Конспект НОД в старшей группе "Живу в краю чудесном я "
план-конспект занятия (старшая группа)

Горбунова Ольга Михайловна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_starshey_gruppe_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx298.51 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ  детский сад

комбинированного вида «Рябинушка»

                                                                       Подготовила

                                                                        воспитатель

                                                                                 Горбунова О.М.

город Покачи

                                                 2021 г.

Конспект «Живу в краю чудесном я – он под названием Югра »

(НОД в старшей  группе по познавательному развитию)

Цель: Формировать знания о родном крае – ХМАО-Югра, о богатстве родного края.

Задачи: 

Образовательные: Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родному краю - Юрге, природе родного края, к коренному народу Севера: ханты и манси. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать. Расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера. Приобщение детей к культуре народа ханты, его духовным, материальным ценностям.

Развивающие: Развивать у детей чувство любви и патриотизма к своей Родине, к малой родине; развивать у детей речевую активность и познавательный интерес; развивать художественное восприятие и воображение детей, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы Воспитательные: воспитывать чувство любви и гордости к родному краю, любовь и бережное отношение к природе родного края; воспитывать нравственные чувства, уважение к жизни народов ханты и манси; формировать навыки поведения в природе.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

 Материал: Карта России, ХМАО, глобус, макет чума, леса, реки, болота, иллюстрации с изображением животных и растений Севера, предметы декоративно – прикладного искусства ханты: национальный костюм, грамзапись – хантыйские мелодии; ноутбук и телевизор; презентация; кусочки ткани, тесьма для изготовления куклы Акань.

Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей встать в круг и взяться за руки. Подходи ко мне дружок.

Становись скорей в кружок.

Справа друг и слева друг,

Каждый каждому тут друг.

 Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель:  -Ребята, я очень рада, что мы сегодня все вместе и у нас хорошее настроение. Я предлагаю вам взяться за руки и поприветствовать друг друга. Почувствуйте тепло рук своего друга и улыбнитесь. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

Художественное слово. Ребенок рассказывает стихотворение «Родина» В. Степанова. «Что мы Родиной зовём?»

 Воспитатель: Ребята, о чем было стихотворение?

Дети: О Родине.

 Воспитатель: Так что мы родиной зовем?

Дети: Край, где мы живём!

Воспитатель обращает внимание детей на глобус.

 Воспитатель: Что это за шар?

Дети: Глобус.

Воспитатель: А что такое глобус?

Дети: Глобус - это макет нашей Земли.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что означает голубой цвет и почему его так много? А почему суша разрисована разноцветными красками. Что обозначают эти разные цвета на глобусе?

Дети: (ответы)Это разные государства на планете Земля.

Воспитатель: А какие государства вы можете назвать?

Дети: Америка, Турция, Китай и т. д.

Воспитатель: А как же называется наша страна?

Дети: Наша страна - Россия, Российская Федерация.

Воспитатель: Правильно, ребята. Мы живем в России, в Российской Федерации. Да, Россия - это наша Родина. Она очень большая (показ на карте), могучая и богатая страна. Богата: лесами, полями, много рек и озер, а в них очень много рыбы. Много ископаемых богатств: нефть, газ, уголь. В России живут люди разных национальностей. Это наша большая Родина. А как называется город, главный город страны, сердце России?

Дети: Город Москва.

Воспитатель: Помогите мне найти на карте России то место, где проживаем мы. (Дети определяют место нашего проживания) Вы многие родились здесь. Как вы думаете, как называется то место, где родился человек и живёт?

Дети: Родной край .

Воспитатель: Это большая или малая Родина?

 Дети: Это малая Родина.

Воспитатель: Ребята, как называется наш край, где мы с вами живём? (Ханты-Мансийский автономный округ) Да, ребята, ХМАО является для нас малой Родиной, потому что мы здесь родились и живем. А как еще можно назвать наш родной округ? (Югра) (ответы детей))

Воспитатель: А где на карте расположен Ханты – Мансийский автономный округ - Югра? На севере или на юге России?

Дети: Он находится на севере нашей страны.

Воспитатель: Как называется столица Ханты – мансийского автономного округа?

 Дети: Город Ханты - Мансийск.

Воспитатель: Как же называется наш город? (Подводит к карте Ханты - Мансийского автономного округа)

Дети: Покачи.

Сюрпризный момент: Звучит хантыйская мелодия. (Слайд) Стук в дверь, входит воспитатель в хантыйском национальном костюме.

Хантыйка Эннэ: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Эннэ, я в гости к вам пришла рассказать о земле, о нашем крае, где мы с вами живем. Это удивительно красивый и богатый край. Ребята, а вы знаете, чем богат наш край? Газ и нефть – это главное богатство Югры. Пользуются газом и нефтью не только югорчане, и не только люди России. Газ и нефть отправляют по трубам по всей нашей стране, а также и в другие государства. Наш край богат не только нефтью и газом, а так же озерами, болотами и лесом - тайгой. В таёжных лесах обитают дикие животные и лесные птицы; в реках и озёрах плавает много рыб. - Вы живёте сейчас в  небольшом красивом городе Покачи , а вот раньше здесь были болота, был кругом лес, олени паслись. Мне об этом моя бабушка рассказывала. А потом нефтяники пришли, нефть добывать стали. Ребята, как называют коренных жителей нашего округа? (ханты и манси.) Люди пока не нашли в нашем Ханты-Мансийском округе нефть, здесь жили ханты и манси, которые занимались охотой и рыболовством. (Слайд) А мой народ – ханты - ушел жить в тайгу. Сегодня я вас хочу пригласить в путешествие по нашему северному краю. Как же мы попадём туда? (На поезде, самолёте, вертолете, пешком) . - Ребята, пока у нас снег не растаял, мы можем отправиться на лыжах. Давайте мы наденем на ноги лыжи. Вы готовы? Ну, давайте отправимся в путь!

Звучит фонограмма мелодии народов севера.(Слайд музыка)

Хантыйка Эннэ: -Ребята слышите, звучит музыка? Откуда она звучит? Она манит, зовёт нас! Музыку, которую вы слышите ребята, напоминает мне звучание песен народов ханты и манси.

Энне подводит детей к жилью народов севера, к чуму. (Слайд)

Хантыйка Эннэ: А вы знаете, что это за сооружение стоит?

Дети: Чум - это жилище хантов.

Хантыйка Эннэ: Да, основное жилище ханты и манси - это чум. Чумы собираются в стойбищах, в тайге. А почему они живут в чумах? Потому что чум можно собрать, перевести на другое место и снова поставить. Так как коренные жители пасут оленей, когда корм заканчивается, стадо перегоняют на другое место, а для этого и чум перевозят на новое место. А из чего сделан чум? Из оленьих шкур. - Чем занимаются народы Севера? (охотой, рыболовством, оленеводством) - На чем передвигаются народы Севера?(на нартах) (Слайд)

Хантыйка Эннэ: - Я предлагаю попутешествовать по родному краю, полюбоваться красотой природы. Идем дальше.

(Создание проблемной ситуации.) (Стимулирует, подталкивает детей к поиску решений возникшей проблемы).

Хантыйка Эннэ: - Представьте дети, что мы едем по тайге. - А что такое тайга? (Дремучий лес) - А какие деревья растут в тайге? (кедр, сосна, ель, пихта, береза, осина...) -Мы с вами в лесу. Но лес, кажется, каким- то грустным, не видно ни одного животного. Куда все спрятались? Я предлагаю вам отгадать загадки. Они подскажут нам, какие животные живут в наших лесах.

1.У рыженькой малышки

 В дупле грибы и шишки. (Белка)

2. Шуба серая - для лета.

Для зимы – другого цвета. (Заяц)

3. Какой зверь опасный

Ходит в шубке рыжей,

Снег разгребает,

Мышек хватает? (Лиса)

4. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

5. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

6. На свинью похож он очень,

Но в щетине в шерсти точно,

Два клыка торчат из пасти,

Да к тому же он всеядный! (Кабан)

7. Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежную тайгу. (Олень)

Дети отгадывают загадки, и лес наполняется лесными жителями.

Хантыйка Эннэ:  - Ребята, лес – родной дом для диких животных, деревьям, растениям, насекомым. А мы – гости в лесу. Его надо беречь! И должны правильно вести себя. (вспомнить правила)

Физкультминутка «У оленя дом большой…»

(Слайд) Звучит аудиозапись «Пение птиц».

Хантыйка Эннэ: - Ребята, слышите, как красиво поют птицы! Мы слышим их голоса, они спрятались от нас и радуются наступлению весны. Тихо, не пугайте их! А теперь закройте глаза и послушайте пение птиц.

Дети закрытыми глазами слушают пение птиц. В это время на экране появляются картинки птиц. 

Хантыйка Эннэ: - А теперь откройте глаза. К нам прилетели птицы. -А вы знаете, какие птицы обитают в наших лесах? (ответы детей). (Сорока, ворона, воробей, сова, снегирь, синица, глухарь, дятел).

Эннэ предлагает дидактическую игру, «Какая птица лишняя и почему?» (Слайды) Увлекательное путешествие продолжается. (Слайд – звук шум реки) Дети идут на шум воды и подходят к импровизированной реке.

Хантыйка Эннэ: Ребята, мне кажется, мы подошли к реке? Давайте подойдем к ней, хотя она и замерзла. А какая самая главная река нашего края? (Обь). Река Обь не только одна из самых больших рек нашей страны, но и всего мира. В переводе с хантыйского «Обь» означает  бабушка, матушка, белая «снежная». И действительно, много месяцев река находится под белоснежным покрывалом-льдом. Как вы думаете, почему?

(Ответы детей, потому что мы живём на Севере)

Хантыйка Эннэ: - Ребята, мы уже говорили, что наш северный край богат рыбой. А вы знаете какие рыбы водятся у нас в реке Обь? (ответы детей) (Слайды ) - Молодцы, ребята. Идем дальше. Слайд (кваканье лягушек)

Энне с ребятами услышав кваканье лягушек понимают, что загадочная природа нашего края привела их на болото. Но дорога к нему не легка. 

Проводится игра «Не промочи ноги».

Хантыйка Эннэ: Вот мы и пришли. А вы знаете, что растёт на болоте? (ягоды). Давайте вспомним, какими ягодами богат наш край. А поможет нам в этом чудо экран с картинками. (Слайды)

Дети: - Голубика, черника, брусника, клюква, морошка.

При просмотре презентации дети вспоминают названия ягод и то, чем они полезны. (Педагог делает вывод, что северная ягода настоящее богатство нашего края). 

Хантыйка Эннэ: - Молодцы!

Ребята, а вы знаете, в старину у детей не было игрушек, как у вас сейчас. И купить их было негде. Не было магазинов. Взрослые сами делали игрушки своим детям. Куклу шили из кусочков ткани. (Показывает образец). В такие самодельные куклы играли дети. Первую куклу девочке делали мама или бабушка, иногда старшая сестра. Подрастая, девочка шила их сама. Сейчас я научу вас делать такие же куклы. Так как время у нас ограничено время, у меня имеются заготовки. Сейчас приступаем к работе! Мастерить куклу начинаем с головы. (Показывает)

Дети вместе с бабушкой Эннэ мастерят кукол. После изготовления кукол бабушка Эннэ прощается с детьми и уходит.

Воспитатель: - Ребята, понравилось вам путешествовать по родному краю? Где вы побывали с бабушкой Эннэ? О чём рассказывала хантыйская бабушка Эннэ? Какие богатства хранит наш край? - Что Вам больше всего понравилось во время путешествия? - Что бы вам еще хотелось узнать про свой родной край? Молодцы, вы все были активными, показали хорошие знания, свое умение.

Спасибо за ваш труд!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе«Гордость края – саратовский калач»

Конспект НОД в старшей группе«Гордость края – саратовский калач»...

Конспект НОД для старшей группы. Тема: «Край родной,

Программные задачи: Образовательные:  развивать интерес к истории своего города;  расширять знания детей о своем городе, достопримечательностях;  учить видеть историю вокруг себя: в домах, которые ...

Конспект занятия в старшей группе «Мой край родной-заповедные места. Кавказский заповедник»

Конспект занятия в  старшей группе      «Мой край родной-заповедные места. Кавказский заповедник»Тема: «Мой край родной - заповедные места «Кавказский запов...

Конспект НОД в старшей группе "Наш край Бурятия"

На занятии дети совершают путешествий в мир природы Родного Края. Играя, беседуя, отвечая на вопросы дети закрепляют знания о разнообразии животного и растительного мира, о том, что  нужно беречь...

Конспект по ознакомлению с окружающим "Оренбуржье - край чудесный"

Цель данного занятия: Познавательное развитие дошкольников. Формирование целостного отношения к малой родине.      Данноее занятие способствует расширению у детей знания об ...

Конспект беседы в старшей группе «Донской край».

Конспект беседы в старшей группе «Донской край»Цель:Формировать у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края. Задачи:• формировать представление детей об ис...