"Народные куклы" презентация
презентация

Мирошниченко Оксана Витальевна

Мастер-класс для педагогов по разновидностям народных кукол

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_kukly_moya_.pptx334.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народные куклы МБДОУ детский сад №7 «Радуга» Составила: Мирошниченко О.В.

Слайд 2

Какие куклы были у наших предков Раньше в каждом крестьянском доме было много тряпичных кукол-закруток ( кукол-мотанок ). Они служили оберегами жилища, детей, сна, хозяйства, имели культовое, обрядовое назначение и в то же время были самыми распространенными детскими игрушками.

Слайд 3

Классификация по назначению Обрядовые Обережные Игровые имели ритуальное назначение и использовались в проведении сезонных праздников, были непременным атрибутом основных семейно-бытовых обрядов (рождение, свадьба, уход к предкам) изготавливались для отпугивания злых сил. Их использовали, как талисманы. Таких кукол делали на протяжении всей жизни, начиная c раннего детства . предназначались для забавы детям

Слайд 4

Куклу «Зайчик на пальчик» делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. « Зайчик на пальчик»

Слайд 5

пеленашка Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших её рук. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передаётся частичка жизненной силы. Чтобы сбить злых духов с толку, спелёнутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка.

Слайд 6

«зайчик на пальчик» Кукла "зайчик на пальчик" - это второй оберег в жизни ребёнка, используется тогда, когда ребёнок уже сам начинает осмысленно говорить - примерно в возрасте 2,5 - 3 лет. Когда ребёнок остаётся один, чтобы он не боялся или не скучал, ему на пальчик надевают весёлого зайчика. Ребёнку становится весело и совсем не страшно, потому что с ним всегда его добрый и весёлый оберег.

Слайд 7

веснянка С приходом весны девушки делали ярких жизнерадостных кукол Веснянок. Веснянки — оберег молодости и красоты. Традиционно эта кукла очень яркая с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу, желая оставаться молодыми и привлекательными.

Слайд 8

мартинички Эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда « закликания » весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Название Мартинички уже указывает, что делалась эта кукла в марте. Ею «закликали» весну, приближали ее начало, праздновали и радовались ее приходу. Мартинички прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме и во дворе.

Слайд 9

крупеничка Крупеничка считалась главной куклой в семье. Наши предки богато наряжали её и бережно хранили в течение года на самом видном месте в доме. Основой куклы являлся мешочек с зерном. В древности этих кукол создавали после сбора урожая, наполняя их отборным зерном, собранным с поля. С него же и начинали посевную, первым засевая зерно, взятое из этой куколки.

Слайд 10

десятиручка В сказке про Василису Премудрую упоминается чудесная куколка, которая помогала Василисе во всех делах. И всё-то у неё ладилось, и любая работа спорилась... Что ж это за куколка такая? Когда наши предки заканчивали свои посевные и уборочные работы ,начинались рукодельные посиделки с изготовления обереговой куклы-помощницы " Десятиручки ". Десятиручка - лучшая помощница в домашних делах. Эту куклу дарили девушкам, которые готовили себе приданое или молодой хозяйке, чтоб спорой была, во всём управлялась, чтоб все дела ладились. Десять рук этой куклы как раз и позволяют ей всё успеть!

Слайд 11

масленица Домашняя Масленица считалась сильным оберегом жилища. Она обязательно была в доме, где жили молодожены, ей встречали молодоженов и бережно хранили дома, как символ достатка и здорового потомства молодой семьи. Хранили домашнюю Масленицу в красном углу или у входа в дом. На руки её вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания, верили... и желания непременно сбывались! Хранили год и сжигали вместе с соломенной .

Слайд 12

лихоманка Роль Лихоманки – привлечь к себе внимание злодейки-болезни, залетевшей в дом: залетит злой дух болезни в дом в поисках своей жертвы, увидит ярких нарядных кукол Лихоманок, подумает, что это человек, и вселиться в одну из них… Отработавших свой срок кукол раз в год сжигали. Сгорая на костре, Лихоманка выманивала из дома беду.

Слайд 13

Правила изготовления славянских оберегов: 1) Нельзя делать оберег для себя, но можно для любого близкого человека. Более того - обереги которые изготовлены кровными родственниками: отцом, матерью, братом, детьми считаются самыми сильными. Супружеские связи по традиции не считаются кровным родством, но, если супружество гармоничное и счастливое, взаимно созданные обереги тоже имеют большую силу. 2) Нельзя заставлять или вынуждать кого-либо делать оберег. Изготовление оберега возможно только на добровольных условиях. 3) При изготовлении оберега мастер должен быть спокоен и чист помыслами, так как во время изготовления оберег запишет окружающую энергетику. 4) Необходимо осмысленно подойти к выбору материала из которого будет изготовлен оберег, ведь у серебра, золота, камня, дерева, или любого другого материала свойства различны. 5) Человек, изготавливающий оберег, должен осознавать, что он изготавливает, и какой эффект имеет данный оберег. Тщательно изготовленные опытным мастером обереги имеют более сильный эффект. 6) Обереги изготовляются в ручную, поштучно. Конвейерное производство и штамповка одинаковых изделий не допустимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль

Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с...

Национальные танцы разных народов мира (армянские народные танцы, турецкие народные танцы, русские народные танцы)

Национальные танцы разных народов мира (армянские народные танцы, турецкие народные танцы, русские народные танцы)...

Народная игра. Формы и виды народных игр. Планирование подвижных народных игр для проведения занятий в детском саду. Классификация игр по основным видам движения и возрасту

В этом материале дано определение понятию "Народная игра". Описаны формы и виды народных игр. Даны рекомендации для педагогов по планированию подвижных народных игр для проведения занятий в детском са...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...