Программа "ГАРМОНИЯ"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_garmoniya.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад №17 г. Сегежи
Программа духовно – нравственного
воспитания дошкольников
«Гармония»
(старшая и подготовительная группа)
Педагог: Тергуева Елена Вячеславовна
2020 г.
«В душе и сердце Ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознание жизни, смерти и бессмертия…».
(Ш.А. Амонашвили)
Пояснительная записка:
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача педагога очень сложна: он должен раскрыть внутренний мир дошкольника, заложить основы нравственных отношений, тем самым формируя нравственную воспитанность.
Программа создает условия для развития личности и самореализации. Предусматривает воспитание Благородного человека, Гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях.
Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир. Только все вместе – образовательное учреждение, семья, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям, основы понимания того, что надо действительно делать добро, а не только «брать от жизни все» и «действовать» ради целей обогащения любым способом.
Нельзя допустить духовной, культурной и физической гибели нашего народа. Дети безотлагательно нуждаются в духовно – нравственном просвещении и воспитании. Без духовности в наше время нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Все меньше в нашей жизни можно встретить сострадания. В настоящее время отмечается нарушение единства духа, души и тела человека, разрыв между образованностью и воспитанностью, бедность духовных интересов.
Выходом из создавшейся ситуации может стать изменение воспитательной направленности всей системы образования, начиная с самой первой – дошкольной. Необходимо воспитать у ребенка такие общечеловеческие ценности, как истина, добро, красота, гуманизм, свобода и социальная справедливость. Назрела необходимость включения категории «духовность» в педагогическую науку и практику в более обширном значении, разработке методов, форм, условий духовного развития дошкольников.
Актуальность.
Как показывает опыт, в настоящее время, данная тематика особенно актуальна. В современном обществе в связи с духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в обществе. Возрастает необходимость в воспитании Гражданина страны. Это и освоение, реализация ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству. Каким мы хотим видеть будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознании детей. Каков человек, такова его и деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. В настоящее время материальные ценности начинают доминировать над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Растет детская преступность и агрессия в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая, духовная незрелость. С экранов телевизоров на детей льется поток зла, насилия и жестокости. С момента массовой компьютеризации резко возросло количество жестоких и кровавых игр. Ребенок в силу возраста не имеет возможности правильно реагировать на события, поступки окружающей действительности.
Цель программы: Создание условий для формирования у дошкольников ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно – исторических, духовно – нравственных, патриотических и общечеловеческих принципах.
Задачи программы:
- Развивать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.
- Приобщать дошкольников к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям.
- Воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию России.
- Способствовать освоению ребенком основных социальных ролей, моральных и этических норм.
- Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, пресекать безнравственное проявления в стремлениях и действиях ребенка.
- Прививать трудовые навыки, обучать продуктивным видам деятельности.
- Расширять представления дошкольников о народной культуре, быте, традициях, устном народном творчестве.
- Развивать речь детей как средство и форму мыслительной деятельности.
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
- Воспитывать гуманность, толерантность, духовно – нравственную личность, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
- Воспитывать любовь к родному краю, вызывать чувство гордости за него и желание узнавать новое об истории его возникновения.
- Развивать музыкальную культуру, прививать любовь к классической, духовной и народной музыке.
- Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас детей.
- Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости дошкольников.
Сроки реализации программы:
Программа по духовно – нравственному воспитанию «Гармония» предназначена для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная группа)
Занятия проводятся в течение 9 месяцев в период с сентября по май -1 раз в неделю, продолжительностью 25 — 30 минут. Программа на год включает 36 занятий. Кроме теоретической работы программа предполагает практическое закрепление полученной информации. Рисунки, аппликации, создание игрушек, коллективные, исследовательские, проективные, совместные с родителями работы и другие виды работ, позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал. Использование на занятиях информационно – компьютерных технологий поможет педагогам еще в более интересной и увлекательной форме предоставить информацию дошкольникам.
Тип программы: дополнительная
Нормативно – правовые документы:
- Закон РФ «Об образовании» №3266-1
- Конституция РФ (статья 1,10,17,15,19,32,43, 50, 51, 52)
- Декларация прав и свобод человека
- Конвенция о правах ребенка
- Устав дошкольного образовательного учреждения
Содержание и формы работы:
- Образовательная деятельность
- Досуги эстетической направленности
- Беседы
- Слушание классической, духовной, народной музыки
- Экскурсии
- Встречи с семьями (совместные творческие работы, проекты, праздники, рассказы о традициях своей семьи и так далее).
- Чтение художественной литературы
- Посещение музея, памятников родного города
- Игры
- Проекты
- Диспуты, круглые столы (для родителей)
- Конкурсы
- Организация фотовыставок, стенгазет, выставок детских работ
- Исследовательская деятельность
- Анкетирование (работа с родителями)
Принципы программы:
В основу программы положены важнейшие стратегические принципы современной системы российского образования.
- Профессиональная компетентность педагога
- Сохранение самоценности дошкольного периода
- Единство тематических целей
- Принцип природосообразности
- Принцип сотрудничества
- Личностно – ориентированный подход
- Деятельностный подход
- Принцип духовно – нравственного воспитания
- Принцип доступности
- Принцип наглядности
- Принцип научности
- Принцип «от простого к сложному»
- Принцип культуросообразности
- Принцип системности, последовательность, результативности
- Принцип дифференцированного подхода
- Развитие самоценных форм активности
Перспективный план работы по духовно – нравственному воспитанию:
№ | Тема | Месяц | Задачи |
1. | Составление календаря именинников. | сентябрь | Формировать у детей навыки социокультурного взаимодействия, познакомить с традициями празднования именин, дать представления о роли в жизни человека Ангела-Хранителя. |
2. | «Гость на гость – хозяйке радость» | сентябрь | Познакомить детей с традициями русского гостеприимства. |
3. | «Родные просторы» | сентябрь | Воспитывать любовь к родной природе |
4. | «Слово – как источник жизни». | сентябрь | Создать «копилку» добрых и ласковых слов. |
5. | «Для умелой руки, все работы легки». | октябрь | Учить давать положительную оценку трудолюбия, вызывать желание помочь в работе. |
6. | «Покровские посиделки» | октябрь | Обогащать знания детей о традициях народного праздника Покров. Прививать интерес к истокам жизни русского народа. Развивать коммуникативные качества у детей посредствам народных игр, забав. Воспитывать чувство любви к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда. |
7. | «Маленький черпачок, красный колпачок». | октябрь | Учить заботиться о тех, кто рядом, делать им приятные сюрпризы. |
8. | «Милосердие и жестокость». | октябрь | Показать детям примеры помощи, жалости, сострадания близким нам людей. |
9. | «Воспитание мальчиков и девочек в семье» | ноябрь | Знакомить детей с укладом жизни русской крестьянской семьи. Познакомить с семейными отношениями в доме. Дать сведения о воспитании мальчиков и девочек в семье. |
10. | Развлечение «День матери». | ноябрь | Развивать духовно – нравственный потенциал дошкольников и матерей. |
11. | «Верность и предательство». | ноябрь | Решение проблемных ситуаций по данной теме, драматизация сюжетов произведений данной тематики. |
12. | «Совесть человека – советчик в жизни». | ноябрь | Обсудить с детьми примеры поведения и поступков самих детей и близких им людей. |
13. | «Собери цветы благодарности». | декабрь | Приучать детей благодарить за всякое доброе дело, услугу, за то, что для них сделали. Сделать своими руками сувениры для близких людей. |
14. | «Детям на потеху». | декабрь | Рассказать детям об игрушках – самоделках крестьянских детей. |
15. | «Правда и ложь». | декабрь | Приучать детей не обманывать, выполнять данное обещание. |
16. | «Прощение и обида». | декабрь | Учить детей прощать, «не держать обиду» на своих сверстников и близких ему людей. |
17. | «Рождество Христово» | январь | Продолжать знакомить детей с православным праздником Рождеством Христовым. Познакомить дошкольников с рождественской сказкой. |
18. | «Щедрость и жадность». | январь | Приучать делиться с другими тем, что имеешь. |
19. | «Добро и зло» | январь | Обсудить с детьми житейские ситуации, побуждать совершать добрые поступки. |
20. | «Зависть и доброжелательность». | январь | Обсудить житейские ситуации, показать на разных примерах как себя вести в разных жизненных ситуациях. |
21. | «Народные промыслы». | февраль | Познакомить детей с народными промыслами, их историей, традициями. |
22. | «Чистое сердце» | февраль | Продолжать напоминать детям правила «доброго любящего сердца», приучать следовать им в повседневной жизни, закрепление понятий: «милосердие», «смирение», «щедрость», «мужество». |
23. | «Дружба и вражда» | февраль | Учить детей проявлять чуткое отношение друг к другу, избегая ссор и вражды. |
24. | «Сдержанность и вольность» | февраль | Побуждать детей сдерживать себя от плохих слов и дел. Приучать делать как можно больше добра окружающим людям. |
25. | «Масленица» | март | Познакомить с праздником. Дать понятия о некоторых обычаях. Закрепить собирательный образ весенних примет, вызвать стремление участвовать в творческой деятельности. |
26. | «Кораблик» | март | Продолжать учить детей проявлять заботу о попавших в беду людях. |
27. | «Послушание и упрямство» | март | Предоставить выбор ребенку в выполнении основных домашних обязанностей и проследить за их исполнением, побуждать участвовать в совместном труде. |
28. | «Народные промыслы» | март | Дать детям понятие, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Познакомить детей с женской и мужской работой: женщины вышивали, ткали, вязали, пряли кружева, мужчины плели из лыка лапти, из ивовых прутьев корзины, вырезали из дерева посуду. |
29. | «Благовещенье» | апрель | Познакомить с праздником. Дать понятие о некоторых обычаях, о народном календаре русского народа. Дать представление, почему раньше люди говорили: «В этот день девица косу не плетет, а птица – гнездо не вьет» и с чем это было связано. |
30. | «Матушка в доме» | апрель | Уклад жизни русской крестьянской семьи. Семейные отношения в доме. Роль матери в семье. Смысл народных пословиц и поговорок «Мать праведна – ограда каменна», «Была б моя бабуся, никого не боюся» и др. |
31. | Дружба и братство дороже богатства» | апрель | Познакомить детей с русским праздником «Русская березка». Расширить кругозор о народных традициях культуры. Развивать желание участвовать в народных играх. |
32. | «Пасхальные забавы» | апрель | Познакомить детей с обычаями, традициями празднования праздника Пасхи. |
33. | Егорий – вешний – покровитель скотины. | май | Воспитывать интерес к фольклору, русской старине, историческим личностям. Дать детям представление о народном празднике Егорий. Познакомить с обрядами этого дня, календарно-обрядовой поэзией. |
34. | «Родина и чужбина» | май | Прослушать с детьми песни военных лет, организовать выставку рисунков по теме: «Моя Родина». Продолжать знакомить детей с историей герба и флага России. |
35. | «Русские народные игрушки» | май | Знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать её разнообразие через материал, роспись. Подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Дать представления о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки. Воспитывать интерес, любовь к народному творчеству, бережное отношение к изделиям русских мастеров. |
36. | «Тайны семейного счастья». | май | Познакомить детей с понятием «родословное древо». Познакомить с терминами родства, старинными и современными представлениями о семейной иерархии. Дать общее представление о способах ведения семейной летописи. |
Ожидаемые результаты:
Применение программы в практической деятельности позволит обеспечить постепенное воспитание у ребенка ясного понимания вещей окружающего мира, возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды, постепенное формирование твердой и свободной воли. Будут наблюдаться позитивные сдвиги в поведении дошкольников, осознании своих поступков, развитии самооценки. В ходе обучения дети приобретут устойчивые представления о морально – этических нормах поведения, научатся относить свои поступки к хорошим и плохим, усвоят оценки поступков, которые делают взрослые и другие дети и начнут сами правильно оценивать их и правильно поступать. Дети переживают, совершив тот или иной поступок, помнят о нем, стремятся быть лучше.
Таким образом, готовясь к становлению на путь сознательного свободного самоопределения, культурной и национальной самоидентификации, осознанию своего места в обществе, подготавливают к более углубленному освоению гуманистических и естественно – научных предметов в дальнейшем в школе.
Показатели духовно – нравственного развития детей:
- Культура общения – умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность.
- Культура поведения – способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения.
- Культура внешнего вида – соблюдение ребенком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержания в чистоте своих игрушек, вещей.
- Отзывчивость – хорошее отношение к окружающим, сострадание.
- Дружелюбие – стремление к общению. Позитивные взаимоотношения.
- Самостоятельность – самообслуживание, принятие самостоятельных решений.
- Любознательность – устойчивый интерес к изучению нового.
- Честность – искренность, умение говорить правду.
- Эмпатия – сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека.
Литература:
- Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников».
- Журнал «Современный детский сад». №5 2008г. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. –М: 1997 год.
- Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое. – М.: 2001 год.
- Гладких Л.П. Основы православной культуры: научно – методическое пособие для педагогов детских садов «Мир – прекрасное творение». –Курск, 2008 год.
- Зацепина Н.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. – М.; Мозаика – синтез 2008 год.
- Петракова Т.И. Сердечность воспитания// Сборник научных трудов Отечественный редактор кандидат педагогических наук, доцент Андриенко Н.К. Армавир, 2009 год.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2004 год.
- Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. – С – Пт., 2005 год.
- Петракова В. И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. — М., Мозаика – синтез, 2008 год.
- Шишова Т.П. Как воспитать в ребенке послушание? – М., 2010 год.
- Шишова Т.П. Как воспитать в ребенке ответственность? – М., 2010 год.
- Жуковская Р.И. Родной край. – М., 1990 год.
- Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М., 1998 год.
- Натарова В.И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно- патриотических чувств у дошкольников. – ТЦ «Учитель» Воронеж, 2005 год.
- В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» - Волгоград: Учитель.