Хуреш
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: обобщить и систематизировать знания о культуре и традиции людей разных национальностей, живущих в Республике Тыва. Развивать познавательный интерес к истории своего края. Формировать толерантное отношение к людям разных национальностей и чувство гордости за свою родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
huresh_-_sostyazanie_bortsov_i_bogatyrey.docx | 200.39 КБ |
Предварительный просмотр:
« Состязание борцов (хурешистов) и богатырей»
Чажапаан Анай-Хаак Бюрбюевна -воспитатель
2019г
Познавательно-развлекательное занятие.
«Состязание борцов (хурешистов) и богатырей»
Цель: обобщить и систематизировать знания о культуре и традиции людей разных национальностей, живущих в Республике Тыва. Развивать познавательный интерес к истории своего края. Формировать толерантное отношение к людям разных национальностей и чувство гордости за свою родину.
Материал: костюмы русского царя, его советника, символика Республики Тыва и Российской Федерации. Географическая карта Республики Тыва. Национальные тувинские костюмы.
Аудиозаписи: мелодия, исполняемая горловое пение, гимны России и Тувы.
Предварительная работа: беседа об историческом прошлом тувинского народа, обычаях и традициях. Разучивание стихотворений на тувинском и русском языках. Чтение народных сказок, легенд, преданий. Проведение тувинских народных игр.
Звучит музыка на игиле (тувинский национальный инструмент).
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Давайте несколько минут заглянем в далекое прошлое, в то время, когда над Русью правил царь.
( Ширму убирают. На троне сидит царь. Рядом стоит советник. Взрослые)
Советник: О, великий царь. От посла Урянхая пришло письмо.
Царь: Ну-ка, прочти, что там написано.
Советник: Народ Урянхая просят, чтобы мы взяли их к себе, хотят присоединиться к нам.
Царь: Тувинский народ - кочевники. Они могут скакать на лошадях без устали. Тува - богатый край. И вот мой указ. Поспеши, советник к тувинскому народу и прочитай мой указ.
Советник: (громко) Слушайте указ царя тувинскому народу.
Мы берем вас под крыло, но должны служить мне службу. Чтоб каждый был готов защищать нас от врагов. На своей земле живите и традиции храните. Прославляйте вы край свой, пусть везде звучит «Курай» (уходит).
Воспитатель: С тех пор тувинский народ живёт в дружбе и согласии с русским народом. Тува и Россия имеют свой флаг, герб и гимны. Сейчас мы послушаем гимн России и Тувы.
(Все стоя слушают гимны, а потом садятся).
Дети читают стихи о Туве и России.
Воспитатель: Тувинцы издавна славились смелостью, мужеством, силой. Скажите, как называют борцов по-тувински?
Дети: Могелер, хурешисты.
Воспитатель: А как называли на Руси?
Дети: Богатыри.
Воспитатель: В нашей группе тоже есть свои богатыри и борцы. Сейчас разделим мальчиков на две команды. Команда борцов и команда богатырей. А девочки будут судьям. Посмотрим какая команда сильнее. Для этого нужно выполнить задания, которые спрятаны под лепестками этого цветка.
-Как называется этот цветок?
Дети: Лотос.
Задание первое: Исполнить танец орла. Мальчики обеих команд исполняют « Танец орла»
Задание второе: Команде Борцов Что означает флаг Республики Тыва? Голубой цвет символизирует чистое небо, уважение и согласие. Белый чистота и благородство. Желтый (золотой) богатство и справедливость.
Команде богатырей о флаге Российской Федерации. - белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;- синий - цвет веры и верности, постоянства;- красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Задание третье команде Богатырей: Какие полезные ископаемые добывают в Республике Тыва? (каменный уголь, золото, соль, известь). Воспитатель показывает на карте, где добывают полезные ископаемые.
Задание третье команде Борцов: Люди каких национальностей живут в Республике Тыва? (тувинцы, русские, хакасы, якуты, хакасы, буряты и т.д.)
Задание четвертое команде Богатырей: Назовите сильнейших борцов Тувы? ( Опан Сат, Эрес Кара-Сал, Аяс Монгуш, Сайын-Белек Тюлюш)
Задание четвертое команде Борцов: Каких знаменитых людей России вы знаете ? ( В.В. Путин- президент РФ, С.К.Шойгу – Министр обороны РФ, А.Б.Пугачева – певица и т.д.)
Задание пятое команде Богатырей: Как зовут Главу правительства Республики Тыва? (Ш.В. Кара-оол)
Задание пятое команде Борцов: Каких знаменитых людей Республики Тыва вы знаете? ( Ч.К. Кара- Куске- детский писатель, Надя Рушева –художница, Надежда Шойгу- певица и т.д.)
Задание шестое: «Перетягивание каната» (какая команда сильнее).
Задание седьмое: « Скачки» (какая команда быстрее).
Задание восьмое: «Кто быстрее» (какая команда быстрее займет домики).
Задание девятое: «Борьба хуреш» (какая команда сильнее).
Воспитатель: А сейчас время для подведения итогов соревнования.
Жюри подводит итоги, награждает победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Тыва хуреш"
Проект "Тыва хуреш"...
Кружок "Борьба "Хуреш"- игра сильных!"
Развитие и популяризации национальной борьбы "Хуреш" среди мальчиков дошкольного возраста...
Методические рекомендации обучения детей дошкольного возраста борьбе "Хуреш"
-Повышение интереса среди мальчиков к обычаям и традициям своего народа и к национальным играм;- Физическое воспитание в формировании мужского характера...
Проект: "Борьба "Хуреш"- игра сильных!"
Одним из основных зрелищ на национальных праздниках тувинского народа является проведение борьбы «Хуреш», который способствует всестороннему воспитанию и развитию подрастающего поколения Т...
Национальная борьба Хуреш как средство воспитания здорового образа жизни дошкольников
В нашей республике Тыва, народно-национальные виды спорта, физические упражнения и игры имеют большую практическую ценность, являются позитивным источником обогащения содержания физической культу...
Национальная борьба "Хуреш"
на тувинском языке...
Хуреш куштуглернин оюну
Хуреш куштуглернин оюну...