Фольклор в детском саду
проект

Дыржинова Ирина Валерьевна
Проект по НХТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nht_proekt.docx984.85 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад «Малыш»

Проект

«Народное художественное творчесто

"Фольклор" в ДОУ»

Автор проекта:

Дыржинова Ирина Валерьевна

Пояснительная записка

           В эпоху глобальных перемен, когда поиск новых путей социально- политического и социально- экономического развития страны вольно или невольно ведёт к стиранию, к забвению национальных культур, традиции, обычаев, актуальной для общества становится проблема сохранения национального наследия народов.

На современном этапе развития общества и активных процессов модернизации  образования, в современной социокультурной ситуации большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре своего края.

Наш современник академик Лихачёв Д.С. отмечал: « Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого- с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Большое значение здесь имеет опыт прошлого, приобщение детей к истокам малой родины, формирование патриотических чувств. Всё это обеспечивает связь поколений, способствует гармоничному развитию личности. Решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания. Поэтому в содержание образования включается региональный компонент, отражающий историю, культуру и традиции бурятского народа.

Новизна  проекта заключается в  создании модели формирования у детей положительного отношения к истокам культуры бурятского народа.

Актуальность.

Актуальность представляемой инновации обусловлена недостаточностью накопления социального опыта жизни у детей о своём селе, крае, усвоение национальных ценностей,  взаимоотношений, принятых норм поведения и приобщения к миру культуры своего народа. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Каждый культурный человек должен хорошо знать свой родной край, язык, традиции и обычаи своего народа.

К.Д.Ушинский в статье « Родное слово» утверждал, что язык каждого народа создан самим народом.

Проблема.

Современное молодое поколение бурятского народа слабо владеет родным языком, не знает обычаи, традиции, историю и культуру своего народа. Это очень серьезный вопрос, который требует неустанного внимания и компетентного подхода к её разрешению.

Тип проекта: познавательно - практический
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта:

- дети  от 4 до 7 лет, родители и педагоги ДОУ.

Основные направления работы с детьми:

 - совместная деятельность взрослого и ребенка;

 - самостоятельная деятельность ребенка.

Автор проекта

 МБДОУ Детский сад « Малыш» музыкальный руководитель  Дыржинова И.В

Тема.

« Модель формирования положительного отношения детей к истокам бурятской народной культуры»

Цель проекта:

Создание модели формирования положительного отношения детей к истокам бурятской народной культуры.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогические аспекты проблемы формирования положительного отношения детей к историко-национальной культуре бурятского народа;

2. Способствовать формированию основ к народной культуре;

3. Создать и апробировать модель формирования положительного отношения детей к истокам народной культуры;

4. Приобщать дошкольников к системе духовных и культурных ценностей бурятского народа, почитанию национальных традиций, родного языка, культуры посредством разных видов деятельности.

Принципы
реализации
проекта.

- принцип  культуросообразности в воспитании, т.е. воспитание основанное на общечеловеческих ценностях культуры;

 - принцип расширения связей ребёнка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;

- принцип приоритетности культурного регионального наследия, т.е. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, приобщение ребёнка к культурному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, художественным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, художников, композиторов.

- принцип  опоры на эмоционально – чувствительную сферу ребёнка, т.е. создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Ожидаемый
результат.

Для детей:

- знание родного языка, с учётом возрастных особенностей детей;

- знание и умение играть в бурятские народные игры;

- знание бурятских былинных героев, умение сопереживать им;

- умение различать изделия бурятского народа среди промыслов других народов;

- знание и умение составлять, рисовать бурятские национальные орнаменты;

- иметь представления об истории и природе  своего округа, села, семьи.

Для педагога:

- освоение проектного метода;

- повышение уровня педагогической компетентности и профессионального роста;

- повышение качества работы посредством разных видов деятельности в работе с детьми;

- активное применение  родного языка в работе с детьми.

Для родителей:

- организация тесного сотрудничества с родителями воспитанников;

- формирование взаимопонимания и взаимоотношения между родителями, детьми и педагогами.

Предмет исследований.

Процесс формирования положительного отношения детей к истокам бурятской народной культуры.

Этапы реализации
проекта.

I этап – Организационный: (сроки сентябрь- октябрь 2017г.)

- изучение методической литературы по теме;

- подбор диагностических материалов  по выявлению уровня развития детей по вопросам приобщения положительного отношения к истокам бурятской культуры;

- разработать модель формирования положительного отношения детей к истокам бурятской культуры.

II этап Практический:(сроки ноябрь 2017г. - 2020г.)

- внедрить разработанную модель формирования положительного отношения детей к истокам народной культуры Окинского района;

 - привлечь родителей к реализации данного проекта.
III этап – Заключительный: (сроки апрель – май)

- проверить эффективность разработанной модели формирования положительного отношения к истокам  Окинского района;

- произвести оценку результатов проекта, представить отчет в доступных формах;

- распространить идею проекта в образовательной среде.

 IV этап – Обобщающий:

- обобщить опыт по результатом  реализации проекта в виде публикации и статей;

Кадровое обеспечение

МБДОУ «Малыш» обеспечен педагогическими кадрами, укомплектован кадрами службы сопровождения образовательного процесса, педагоги и руководители ДОУ; родительская общественность; средства массовой информации; презентации опыта.

Бюджет (смета)

пп\п

Наименование расходов

Количество

Сумма

11

Ткани разных цветов по 1 м

5м.

250

22

Мука, для солёного теста 10 кг.

10 кг.

250

33

Пищевой краситель разных цветов

10 уп.

500

44

Соль 5кг

5 кг.

150

5

Итого:

1150

Риски и пути их устранения

Снижение  посещаемости детьми занятий.

I этап – Подготовительный:

Задача: Изучить  литературу и рекомендации исследователей  и ученых

 Ю.Б.Рандалов, И.Н.Дашибалова – Улан – Удэ: издательство БНЦ СО РАН, 2012.- 119с. « Шаги возрождения. Национальный язык в детских дошкольных образовательных учреждениях Республики Бурятия».

Первичная диагностика по выявлению уровня  знаний у детей в начале проекта было проведено в форме анкетирования.

Содержание:

-  Организация и проведение различных форм просветительской работы с семьями, индивидуальных консультаций для родителей;

- разработка мини – проектов;

- создание необходимой предметно – развивающей среды: подбор предметов, утвари для благоустройства юрты, иллюстраций, сборников народов Окинского района , соблюдений традиций и обычаев бурятского народа;

- Проведение диагностических мероприятий по выявлений уровней сформированности представлений по приобщению к истокам культуры бурятского народа.

Сроки:

 II этап Практический:

Реализация мини – проектов по следующим темам: « Цветы – нашего края», « Красная книга Оки», « Герб семьи», « Мы помним наших героев», « Сайн, байна – Сагаалган!», « Традиции бурятского народа», «Ёхор наадан гоелдаа», « Амар, сайн -  земля Окинская!», создание мини – музея « Юрта, юрта – круглый дом», подготовка и постановка театрализованных представлений по народным сказкам и обрядам народа ,экскурсии по родному краю( селу, на источник « Мори Баряаша» и т.д.)

Сроки:

III этап – Заключительный:

Мероприятие: проведение мониторинга по оценке модели.

Сроки:

 в начале проекта: ноябрь 2017г.

в конце проекта: май 2020 г.

IV этап – Обобщающий:

Мероприятия: составление мини – проектов  по ходу реализации проекта по приобщению к истокам  Окинского района.

                                                       Описание проекта.

Проблема регионализации образования является актуальной и многоаспектной. С введением ФГОСТ ДО появилась реальная возможность разрабатывать национально – региональный компонент в содержании образовательного процесса и создавать единое образовательное пространство с учётом этнокультурного аспекта воспитания и развития детей в ДОУ.

В течение многих веков внимание философов, культурологов, педагогов, психологов привлекают народные традиции, обычаи, обряды, которые отражают веками сформированные представления человека о мироздании, природе гармонии жизни.

Вопрос об их роли в преемственности нравственно – эстетического опыта поколений находит отражение в работах М.М.Щербатова, И.Н.Болтина, И.В.Суханова, К.Д.Басаевой и других.

Испытывая живое влияние народной традиций, национальных форм трудовой деятельности, своеобразия этических норм, жизненного повседневного уклада, активно воспринимая и действуя в ней, ребёнок формируется как личность, как представитель данного народа.

Известно, что человек без прошлого, не знающий истории своего народа, оказывается бесперспективным. Человек, оторванный от своего народа, не впитавший его культуру, как говорят в народе, «подобен дереву, которого лишили корней». Современное молодое поколение бурятского народа слабо владеет родным языком, не знают обычаи, традиции, историю и культуру бурятского народа. Это очень серьёзная проблема, которая требует неустанного внимания и серьёзного подхода к её разрешению.

Необходимость возрождения родного языка, расширение сферы языковой среды,  сохранение самобытности традиционной культуры бурятского народа – актуальная проблема современной педагогической теории и практики.

Мы считаем, что развитие и воспитание ребёнка нужно обязательно строить на знакомстве с историей своей малой Родины, ёе бытом и традициями, так как в опыте наших предков заложены большие воспитательные возможности. Они передаются через фольклор, быт, декоративно – прикладное искусство, игры, музыку и прочее.

Данный проект предназначен для детей  среднего и старшего дошкольного возраста, их родителей и педагогов  ДОУ.

Проект может эффективно решить образовательную цель: получение знаний о родном крае, малой Родине, о быте и культуре бурятского народа через циклы организованно – образовательной деятельности по изобразительной деятельности, ознакомлению с природой, по краеведению, фольклору, ознакомление с традициями и бытом бурятского народа , через музейную  и театральную педагогику.

Для реализации данной проблемы нами разработан модель формирования положительного отношения детей к истокам народной культуры  Окинского района, который  включает в себя следующие компоненты:

- создание  предметно – пространственной среды;

- взаимодействие с родителями и социальными партнёрами;

- музейная педагогика;

- экскурсионно – туристическая деятельность;

- театральная деятельность;

- проектная деятельность;

Все эти компоненты взаимосвязаны и могут функционировать как единое целое. Проект состоит из 4 этапов.

В основу проекта заложены следующие принципы воспитания:

- принцип  культуросообразности в воспитании, т.е. воспитание основанное на общечеловеческих ценностях культуры;

 - принцип расширения связей ребёнка с окружающим  миром, приобщение к культуре родного края;

- принцип приоритетности культурного регионального наследия, т.е. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, приобщение ребёнка к культурному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, художественным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, художников, композиторов.

- принцип  опоры на эмоционально – чувствительную сферу ребёнка, т.е. создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Анализ анкетирования родителей в области знаний народных традиций, культуры и быта бурятского народа, привитие этих традиций своим детям, наблюдение за детьми на начало 2017 – 2018 учебного года показал о довольно низком уровне представлений и знаний родителей и детей о народном творчестве и традициях.

.  Большое значение уделяется  подбору краеведческого материала для работы с детьми, где огромную помощь оказывают родители наших воспитанников в создании альбомов: « Растения и животные нашего края», « Праздники и традиции бурятского народа», « Декоративно – прикладное искусство бурятского народа», « Седая старина» - включает в себя разделы старинной одежды, утвари и жилище бурятского народа, изготовлена игротека, которая включает разные виды игр: настольно – печатные – « Выложи узор», « Угадай, чья одежда» , « Укрась варежку ( сапог, кисет) бурятским орнаментом», « Шагай наадан» и .т.; подвижные игры: «Спрячь шапку», « Волк и ягнята», « Иголка, нитка, узелок» и т. д. Данные игры используются на занятиях, в индивидуальной работе, а также рекомендованы родителям для занятий с ребёнком дома. Также собраны художественная литература, видеоматериалы, иллюстрации, картины местных художников, фотосюжеты о родном  крае, записи бурятских песен для детей, стихи, загадки и  бурятские народные сказки.

Одним из инновационных подходов к формированию положительного отношения детей к истокам народной культуры является музейная педагогика. В нашем детском саду  мы создаем уголки, где собираем предметы одежды, быта, декоративно – прикладного искусства, представляем макет юрты, восточный календарь, мини- макеты подворья сельских животных, изделия из кожи и бересты, показываем  варианты различных изделий бурятскими народными орнаментами украшений, представляем фотографии и рецепты национальных блюд, музыкальные инструменты. Дети не только посещают выставки, но и сами становятся участниками выставок: лепят из глины  и солёного теста разных  животных, и предметы обихода .

Свои впечатления об увиденном  дети выражают в продуктивной, художественно – творческой  деятельности.

В приобщении к культурно – историческим ценностям родного края значительную роль играет театральная деятельность. В ДОУ организованы занятия в которой дошкольники участвуют в театрализованных играх, спектаклях по мотивам народных сказок. В ходе спектаклей дети исполняют народные песни, исполняют танцы, музыкально – ритмические движения, имитирующих животных и птиц.

Одним из путей реализации  проекта и повышения качества образования являются технологии педагогического проектирования. В рамках по формированию нравственных ценностей были разработаны и реализованы следующие проекты: « Сайн, байна  -  Сагаалган!», «Ёхор наадан гоелдаа!».

История для ребёнка дошкольника начинается с истории семьи, со знания семейных традиций. Каждая семья имеет свою историю, к которой вольно или невольно приобщается ребёнок. Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования нравственно – патриотических чувств у детей. Вовлекая  родителей  к совместной работе по данной теме, нами активно используются такие используются такие формы и методы работы, как:

- беседы с родителями о важности данной проблемы;

- привлечение родителей к пополнению  в группах этнографического уголка ;

- оформление фотовыставок  по тематикам;

- изготовление семейных альбомов « Родословное древо моей семьи», « Моё имя, его значение»;

- участие в акциях: « Украсим нашу ёлку», « Покормите птиц зимой»,

- совместные походы на природу.

Внедрение и распространение педагогического опыта.

Сравнивая результаты практической деятельности на основании диагностики детей можно сказать, что проводимая нами работа в этом направлении свидетельствует о том, что в течении первого года реализации проекта произошли качественные изменения в уровне развития у детей: расширился словарный запас на бурятском языке и представления о родном крае, семье, малой Родине. Также повысился интерес у родителей к данной проблеме.

Со своим опытом работы мы знакомим  педагогов района, и на общем собрании было принято решение проводить дистанционный онлайн конкурс народного творчества  среди воспитанников « Зархайн шэдитэ абдарhаа»;

Таким образом, вышеуказанные данные позволяют говорить об эффективности работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам народной бурятской культуре. Работа в данном направлении будет продолжена.

20180531_163147.jpg

IMG_5751.JPG

 

Положение меняеться через каждые 2 года. (меняеться тема  и сроки проведения)

                                                                             ПОЛОЖЕНИЕ

О  районном заочном  конкурсе по фольклору

« ЗАРХАЙН ШЭДИТЭ АБДАРҺАА»

Посвященный национальному празднику «Сагаалган»

1.Общие положения

1.1.Организаторы: МБДОУ «Детский сад «Малыш», Управления образования АМО «Окинский район»

1.2. Срок проведения: 25 февраля 2019г  

1.3. Цели и задачи:

- возрождение, сохранение  и развитие самобытного народного художественного творчества, отражающего традиции бурятского народа.

- расширение и углубление знаний о культурном наследии региона;

-сохранение, изучение и развитие бурятского языка, как духовной основы существования народа;

- выявление лучших фольклорных коллективов и стимулирование их творческого роста.

1.4. Участники конкурса: В районом конкурсе принимают участие воспитанники детских садов района, предшкольных групп общеобразовательных школ.

2. Условия проведения

2.1. Конкурс проводится в рамках празднования национального праздника    « Сагаалган»

2.2. Каждый детский фольклорный коллектив представляют на конкурс  театрализованную программу – реконструкцию фрагментов - «Гахай жэлэй удха тэмдэг»-Магтаал. (семейных и календарно-производственных), народных праздников, молодежных игрищ, картин народного быта. Программа  должна включать в себя лучшие образцы устного народного творчества: песенный, танцевальный, инструментальный, словесный фольклор продолжительностью не более 15 минут, количественный состав участников не ограничен.

2.3. Участники конкурса отправляют видеозапись, заявку до  25 февраля  2019г в Управление образования, формат mp4.

В заявке указать: наименование ОУ, ФИО руководителя, подготовившего участников.

3.Работа оргкомитета и жюри:.

В состав жюри входят представители РУО, учителя бурятского языка , работники СДК.

Основными критериями оценки конкурса являются:

самобытность выступления;

оригинальность исполнения;

аутентичность фольклора;

этнографическое направление;

сценическое воплощение;

традиционный костюм:

атрибутика.

                 4.Подведение итогов и награждение участников.

Выступление фольклорных коллективов оценивает жюри. Победители награждаются Дипломами I,II,III степени. Участникам конкурса высылаются грамоты за участие. Руководители, подготовившие призеров и участников конкурса, получают дипломы соответственно. Дополнительную информацию по вопросам организации и проведения конкурса можно       получить по телефону: 89834237897( Дыржинова И.В)

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация " Фольклор в детском саду"

Практическая консультация для воспитателей, учителей - логопедов по использованию фольклора в работе с дошкольниками....

Фольклор в детском саду

Двадцать первый век шагает!Межпредметность, надпредметность, ИКТ нам предлагает.Но не будет результата, если душу не вложить:Думать, чувствовать, творить!И докажем всем на свете,Что важнее нет т...

Народный фольклор в детском саду

интересный материал...

Музыкальный фольклор в детском саду

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный во...

Конспект НОД по музыке "Фольклор в детском саду"

Приобщение детей к русскому народному творчеству средствами музыкальной, театрализованно-игровой деятельности....

Музыкальный фольклор в детском саду

Музыкальный фольклор –уникальная самобытная культура наших предков- осознается современным обществом как значительный фольклор духовности, преемственности поколений, приобщении к национальным жизненны...