Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию с использованием здоровьесберегающих технологий "Как славно, что я здесь живу, не где-то"
план-конспект занятия (старшая группа)

Топильская Светлана Анатольевна

Данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Оно позволяет познакомить детей с историей и культурой Тамбовской области, воспитывать любовь к  малой Родине,  вызывать  чувство восхищения ее красотой, позволяет расширять представления о здоровьесбережении.  Воспитание патриотических чувств позволяет развивать в детях желание изучать историю родного края, испытывать гордость за своих предков, желание совершать поступки, способствующие процветанию малой Родины.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  занятия для детей старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию с использованием здоровьесберегающих технологий

"Как славно, что я здесь живу, не где-то"

Цель: - формирование нравственных качеств у  детей.

Задачи: - познакомить детей с историей и культурой Тамбовской области;

- развивать интерес к изучению истории малой Родины;

- воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю, вызывать  чувство восхищения ее красотой;

- воспитывать  патриотические чувства;

- расширять представления детей о здоровьесбережении.

Оборудование:  карта  России и Тамбовской области; запись гимна; изображения герба и  флага области,  иллюстрации и фотографии об истории развития Тамбовской области,  презентация о родном крае, проектор. 

Предварительная работа: занятие "Родина моя - Россия", чтение стихов, рассказов, рассматривание иллюстраций о родном крае, экскурсии в краеведческий музей, беседа "Что мне нравится в моем городе".

Ход занятия.

Воспитатель.    

Тамбовский край - луга и реки,

Лесов густых безбрежный край.

Тамбовский край - поля, озера,

Земли богатый урожай.

Тамбовский край - сады и пашни,

России черноземный край.

Тамбовский край - легенды, сказы,

Из глубины веков рассказы ...

( А. Ширяев)

Ребята, мы живем в такой большой стране - России (Российской Федерации), это наша Родина  и здесь для каждого найдется милый сердцу уголок. Но у каждого человека самое любимое место на планете - место, где он родился, где прошло его детство-это малая Родина. А вы знаете, как называется наша малая Родина? (ответы)  

А как называется город, в котором мы живем? (ответы). Правильно, наша малая Родина называется Тамбовская область, город  Мичуринск. Вы любите свой город? А почему?  (ответы).

Воспитатель. Если мы посмотрим на карту России, то можем увидеть место, где расположена наша область и ее центр город Тамбов. А если мы посмотрим на карту нашей области, то сможем найти и наш город Мичуринск и много других городов, расположенных на территории нашей области.  (рассматривание карт России и Тамбовской области).

Воспитатель. Ребята, мы с вами много раз слышали гимн Российской Федерации, видели ее герб, флаг. У каждой области  в  нашей стране тоже есть свой  гимн, герб и флаг.  Сегодня я хочу познакомить вас с гимном, гербом и флагом Тамбовской области.

(звучит отрывок записи гимна Тамбовской области)

(демонстрация герба и флага Тамбовской области).

Сейчас наша область большая, с красивыми городами, достопримечательностями. Но давным-давно…

На территории плодородной Тамбовщины издавна проживали самые разные племена и народы. Но в  начале XIII в. тамбовский край подвергся  страшному опустошительному нашествию монголо-татар. В 1237 г. войска хана Батыя разорили его селения, обложили немногочисленных жителей  тяжелой  данью, многие племена истребили, а небольшое количество людей ушли подальше из этих мест. Огромная территория стала диким полем, потому что для большинства людей здесь была смертельная угроза от кочевых татаро-монголов, которые продолжали свои набеги и на другие территории Руси.

(слайд №1)

Воспитатель. В 1636 году царем Михаилом Романовым  был издан указ, согласно которому по причине множественных набегов татар, должен быть основан город - крепость. А Руси в то время была традиция осуществлять строительство крепостей на возвышенностях.  Как вы думаете почему? (ответы)               Для защиты началось строительство городов-крепостей Козлова (теперь это наш город Мичуринск) и Тамбова в 1635-1636 годах.

(слайд №2) 

Воспитатель. Приглашаю вас  тоже превратиться в строителей.

Физкультминутка "Строители".

Кладу кирпич за кирпичом, (Согнутыми в локтях руками попеременно кладут один кирпич на другой)

Я строю, строю новый дом.

Стена всё выше, выше, (Тянуться, подняв руки вверх.)

А это будет крыша. (Вверху руками изображают треугольную крышу.)

Вот здесь - окно. (Перед собой руками рисуют квадрат.)

А тут крыльцо. (Правой рукой, слегка нагнувшись, показывают на крыльцо.)

Ступеньки посчитай: (Выпрямляются, слегка разведя руки в стороны.)

Один, два, три, четыре, пять - (Шагают на месте, высоко поднимая колени.)

И дверку открывай. (Правой рукой как бы открывают дверь на себя.)

Воспитатель. В этих городах жили, в основном, солдаты, стрельцы, пушкари, драгуны. Было большое количество детей бояр, которые были посланы руководить строительством. Был воздвигнут мощный заслон, и грабители начали понимать, что они больше не могут просто так совершать набеги на местных жителей. Земли Тамбовской области стали быстро заселяться.   Немалое число рек, богатых рыбой и водоплавающей птицей, степей и лугов, покрытых сочными травами, толстый слой плодородной земли - чернозема, лесов с изобилием зверя – все это создавало удобные условия для жизни людей. Образовывались новые села, города. Дома строили из дерева и покрывали соломой.

(слайд № 3)

Воспитатель. А как вы думаете, трудно или легко жилось людям в те времена? (ответы) Конечно, простым людям жилось очень трудно. Ели, в основном, ржаной хлеб, пшенную кашу.  Купить товары за деньги было очень сложно (торговля была еще не развита) и потому крестьяне большинство предметов одежды старались изготовить сами из сырья, полученного в своем хозяйстве. Только в некоторых случаях  крестьяне пользовались услугами мастеров-ремесленников из своего села и из других сел (красильщиков, набойщиков, вальщиков, дубильщиков, портных, сапожников). Забота об изготовлении одежды  ложилась  на плечи женщин. Нужно было обработать сырье (лен, коноплю, шерсть), спрясть  пряжу, наткать ткань, иногда покрасить ее. В каждом доме имелся ткацкий станок. Этой работой в течение осени, зимы и ранней весны были заняты все женщины, для этого использовали  все свободное от других работ время и длинные зимние вечера. Конечно, многие дети не ходили в школу, с раннего детства им приходилось работать. Девочки уже с семи-восьми лет разматывали нитки,  в 12 лет хорошо пряли, а в 15 лет ходили белить холсты. Многие родители отдавали детей к мастеру, чтобы они заработали немного денег и научились какому-нибудь ремеслу.

(слайд №4,5)

Воспитатель. Одежду шили самую простую. У женщин это были платья, рубахи, сарафаны, платки.

(слайд № 6)

У мужчин - рубахи, штаны.

(слайд № 7)

Воспитатель. Долгое время крестьяне экономили на детской одежде. Детям доставались обноски или перешитые вещи взрослых,  старших братьев и сестер. Зимой во многих крестьянских семьях шубу или валенки дети носили по очереди.

(слайд № 8).

На зиму из шерсти валяли валенки, а для теплого времени года плели лапти, на год для одного члена семьи их было нужно 20 штук. Это было обязанностью мужчин.

(слайд № 9)

Воспитатель. Как вы думаете, уставали они от этой работы? (ответы) Конечно, очень уставали. Тем более, электричества в те времена не было и работать приходилось при свете лучины. Глаза были в постоянном напряжении. Вот и нам нужно дать нашим глазкам немного отдохнуть.

Гимнастика для глаз  "Глазки"

(снятие зрительного напряжения)

(Движения глазами выполнять медленно, не поворачивая головы).

Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз, и всё сначала.

Быстро, быстро поморгай –

Отдых глазкам своим дай!

Чтобы зоркими нам быть –

Нужно глазками крутить.

(Вращать глазами по кругу).

Зорче глазки чтоб глядели, разотрём их еле-еле.

(Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз).

Воспитатель. Развивалась торговля, многие крестьяне уезжали на заработки и улучшали свою жизнь. Стали строить кирпичные дома, ставили железные крыши.

(слайд № 10)

Воспитатель. Люди стали лучше одеваться: покупали ткани для платьев, жилеты, пальто, шубы. Мужчины стали ходить в сапогах, женщины - ботиночки, туфли. Эти предметы одежды сначала были  праздничными.

(слайд № 11)

Воспитатель.  Крестьяне смогли лучше питаться. Стали печь хлеб, пироги и блины из пшеничной муки, картофель и мясо становились повседневными продуктами. В  городах и крупных селах появляются постоянные базары, где можно было купить повседневные продукты питания (мясо, молоко, творог, сметану), а также сено, зерно, дрова, ягоды, грибы и многое другое.

(слайд № 12) 

Воспитатель. Дети стали учиться.

(слайд № 13)

Воспитатель. Вот так год за годом, жизнь людей менялась, города преображались, и Тамбовская область стала такой, какой мы ее с вами видим сейчас.

(слайд №14, 15, 16)

Дети: - Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Итог занятия.

Воспитатель.  Ребята, вам понравилось занятие? А что нового вы сегодня узнали? Испытали ли вы чувство гордости за своих предков?  (ответы) А хотели бы вы жить где-то в другом месте? (ответы). Я думаю, что теперь вам  захочется рассказать об этом своим друзьям, родным и вместе попробовать узнать больше из истории родного края. Удачи вам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» с использованием здоровьесберегающих технологий

Цель: формировать интерес к книгам.Задачи:Образовательныеобобщение представлений детей о произведениях К.И. Чуковского ;закрепление представлений детей об изученных геометрических фигурах;обогащение п...

Сценарий мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Россия, моя страна"

Мероприятие посвящено празднику "День накродного единства"Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств: любовь к Родине, родному краю. Развитие у детей интереса к истории России....

Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста по нравственно – патриотическому воспитанию "Майский праздник – День Победы!".

Данная методическая разработка посвящена проблеме воспитания у обучающихся духовно-нравственных ценностей, чувства уважения к ратному и трудовому подвигу народа, осмыслению нравственного долга перед в...

Социально значимый проект для детей старшего дошкольного возраста по нравственно патриотическому воспитанию Тема: "Люблю тебя мой край родной".

Цель проекта направлена на расширение и обобщение знаний  детей об  истории своего края, его традиций , которыми богат край , народными промыслами искусством.  Уточнять  и рас...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию с использованием здоровьесберегающих технологий "Мы-россияне"

Систематизировать и обобщить знания детей о России, и развивать их в процессе совместной деятельности....