Конспект занятия по Петербурговедению.
план-конспект занятия (старшая группа)

Киселева Марианна Наильевна

Занятие по Петербурговедению "Стрелка васильевского острова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_peterburgovedeniyu.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по теме: «Стрелка Васильевского острова»

для подготовительной группы



Цель: познакомить детей с достопримечательностью Санкт-Петербурга – Стрелкой Васильевского острова, историей её появления.

Задачи с интеграцией образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие» - развивать нравственные качества личности, чувство гордости за свой город, воспитывать патриотизм.

«Познавательное развитие» - закрепить у детей знания о родном городе, полученные на предыдущих занятиях; развивать логическое мышление, память; вызвать интерес к истории Санкт-Петербурга и его достопримечательностям.

«Речевое развитие» - продолжать развивать у детей связную речь, умение отвечать на поставленный вопрос полным предложением; расширять и активизировать словарь за счет слов: Медный всадник, Ростральная колонна, Биржа, архитектор, Тома де Томан, мыс, символ, маяк

«Художественно-эстетическое развитие» - развивать эстетический вкус; чувство прекрасного, умение любоваться красотой родного города.

«Физическое развитие» - предупреждать утомляемость воспитанников, следить за осанкой.

Материал и оборудование: иллюстрации герба и флага Санкт-Петербурга, 8 карточек на магните (лодка, заяц, перо, стена, ангел, часы, пушка, люди), портрет Петра Первого, иллюстрация «Медный всадник», карта города, иллюстрации с видами Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость, Стрелка Васильевского острова, Здание биржи, Ростральные колонны, изображение стрелки Петровской эпохи, раскраски Ростральная колонна.


Предварительная работа: чтение детям книг о Санкт-Петербурге, рассматривание иллюстраций с видами Санкт-Петербурга, разучивание стихотворений о Санкт-Петербурге, выполнение рисунков.

Воспитатель: Триста лет тому назад

Был заложен этот град.

В Невской дельте, средь болот.

Здесь рождался русский флот.

(Санкт-Петербург.)

Ответы детей.

Воспитатель: имя нашего города – Санкт-Петербург. А как же зовёмся все мы, жители Санкт-Петербурга?

Ответы детей.

Воспитатель: У каждой страны и каждого города есть свои символы. Давайте вспомним символы Санкт-Петербурга. Кто расскажет о символах нашего города? (выбирается желающий ребенок)

Воспитатель: Давайте вспомним, кто основал наш город, где и с чего началось строительство! (воспитатель выкладывает по порядку 8 карточек на фланелеграф, а дети объясняют, по необходимости воспитатель подсказывает: 1-лодка, 2-заяц, 3-перо, 4-стена, 5-ангел, 6-часы, 7-пушка, 8-люди)

1 - Петр Первый приплыл на лодке на остров.

2 - Это был маленький остров, назывался он Заячьим.

3- Остров царю понравился и в этот момент упало перышко – это был хороший знак.

4- И Петр Первый решил построить здесь крепость.

5- В крепости есть собор. На высоком шпиле ангел с крестом, он охраняет наш город.

6- В полдень бьют часы на колокольне собора.

7- А в крепости стреляет пушка. Это традиция.

8- Сейчас в крепости музей истории Санкт-Петербурга.

Воспитатель: А почему строительство нужно было начинать с крепости?

Ответы детей. (В то время шла война со Швецией. Чтобы дать отпор врагам в случае нападения.)

Воспитатель: Кто архитектор Петропавловской крепости?

Ответы детей. (Доменико Трезини).

Воспитатель: Какой самый известный памятнике Петру Первому?

Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика.

Сто чудес.

Есть, есть, есть, есть

В Петербурге сто чудес!

Как пойдем с тобой гулять,

Будем чудеса считать:

«Медный всадник», Эрмитаж,

Золотой кораблик наш,

Мост Дворцовый разводной

Над красавицей Невой!

Кто не верит – выходи,

Эти чудеса найди!

Воспитатель: На какой реке основан наш город?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, это наша красавица Нева.

Воспитатель: Какие еще реки Санкт-Петербурга вы знаете?

Ответы детей: Невка, Утка, Фонтанка, Мойка, Каменка, Красненькая, Карповка, Крестовка, Черная …

Воспитатель: Наш город расположен на островах.

- Сколько островов в нашем городе? (42)

- Как называется самый маленький остров? (Заячий)

- Как называется самый большой остров? (Васильевский)

- Какие еще острова вы знаете? (Адмиралтейский, Аптекарский, Елагин, Крестовский, Петровский…)

Физкультминутка.

Игра: «По болоту Петр шел…»

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже познакомились с некоторыми достопримечательностями Санкт-Петербурга. А сегодня мы познакомимся ещё с одним очень интересным историческим местом-Стрелкой Васильевского острова.

Показ иллюстрации с изображением Стрелки Васильевского острова.

Воспитатель: Пётр Первый не случайно решил строить город на берегах полноводной реки. Он хотел, чтобы Россия развивалась, чтобы у неё налаживались контакты с другими странами, развивалась торговля. А водный путь для этого был самым лучшим. По водной глади в Санкт-Петербург приплывали парусные суда из разных стран. Купцы привозили свои товары в Россию: чай, кофе, сахар, фрукты, ленты, дорогие украшения. А из России за границу отправляли хлеб, сало, лес, канаты, железо, паруса, свечи.

Показ иллюстрации.

Воспитатель: Парусные суда приплывали на Стрелку Васильевского острова, в этом месте было проще всего причаливать к берегу. Здесь был мыс, разделяющий Неву на Большую и Малую Неву.

На Стрелке было воздвигнуто здание Биржи, где купцы договаривались о купле-продаже товаров.

Показ иллюстрации с изображением Биржи.

Воспитатель: Величественное здание Биржи напоминает храм Древней Греции. Прямоугольное здание расположено на высокой каменной платформе. Со всех сторон Биржу окружают 44 колонны. Ко входу ведёт широкая лестница. Над входом в здание расположена скульптурная группа «Нептун с двумя реками». Проект Биржи разработал французский архитектор Тома де Томон. Перед зданием Биржи была сооружена полукруглая площадь, выступающая в Неву на 100 метров.

Показ панорамного снимка Стрелки Васильевского острова.

Воспитатель: На площади было всегда оживлённо, велась торговля, устраивались гуляния. В то время она называлась Биржевой, в наши дни – Пушкинской.

По плану архитектора Жан-Франсуа Тома де Томона у здания Биржи, ближе к воде, построили две колонны, высотой 32 метра. Они были воздвигнуты в честь морских побед российского флота. Колонны служили маяками для кораблей, идущих в порт – наверху колонн были установлены чаши, в которых горело масло. Внутри каждой колонны находится винтовая лестница. На колоннах укреплены ростры - носы кораблей. Поэтому и колонны называются Ростральными.

Показ иллюстрации с изображением ростральных колонн.

Ветер с Балтики резкий, студеный.

На Ростральные дует колонны.

Но не дрогнут колонны и ростры-

бережет их Васильевский остров.

Избавляет от будничных дел-

труд их в праздники – славный удел.

И когда наступает пора

Ростры держат прожектора,

Чтоб пронзая ночей синеву,

освещать и мосты, и Неву. (С. Скаченков)

Воспитатель: У подножия колонн сидят громадные фигуры. Это изображены реки России: Нева, Волхов, Днепр и Волга. Ростральные колонны – один из символов нашего города.

В наши дни на площади перед Биржей часто проходят праздники и народные гуляния. В праздничные дни на Ростральных колоннах зажигаются яркие факелы. В здании Биржи находится Военно-морской музей. В нём представлены модели парусных кораблей, фрегатов, броненосцев, подводных лодок, авианосцев.

Воспитатель: И в конце предлагаю провести небольшую викторину.

1. Как называются колонны, установленные на стрелке? (Ростральные колонны)

2. Какое здание является одним из центральных в ансамбле? (Здание Биржи)

3. Какой архитектор построил здание Биржи? (Тома-де-Томон)

4. При каком императоре началось строительство на стрелке? (Петр I)

Воспитатель: Вы все молодцы. Можете взять раскраски, на которых изображены Ростральные колонны.


 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЮ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НЕВЕ»

ЦЕЛИ   И   ЗАДАЧИ:1. Расширять   представления   детей   о   родном   городе.2. Углублять   и   уточнять...

Конспект занятия по Петербурговедению в старшей группе. Тема "По Неве на кораблике" (с использованием Технологии мнемотехники)

Программное содержание:1. Закрепить у детей название островов Санкт-Петербурга: Заячий, Васильевский, Каменный, Крестовский, Аптекарьский.2. Уточнить знания детей об основателе нашего города Петре I.3...

Конспект занятия по петербурговедению

Конспект для старшей и подготовительной группы на тему "История возникновения Санкт-Петербурга" с использованием ИКТ...

Конспект занятия по Петербурговедению для подготовительной группы «Символы города Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЮ«Символы нашего города»ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:1. Расширять представления детей о родном городе.2. Уточнять знания детей о символах Петербурга.3. Дать ...

Конспект занятия по « Петербурговедению» «Это наш, это наш Петербургский Эрмитаж»

Конспект занятия по «Петербурговедению»ь для  старшего дошкольного возраста: «Это наш, это наш Петербургский Эрмитаж»...

Конспект занятия по Петербурговедению для подготовительной группы «Символы города Санкт-Петербурга»

Расширять представления детей о родном городе. Уточнять знания детей о символах Петербурга. Дать начальные знания о Петропавловской крепости.Воспитывать чувства гордости и уважения к городу,...