Консультация для воспитателей на тему: «Дидактические игры по ознакомлению с Санкт-Петербургом».
консультация

Новикова Ольга Александровна

В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание является актуальной проблемой дошкольного образования. Одно из важных его направлений - изучение истории родного края. Однако занятия по истории Санкт-Петербурга достаточно сложны для восприятия дошкольников.

В - первых, материал насыщен энциклопедическими данными, специфической терминологией, трудной для произношения и понимания детьми.

Во – вторых, фамилии известных архитекторов, скульпторов и многих знаменитых людей, оставивших свой творческий след в нашем городе, даты, с которыми связана жизнь города, достаточно сложны для восприятия ребенка-дошкольника.

 В-третьих, объем знаний, которыми должны овладеть дети, довольно велик. А знания эти очень важны! Встает вопрос: «Как же познакомить дошкольников с Петербургом, как воспитать в них настоящего петербуржца?»

Одним из средств, помогающих решить эту проблему, служит игра. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, а обучающая игра – это одно из средств воспитания и развития детей. Дидактическая игра для дошкольника на занятиях по ознакомлению с Санкт-Петербургом – это интересный способ познания своего родного города. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад №39 общеразвивающего  вида с приоритетным

осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Красносельского района Санкт-Петербурга

        Консультация для воспитателей на тему:

«Дидактические игры по ознакомлению с Санкт-Петербургом».

                                                                                        Подготовила  воспитатель  

                                                                                второй младшей группы № 6  

                                                                              Новикова Ольга Александровна

                                                                             

Санкт-Петербург

2021 год

В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание является актуальной проблемой дошкольного образования. Одно из важных его направлений - изучение истории родного края. Однако занятия по истории Санкт-Петербурга достаточно сложны для восприятия дошкольников.

В - первых, материал насыщен энциклопедическими данными, специфической терминологией, трудной для произношения и понимания детьми.

Во – вторых, фамилии известных архитекторов, скульпторов и многих знаменитых людей, оставивших свой творческий след в нашем городе, даты, с которыми связана жизнь города, достаточно сложны для восприятия ребенка-дошкольника.

 В-третьих, объем знаний, которыми должны овладеть дети, довольно велик. А знания эти очень важны! Встает вопрос: «Как же познакомить дошкольников с Петербургом, как воспитать в них настоящего петербуржца?»

Одним из средств, помогающих решить эту проблему, служит игра. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, а обучающая игра – это одно из средств воспитания и развития детей. Дидактическая игра для дошкольника на занятиях по ознакомлению с Санкт-Петербургом – это интересный способ познания своего родного города. В процессе игры, помимо обучения, у детей развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Использование дидактических игр - это хорошее средство закрепления полученных знаний, как в совместной деятельности, так и в индивидуальной.

Все дидактические игры условно можно разделить на группы. Суть большинства игр зачастую отображается в названии.

1. Игры, направленные на умение воспроизводить в памяти внешний вид объекта:

· «Чего не хватает?»

· «Выбери недостающую деталь»

· «Найди лишнюю картинку»

· «Узнай картинку по ее части»

· «Сложи изображение из частей»

· «Составь архитектурно-скульптурный ансамбль»

· «Собери пары картинок»

· «Узнай по силуэту»

· «Ходилки»

· «Лото», «Домино»

· «Подбери к силуэту его изображение»

· «Найди ошибку художника»

2. Игры, направленные на воспроизведение в памяти полученных знаний:

· «Составь пары» (подбери к памятнику архитектуры или скульптуры автора; подбери к портрету известного и великого человека его памятник, стоящий в нашем городе)

· «Кто больше назовет…?»

· «Правда – неправда»

· «Петербургский кубик»

· «Кто ответит быстрее?»

· «Узнай по описанию»

· «Придумай вопрос»

· «Я знаю пять названий»

3. Игры, направленные на развитие устной и письменной речи:

· «Найди лишнее слово»

· «Назови одним словом»

· «Доскажи словечко»

· «Закончи предложение»

· «Петербургские рифмы»

· «Какой – какая»

4. Игры, направленные на развитие умения выполнять математические вычисления, связанные с цифрами.

· «Петербургская математика»

· «Найди правильное число»

5. Игры, направленные на развитие ассоциативного мышления, воображения:

· «Петербургские ассоциации»

· «Изобрази скульптуру»

· «Отгадай скульптуру по пантомиме»

6. Игры, направленные на развитие пространственного ориентирования:

· «Петербургский навигатор»

· «Встаньте правильно»

В этой условной классификации каждая игра способна реализовать сразу несколько воспитательных и образовательных задач:

-освоение правил поведения в общении с детьми, взрослыми, городом;

-развитие речевых форм общения в разнообразных ситуациях, возникающих при контактах людей в городе;

-воспитание у детей самостоятельности в решении жизненных ситуаций;

-развитие творческих способностей детей в преобразовании игровых сюжетов, отражающих их поведение в городе;

-воспитание интереса к родному городу;

-развитие чувства сопереживания к людям, городу, как живому существу;

-сознательное овладение речевыми средствами общения;

-развитие творческих способностей в процессе коммуникативной деятельности;

-выработка у детей положительных черт характера, способствующих доброжелательному общению;

-освоение понятий, связанных с городом (улица, проспект, город);

-знакомство с основными достопримечательностями города;

-развитие самостоятельности в придумывании игрового сюжета на петербургскую тематику;

-воспитание любви к городу.

В педагогической деятельности необходимо практиковать тематические командные соревнования с использованием дидактических игр. Тогда несколько игр «нанизываются» на единую сюжетную историю. Дети оказываются в игровой ситуации с участием  сказочного персонажа, которому требуется помощь в каком-то важном деле. Причем, сказочный персонаж непосредственно связан с Санкт-Петербургом, является его «жителем». Например, им может стать "оживший" скульптурный памятник человеку или животному. Выполнив ряд игровых заданий, дети открывают для себя новые интересные факты из жизни города или его горожан, тем самым помогают сказочному герою. В процессе выполнения игровых заданий, дети вспоминают уже известные им знания и получают («добывают») новые, расширяя тем самым свой кругозор. Таким образом, подобные соревнования носят поисковый характер.

К командным соревнованиям можно отнести такие игры, как:

«Что? Где? Когда?» "Поле чудес" «КВН» «Путешествия по…» «Прогулка по…» «Экскурсия по…» «Спасение … (сказочного героя...) от…» «Собираем коллекцию экспонатов для музея…» «Поиски пропавшей достопримечательности (клада...)» «Поиски тайного (загадочного...) места в Санкт-Петербурге»

Детям очень нравится соревноваться между собой. С особым увлечением ребята выполняют  игровые задания в подгруппе. Это воспитывает у них, помимо волевых качеств характера, умение взаимодействовать с другими детьми  в команде:  договариваться, слушать, уступать, принимать решение, предвидеть и переживать за результат. Такие игры дают возможность ярче проявить себя каждому ребенку, увидеть вклад каждого ребенка в общее дело.

При изучении памятников архитектуры и скульптуры, необходимо не отдельно рассматривать каждый объект, а в единстве с другими, составляющими художественный ансамбль. Это позволяет развивать у детей стремление видеть целостность и единство памятников архитектуры, скульптуры, понимать значимость каждого в отдельности, умение ориентироваться в городе, развивать художественный вкус, желание наслаждаться красотой, изяществом, величием и могуществом Санкт–Петербурга.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой де...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы р...

Консультация для воспитателей на тему «Дидактические игры в ДОУ»

Консультация для воспитателей на тему:«Дидактические игры в ДОУ»...

Консультация для воспитателей на тему «Дидактические игры для детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей на тему:«Дидактические игры для детей дошкольного возраста»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА».

             КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА». Дидактическая игра выступает и как средство всесторо...

Консультация для воспитателей на тему: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»

Дидактическая игра как метод воспитания играет значимую роль в воспитание ребенка. Эти игры эффективны для повышения памяти и внимания, для развития речевых навыков и для развития мышления. При обучен...