Бурятские народные игры
картотека

Прохорова Алёна Геннадьевна

Бурятские народные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buryatskie_natsionalnye_igry.docx185.01 КБ

Предварительный просмотр:

Бурятские народные игры

Все народы земного шара сопровождают свои праздники, увеселительные мероприятия песнями, играми, танцами. В них отражаются представления народа о прекрасном, они характеризуют лицо народа, национальный склад мышления. Бурятский народ богат своей историей, культурой, национальными традициями. Он на протяжении многих сто- летий создавал своё самобытное искусство. Основы добра, справедливости, любви к народу, к его культуре закладываются в детстве. Чтобы не терять своей самобытности, надо постоянно обращаться к культуре бурятского народа. Всё это сохраняется и переда- ётся нам, детям, через устное народное творчество – фольклор, в котором отражены национальные особенности.

Это помогает вырастить юной смене умной, доброй, смелой, трудолюбивой, любящей свой народ, свои традиции. Поэтому нужно рассказать об одной самой интересной тра- диции- бурятские народные игры .Через них не забываются корни и не разрывается связь времен и поколений.

Наиболее известные национальные игры наших предков это : «Габшагай хубуун»,

«Шагай наадан», «Хоргодоон боргодоон», «hурагшад», «Урилдаан», «Саhанай наадан»,

«Мэргээр буудалга», «Дали ниидэлгэ», «Загаhашад», «Тетерин наадан», «Эрын гурбан наадан», «Бухэ барилдаан», «Баабси», «Шоно батарбаганууд», «Хатар Морин», «Суур харбалга».

Одним из главных видов национальных игр у бурят является «сур харбаха», что означа- ет в переводе «стрельба из лука», отсюда и произошло название «Сурхарбан». Лучники не только должны были попасть в мишень, но и выбить ее из земли. Победителем счи- тался тот стрелок, которому удавалось выбить мишень так, что она отлетела на десять луков за черту. Участники соревнования были одеты в национальные костюмы, на бедре у каждого красовался отделанный серебром колчан.

Наиболее популярным и распространенным видом массового развлечения, всех монго- лоязычных племен были игры в «Шагай наадан», в переводе бараньи кости.

«Табун»(Хурэг адуун)

Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки, изобража- ют лошадей. В середине круга находятся жеребята. Они изредка издают звуки, подражаю- щие лошадиному ржанью. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят от наше- ствия волков. А два-три волка рыскают, норовят разорвать круг, схватить жеребенка и уве- сти его в свое логово, чтобы накормить волчат. Жеребец, охраняющий табун, наводит страх, пугает волков. Если он осалит волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит или не перебьет всех волков.

Правила игры. Волк может разрывать круг. Пойманного жеребенка он должен ловко увести к себе в логово.

«Иголка, нитка и узелок» (Зун, утахн, зангилаа)

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узе- лок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узе- лок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

«Волк и ягнята» (Шоно ба хурьгад)

Один игрок - волк, другой - овца, остальные - ягнята. Волк сидит на дороге, по которой нвижется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Под- ходят к волку. Овца спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» «Вас жду», - говорит волк. «А зачем нас ждешь?» - «Чтобы всех вас съесть!» С этими словами он бросается на ягнят, а ов- ца загораживает их.

Правила игры. Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только послед- него ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями ов- цы... Волку нельзя отталкивать овцу.

«Ищем палочку» (Модо бэдэрхэ)

Участники игры становятся по обе стороны бревна (скамейки, доски), закрывают глаза. Ве- дущий берет короткую палочку (10 см) и бросает подальше в сторону. Все внимательно слу- шают, стараются отгадать, где упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдет ее, незаметно подбежит к брев- ну и постучит палочкой. Если же другие игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его и запятнать. Тогда палочка переходит к тому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает от остальных.

Правила игры. Осаленный должен быстро передать палочку.

«Бабки-лодыжки» (Шагай наадан)

Бросание лодыжек (таранных костей) имеет много разновидностей:

  1. Несколько лодыжек расставляют в ряд Друг против друга по краям стола. Игроки разде- ляются на две команды. Они по очереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в проти- воположную сторону. Сбитые лодыжки соперников они забирают себе. Выигрывает та ко- манда, которая больше сбила лодыжек.

  1. Большим пальцем щелкают по одной лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает следующую и т. д. Сбитые лодыжки забирает себе.

  1. Бег лодыжек: игрок щелчками по лодыжкам добивается, чтобы его лодыжки обогнали лодыжки соперника.

  1. Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пуска- ют друг на друга лодыжки. Побеждает тот, чья лодыжка упала на бок или перевернулась.

  1. Кидание лодыжек с ладони вверх. Пока одна летит вверх, надо собрать в кучу лодыжки, расположенные врассыпную на столе.

Правила игры. Следует точно соблюдать приемы игры

Отгадывание (Таалсалга)

В обеих руках у ребенка по горсточке косточек, дети отгадывают, в какой руке их боль- ше, в какой – меньше. Если ребенок угадает, то берет косточки себе. Кто больше соберет косточек, тот и побеждает.

В этой игре постигают устный счет, различают понятия «много», «мало», «больше»,

«меньше».   Положив   в   ладонь   малышу   одну   косточку,   воспитатель   спрашивает:

«Сколько?» и учит отвечать «один». Затем вкладывая в ладонь по косточке добивается от детей ответа: «Два, три» и т.д.

Подкидывание трех косточек (Хумпараа)

Эта игра является подготовительным этапом к более сложным играм. По правилам игры нужно, чтобы все три косточки упали одинаково, но для детей младшей группы это не- обязательно, важнее узнать, кто у них упал: козлик или овечка, лошадка или бычок. Но если у кого-то упали все три косточки в одинаковом положении, тот все косточки-бабки забирает себе.

Строительство ограды для скота (Хорео барилга)

В этой игре дети учатся ставить предметы рядышком, последовательно, усваивать понятия «широкий», «узкий», «длинный», «большой» и «маленький».

В средней и старшей группах эта игра усложняется. Дети играют в «городьбу» вдвоем, подгруппами или все сразу. Разделив косточки-бабки поровну, дети строят себе городьбу, воображая ее загоном для скота. Ставят туда пять косточек бугром вверх – пять овечек, шесть косточек выемкой вверх – шесть козликов. У каждого в городьбе было еще семь лошадей, восемь коров, четыре верблюда. Отдельно дети выделяют пять игровых, раскрашенных косточек. Их подкидывают, смотрят, как они лягут. Соответственно их по- ложению, из городьбы каждого играющего «выгоняют» животных и ставят их к себе в загон. Потом, по очереди, подкидывает другой ребенок и тоже выигрывает косточки- бабки из чужой городьбы. Выигрывает тот, у кого собрался полный двор скота.

Волк и тарбаганы (Шоно Тарбагашааха)

Считалкой выбирается волк, остальные дети – тарбаганы. Чертят два круга – норы. Тарбаганы перебегают из одной норы в другую. Волк их ловит, а тарбаганы старают- ся не стать добычей волка.

Обмен песнями (Дуу андалдаан)

Дети закрепляют выученные песни, учатся ритмичным движениям под мелодию пес- ни. Это импровизированный конкурс песен для старшей группы. Умело направляя иг- ровую деятельность детей интерес к народному творчеству.

Шапка (Малгай нюуха)

Дети садятся в круг, водящий обегает круг, незаметно ложит шапку у кого-нибудь за спиной. Дети стараются не упустить момент, когда водящий уронит шапку. Ребенок, за спиной которого упала шапка, должен незаметно среагировать: подняться, схватить шапку, побежать за водящим, настичь его и задеть шапкой, пока он не сел на его опу- стевшее место. Иначе он станет «огоньком» - сядет в середину круга и в наказание бу- дет исполнять пожелания детей – петь, рассказывать, плясать или исполнять номера –

«кукарекать», прыгать на одной ноге и т.д.

Загадывание и отгадывание (Таабари таалсаха)

На начальном этапе игры воспитатель сама загадывает детям загадки, а дети отгады- вают их. Если дети затрудняются, воспитатель показывает картинки-отгадки.

Когда дети знают достаточное количество загадок, они делятся на подгруппы, сорев- нуются между собой в загадывании и отгадывании загадок. В старшей группе дети не только отгадывают загадки, но сами и придумывают их. Сначала воспитатель учит придумывать загадки, отмечать в предмете характерные признаки. Постепенно дети самостоятельно придумывают загадки.

Прятать золотинку (Алта нюуха)

По считалке выбирается ведущий, ему вручается «золотинка» (пуговица, обернутая фольгой). Дети садятся в ряд, положив руки на колени, сомкнув их лодочкой. Веду- щий должен незаметно положить «золотинку» кому-нибудь в ладошки. Остальные дети должны внимательно смотреть за соседями. Если ребенок заметил, что

«золотинку» положили соседу, должен быть начеку. При слове ведущего «Золотинка, выходи!», ребенок должен поймать соседа за руку или за одежду и не дать ему встать со своего места. Иначе «золотинка» будет обязательно спеть или сплясать. Обычно детям хочется, чтоб его поймали, все желают быть артистами. Выступив перед пуб- ликой, «золотинка» становится ведущей, а ведущий садится на его место. Если

«золотинка» затрудняется в исполнении своего номера, то дети помогают всей груп- пой. После каждого выступления дети хлопают в ладоши и благодарят за выступаю- щего.

Охота на кабанов (Гахай шэдэхэ)

Считалкой выбирают два «охотника», которые становятся по обе стороны

«поляны» (прямоугольник длиной от 3 до 6 метров, шириной от 1,5 до 2 метров). Их

«оружие» - мячик. На поляне пасутся кабаны, резво убегая от пуль охотников. В игре дети прыгают, падают, наклоняются, т.е. стараются не стать добычей охотников. Охотник же попав мячом в кабана, забирает его к себе за черту. Охотники соревнуют- ся – у кого больше трофея. После каждого выстрела они передают мяч друг другу.

Конные скачки (Мори урилдаалга)

Двое детей строят стену в 10 косточек-бабок. В начале стены по обе стороны ставят «кони» участников. Играющие по очереди кидают

«Хумпараа» (из трех косточек). Начинает игру тот, у кого все три баб- ки упадут одинаково. Если у кого-то в тройке упадет один конь, то этот участник передвигает своего коня на одну косточку вперед. Если у кого упали сразу три коня, тот делает скачек сразу через две бабки и обгоняет соперника. Кто первый доберется до конечной косточки сте- ны, тот победитель, но по желанию соперников их кони могут обо- гнуть стену и бежать в обратном направлении.

Семья (Айл боложо наадаха)

Правила игры: Выполняют роль родителей - крупные конские кости, роли детей выполняют кости поменьше – скотские. Кость конского копыта обозначает собаку. Бараньи косточки представляют собой ота- ру овец или видов скота в разных расположениях.

В процессе этой игры дети учатся человеческим взаимоотношениям, усваивают нравственные понятия, приобретают трудовые навыки, формируют познавательную деятельность, разговорную речь. Дети в игре отражают свои наблюдения за жизнью и бытом взрослых. Бара- ньи лодыжки-бабки придают игре особенность, детям нравится иг- рать с домашним скотом, импровизировать с ними различные сюже- ты. Дети учатся обращаться к животным, говорить им «холой»,

«тадь» - «остановись», «иди» и т.д.

«Стрельба по соломенным бабкам» (Сурхарбан)

Стрельба из лука по связкам соломенных бабок или щиту, составленному из вязанок соломы или спутанных веревок, широко бытует под названием сурхарбан, как один из спортивных элементов национального праздника. Другой ее вариант: стрелу пускают не на соломенную бабку, а просто вдаль. Побеждает тот, чья стрела улетит дальше.

Правила игры. Соблюдать правильный прием стрельбы.

«Солнце» (Хейро)

((Под данным заголовком печатаются долганские, нганасанские, эвенкийские, хантыйские, нанайские, ненецкие, корякские и другие игры)).

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий-

солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры. Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал

«Раз, два, три - в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

«Белый шаман»

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

«Льдинки, ветер и мороз»

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая: Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки, Сверкают, звенят Дзинь, дзинь...

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг - большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договоривши- еся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

«Волк и олени»

Из числа играющих выбирается волк, остальные - олени. На одном конце площадки очер- чивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу

«Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, за- тем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в раз- ные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе.

Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

«Ручейки и озера»

Игроки стоят в пяти - семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных ча- стях зала - это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в раз- ных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливают- ся, берутся за руки и строят круги - озера. Выигрывают те дети, которые быстрее постро- ят круг.

Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бурятские народные игры

Бурятские народные игры...

Проект Бурятская народная игра "Шагай наадан"

Бурятская национальная игра "Шагай наадан"...

Доклад "Бурятские народные игры и их роль в воспитании детей дошкольного возраста"

  Изучение народных игр с давних пор привлекало внимание таких отраслей знаний, как история, этнография, теория и методика физического воспитания....

Мастер-класс "Бурятские народные игры и их роль в воспитании детей дошкольного возраста"

Данный материал направлен на то, чтобы познакомить педагогов с бурятскими народными играми (таалсалга, хумнаара, шагай и другие бурятские народные игры)....

Бурятские народные игры

Картотека бурятских игр...

Бурятские народные игры

Огромную роль в воспитании любви к родному краю, в формировании уважения к обычаям и традициям своего народа, в воспитании национального самосознания играют национальные народные игры. Бурятские народ...

Бурятские народные игры

Националные игры всегда занимали значительное место в повседневной жизни. Рассмотрим игры бурятского народа. Существовали различные виды состязаний и игр: стреьба из лука, конные скачки, борьа....