Картотека сценариев "Сказки народов Севера"
методическая разработка
В данном материале размещены "обработанные" в сценарии сказки народов Ямала.
Эта разработа может быть полезна воспитателям, музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования для организации театральной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Мышка (ненецкая сказка)
(звучит ненецкая музыка по выбору музыкального руководителя, на сцене «лежат» льдины (девочки в белых одеждах. Сбоку ведущий в национальной одежде)
Рассказчик: Настала в тундре весна. Солнце землю согрело… (В центр выходит мальчик в костюме Солнца) взломало на реке лёд.
Две девочки в белых одеждах изображают льдины: танцуют мини-танец, на фоне их «танца» автор говорит свои слова:
Рассказчик: Звенят льдины, громоздятся одна на другую, плывут вниз по реке. Услышала шум мышка, выскочила на пригорок…
Мышка: Ледок, ледок, подальше от берега плыви! За мысом моё гнёздышко, смотри не разори его.
Большая льдина: Когда лёд идет, его не остановишь.
Мышка: (сердито топает ногой) Не гордись так, льдина! Вот сядешь на мель, тут тебя солнышко и пригреет. Растаешь, ничего от тебя не останется.
Солнце: Эй, мышка! Очень уж ты заносчива. Твоё ли дело, что я растоплю льдину? Зачем заставила замолчать того, кто старше тебя?
Мышка: И ты не очень-то гордись, солнце. Вот набежит туча, закроет тебя. Какая от тебя тогда будет польза?
(на сцену «выплывает» туча)
Туча: Почему ты такая сварливая, мышка? Твоё ли дело, что я подчас закрываю солнце? Зачем заставила замолчать того, кто старше тебя?
Мышка (сердито кричит): Тебе, туча, тоже гордиться нечем. Подует ветер, погонит тебя, куда захочет, разорвёт в клочки.
(Под музыку выбегает ветер, обегает мышку)
Ветер: Дерзкий язык у тебя, мышка! Если я и гоняю тучи по небу, что тебе до этого? Зачем заставила замолчать того, кто старше тебя?
Мышка: А тебя, ветер, я даже слушать не хочу. Нечем тебе хвастать, далеко тебе не улететь. Упрёшься в Уральские горы, тут и конец твоей силе.
(Ветер улетает, говорят Горы (две девочки в коричневых длинных платьях с белыми шапочками на головах)
Горы: Меньше песчинки ты, мышка, а со старшими споришь. Что тебе за дело, если мы загородим ветру дорогу?
Мышка (повернувшись к Уральским горам): Пусть я маленькая, а вы, горы, большие, что в том толку! Всякий, кто захочет, вас топчет. Вон, смотрите, росомаха на ваши камни взобралась, а вам её не согнать.
(из-за Гор появляется Росомаха)
Росомаха: Не лезь не в своё дело, мышка. Не серди меня, а не то проглочу тебя вместе с коготками и хвостиком.
Мышка: Грозись, грозись, росомаха! Что ты скажешь, когда попадешь в деревянную ловушку?
Рассказчик: умолкла Росомаха. А Мышка уже ждет, что скажет деревянная ловушка. (Мышка руки в боки, стоит, смотрит на деревянную ловушку) Но ловушка ничего не сказала. Она ведь деревянная была, и говорить не умела. Вот мышка и решила, что всех переспорила. Нос высоко подняла, хвостиком помахала и пошла к своему гнёздышку. Смотрит, а гнёздышка нет. (мышка разводит руками, ищет, обегает кругом) Пока она спорила, льдина обогнула мыс, толкнулась о берег и снесла её домик.
Мышка: (огорченно) Нет, видно, никого я не переспорила. Только понапрасну время теряла.
Рассказчик: Сказала так и принялась строить новое гнёздышко. (мышка приносит по веточке, складывает в кучку).
Сова и куропатка (ненецкая сказка)
Рассказчик: Давно это было. Мне Дед рассказывал, а он от своего деда слышал. Жила-была в тундре на краю леса Сова. ( под музыку вылетает Сова , кружит над поляной, садится на дерево)Закончилось короткое северное лето, собрались птицы в теплые края.
(звучит музыка, вылетает Ястреб)
Ястреб: Сестрица совушка, на юг лететь пора! Скоро бураны начнутся, замёрзнешь в тундре.
Сова: На юг я не полечу. У меня только-только детишки вывелись. Как я маленьких оставлю?
Ястреб: А какая тебе от детишек польза? Их кормить надо, а ты сама с голоду пропадёшь.
Сова: Не пропаду! Тут куропатки есть, жирные, вкусные, вот мы и сыты будем!
Ястреб: Ну как знаешь.
(Ястреб улетает в одну сторону, Сова в другую)
Рассказчик: А куропатка недалеко сидела, весь разговор и слышала. (из-за кулис выходит куропатка)
Куропатка (испуганно): Соседка совушка съесть меня хочет! Что делать? Надо улетать отсюда.
Рассказчик: Решила так и полетела (куропатка летит по залу) долго летела, совсем обессилела. Опустилась она возле моря Ледовитого, океаном оно называется. Посмотрела туда, посмотрела сюда - нигде не видно совушки.
Куропатка: (радостно) Здесь некого бояться. Никто меня не съест.
Рассказчик: подумала так, и пошла по берегу. Грудь выставила, голову подняла гордо, ничего вокруг не замечает. Вдруг из-под кочки мышонок выскочил:
Мышонок: Куропатка, а куропатка! Ко мне подойдёшь, а от меня не уйдёшь!
Рассказчик: Кинулся мышонок на куропатку, да только кончик хвоста ухватил, вцепился и держится. А куропатка и не заметила, идёт себе дальше. А тут из кустов горностай.
Горностай: Куропатка, а куропатка! Ко мне подойдёшь, а от меня не уйдёшь!
Рассказчик: Прыгнул горностай, да успел лишь за мышонка ухватиться. А куропатка быстро идёт, по сторонам не оглядывается, радуется, что от совы избавилась. Тут из-за камней песец выскочил:
Песец: Куропатка, а куропатка! Ко мне подойдёшь, а от меня не уйдёшь!
Рассказчик: Прыгнул песец, да промахнулся, успел лишь за горностая ухватиться. А куропатка всё быстрее идёт, от радости совсем поглупела, ничего не видит, ничего не слышит. И лиса тут как тут:
Лиса: Куропатка, а куропатка! Ко мне подойдёшь, а от меня не уйдёшь!
Рассказчик: Кинулась на куропатку, да мимо, за песца уцепилась. А куропатка идет вперёд, ничего не замечает, себя хвалит:
Куропатка: Вот какая я умная, от совы ушла.
Рассказчик: А тут и белый медведь из воды вылез на берег:
Белый медведь: Куропатка, а куропатка! Ко мне подойдёшь, а от меня не уйдёшь!
Рассказчик: Сказал и на куропатку бросился, да тоже промахнулся, за лису ухватился. Наконец куропатка заметила, что бежать ей невмоготу стало.
Куропатка: Что-то совсем не могу идти, такой хвост тяжёлый!
Рассказчик: Оглянулась куропатка, хвостом мотнула – мышонок оторвался, и покатились все по снегу.
Куропатка: Однако у Ледовитого моря-океана мне ещё опаснее. Полечу - ка я обратно, к лесу поближе! (Куропатка летит. Мини-танец Птиц: Куропатки и Совы.)
Рассказчик: Так и живут рядом сова и куропатка. Беспокойно куропатке, да всё же лучше, чем у океана.
Соколиный костёр (селькупская сказка)
(возле чума два мальчика: дедушка и внук в национальных костюмах, внук играет с игрушечной собакой. Звучит музыка народов Севера)
Рассказчик: Давным-давно жили-были дедушка Эйо и его маленький внук Эне. Вместе с ними жила собака по имени Айя. Эне любил собаку: играл с ней, кормил сам. А дедушка Эйо брал Айю на охоту: в тундре она оленей находила, в тайге соболей да белок выискивала.
Дедушка Эйо: Я, Эне, в тундру на охоту пойду, а ты дома оставайся, огонь в чуме поддерживай, да обед вари.
(дедушка одевается, берет ружьё, собаку и уходит. Эне готовит еду. Фоном звучат мелодии Севера)
Рассказчик: Долго охотился дедушка Эйо. Эне уже и уху сварил, ждёт, когда дедушка вернется, а с ним и его верная Айя в чум прибежит.
(Эне из чума выходит, видит дедушку, бежит к нему. Дедушка грустный)
Эне: Дедушка, дедушка, а где же Айя?
Дедушка Эйо: Внучек мой Эне, нет у нас больше нашей Айи. Она от волка меня спасла, но он её ранил. Пока я волка прогонял, Айя потерялась. В тундре темно стало. Не найти нам теперь нашу Айю.
(Эне горько заплакал, Дедушка грустно пошел в чум)
Рассказчик: Мимо Сокол пролетал. (звучит музыка, Сокол «облетает» Эне)
Сокол: Что случилось, Эне? Почему плачешь?
Эне: Дедушка Эйо нашу Айю на охоту взял, а там на него волк напал. Айя дедушку защищать стала, и сама в лапы волку попала. Пока Дедушка волка отгонял, собаку нашу потерял. Посмотри, как темно вокруг, не найти нам Айю. (вытирает слезы)
Сокол: Не плачь, Эне. Ты моих соколят в гнезде не тронул, ну и я тебе помогу. Возьми кедровую лапу и подожги её кончик в костре.
Рассказчик: Эне не знал, зачем это нужно, но сделал то, что велел ему сокол: принёс из чума подожжённую кедровую лапу (Эне выносит из чума веточку ели с красными ленточками на конце) А сокол взял лапу и взмыл в небо. Высоко-высоко взлетел. (Музыка, сокол «Кружит» по залу)
И расступилась в небе тьма.
(У задней стены девочки поднимают легкую ткань, как северное сияние)
Сокол кругами летал, тундру освещал, а Эне с дедушкой Айю искали. Догорела в клюве Сокола кедровая лапа, но Эне уже увидел собаку. (Эне осторожно поднимает собаку, несет в чум) Скоро они с дедушкой её в чум принесли.
Эне: Спасибо тебе, смелый Сокол!
(сокол пролетает по кругу, Эне машет соколу вслед)
Рассказчик: Сокол качнул крыльями и улетел. А в северном небе с тех пор загорается в небе кругами костёр, чтобы светить тем, кто хочет сделать какое-нибудь доброе дело. Люди называют этот костёр Северным Сиянием.
«Как олененок друга нашел» (Ненецкая сказка)
Рассказчик: Жил в тундре оленёнок - маленькие рожки.
(музыка, мини-танец оленёнка)
Рассказчик: И всё бы хорошо, но не было у оленёнка друзей. А иметь их оленёнку очень хотелось. Однажды увидел он ворона, который сидел на большом камне, и ни на кого внимания не обращал.
Оленёнок: (тихо) Варнэ, варнэ!
Рассказчик: Молчит ворон. Тогда оленёнок снова позвал его
Оленёнок: (погромче) Варнэ, варнэ!
(Ворон повернул голову в сторону оленёнка, приоткрыл глаз, отвернулся.)
Оленёнок: (громко, руки сложить рупором) Варнэ, эй, варнэ!
Ворон: (смотрит «с высоты»): Чего тебе?
Оленёнок: Давай с тобой дружить, варнэ.
Ворон: С тобой? Дружить? Ха-ха-ха! Кар-р, Кар-р, кар-р! Что ж, ладно, залезай сюда на камень. Посидим немного, а потом полетим вон к той сопке.
Оленёнок: А, я ведь летать не умею.
Ворон: Ну, так какой же ты мне тогда друг! Прощай оленёнок Маленькие рожки!
(музыка, Ворон улетает)
Рассказчик: Опять остался оленёнок один. Побрёл он дальше по тундре. Шёл, шёл и увидел большое озеро, а в нём щука плавает, носом воду рассекает, хвостом управляет.
Оленёнок: Пыря, эй, пыря!
Щука: (Высунула нос) Кто это меня там зовёт?
Оленёнок: Это я, оленёнок Маленькие рожки. Давай с тобой дружить.
Щука: Что ж, я тоже не прочь иметь друга. Ныряй в воду, будем вместе плавать, ельцов и окуньков ловить.
Оленёнок: (испуганно) Да ведь я плавать не умею!
Щука: Вот видишь, какой же ты мне друг. Прощай, оленёнок маленькие рожки.
Рассказчик: Снова остался оленёнок один. Грустный побрел он по тундре. Вдруг видит оленёнок, вдалеке огонёк горит, у костра человек сидит, котелок над огнём повесил, похлёбку варит. Подошёл оленёнок поближе.
Хозяин чума: Откуда и куда ты идёшь, оленёнок Маленькие рожки?
Оленёнок: (плачет) Беда у меня, Нявэ (человек). Во всей тундре не нашлось мне друзей. Не умею я летать как ворон, не умею плавать как щука.
Хозяин Чума: Не плачь, суляко (оленёнок). Была у тебя беда, а теперь нету её. Буду я твоим другом.
Рассказчик: Остался оленёнок с человеком. Он вырос в большого белого оленя с красивыми ветвистыми рогами.
(танец человека и оленей)
Рассказчик: Говорят, что с тех пор в тундре олени и живут вместе с человеком.
Бурый и Белый (Ненецкая сказка)
Рассказчик: Жил-был в тайге Бурый Медведь. Всю зиму лапу сосал-спал. Пришла весна, и у Бурого Медведя растаяла берлога. Пошел он бродить по лесу. Бродил-бродил да и вышел к Ледовитому морю. А Белый Медведь как раз из воды выходит. Увидел он Бурого и рассердился, даже шерсть дыбом встала.
Белый: (кричит) Эй ты, Бурый Медведь, зачем по моей земле ходишь?!
Бурый: Разве это твоя земля? Ты же на льдине плаваешь, вот и плавай! А земля моя!
Рассказчик: И стали они бороться. (Под музыку медведи выполняют танец-драку) Долго боролись, даже вспотели. Рычат да покряхтывают. Наконец совсем устали.
Бурый:– Уфф!..
Рассказчик: Выдохнул Бурый Медведь и сел на прибрежный камень.
Белый:– Офф!..
Рассказчик: откликнулся Белый Медведь и опустился на другой валун. Отдышаться не могут, так измаялись!
Бурый: Ты, Белый Медведь, сильнее меня, да я проворнее. И никогда нам не победить друг друга. Видать, мы с тобой братья.
Рассказчик: Тут подлетела Серая Весенняя Куропатка, села поближе и говорит:
Куропатка: Ай-я-яй! Это называется братья! Я видела, как вы лупили друг дружку! А зря дрались – во-он сколько места!
Рассказчик: Бурый и Белый посмотрели – и верно: кругом раздолье!
И разошлись они по-хорошему. Так и живут, кому, где лучше. Белый – на льдине, Бурый – в лесу.
Снегирь и Мышонок (Ненецкая сказка)
Рассказчик: Жили-были Снегирь и Мышонок. Вместе собирали и копили хлебные крошки. Много собрали, устали даже. Снегирь и говорит:
Снегирь: Хватит, однако, собрали столько, давай делить поровну!
Мышонок: Давай!
Рассказчик: Стали делить.
Снегирь: Это мне!
Мышонок: Это мне!
Снегирь: Это тебе!
Мышонок: Это тебе!
Рассказчик: Все поровну разделили. Одна только крошка осталась лишней.
Мышонок: Это крошка моя! Я больше тебя работал!
Снегирь: Нет, моя! Ты на месте крутился, а я далеко летал!
Мышонок: Я землю рыл, чтобы в чум залезть, у меня все когти болят!
Снегирь: А я по всему краю летал, крылья устали! Моя крошка!
(танец «драка» птиц)
Рассказчик: Подняли они большой шум. И пока ссорились – потеряли крошку. Кинулись искать. А в это время на шум прилетела Куропатка, увидела две ровные кучки крошек да обе и склевала. Только Мышонок и Снегирь этого не заметили. И до сих пор они ту потерянную крошку ищут. Снегирь – в снегу, а Мышонок – в чуме.
Мансийская народная сказка «Почему у зайца уши длинные» (Сценарий на конкурс Экологических сказок)
(На поляне возле пня сидят лось и лосиха. Рядом сугроб)
Рассказчица (бьёт в бубен): В давние-предавние времена, когда человек ещё тесно связан был с природой, умели люди понимать животных. По следам могли определить, кто прошел по тайге, молод или стар зверь, болен он или здоров… С той поры, передают люди друг другу сказания… Я расскажу вам одно. Отчего у зайца уши длинные. (бьет в бубен) Когда появились в лесу звери, самым главным у них лось был. Однажды на лесной полянке разговаривал лось с женой.
Лось: Есть у меня рога, которые я должен раздать зверям. Но зверей много, а рогов мало. Кому же дать?
Рассказчица: Мимо заяц бежал.(скачет зайчик без ушей) Услышал он, о чем лось с лосихой разговаривает, спрятался за пенёк, и дальше слушает.
Лось: (спрашивает Лосиху) Кому вот эти рога дать? (заяц выглядывает из-за пня)
Заяц (в сторону): «Хорошо бы и мне рога получить. Чем я хуже других?» (лосиха рассматривает рога)
Лосиха: Эти оленю дай. Будет защищаться ими от врагов.
Лось: Хорошо. А вот эти, кому? (рога)
Рассказчик: Тут заяц не вытерпел.
Заяц: Эти мне дай, мне, зайцу!
Лось: Что ты, братец? (удивился) Куда тебе такие рога?
Заяц: Как — куда? Мне рога очень нужны. Я всех врагов буду в страхе держать. Все меня бояться будут!
Лось: Ну что ж, бери! (Одевает зайцу рога на ободке)
Рассказчик: Обрадовался заяц, запрыгал, заплясал. Вдруг с кедра большая шишка свалилась ему на голову (Бьет в бубен). Подскочил заяц и в сугроб головой! Рога в снегу застряли, он выбраться не может, визжит со страху.
А лось с женой посмеиваются.
(Лось помогает зайцу выбраться)
Лось: Нет, брат, трусливое у тебя сердце, а трусу и самые большие рога не помогут. (Снимает рога, достает шапочку с ушами, одевает на зайца)
Получай-ка ты длинные уши. Пускай все знают, что ты подслушивать любишь.
Рассказчик: Так и остался заяц без рогов, но с длинными предлинными ушами.
Только самым внимательным приоткрывает матушка-природа свои тайны. Помните об этом! Берегите и узнавайте природу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека "Игры народов севера"
Воспитание с помощью народных игр в дошкольных учреждениях реализуется через воспитательный процесс, т.е. взаимодействия педагогов и детей с целью их ориентации на саморазвитие, самовоспитание, ...
картотека "Игры народов севера"
Воспитание с помощью народных игр в дошкольных учреждениях реализуется через воспитательный процесс, т.е. взаимодействия педагогов и детей с целью их ориентации на саморазвитие, самовоспитание, ...
Картотека игр народов Севера
подвижные игры народов Севера для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/28/picture-628654-1430235919.jpg)
Картотека "Игры народов Севера"
quot;Подвижные игры имеют большое значение для всестороннего гармоничного развития детей дошкольного возраста. Эти игры способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем м...