Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию с использованием здоровьесберегающих технологий "Как славно, что я здесь живу, не где-то"
план-конспект занятия (старшая группа)
Данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Оно позволяет познакомить детей с историей и культурой Тамбовской области, воспитывать любовь к малой Родине, вызывать чувство восхищения ее красотой, позволяет расширять представления о здоровьесбережении. Воспитание патриотических чувств позволяет развивать в детях желание изучать историю родного края, испытывать гордость за своих предков, желание совершать поступки, способствующие процветанию малой Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_po_nravstvenno.docx | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию с использованием здоровьесберегающих технологий
"Как славно, что я здесь живу, не где-то"
Цель: - формирование нравственных качеств у детей.
Задачи: - познакомить детей с историей и культурой Тамбовской области;
- развивать интерес к изучению истории малой Родины;
- воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю, вызывать чувство восхищения ее красотой;
- воспитывать патриотические чувства;
- расширять представления детей о здоровьесбережении.
Оборудование: карта России и Тамбовской области; запись гимна; изображения герба и флага области, иллюстрации и фотографии об истории развития Тамбовской области, презентация о родном крае, проектор.
Предварительная работа: занятие "Родина моя - Россия", чтение стихов, рассказов, рассматривание иллюстраций о родном крае, экскурсии в краеведческий музей, беседа "Что мне нравится в моем городе".
Ход занятия.
Воспитатель.
Тамбовский край - луга и реки,
Лесов густых безбрежный край.
Тамбовский край - поля, озера,
Земли богатый урожай.
Тамбовский край - сады и пашни,
России черноземный край.
Тамбовский край - легенды, сказы,
Из глубины веков рассказы ...
( А. Ширяев)
Ребята, мы живем в такой большой стране - России (Российской Федерации), это наша Родина и здесь для каждого найдется милый сердцу уголок. Но у каждого человека самое любимое место на планете - место, где он родился, где прошло его детство-это малая Родина. А вы знаете, как называется наша малая Родина? (ответы)
А как называется город, в котором мы живем? (ответы). Правильно, наша малая Родина называется Тамбовская область, город Мичуринск. Вы любите свой город? А почему? (ответы).
Воспитатель. Если мы посмотрим на карту России, то можем увидеть место, где расположена наша область и ее центр город Тамбов. А если мы посмотрим на карту нашей области, то сможем найти и наш город Мичуринск и много других городов, расположенных на территории нашей области. (рассматривание карт России и Тамбовской области).
Воспитатель. Ребята, мы с вами много раз слышали гимн Российской Федерации, видели ее герб, флаг. У каждой области в нашей стране тоже есть свой гимн, герб и флаг. Сегодня я хочу познакомить вас с гимном, гербом и флагом Тамбовской области.
(звучит отрывок записи гимна Тамбовской области)
(демонстрация герба и флага Тамбовской области).
Сейчас наша область большая, с красивыми городами, достопримечательностями. Но давным-давно…
На территории плодородной Тамбовщины издавна проживали самые разные племена и народы. Но в начале XIII в. тамбовский край подвергся страшному опустошительному нашествию монголо-татар. В 1237 г. войска хана Батыя разорили его селения, обложили немногочисленных жителей тяжелой данью, многие племена истребили, а небольшое количество людей ушли подальше из этих мест. Огромная территория стала диким полем, потому что для большинства людей здесь была смертельная угроза от кочевых татаро-монголов, которые продолжали свои набеги и на другие территории Руси.
(слайд №1)
Воспитатель. В 1636 году царем Михаилом Романовым был издан указ, согласно которому по причине множественных набегов татар, должен быть основан город - крепость. А Руси в то время была традиция осуществлять строительство крепостей на возвышенностях. Как вы думаете почему? (ответы) Для защиты началось строительство городов-крепостей Козлова (теперь это наш город Мичуринск) и Тамбова в 1635-1636 годах.
(слайд №2)
Воспитатель. Приглашаю вас тоже превратиться в строителей.
Физкультминутка "Строители".
Кладу кирпич за кирпичом, (Согнутыми в локтях руками попеременно кладут один кирпич на другой)
Я строю, строю новый дом.
Стена всё выше, выше, (Тянуться, подняв руки вверх.)
А это будет крыша. (Вверху руками изображают треугольную крышу.)
Вот здесь - окно. (Перед собой руками рисуют квадрат.)
А тут крыльцо. (Правой рукой, слегка нагнувшись, показывают на крыльцо.)
Ступеньки посчитай: (Выпрямляются, слегка разведя руки в стороны.)
Один, два, три, четыре, пять - (Шагают на месте, высоко поднимая колени.)
И дверку открывай. (Правой рукой как бы открывают дверь на себя.)
Воспитатель. В этих городах жили, в основном, солдаты, стрельцы, пушкари, драгуны. Было большое количество детей бояр, которые были посланы руководить строительством. Был воздвигнут мощный заслон, и грабители начали понимать, что они больше не могут просто так совершать набеги на местных жителей. Земли Тамбовской области стали быстро заселяться. Немалое число рек, богатых рыбой и водоплавающей птицей, степей и лугов, покрытых сочными травами, толстый слой плодородной земли - чернозема, лесов с изобилием зверя – все это создавало удобные условия для жизни людей. Образовывались новые села, города. Дома строили из дерева и покрывали соломой.
(слайд № 3)
Воспитатель. А как вы думаете, трудно или легко жилось людям в те времена? (ответы) Конечно, простым людям жилось очень трудно. Ели, в основном, ржаной хлеб, пшенную кашу. Купить товары за деньги было очень сложно (торговля была еще не развита) и потому крестьяне большинство предметов одежды старались изготовить сами из сырья, полученного в своем хозяйстве. Только в некоторых случаях крестьяне пользовались услугами мастеров-ремесленников из своего села и из других сел (красильщиков, набойщиков, вальщиков, дубильщиков, портных, сапожников). Забота об изготовлении одежды ложилась на плечи женщин. Нужно было обработать сырье (лен, коноплю, шерсть), спрясть пряжу, наткать ткань, иногда покрасить ее. В каждом доме имелся ткацкий станок. Этой работой в течение осени, зимы и ранней весны были заняты все женщины, для этого использовали все свободное от других работ время и длинные зимние вечера. Конечно, многие дети не ходили в школу, с раннего детства им приходилось работать. Девочки уже с семи-восьми лет разматывали нитки, в 12 лет хорошо пряли, а в 15 лет ходили белить холсты. Многие родители отдавали детей к мастеру, чтобы они заработали немного денег и научились какому-нибудь ремеслу.
(слайд №4,5)
Воспитатель. Одежду шили самую простую. У женщин это были платья, рубахи, сарафаны, платки.
(слайд № 6)
У мужчин - рубахи, штаны.
(слайд № 7)
Воспитатель. Долгое время крестьяне экономили на детской одежде. Детям доставались обноски или перешитые вещи взрослых, старших братьев и сестер. Зимой во многих крестьянских семьях шубу или валенки дети носили по очереди.
(слайд № 8).
На зиму из шерсти валяли валенки, а для теплого времени года плели лапти, на год для одного члена семьи их было нужно 20 штук. Это было обязанностью мужчин.
(слайд № 9)
Воспитатель. Как вы думаете, уставали они от этой работы? (ответы) Конечно, очень уставали. Тем более, электричества в те времена не было и работать приходилось при свете лучины. Глаза были в постоянном напряжении. Вот и нам нужно дать нашим глазкам немного отдохнуть.
Гимнастика для глаз "Глазки"
(снятие зрительного напряжения)
(Движения глазами выполнять медленно, не поворачивая головы).
Глазки влево, глазки вправо,
Вверх и вниз, и всё сначала.
Быстро, быстро поморгай –
Отдых глазкам своим дай!
Чтобы зоркими нам быть –
Нужно глазками крутить.
(Вращать глазами по кругу).
Зорче глазки чтоб глядели, разотрём их еле-еле.
(Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз).
Воспитатель. Развивалась торговля, многие крестьяне уезжали на заработки и улучшали свою жизнь. Стали строить кирпичные дома, ставили железные крыши.
(слайд № 10)
Воспитатель. Люди стали лучше одеваться: покупали ткани для платьев, жилеты, пальто, шубы. Мужчины стали ходить в сапогах, женщины - ботиночки, туфли. Эти предметы одежды сначала были праздничными.
(слайд № 11)
Воспитатель. Крестьяне смогли лучше питаться. Стали печь хлеб, пироги и блины из пшеничной муки, картофель и мясо становились повседневными продуктами. В городах и крупных селах появляются постоянные базары, где можно было купить повседневные продукты питания (мясо, молоко, творог, сметану), а также сено, зерно, дрова, ягоды, грибы и многое другое.
(слайд № 12)
Воспитатель. Дети стали учиться.
(слайд № 13)
Воспитатель. Вот так год за годом, жизнь людей менялась, города преображались, и Тамбовская область стала такой, какой мы ее с вами видим сейчас.
(слайд №14, 15, 16)
Дети: - Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Итог занятия.
Воспитатель. Ребята, вам понравилось занятие? А что нового вы сегодня узнали? Испытали ли вы чувство гордости за своих предков? (ответы) А хотели бы вы жить где-то в другом месте? (ответы). Я думаю, что теперь вам захочется рассказать об этом своим друзьям, родным и вместе попробовать узнать больше из истории родного края. Удачи вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста ТЕМА: « Я познаю себя» ( с использованием здоровьесберегающих технологий, ЭОР)
Дети при помощи игр знакомятся с строением своего тела....
Конспект совместного развлечения родителей и детей старшего дошкольного возраста «Уроки безопасности для Незнайки». ( с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий)
Конспект совместного развлечения родителей и детей старшего дошкольного возраста "Уроки безопасности для Незнайки"...
План-конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» с использованием здоровьесберегающих технологий
Цель: формировать интерес к книгам.Задачи:Образовательныеобобщение представлений детей о произведениях К.И. Чуковского ;закрепление представлений детей об изученных геометрических фигурах;обогащение п...
Сценарий мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Россия, моя страна"
Мероприятие посвящено празднику "День накродного единства"Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств: любовь к Родине, родному краю. Развитие у детей интереса к истории России....
Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста по нравственно – патриотическому воспитанию "Майский праздник – День Победы!".
Данная методическая разработка посвящена проблеме воспитания у обучающихся духовно-нравственных ценностей, чувства уважения к ратному и трудовому подвигу народа, осмыслению нравственного долга перед в...
Социально значимый проект для детей старшего дошкольного возраста по нравственно патриотическому воспитанию Тема: "Люблю тебя мой край родной".
Цель проекта направлена на расширение и обобщение знаний детей об истории своего края, его традиций , которыми богат край , народными промыслами искусством. Уточнять и рас...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию с использованием здоровьесберегающих технологий "Мы-россияне"
Систематизировать и обобщить знания детей о России, и развивать их в процессе совместной деятельности....