"Народные куклы" презентация
презентация
Мастер-класс для педагогов по разновидностям народных кукол
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 334.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какие куклы были у наших предков Раньше в каждом крестьянском доме было много тряпичных кукол-закруток ( кукол-мотанок ). Они служили оберегами жилища, детей, сна, хозяйства, имели культовое, обрядовое назначение и в то же время были самыми распространенными детскими игрушками.
Классификация по назначению Обрядовые Обережные Игровые имели ритуальное назначение и использовались в проведении сезонных праздников, были непременным атрибутом основных семейно-бытовых обрядов (рождение, свадьба, уход к предкам) изготавливались для отпугивания злых сил. Их использовали, как талисманы. Таких кукол делали на протяжении всей жизни, начиная c раннего детства . предназначались для забавы детям
Куклу «Зайчик на пальчик» делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. « Зайчик на пальчик»
пеленашка Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших её рук. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передаётся частичка жизненной силы. Чтобы сбить злых духов с толку, спелёнутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка.
«зайчик на пальчик» Кукла "зайчик на пальчик" - это второй оберег в жизни ребёнка, используется тогда, когда ребёнок уже сам начинает осмысленно говорить - примерно в возрасте 2,5 - 3 лет. Когда ребёнок остаётся один, чтобы он не боялся или не скучал, ему на пальчик надевают весёлого зайчика. Ребёнку становится весело и совсем не страшно, потому что с ним всегда его добрый и весёлый оберег.
веснянка С приходом весны девушки делали ярких жизнерадостных кукол Веснянок. Веснянки — оберег молодости и красоты. Традиционно эта кукла очень яркая с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу, желая оставаться молодыми и привлекательными.
мартинички Эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда « закликания » весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Название Мартинички уже указывает, что делалась эта кукла в марте. Ею «закликали» весну, приближали ее начало, праздновали и радовались ее приходу. Мартинички прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме и во дворе.
крупеничка Крупеничка считалась главной куклой в семье. Наши предки богато наряжали её и бережно хранили в течение года на самом видном месте в доме. Основой куклы являлся мешочек с зерном. В древности этих кукол создавали после сбора урожая, наполняя их отборным зерном, собранным с поля. С него же и начинали посевную, первым засевая зерно, взятое из этой куколки.
десятиручка В сказке про Василису Премудрую упоминается чудесная куколка, которая помогала Василисе во всех делах. И всё-то у неё ладилось, и любая работа спорилась... Что ж это за куколка такая? Когда наши предки заканчивали свои посевные и уборочные работы ,начинались рукодельные посиделки с изготовления обереговой куклы-помощницы " Десятиручки ". Десятиручка - лучшая помощница в домашних делах. Эту куклу дарили девушкам, которые готовили себе приданое или молодой хозяйке, чтоб спорой была, во всём управлялась, чтоб все дела ладились. Десять рук этой куклы как раз и позволяют ей всё успеть!
масленица Домашняя Масленица считалась сильным оберегом жилища. Она обязательно была в доме, где жили молодожены, ей встречали молодоженов и бережно хранили дома, как символ достатка и здорового потомства молодой семьи. Хранили домашнюю Масленицу в красном углу или у входа в дом. На руки её вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания, верили... и желания непременно сбывались! Хранили год и сжигали вместе с соломенной .
лихоманка Роль Лихоманки – привлечь к себе внимание злодейки-болезни, залетевшей в дом: залетит злой дух болезни в дом в поисках своей жертвы, увидит ярких нарядных кукол Лихоманок, подумает, что это человек, и вселиться в одну из них… Отработавших свой срок кукол раз в год сжигали. Сгорая на костре, Лихоманка выманивала из дома беду.
Правила изготовления славянских оберегов: 1) Нельзя делать оберег для себя, но можно для любого близкого человека. Более того - обереги которые изготовлены кровными родственниками: отцом, матерью, братом, детьми считаются самыми сильными. Супружеские связи по традиции не считаются кровным родством, но, если супружество гармоничное и счастливое, взаимно созданные обереги тоже имеют большую силу. 2) Нельзя заставлять или вынуждать кого-либо делать оберег. Изготовление оберега возможно только на добровольных условиях. 3) При изготовлении оберега мастер должен быть спокоен и чист помыслами, так как во время изготовления оберег запишет окружающую энергетику. 4) Необходимо осмысленно подойти к выбору материала из которого будет изготовлен оберег, ведь у серебра, золота, камня, дерева, или любого другого материала свойства различны. 5) Человек, изготавливающий оберег, должен осознавать, что он изготавливает, и какой эффект имеет данный оберег. Тщательно изготовленные опытным мастером обереги имеют более сильный эффект. 6) Обереги изготовляются в ручную, поштучно. Конвейерное производство и штамповка одинаковых изделий не допустимы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль
Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/23/picture-179727-1358941058.jpg)
"Не забывайте народные игры" Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные игры.
В консультации представлено описание народных игр на Вятке....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/19/picture-408219-1392831099.jpg)
Национальные танцы разных народов мира (армянские народные танцы, турецкие народные танцы, русские народные танцы)
Национальные танцы разных народов мира (армянские народные танцы, турецкие народные танцы, русские народные танцы)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/01/picture-716966-1448993807.jpg)
Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству через народную игрушку. (Консультация для родителей в рамках проекта "Страна народных мастеров").
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста о воспитательной роли народной игрушки....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/27/picture-884389-1485498369.jpg)
Народная игра. Формы и виды народных игр. Планирование подвижных народных игр для проведения занятий в детском саду. Классификация игр по основным видам движения и возрасту
В этом материале дано определение понятию "Народная игра". Описаны формы и виды народных игр. Даны рекомендации для педагогов по планированию подвижных народных игр для проведения занятий в детском са...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/30/picture-763573-1575145714.jpg)
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»
Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/30/picture-763573-1575145714.jpg)
Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»
07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...