуфтсь кодама?... сянгяря. Шись кодама?...тюжя.
- Зайчик: Ребята, мне у вас очень понравилось, вы очень хорошо выполняли все мои задания. За это я вам принес казне. /отдает бутафорскую морковь воспитателю, но морковь моя с секретом/.
Зайчик: - Неемозонк! /машет детям лапкой/.
Д: - Няемозонк!
/Воспитатель с детьми рассматривает морковь и говорит/.
В: - Морковь как морковь…А в чем его секрет? /нечаянно открывается хвост моркови и оттуда высыпаются сладости/.
В: - На этом наше занятие закончено
Од няемозонк!