Проект "Русский быт"
презентация урока для интерактивной доски (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Управление образования и молодежной политики
администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29» г. Городца
606503 Нижегородская область, г.Городец, ул.Фурманова, д.17 тел.(883161) 9-07-63
«Принято» Педагогическим Советом МБДОУ «Детский сад № 29» Протокол № _____ от «__» ___20 __г. | «Утверждаю» Заведующий МБДОУ «Детский сад № 29» _____________ А.И. Перанова от «_____» ___________20 __ г. Приказ № __ от «__» ___20 __г. |
Проект
«Знакомство с бытом и традициями русского народа через русскую народную сказку »
в средней группе №3.
Воспитатель:
Олонцева И.С.
2021-2022 уч. г.
г.Городец
«… наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»
А.С. Макаренко
Тип проекта: творческий, познавательный.
Вид проекта: семейный, групповой.
Ожидаемые результаты: Дети имеют представления о традициях, быте русского народа. Осознают роль труда в жизни россиян, знают и хранят историко-духовную память, умеют применять полученные знания в дальнейшей жизни. Активное участие родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Сроки проведения: ноябрь 2021г. -апрель 2022г.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели
Актуальность темы
В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом - человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он родился и растет, ее традиции, историю, культуру, язык.
Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции. В процессе творческой деятельности, основанной, на изучении традиций русского народа у детей совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.
Основная проблема: Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.
Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью.
Гипотеза –Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте. Русские народные сказки, помимо воспитательного потенциала, обладают великими психологическими знаниями, которые не всегда лежат на поверхности, их надо уметь рассмотреть, увидеть.
Цель проекта:
Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа через сказку.
Задачи:
- Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа, на основе русских народных сказок
Дать понятие о мудрой науке строительства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве. Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского быта человека ребенку, живущему в современных городских условиях.
- Найти ответы в сказках как люди работали ,что они ели, на чем передвигались?
- Знакомство с русским костюмом (головные уборы, обувь)
- Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
- Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
- Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.
7.Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
Новизна:
Особенность моего проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей прививаем любовь к русской сказке, вспоминаем забытые традиции русского народа. Работаем в одной команде «Воспитатели-дети-родители», где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.
Методы и приемы работы по ознакомлению детей с бытом и традициями русского народа через русскую народную сказку:
- Использование пословиц, загадок, поговорок, закличек, потешек.
- Чтение русских народных сказок
- Использование русских народных песен и танцев.
- Проведение русских народных игр.
- Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
- Применение игрушек и изделий народных промыслов.
- Представление кукольного театра.
- Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
- Рассказ о народных обычаях и традициях.
- Рассматривание иллюстраций о русском быте.
- Беседы, вопросы, разъяснения
- Экскурсии в музеи
Формы образовательной работы с детьми
- Организованные занятия.
- Совместная деятельность.
- Праздники и развлечения.
- Наблюдения в быту и природе.
- Организация конкурсов рисунков и поделок
- Посещение тематических выставок.
- Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
Основные направления нашей работы:
1. Создание атмосферы национального быта, традиций русского народа.
2. Использование фольклора (сказок, пословиц, поговорок ,считалок, потешек и т.п.).
В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Знакомство с народным искусством.
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира — красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.
Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считаем очень важным знакомить с ним воспитанников.
4. Знакомство с русскими народными играми.
Русские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества. В народных играх заключается огромный потенциал для физического развития ребенка и поэтому мы решили ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.
Этапы реализации проекта:
I Этап.
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.
- Проведение родительского круглого стола на тему: «Традиции русского народа в русских сказках».
- Чтение познавательной литературы и русских народных сказок.
- Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций , созданию русского народного головного убора.
- Предложить родителям вместе с детьми сделать коллаж на тему: «Русский костюм»
II Этап.
- Занятия в соответствии с планом.
- Беседы.
- Чтение познавательной и художественной литературы.
-Создание самодельных книг-коллажей (лэпбук) по русским народным сказкам.
- Слушание классической музыки.
- Слушание русских народных песен.
- Просмотр видеосюжетов, презентаций.
- Экскурсия в русскую избу
- Проведение выставок работ из овощей и фруктов, выставка рисунков, конкурс на лучший рецепт моей бабушки.
III Этап.
Обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе.
- Открытое занятие «Быт и традиции русского народа через русскую народную сказку»
- Презентация проекта
Мероприятия с детьми
- Занятие «Знакомство с русской избой».
-Чтение р.н.с.: «Как, коза избушку строила»
- Экскурсия в мини-музей «Русская изба».
- Просмотр презентации «Русская изба».
- Беседа по картине «Крестьянская семья».
Цель: Познакомить детей с тем, как раньше жили, какие строили дома и почему.
- Организация фотовыставки: «Русские избы»
- Чтение русской народной сказки: «Заюшкина избушка» «Зимовье зверей»
Цель: Познакомить с бытом крестьянской семьи.
Рассматривание репродукции -
Цель: Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту и естественность русского бытия.
- Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки». «Репка»
- Просмотр презентации «Труд крестьян».
Цель: Познакомить с трудом крестьян.
- Беседа «Вершки и корешки»
Чтение р.н.с.: «Ленивица и работница»
-Праздник «Осень, осень, в гости просим»
Цель: Познакомить детей с одним из главных праздников осеннего периода.
-- Спектакль по сказке «Репка».
Цель: создать у детей хорошее настроение, передать характерные особенности героев сказки
- Слушание Чайковского «Времена года».
Цель: Показать на основе музыкальных произведений любовь автора к родной природе.
Цель: Рассказать детям о труде взрослых по уборке урожая и заготовкам на зиму.
- Беседа «Женские осенние работы»
Цель: Познакомить детей с трудом, которым занимались женщины в осенний период.
- Аппликация «Укрась полотенце»
Рисование «Березка», «Коза в русском костюме»
Цель: Познакомить детей ы» с хороводными играми осеннего периода.
- Рисование «Роспись ложки»
- Слушание русских народных песен.
Цель: Показать на основе народных песен жизнь и быт русского народа.
-Праздник «Осень, осень, в гости просим»;
-Цель: Показать детям как отдыхали в старину.
- Вечер загадок про урожай, домашнюю утварь и т.д.
Цель: Закрепить с детьми названия овощей, фруктов, домашней утвари и т.д.
- Просмотр презентации «Щи да каша –пища наша»
- Рисование «Распиши сарафан и рубаху».
- Рисование «Распиши кокошник».
Цель: Дать детям представление о русском национальном костюме.
- Экскурсия в мини-музей «Русская изба»
Игра – викторина «Зимние забавы на Руси»
Цель: закрепить знания русских народных игр:
«Мороз красный нос», «Волк и козлята», « Волки во рву»
Вечер досуга: «Бабушкин сундук»
Дефиле сказочных персонажей в традиционных русских костюмах
-Цель: познакомить детей с особенностями русской народной одежды, в частности женских головных уборов.
- Рисование: «Весна в деревне». «Мамочка»
Рассматривание картины
К.Е.Маковского «Дети бегущие от грозы»
Кузьма Петров-Водкин. «Мать»
Андрей Клименко « Баба Яга»
- Рисование «Летучий корабль». «Волшебные превращения».
-Игра – викторина: «Летает, едет, плывет»
-Рассматривание картины В.Васнецов «Ковер-самолет»
Цель: сравнить разные виды транспорта сказочные, современные.
Мероприятия с родителями-
Консультация для родителей: «Сказка развивает воображение»
- Акция «Сделай коллаж о традициях своей семьи» (Дети вместе с родителями делают коллаж и красочно оформляют его.)
Цель: Привлечь родителей к проекту. Развивать познавательный интерес детей.
Создание коллаж на тему: «Русский костюм»
- Выпуск для родителей папки-передвижки «Русские народные сказки».
- Круглый стол «Традиции русского народа»
Цель: Привлечь родителей к созданию книги о традициях русского народа
- Выставка работ из овощей и фруктов: «Осеннее настроение»
- Подобрать и записать названия сказок, в которых говорится о ценности труда.
- Конкурс на лучший рецепт каши моей бабушки.
Итоги проекта:
- Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
- Умение играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
- Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
- Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
- Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
- Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.
Вывод: В конце проекта «Быт и традиции русского народа через русскую народную сказку» дети выразительно читают стихи, знают национальные танцы, песни, народные игры, познакомились с народными сказками.
Используемая литература:
- Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры. - Волгоград,2008.
- Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2008.
- Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М., 2007.
- Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Учебное пособие. - М.; Педагогическое общество России, 2007.
- Микляева Н.В., Микляева Ю. В., Новицкая М.Ю.Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным ( русским) компонентом образования.- М.: Айрисс-пресс, 2006.
- Терещенко, А. В. Быт русского народа. Ч. I / Вступ. ст. А. Ф. Чистякова