«НРК в художественно-эстетическом воспитании дошкольников»
консультация (средняя группа)
Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе (родная природа, культурное наследие-памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
Тема: «НРК в художественно-эстетическом воспитании дошкольников»
Азаренко Т.В.
В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа учреждения состоит из двух частей: обязательной и части, формируемой участниками.
Среди направленной образовательной программы ДОУ важное место занимает региональный компонент.
Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе (родная природа, культурное наследие-памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.).
Так как краеведение охватывает все образовательные области, то и задачи планирования должны быть представлены по всем образовательным областям: Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Сегодня мы рассмотрим образовательную область в региональном компоненте художественно эстетическое развитие.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Основные цели и задачи художественно-эстетическое развития является формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно творческой деятельности.
Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно модельной, муз. и др.).
Реализация регионального компонента (культурное наследие, родная природа, традиции, фольклор и многое другое) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», ее истокам, к своему дому. Региональный компонент является важнейшей составляющей современного образования, использование которого способствует формированию первоначальных представлений об особенностях родного края, об истории края, о жизни и культуре народов родного края.
Особую роль играет в развитии воображения детей предоставление детям возможности заниматься разнообразными художественными видами деятельности, которые вызывает эмоционально-положительное отношение к Родному краю.
Организация художественно-эстетической деятельности с учетом регионального компонента вызывает познавательную активность ребенка, таким образом, знакомые и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными во время знакомства с малой Родиной.
Художественные произведения занимают значительное место в формировании межкультурных и межнациональных связей, способствуют взаимопониманию и взаимообогащению внутреннего мира людей.
Произведения писателей и поэтов помогут воспитателю в приобщении детей к богатому национальному наследию родного края в формировании национального самосознания детей и их толерантного отношения друг к другу, независимо от этнических и религиозных отличий.
Источниками художественного чтения и рассказывания детям являются:
1. Устное народное творчество, фольклор:
• - народнопоэтические произведения (потешки, считалки, заклички, присказки, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки);
• - прозаические произведения (сказки, сказания, легенды, притчи, былины, мифы);
• - игровой фольклор (народные хороводные, подвижные игры, игры-драматизации с текстом и диалогами).
2. Произведения классической и современной литературы
3. Произведения писателей и поэтов.
В соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями детей рекомендуется предлагать им те художественно-познавательные и собственно художественные произведения, которые помогут донести до детей нравственно-духовные понятия, идеи толерантности, познакомить их с жизнью, бытом, культурой, историей людей, живших и проживающих в родном городе.
Развитие у детей общей музыкальности рекомендуется осуществлять, используя наряду с классическим и высокохудожественным современным музыкальным репертуаром фольклорные произведения и произведения современных авторов.
Детям необходимо дать общие понятия о праздниках, например, как и когда к людям пришли праздники, с чем они были связаны, праздники бывают разные.
Детей дошкольного возраста рекомендуется знакомить с наиболее известными и значимыми праздниками людей, проживающих в родном крае.
Региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса.
Художественно-эстетическое развитие оказывает благотворное влияние на мыслительную деятельность дошкольников. Искусство обладает способностью вносить в мир ребенка радость, бодрые ритмы, давать положительные эмоции. При знакомстве с искусством родного края перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются многогранные традиции и обычаи. Кроме того, сам процесс работы над рисунком, аппликацией, поделкой доставляет детям большое удовольствие.
Дети – будущее нашей страны. Если мы хотим воспитать здоровое в морально- нравственном направление поколение нужно в первую очередь прививать любовь к своей Родине, традициям и культуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...
«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...