Сценарий праздника "Мой край, Мордовия моя!"
материал (старшая группа)
Данное мероприятие нацелено на приобщение детей к миру культуры и традиций народов Поволжья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_mordoviya.docx | 371.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»
обособленное подразделение
«Центр развития ребенка – детский сад «Росинка»
Сценарий праздника «Мой край, Мордовия моя!» в старшей группе детского сада.
Составитель: Тезикова С.А,
воспитатель
Ковылкино,
2022г.
Цель: Приобщение детей к миру культуры и традиций народов Поволжья.
Задачи:
- формировать у детей представление о дружбе и культуре мордовского и русского народа;
- способствовать приобщению детей к традициям мордовской культуры;
- продолжать знакомить с малыми жанрами мордовского и русского народного фольклора (закличками, поговорками, песнями, играми);
- закрепить знания о природе Мордовии;
- развивать творческие способности воспитанников, совершенствовать их исполнительские умения и навыки;
- воспитывать любовь, уважение и интерес к культуре русского и мордовского народа;
- воспитывать чувство любви к родному краю, его природе.
Ведущие входят в зал в мордовском и русском костюмах. Дети одеты также в русские и мордовские наряды.
Ведущий 1:Здравствуйте, дорогие друзья!
Ведущий 2: Шумбратада, ялгат!
Ведущий 1: Добрый день, гости желанные и званные. Рады гостям, как дорогим вестям. Всех привечаем, душевно встречаем. Так радушно всегда встречали гостей на Руси и в Мордовии.
Ведущий 2: У каждого человека есть Родина –страна, где он родился и где все кажется особенным, прекрасным и родным. Дети, а как называется страна в которой мы живем? (ответы детей)
Реб.1 :Между Волгой и Уралом
Мы одной семьей живем
И Россию мы недаром
Нашей матушкой зовем.
Реб. 2: Как повезло тебе и мне
Мы родились в такой стране
Где люди все – одна семья
Куда ни глянь — кругом друзья.
Ведущий 1: Любовь к стране начинается с любви к своей малой родине, к деревне, поселку, городу, где человек родился и вырос. Дети скажите, а как называется город, в котором мы с вами живем? (Ковылкино)
А Как называется наша республика? (Республика Мордовия)
Реб.1 : Милый край! Мордовия родная!
Здесь раздолье рек, лесов, полей.
Для меня нет лучше в мире края
Он мне всех дороже и милей.
Реб. 2:На российских огромных просторах
Есть зеленый затерянный рай.
Это светлый, уютный и скромный
Мой любимый мордовский край.
Ведущий 2: Как хорошо, что мы родились и живем в Мордовии! Она очень красивая, оригинальная и многонациональная. Ребята, какие национальности есть у нас в Мордовии? (Ответы детей)
Ведущий 1: Правильно, мордва, русские, татары, армяне и представители многих других народов живут вместе в нашей республике. У них много общего, они живут и работают рядом. Но у каждого народа есть своя культура, песни, танцы, сказки. Они дошли до нас из глубокой древности. Нет будущего без прошлого, поэтому любой народ бережет сои традиции, обычаи и родной язык. И вы знаете, Президент России Владимир Владимирович Путин объявил 2022 год, который сейчас идет, годом культурного наследия народов России. А что такое наследие? (Ответы детей)
Ведущий 1: Дети, то, что люди передают друг другу от старших к младшим.
Нам людям, живущим в Мордовии есть чем гордиться, что показать и о чем и о ком рассказать
Ведущий 2:Ребята, мы с вами уже много знаем нового и интересного о нашей республике и стране и сейчас давайте проверим ваши знания. Готовы? Тогда начнем…
1.Как называется столица Мордовии? (Саранск)
2 Как называется столица России? (Москва)
3.Назовите государственную символику Республики Мордовии и России? ( гимн, герб, флаг)
4.Сколько цветов на флаге России? (3: красный, белый, синий)
5.Что означает розетка на белой полосе флага Мордовии? (символ солнца)
6. Какое животное изображено на гербе республики Мордовия?(Лиса, что свидетельствует о преобладании охотничьего промысла, и 3 стрелы).
7.Как зовут главу Республики Мордовия. (Здунов Артем Алексеевич)
8.Назовите президента Российской Федерации (Путин Владимир Владимирович)
9. Назовите 2 самые крупные реки Республики Мордовия? (Мокша, Сура)
Ведущий 1:Молодцы, дети, вы так много уже знаете. А сейчас предлагаю вам собрать флаги России и Мордовии. Будьте внимательны, не перепутайте расположение цветов на флагах.
Игра «Собери флаг»
Ведущий 2: Дети, в старину, да и сейчас и русские и мордва очень любят веселиться. На всех народных гуляниях и праздниках они поют песни, танцуют, играют в народные игры. Без песен не обходится ни один праздник. Давайте и мы с вами споем русскую народную песню «Во кузнице».
Песня « Во кузнице»
Ведущий 1: Когда-то давно эрзяне и мокшане верили в добрых и злых духов. Они любили обрабатывать землю и перед началом всех работ на поле все вместе молились Богине плодородия Богине Поля (Паксяве,чтобы был хороший урожай. Мордва держали много домашних животных, любили ходить на охоту и ловить рыбу. Перед тем как отправиться в лес молились богине Леса (Виряве, чтобы была удачной охота. А перед тем как отправиться на рыбалку молились богине Воды (Ведяве).
-Дети, слышите кто - то к нам идет?
Вирява. Вы узнали меня? Я хозяйка леса Вирява.
Я люблю гулять по лесу,
В лесу гуляю каждый день,
Все в лесу мне интересно –
Каждый куст и каждый пень!
Здесь, в лесу, всегда встречаю
Тысяча чудес!
Все секреты мне откроет
Мой любимый лес!
На дворе капель,
И в лесу оттепель!
Пришла я к вам Весну – красну встретить
Позабавиться да потешиться!
Пошутить, поиграть, посмеяться!
Танец – приветствие «Шумбрат!»
Ведущий2 : Ох и долго длится зимняя пора в Мордовии – уже прошла Масленица, а зима все не хочет уходить. И вот, чтоб приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали обряд – заклички, в которых призывали солнце красное скорее растопить зимний снег. В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной муки маленькие шарики, и каждый день выбрасывали их по одному на улицу, уговаривая, мороз отведать угощения. Давайте и мы позовем весну с помощью мордовской и русской закличек.
Вирява: Ох, и надоела нам зима!
Покличьте нам гости дорогие, весну красну!
(Дети читают заклички)
Тунда, тунда, сак,сак!
Тяла, тяла, тук, тук!
Лямбе пизем кантт, кантт!
Сери сёрот макст, макст!
Весна, весна приди!
Зима, зима уйди!
Теплый дождь нам принеси!
Высокую пшеницу вырасти!
Реб: Выступать мы мастера,
Все мы: русские, мордва
Пели песню русскую
Теперь поём мордовскую.
Песня на мордовском языке «Тяфта минь эрятама»
Ведущий 1:Молодцы! Во многих ваших семьях родители, или бабушки, дедушки - мордва, и вам близка мордовская речь. Это верно?А сейчас проверим, как вы знаете мордовский язык. И следующая игра
«Назови по – мордовски предмет, который покажу» (Из предметов, разложенных на двух столах, нужно поднимать называемые ведущим.)
Кши – хлеб,
Пенч – ложка,
Пеель – нож,
Марь – яблоко,
Нардамо – полотенце,
Карть – лапти.
Ведущий 2: Во все времена дети и даже взрослые любили играть в игры. У мордовского народа тоже есть много игр в одну из них мы сейчас поиграем!
А у нас еще игра! Торопитесь, детвора!
Где хозяин? Где горшки?
Покупай скорей, спеши!
Мордовская игра «Горшки»
Содержание и правила игры. Играющие делятся на две группы. Дети «горшки», усевшись на корточки, образуют круг. За каждым «горшком» стоит «хозяин». Водящий ходит по кругу, подходит к одному из «хозяев» горшка и начинает разговор:
- Продашь горшок?
- Продам.
После этих слов оба дотрагиваются до «горшка» руками и бегут навстречу друг другу. Кто успеет первым прикоснуться рукой к голове «горшка», тот становиться «хозяином» горшка, а оставшийся игрок становится ведущим.
Русская народная игра «Горелки с платочком»
в игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами друг за другом и держатся за руки. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все хором говорят слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три- беги!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.
Вирява: На празднике весеннем нашем
Веселились все мы от души
Спасибо вам гости дорогие,
За веселье широкое, за песни звонкие, за игры дружные!
Ведущий 1:Дети, но наследие бывает не только культурным (созданным руками человека), но и природным (растения, животные). Как должен относится человек к природному наследию?
Дети. Бережно.
Ведущий 1:Почему?
Дети. Чтобы вода в реке всегда была чистой, было много красивых цветов и растений, было много птиц и животных.
Ведущий 2:Все верно, если к природному наследию люди будут относиться расточительно, потомкам ничего не останется: ни чистой воды, ни зеленых лесов, ни ярких цветов, ни щебечущих птиц, ни красивых животных.
Ведущий 1:А сейчас проверим как вы знаете природу Мордовии:
1. Как называется книга, куда заносят редких и исчезающих животных и растений (Красная)
2. Какую птицу называют санитаром леса и почему (Дятел).
3.Эти места – любимое место отдыха горожан и жителей деревень. Здесь строят дома отдыха, санатории и детские оздоровительные лагеря. Приятно просто побродить по тропинкам, собирая грибы и ягоды. (Леса)
4. Какое дерево в наших лесах зацветает позже всех? (Липа)
5.Назовите деревья, распространенные в Мордовии (Береза, сосна, рябина, ель, тополь, клен, липа)
6. Какого животного нельзя увидеть в Мордовских лесах?
7.Какое животное изображено на гербе Республики Мордовия? (лиса)
8. Какая кошка бегает зимой по лесу? (Рысь).
9. Какие животные строят хатку или нору с входом в воде и занесены в Красные книги Мордовии
10. У какого зверя детеныши рождаются зимой (У медведя).
11. Какой зверь является главной достопримечательностью Мордовского государственного заповедника? (Зубр)
12. Назовите самое крупное хищное животное наших лесов (Бурый медведь).
Вирява: Я – Вирява, богиня мордовских лесов. Лес – это мой дом. Я вижу, что вы хорошо знаете край, в котором родились. А вот знаете ли вы лекарственные растения наших лесов? Сейчас и узнаем. Я буду загадывать вам загадки, а вы их должны отгадать
ЗАГАДКИ
1.Тонкий стебель у дорожки, на конце его – сережки,
На земле лежат листки – маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг, лечит раны ног и рук (подорожник)
2.В поле сестрички стоят, желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички - белые реснички (ромашки)
3.Растет зеленый кустик, дотронешься – укусит.
Не огонь, а жжется! (крапива)
4.Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый... (одуванчик)
5. Травка очень душиста, ароматные листья.
Поскорей собирай и заваривай чай!
А найдёшь возле хаты, называется – (мята).
6. Цветёт он майскою порой, его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд, цветы душистые висят (ландыш)
7.Спроси телёнка и барашка – цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет (клевер)
Вирява: Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете лекарственные растения. С их помощью вы сможете поправить свое здоровье. Только не рвите их напрасно, ведь главной заповедью древней мордвы было «не губи зря!». Помните oб этом. Берегите природу родного края!
Ведущий1: Вот и закончился наш праздник, но пусть не заканчивается для вас время познания родного края, его культуры и природы. Желаем вам успехов!
Ведущие (вместе) Уледа, шумбрат! Будьте здоровы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мероприятие: "Цвети мой край - Мордовия моя!"
Развлекательное мероприятие (старшая группа): "Цвети мой край - Мордовия моя!"...
Консультация для родителей "Родной наш край - Мордовия"
консультация для родителей...
"Мой край - Мордовия моя"
НООД по социальному миру...
Сценарий праздника "Цвети,мой край Мордовия моя!"
В сценарии праздника представлены мордовские песни, танцы, частушки,загадки....
Сценарий развлечения в старшей группе "Цвети, мой край,Мордовия моя!
Расширить знания детей о Мордовском народном творчестве, о своей малой Родине....
сценарий праздника для старших дошкольников "Цвети мой край, Мордовия моя"
материал предназначкн для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ...
Педагогический проект по по духовно-нравственному развитию детей через воспитание любви к родному краю "Мордовия-мой край родной"
Проблема Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезны...