Патриотическое воспитание дошкольников на материале регионального компонента
статья

Мельниченко Надежда Александровна

Формирование с самого раннего детства у воспитанников базовой культуры личности, высоких нравственных качеств, основ гражданственности на материале региональной культуры соответствует не только принципам ФГОС дошкольного образования, но и, несомненно, способствует воспитанию у подрастающего поколения любви к родному краю, малой Родине, Отечеству, формирует правильное видение мира, обеспечивает его духовной и интеллектуальной пищей, в которой ребенок так нуждается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание дошкольников на материале регионального компонента

Мельниченко Н.А.

МБДОУ «Детский сад № 12 «Тополек»

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.

Одной из основных задач дошкольного образования, сформулированной в ФГОС ДО, является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества (ФГОС ДО п.1.6).

Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» отмечено патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, основной целью которого является их позитивная социализация, приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Формирование с самого раннего детства у воспитанников базовой культуры личности, высоких нравственных качеств, основ гражданственности на материале региональной культуры соответствует не только принципам ФГОС дошкольного образования, но и, несомненно, способствует воспитанию у подрастающего поколения любви к родному краю, малой Родине, Отечеству, формирует правильное видение мира, обеспечивает его духовной и интеллектуальной пищей, в которой ребенок так нуждается.

    Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

   Задачи образовательной работы в детском саду по реализации регионального компонента определены в основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 12 «Тополек», в части, формируемой участниками образовательных отношений (не более 40% от общего объема программы), и обеспечивают его реализацию в процессе знакомства дошкольников с историей, культурой, природой и знаменитыми людьми города Майкопа, республики Адыгея.

Основной целью по ознакомлению с региональным компонентом   является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.

Региональный компонент предусматривает:

-содержание данного раздела программы МБДОУ на местном материале о Майкопе, Адыгеи с целью воспитания уважения к своему дому, к родной земле, малой Родине;

-приобщение ребёнка к национально - культурному наследию: образцам национального местного фольклора, народным художественным промыслам, национально – культурным традициям, произведениям адыгейских писателей и поэтов, композиторов, художников, исполнителей, спортсменов, знаменитых людей Адыгеи;

-приобщение к ознакомлению и следованию традициям и обычаям предков;

-воспитание толерантного отношения к людям других национальностей и вероисповедования.

Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:

  -комплексного сочетание различных видов деятельности ребенка;

  -использование современных технологий;

  -создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;

  -учет специфики организации и построения педагогического процесса;

  -использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.

Для эффективной реализации регионального компонента в детском саду  были созданы условия:

-построена культурно-развивающая среда в соответствии с требованием программы;

-проведена методическая работа с  педагогическим коллективом по вопросу реализации регионального компонента дошкольного образования;

-организовано взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и социума;

-обеспечена интеграция регионального компонента во все образовательные области образовательной деятельности;

-налажено тесное сотрудничество  дошкольного образовательного учреждения и родительской общественности.

    Начиная работу по данному направлению, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.

    Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания. С целью повышения компетентности по данному вопросу, с педагогами были проведены консультации: «Создание развивающей среды в детском саду – важное условие работы по краеведению»,  «Виртуальные экскурсии с дошкольниками», круглый стол «Формы взаимодействия педагогов с родителями по изучению родного края», мастер-классы «Формы и методы работы с детьми по краеведению», «Укрась игольницу». Среди педагогов проведен смотр-конкурс дидактических игр, которые они изготовили самостоятельно, используя материал регионального компонента. Так, дидактическая игра «Наши соседи» формирует у детей знания о народах, живущих в республике Адыгея, воспитывает симпатию к людям других национальностей. В данной игре грани пирамиды отражают людей в национальных костюмах, нужно подобрать соответствующую картинку с орнаментом, блюдом, флагом, гербом. Считаем, что нельзя воспитывать доброе отношение к людям, не давая определенных знаний о них. Поэтому мы стараемся обогатить детей представлениями о быте, культуре, труде того или иного народа, о том, что сближает, роднит данный народ с другим.

   Дидактическая игра «Найди отличия» рассказывает детям об истории нашего города, знакомит детей с характерными особенностями старого и современного города Майкопа, расширяет кругозор, развивает любознательность, а самое главное воспитывает любовь, привязанность к малой Родине и гордость от того, что мы являемся гражданами России.

    С внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. При ознакомлении с природой, достопримечательностями города Майкопа, Республики Адыгея в своей работе педагоги используют интерактивные (виртуальные) экскурсии на темы: «Горы Адыгеи», «Любимые места родного города», «Растительный и животный мир Адыгеи» и др.

     Благодаря виртуальным экскурсиям образовательный процесс становится более разнообразным, интересным, эффективным. Эта технология позволяет реализовывать принципы научности и наглядности в процессе обучения дошкольников. По своей сути, виртуальная экскурсия, в отличии от традиционной экскурсии, имеет ряд преимуществ. Воспитатель, исходя из выбранной темы, сам подбирает материал, который будет доступен и понятен детям дошкольного возраста, продумывает необходимый маршрут. Кроме этого преимуществом является возможность повторного просмотра.

     Важное условие для обеспечения образовательного процесса по региональному компоненту -  создание развивающей предметно-пространственной среды, эстетически привлекательной, направленной, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

  Созданные в группах уголки краеведения помогают воспитывать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, городу, республике Адыгея, Родине. Вариативность и содержание этих уголков напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, коллекций, фотографий, макетов, иллюстративного материала, дидактических игр, кукол в национальных костюмах, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решать задачу по воспитанию интереса и любви детей к своей малой Родине.  

     В МБДОУ разработано комплексно-тематическое планирование по ознакомлению с региональным компонентом по всем образовательным областям; в методическом кабинете имеются альбомы, пособия, фотографии и картины растительного и животного мира, характерные нашему региону, дидактические игры, конспекты непосредственно образовательной деятельности.

     Например, на занятии на тему: «О чем рассказывают улицы нашего города?»,  дети знакомятся с историческими событиями города Майкопа, связывают их с названиями улиц (ул. Победы, Гагарина и др.) и т.д. НОД на тему: «Путешествие в горы Адыгеи» в игровой форме знакомит детей старшего дошкольного возраста с народной легендой о горах Фиште и Оштене, с флорой и фауной гор; в НОД на тему: «Город чудесный, город любимый»  воспитанники знакомятся с достопримечательностями родного города, у них формируется умение гордиться своим городом.

   Работа в данном направлении в МБДОУ ведется, начиная с младшего дошкольного возраста. Материал подбирается в соответствии с возрастными особенностями. Например, чтобы преподнести материал о нашем городе в доступной форме, для детей была придумана сказка «Настенька в долине яблонь», которая познакомила малышей с нашим городом, ее жителями, обычаем гостеприимства.

   С целью формирования у детей представлений о традиционной культуре народов, живущих в нашем городе, в детском саду имеются предметы быта в «Музейном уголке». Музейные экспонаты очень любят дети, они узнают об истории, знакомятся с бытом народа, проживающего в нашем регионе, слушают увлекательные рассказы о народных праздниках и обрядах.

     Большое значение имеет поддержка родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двухсторонним, поэтому в детском саду проводится работа с родителями. Взрослые должны осознавать, что они воспитывают своих детей, прежде всего своим примером: каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его нравственные качества, его гражданскую позицию. Для них организуются и проводятся консультации, родительские собрания, мастер-классы. Совместно с родителями были  проведены познавательные проекты: «Моя родословная», «Город чудесный, город любимый», «Защитники Отечества». Неподдельный интерес у детей и родителей вызвало создание дерева «Моя родословная», эмблемы семьи, где каждая семья показала свою индивидуальность, изобразив свой отличительный знак.

    Социальное партнерсто – залог успешной работы каждого детского сада. МБДОУ осуществляет взаимодействие с Национальным музеем Республики Адыгея. Сотрудники музея   организуют на базе детского сада передвижные интерактивные выставки на темы: «Птицы нашего края», «Бабушкин сундук», «Моя республика», «Защитники Родины» и др. Выставки проходят в игровой форме, позволяя сохранять познавательный интерес воспитанников на протяжении всего показа экспозиций. Педагоги, воспитанники и родители неоднократно принимали участие в фотоконкурсе «Родная сторонка», организованного сотрудниками Национального музея РА, в котором становились победителями и призерами, запечатлев красоту родной природы на фотоснимках.

   Ежегодно наш детский сад участвует в акциях «Новогоднее дерево», «Кавказский первоцвет», организованных Кавказским государственным биосферным заповедником имени Х.Г. Шапошникова. Такие акции позволяют прививать детям любовь к природе родного края, вызывают желание беречь и охранять ее.

   Подводя итог, хочется сказать словами нашего современника Д.С. Лихачева, который отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную ценность», так как «без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати – поле». Поэтому воспитание любви к малой Родине является одной из основных задач в детском саду. А целенаправленная работа по данному направлению в нашем детском саду способствует накоплению детьми социального опыта жизни в своем городе, усвоению принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщает к миру его культуры. 

  Нам взрослым необходимо помочь ребенку  открыть для себя этот мир, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. Именно с любви к родному краю и начинается любовь к Родине. 

     Изучая с детьми региональную культуру, мы учим любить свою Родину, наш народ. Мы надеемся, что воспитанники будут ценить нашу землю и будут патриотами нашей прекрасной Республики Адыгея, нашей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников путем внедрения регионального компонента в образовательную программу ДОУ»

Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. В соответ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с учетом регионального компонента. «Крым – наша малая Родина»

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной странойя, родным краем, родным городом их историей, достоприме...

Конспект по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках регионального компонента через художественно-эстетическое развитие (театрализованная деятельность) для воспитанников средней группы

Цель: Формирование предпосылок патриотического  воспитания через театрализованную деятельность.Задачи:Образовательные:Формировать ценностные отношения к культурному наследию, любовь к Родине...

«Конспект по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках регионального компонента через художественно-эстетическое развитие (театрализованная деятельность)»: «Мой город Октябрьский» в подготовительной группе

Цель: продолжение работы по формированию  интереса к своему краю, к своему городу, вызывать чувство ответственности по отношению к родине.Задачи:Образовательные:   продолжение фор...

Формы взаимодействия с родителями по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников, с учетом регионального компонента в рамках проектной деятельности

В статье представлен опыт работы по взаимодействию ДОУ сродителями по воспитанию патриотического отношения детей к своей Родине,. Представлены формы работы....