Осенняя ярмарка
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Фетисова Марина Анатольевна

Досуг для детей подготовительной к школе группы. Продолжать знакомить детей с различными формами русского народного творчества. Пробуждать интерес к русской народной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennyaya_yarmarka.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

"Осенняя ярмарка"

Программное содержание: 

Обучающая задача: Продолжать знакомить детей с различными формами русского народного творчества – изобразительной, песенной, речевой. Пробудить интерес к русской народной культуре.

Развивающая задача: развивать выразительность речи, эстетические чувства детей.

Воспитывающие задачи: воспитывать умение слушать, отвечать четко на вопросы.

Словарная работа:
Активный словарь: попевки, загадки, заклички.
Пассивный словарь: докучная сказка, глашатай.

Демонстрационный материал:  Карусель, сарафан для воспитателя, Дымковские игрушки, скоморохи - куклы, матрешки, деревянная посуда, расписанная в стиле “Гжель” и “Хохлома”. Муляжи овощей, игрушки домашних животных,

Предварительная работа: Знакомство с русским народным творчеством: разучивание заклички “Дождик”, докучной сказки “Жил – был царь”, народных игр.

Ход занятия

Воспитатель:

 Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера! 

Здравствуйте, ребята! Добрый день и вам, гости дорогие! Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы отправиться в удивительное путешествие – путешествие во времени. Мы перенесемся в те далекие времена, когда сказки ходили по земле: когда Емеля на печи в гости к царю ездил, Иван-царевич ходил смерть Кощееву искать, а в садах росли молодильные яблоки. Проще говоря, когда жили на земле ваши пра-пра-прабабушки и пра-пра-прадедушки. А поможет нам совершить это путешествие музыка и волшебная карусель.

Ставится шест с ленточками, дети берутся за ленточки и под музыку медленно передвигаются по кругу. Воспитатель  в русском сарафане. Дети снова садятся на стульчики. 

Народ собирается -
Наша ярмарка открывается!

Воспитатель: Ну, что же, ребята, давайте-ка проверим, получился наш переход во времени или нет? Говорят, в ту пору люди много сказок знали, да и не только простых, но и докучных. А что такое докучная сказка? Это сказка без конца.

 Правильно – та сказка, которую без умолку рассказывать можно. Вот и расскажем.

ДОКУЧНАЯ СКАЗКА “ЖИЛ-БЫЛ ЦАРЬ”.

Жил-был царь, у царя был двор,
На дворе был кол, на колу мочало, –
Начинай сначала!

Предлагаю интонационное упражнение: докучную сказку дети рассказывают сначала спокойно, затем как сплетню, причитание, с интонацией скоморохов-глашатаев.

Воспитатель: Хорошо вы ребята, сказки сказывать умеете. Но русский народ любил сказки, которые сам и придумывал.

Воспитатель: Сказки мы с вами учились рассказывать, а сейчас нам – прямая дорога на ярмарку! Народ собирается -
Наша ярмарка открывается!

1-й скоморох: Люди добрые, люди веселые не пропусти, проходи!

2-й скоморох: Ярмарка ждет, ярмарка зовет, налетай, покупай, не зевай!

1-й скоморох: На людей посмотри, себя покажи! Ребята, а что такое ярмарка?

Дети: Это где продаются овощи, фрукты разные товары.

2-й скоморох: А какие вы знаете ярмарки?

Дети: Продуктовая, овощная, школьная и по временам года: осенняя, весенняя, летняя.

СКОМОРОХИ ХВАЛЯТ ДЕТЕЙ И УХОДЯТ.

Воспитатель: Давайте-ка посмотрим, что там в овощном ряду делается? Попробуем угадать, какие овощи привезли на ярмарку?

 Дети загадывая загадки, подходят к лотку с овощами и вытаскивают овощ, о котором загадывалась загадка.

 Сидит девица в темнице,
           А коса - на улице.
                                  (морковь)

Я длинный и зеленый,          
Вкусный и соленый,            
Вкусный и сырой,              
Кто я такой?                          (огурец) 

Листья собраны в кочан

 В огороде у сельчан.

Без нее во щах не густо.

 Как зовут ее?  (Капуста )

Под землею подрастала,

Круглой и бордовой стала.

 Под дождем на грядке мокла

И попала в борщ к нам… (свекла)

Воспитатель: Да, ребята, много овощей на ярмарке. Чтобы такой богатый урожай вырастить, нужно и умение и терпение, и чтобы погода помогла,– солнышко бы землю грело, а дождик ее поливал. Ведь если долго дождя не было, урожай мог погибнуть. Что же люди придумали, как от жары землю уберегали?

Дети: Звали дождик, говорили заклинания.

Воспитатель: Да, чтобы нагнать дождик, люди придумали заклички.

Дети встают в круг и исполняют закличку “Дождик”. 

Дождик, дождик, поливай —
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти —
Дай гороху подрасти.
Дождик, дождик, поливай —
Будет славный урожай:
Будет белая пшеница,
Будет рожь и чечевица,
В огороде лук, бобы,
В лесу ягоды, грибы,
А в саду зелёный хмель.
Лей-ка, дождик, целый день!


Воспитатель: 

Тары – бары, растабары!

Есть хорошие товары!

Воспитатель: Ой, а здесь выложена посуда разных народных мастеров. Товар на продажу, не простой – кувшины гжельские и ложки хохломские, подносы жостовские.

Воспитатель:  Давайте вспомним, что это за росписи на них?

Дети: это хохломская роспись, а это гжельская.

Воспитатель:  А ведь на ярмарку не только дельный,  да необходимый товар возили, не забывали и про деток. А как вы думаете, какой товар мог понравиться детям? Правильно, игрушки! Музыкальные инструменты. Куклы и матрешки…

На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!

Воспитатель: обратите внимание на музыкальные инструменты.

Деревянные подружки

Пляшут на его макушке,

Бьют его, а он гремит —

В ногу всем шагать велит.   БАРАБАН

Очень весело поет,

Если дуете в нее.

Ду-ду-ду, да-да-да −

Так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка.

А что же это?..  ДУДОЧКА

Деревянные, резные,

Расписные, озорные.

А в руках как застучат −

Всех порадуют ребят.  ЛОЖКИ

Треугольной формы корпус,

3 струны и звонкий голос.

Ну, попробуй отгадай-ка!

Это наша…   БАЛАЛАЙКА

Есть у нас веселый друг,

Очень любит громкий стук.

Тут ответ совсем не труден -

Знают все, что это…  БУБЕН

Очень весело звенит,

Танцевать нам всем велит.

Разноцветная игрушка,

А зовется…  ПОГРЕМУШКА

Ну-ка, кнопки нажимай

   И тихонько подпевай.

   Растяни меха немножко

   И сыграй нам на…    ГАРМОНЬ 

 В самый сказочный момент

Вступит это инструмент.

Тихо, нежно зазвенит,

Будто все посеребрит. ТРЕУГОЛЬНИК

Воспитатель: Что это мы с вами все по ярмарке ходим, да  товар рассматриваем?

А ну, подходи, выбирай себе товар!

Подходи, разбирай!

Все что хочешь, покупай!

Воспитатель:  Я предлагаю вам озвучить русскую народную потешку на детских музыкальных инструментах.

Как у нашего соседа

Весела была беседа:

Утки - в дудки,

Бараны – в барабаны.

Чечетки – в трещотки,

Кукушки в колотушки

Скворцы в бубенцы,

Две синички крошки

Заиграли в ложки.

Играют, играют

Всех потешают

Удары по музыкальному треугольнику в ритме стиха.

Мы пришли на ярмарку

Петь и веселиться,

И хотим со всеми здесь

Крепко подружиться!

Воспитатель: Молодцы ребята. К обеду весь товар распродали! Что же вы думаете, здесь и ярмарке конец? Именно тогда, когда весь товар был распродан, и начиналось настоящее веселье. Девушки приезжали себя показать, да женихов выбирать. А теперь скорей сюда, ждёт вас русская игра.
Вот сейчас мы и поиграем,  игра называется
«Веселый бубен». Дети передают бубен по кругу друг другу. У кого бубен оказался в конце песенки, тот встает или выходит с бубном на середину круга, играет на бубне, а все поддерживают и хлопают.
Слова:
Ты катись веселый бубен
Быстро, быстро по рукам,
У кого остановился,
Тот сейчас сыграет нам.

Игра учит взаимодействовать друг с другом, поддерживать выступающего ребенка и развивает выдержку.

Воспитатель: Ну, уж под вечер, когда все напляшутся, наиграются, устанут тут и домой собираться  можно.

Воспитатель: Вот и подошел к концу наш ярмарочный день, а вместе с ним и наше путешествие в старину. Пора возвращаться домой, и снова нам поможет музыка и волшебная карусель.

Дети садятся на волшебную карусель, все становится как прежде.

Воспитатель: Давайте еще раз вспомним, где мы с вами были и что видели?

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось?

Я пришла на ярмарку

Петь и веселиться,

И хочу со всеми здесь

Крепко подружиться!

Воспитатель: 

И напоследок, я открою вам один секрет…

Если вы захотите отправиться в подобное путешествие сами, то стоит лишь подойти к бабушке или дедушке и спросить, а как жили они, когда были маленькие, в какие игры играли, какие песни пели. Думаю, они с удовольствием совершат вместе с вами путешествие в свою молодость и расскажут вам обо всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фото "Дары Осени", посвященная празднику Осенняя ярмарка. выполнил: воспитатель 1категории Авилова Нина Валентиновна

23.10.2014 я провела утренник в детском саду , в своей группе под названием "Покровская ярмарка". и к этому утреннику я подготоаила такую подделку....

Осенняя ярмарка. Сценарий осеннего праздника в фольклорном стиле для детей подготовительной группы.

Осенняя ярмарка.Сценарий осеннего праздника в фольклорном стиле для детей подготовительной группы. Марья-искусница: Здравствуйте, люди добрые, гости званные, гости желанные! Проходите, садитесь, ...

Сценарий осеннего праздника "Осенняя ярмарка" для старшей группы

Праздник осени в старшей группе "Осенняя ярмарка"...

сценарий осеннего праздника в разновозрастной группе "Осенняя ярмарка"

праздник приобщает детей к русской культуре, фольклору. помогает развить творческий потенциал каждого ребёнкка....

Сценарий осеннего праздника "Осенняя ярмарка"

Сценарий осеннего праздника для детей 5-6 лет....

сценарий осеннего праздника "Осенняя ярмарка"

сценарий осеннего праздника "Осенняя ярмарка"...

Осенний праздник в подготовительной группе "Осенняя ярмарка"

Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы детского сада. Материал может быть полезен для музыкальных руководителей, воспитателей....