Развлечение "Кузбасс- родина моя"
план-конспект занятия (старшая группа)
Сценарий развлечения на тему "Кузбасс- родина моя" для детей старшей разновозрастной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kuzbass.docx | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий развлечения на тему "Кузбасс- родина моя"
Сценарий «Кузбасс- Родина моя»
Цель: Воспитание интереса к народной культуре, чувство любви и гордости
за родной край на примере народных промыслов.
Задачи:
Образовательные: формировать представления детей о родном крае, развивать познавательный интерес к истории области; закреплять знание символики области.
Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, речевую активность воспитанников.
Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою родину, любимый край.
Коррекционные: развивать зрительное восприятие, ориентировку в пространстве.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественно – эстетическая (музыка, чтение художественной литературы).
Предварительная работа: беседа “Моя малая Родина – Кузбасс”, прослушивание аудиозаписи гимна Кемеровской области, знакомство с символикой Кемеровской области, дидактические игры собери картинку («Флаги», «Герб»), рассматривание и чтение глав из книг: «Книга о природе Кузбасса» Л. Соловьев, «Угольный Кузбасс. Страницы истории», «Природа Кузбасса» А. Куприянов, Ю. Манаков, «Кузбасс» фотоальбом о Кемеровской Области.
Предварительная словарная работа: Индустриальная, гигантская, стилизованная, усечённая, окаймлённая, обрамлённая, молот, кирка, промышленность.
Оборудование: Символика Кемеровской области, разрезные карточки с изображением герба и флага, куклы – берегини, мини-музей «Народные промыслы родного края», альбом с изображением и краткой историей народных промыслов, прослушивание русских, шорских, татарских народных песен, изучение танцев, тексты потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.
Зал оформлен в стиле шорской горницы. Фоном звучит шорская мелодия «Солнце», выходят воспитатели с детьми в национальных костюмах, под веселую музыку идут по кругу, и напевают хоромтелеутские заклички.
Жаворонки прилетите!
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима надоела,
Весь хлеб у нас поела.
Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам дай весну.
Возьми себе сани, а нам отдай телегу!
1.Воспитатель. Здравствуйте, гости дорогие!
2.Воспитатель.Нам нечего горевать, будем петь, плясать да играть.
1.Воспитатель:
Есть в России уголок особый,
Где природа радует наш глаз
Имя носит гордое и звучное.
Знают в мире все - Кузбасс!
Это тонны угля и металла,
Это реки, горы и леса.
И, конечно, замечательные люди,
Создающие земные чудеса!
Горжусь, что я живу в Кузбассе!
И, что в Кузбассе родилась.
Сценка «Диалог мамы и сына»
Сын: Мама, а что такое Родина?
Мама: Родина – это место, где человек родился, где живут его самые близкие люди. Где смотришь в глубокое небо и дышишь ароматом трав, где радуешься тонкому нежному лучику и слушаешь звонкую трель, где понимаешь, что счастлив родившись на этой земле. Все это сынок – Родина!
Сын: А моя Родина в Кузбассе?
Мама: Да, ты родился в маленьком селе Тисуль, Кемеровской области, а еще нашу область одним словом зовут - Кузбасс. Ребята, а как вы понимаете слова «малая родина»?
Да, все ваши ответы верны. Названия разные, но обозначают они одно, и тоже. Это наша с вами малая Родина, где мы с вами родились и живём. И где бы мы с вами не были, мы с тоской вспоминаем наше село, реку, берёзовую рощу. Для любого человека Родина начинается с родного дома и близких ему людей. Но ведь родной дом – это не только жилой дом по улице или проспекту, это еще и город, в котором человек родился, и страна, и область, в которой он живет, наш детский сад «Лесовичок» тоже малая Родина.
2.Воспитатель: Расскажите, ребята, какая она – Родина?
Родней твоей земли не знаю. Алёна Я.
Исполняется песня «Наш край»
1.Воспитатель. Как называется область, в которой мы живем? Назовите столицу Кузбасса.
2.Воспитатель: Правильно Кемерово- главный город земли Кузбасской. Ребята, расскажите, чем богат наш край, и чем славится Кузбасс?
Стихи читают дети.
1.Воспитатель: Наша область имеет два символа - герб и флаг.
Помогите, пожалуйста, собрать пазлы с
изображением герба и флага.
2.Воспитатель: Ребята, уважаемые гости, скажите какой наш Кузбасс?
К - красивый
У - удивительный, угольный, уникальный
З - замечательный, золотой, зелёный
Б - богатый, благополучный, благоустроенный
А – автономный
С - современный
С - самостоятельный, славный.
1.Воспитатель: Из года в год наш Кузбасс становится все наряднее и краше, моложе, сильнее и богаче. Что является богатством края? (уголь). Кузбасс богат не только полезными ископаемыми, но и своим многонациональным народом.
2.Воспитатель: задолго до нашего появления на свет в Кузбассе жили шорцы, телеуты, сибирские татары - это малый народ Сибири, они жили племенами, родами, большими семьями.
Звучит шорская музыка, дети садятся на пол в круг.
Выходит Шаман с бубном, обходит вокруг воспроизводит шаманские действия.
Шаман: Про нас говорили, что мы были детьми природы и верили в духов, в колдовство, поклонялись горам и деревьям, подчинялись колдунам – шаманам. Меня считают лекарем, советчиком и предсказателем. Основное занятие шорцев охота, рыбалка и собирательство ягоды, травы, кореньев, орех.
Еще шорцы называли поселки, горы именами людей.
1.Воспитатель: дорогой Шаман, наши ребята знают шорский язык.
Ответы детей: чалам – ленточка, мылтык – ружье, алтын - золтой,
черим – земля,- су в переводе с шорского – река. Бельсу - значит, тайменная река, пел в переводе с шорского– таймень,),Чексу – кедровая река.
2.Воспитатель: у шорцев, как и любого другого народа, есть своя культура, обычаи и традиции. Одним из наиболее почитаемых праздников является «Мылтык». Как еще его называют?
Ответ детей: праздник охотников или праздник ружья.
1.Воспитатель: этот праздник уходит своими корнями в далекое прошлое, когда большую роль в жизни шорского народа играла удачная охота, а значит, умение метко стрелять, хорошо владеть оружием. Охотники долгие месяцы проводили в тайге и возвращались с хорошей добычей, к их возвращению и был приурочен праздник Мылтык.
Какими должны быть охотники?
Ответы детей: меткими, сильными, смекалистыми, выносливыми, терпеливыми, знать повадки зверей…
Шаман: правильно: меткими, зоркими. Давайте узнаем, есть ли среди нас такие мальчики.
«Угадай - ка». Отгадывание по элементам, чей это костюм (шорский или русский).
«Обувайкино» - эстафета в лаптях и сапогах.
Игра «Меткий стрелок». (2 лука, стрелы, 2 мишени).
Шаман: Еще одно традиционное состязание этого праздника - перетягивание каната, тем самым определяли самого сильного парня. Давайте и мы выявим самого сильного из нас.
Игра «Перетягивание каната».
2.Воспитатель: Не смотря на то, что шорцы – язычники, а мы христиане, праздники совпадают по датам. А на рассвете 19 января в день Крещения господня во всех шорских селениях мужчины стреляли из своих ружей, разгоняя злых духов и нечистую силу, что, по их мнению, это способствовало веселому празднику. Он празднуются христианами, как символ начала светлой и благополучной жизни и мылтык шорцами.
Коренные жители радовались возвращению охотников, они благодарили духов тайги за щедрую добычу, танцевали, пели, что и мы сегодня будем с вами делать.
Танец «Шорская земля»
А как еще шорцы готовились к этому празднику?
Ответы детей: они готовили разные национальные блюда, самое главное – хворост, пельмени с сюрпризом. Ответы детей: в начинку вкладывали крохотные предметы – символы
1.Воспитатель: Что за сюрпризы? Сегодня мы приготовили национальные блюда и ваши родители нам их представят.
Родители презентуют приготовленные блюда.
2.Воспитатель: коренные народы Кузбасса на праздник надевали красивые нарядные головные уборы, бусы, серьги.
Мы предлагаем сделать обереги, бусы, серьги.
Звучит тихая музыка.
1.Воспитатель: А сейчас мы с вами проведем самый важный обряд этого праздника «Шачиг» - повязывание ленточек на священное дерево. По шорским поверьям ленточки вяжут только на березу, потому, что только через березу доходят просьбы до духов. Ленточки шорцы называют чаламы. Черный чалам бросают в огонь, с ним сгорают все беды и болезни, а ленты красного, голубого и белого цветов повязывают на дерево.
Дети дают пояснения цветов чаламов (ленточек).
Белый – чистота помыслов и всех дел, здоровье.
Красный - символ солнца, тепла, жизни и достатка. Завязывая узелки красного чалама, человек обращается к духам – хозяевам местности и просит сил и удачи.
Голубой – символ чистого неба, просят о хорошей судьбе. Надо знать, что повязывая чаламы, надо просить благополучия всем людям, своему народу и в последнюю очередь – себе.
Повязывание ленточек. Шаман сжигает черные чаламы. Костер (в спрятанных дровах лампочка).
2.Воспитатель: Вот и закончился обряд благопожелания, чтобы на земле был мир, люди всегда были здоровыми, сытыми, не было войн и междуусобиц, чтобы наш Кузбасс только процветал и мы вместе с ним.
Давайте улыбнемся друг другу и скажем (хором)
ВСЕГО ХОРОШЕГО!
На этом доброй ноте мы заканчиваем наш праздник! Спасибо всем за участие!
Участники приглашаются к столу