проект "Сохраним родную речь!"
проект
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою малую родину. Любовь маленького-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, посёлку, со знакомства с корнями своего народа. Корнями являются культура, традиции, обычаи в доступном для дошкольника понимании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект сохраним родную речь | 36.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Дульдургинский детский сад «Бэлиг»
Проект «Посвященный Месячнику бурятского языка
«Сохраним родную речь!»
Выполнила: старший воспитатель Хандаева Б.Б.
Дульдурга, 2017 год
Содержание
- Паспорт проекта
- Актуальность
- Цель
- Задачи
- Предполагаемый результат
- Этапы проекта
- План реализации проекта
Паспорт проекта
Название проекта: Проект «Посвящённый Месячнику бурятского языка «Сохраним родную речь!»
Участники проекта: воспитанники детского сада, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных и противоречивых изменений в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного самоуправления. Отошли в прошлое традиции, культура, народные праздники, языком своего народа владеют немногие из подрастающего поколения.
В нашем селе Дульдурга проживают русские, буряты, армяне, татары, и т.д. Основное население составляют буряты и русские.
Поэтому в нашем селе актуальна проблема ознакомления детей с бурятской национальной культурой, сохранение корней, языка. Культурное наследие каждого народа содержит в себе ценные идеи, опыт, обогащает культуру человека в целом.
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою малую родину. Любовь маленького-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, посёлку, со знакомства с корнями своего народа. Корнями являются культура, традиции, обычаи в доступном для дошкольника понимании.
Тип проекта: познавательный, игровой, творческий.
Основание для разработки Реализация Месячника бурятского языка в детском саду.
Цель проекта: создание условий для расширения знаний дошкольников о культуре, быте, традициях бурятского народа; для сохранения, развития и популяризации бурятского языка.
Задачи проекта:
- формировать представление о бурятском языке как средстве общения; приобщить к культуре бурятского народа; формировать положительную мотивацию к изучению и использованию бурятского языка, передачи языковых традиций в семье.
- развивать элементарные навыки устной речи на бурятском языке;
-выявлять и развивать творческое и художественно-эстетическое начало у дошкольников.
- воспитывать интерес и любовь к бурятскому языку, приобщить подрастающее поколение к родной литературе, устному народному творчеству.
Ожидаемые результаты: обогащение лексического запаса бурятского языка; приобщение воспитанников к культуре и традициям бурятского народа; оформление центров бурятской культуры во всех группах сада.
Сроки реализации: 18.09.2017 – 31.10.2017 г.
Этапы реализации проекта:
1 -организационно-подготовительный
2 – основной (практическая реализация проекта)
3 – заключительный
Организационно-подготовительный этап
1 Создание развивающей среды по теме проекта:
-оформление детского сада и групп в соответствие с темой проекта;
Подбор:
- книг по теме проекта;
- иллюстрационного материала;
- загадок и пословиц на бурятском языке;
- создание в группах центра бурятской культуры.
2. Проведение в группах обсуждения идеи проекта
- составление плана совместных действий с детьми;
- поиск и сбор информации по данной теме;
- выявление у детей интересующих вопросов по теме проекта.
3. Привлечение родителей
-к организации выставок;
-к подготовке детей к конкурсам чтецов и песен.
Основной этап (практическая реализация проекта)
1 НОД
«Минии уг гарбал» (Моя семья) | Формировать у детей представление о семье, о её членах, которые живут вместе, любят друг другу, заботятся друг о друге.
|
«Минии турэл хото» (Любимый посёлок) | Формировать отношение детей к «Малой родине» - мой дом, двор, улицы посёлка по маршруту от дома до детского сада. Познакомить детей с видами поселкового транспорта, его предназначением. 1.Как называется наш посёлок? На какой улице ты живешь? 2.Как называется детский сад, в который ты ходишь? 3. Игровое упражнение: «Виды транспорта. Их предназначение» |
«Тоонто нютаг» (Родной край) | Развивать эмоциональное восприятие красоты природы в разное время года. Дать детям знания об Алханае, как о самом красивой горе. Вызвать у детей интерес к природе родного края. 1.Назови времена года. (По картинам бурятских художников) 2.Как называется гора, которая находится в Агинском округе? |
«Ёhо заншал» (Традиции и быт) | Познакомить детей с бытом, предметами быта русских и бурят, обратить внимание на сходства и различия. Вызвать у детей интерес к различным народным играм, учить играть в них. Воспитывать у детей интерес и уважение к традициям и быту разных народов через народное творчество (сказки, сказания, песни, загадки, пословицы, игры, игрушки). |
«Манай нютагай амитад» (Животный мир) | Познакомить детей с пятью видами домашнего скота, издревле почитаемыми скотоводами-степняками как пять драгоценностей. Дать знания о животных, обитающих в лесах. Обратить внимание детей на разнообразие птиц, среде их обитания. Дать представление об образе жизни птиц. 1.Дидактическая игра: «Пять драгоценностей Аги» 2.Дидактическая игра: «Хорошо в лесу живется» 3.Игра: «Угадай, кто это?» (Птицы. Картинки) |
«Ойн ургамалнууд» (Растения леса) | Дать элементарные экологические знания о дереве, лесе. Лес – это дом для растений, птиц, животных. Развивать чувство «дома»: лес – это «дом» для человека, где он отдыхает, собирает дары леса. Формировать представления о понятиях дикорастущие и культурные растения, съедобные и несъедобные, ядовитые ягоды и фрукты; о строении растений (стебель, лист, цветок) и их потребность во влаге. Развивать умения устанавливать простейшие связи между состоянием растений и уходом за ними. 1.Что такое лес? 2.Д/игра «В лесу и в огороде» 3.Д\игра «Собери цветок» 4.Как ухаживать за растениями? |
«Урлал» (Искусство) | Привлечь внимание детей к народной игрушке, сформировать у них интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с яркой нарядной игрушкой, способствовать повышению интереса к народной игрушке. Знакомить детей с книжной иллюстрацией (вид графики). Познакомить детей с профессией художника, значимостью его деятельности, орудиями труда. Воспитывать интерес к рассматриванию ярких образов, учить видеть что и как изобразил художник в рисунке. Вызвать эмоциональный отклик на красоту предметов и явлений в произведениях искусства. 1.Д\игра «Найди игрушку по описанию» 2.Кого называют художником? Что нужно для работы художнику?0 |
Чтение художественной литературы. Бурятские сказки, легенды. | Сказки народов Азии и Аполлона Шадаева «Бурятские народные сказки». Ц.Жимбиев «Шамхандаа» Ц.Раднажапова «Амар мэндэ, ухибууд!» «Толоной» абдарhаа. Оньhон yгэнууд, таабаринууд, уреэлнууд. |
Прослушивание и заучивание бурятской народной песни. | Мелодии родного края. Детские бурятские песни. |
2 Беседы с детьми
«Традиции и обычаи бурят» | Беседа «Традиции и обычаи бурят». Беседа «Эрын гурбан наадан» (Бухэ барилдаан, hур харбаан, мори урилдаан). «Традиционная пища» |
«Сагаалган – праздник Белого месяца» (национальный праздник); | Беседа «Народный праздник Сагаалган» Знакомство с музыкальными инструментами бурят (ятаг, лимбэ) Заучивание песни «Сагаалган», стихотворений к празднику П/и «Бэлэг» |
«Хадаки. Значение цветов» | Синий хадак-цвет синего неба, чтоб в мире царила дружба. Красный хадак – цвет огня, чтоб тепло и уют царили в доме. Желтый хадак – цвет Солнца, богини Матери. Зелёный хадак- цвет изобилия и богатства. Белый хадак – цвет материнского молока, цвет чистоты души человека. |
3 Выставки поделок
«5 хушуун мал» | - верблюд (символ отстраненности и управления эмоциями), - бык, корова (процветания семьи и рода), - лошадь (постоянного движения в пространстве и времени, захвата территорий), - овца (теплоты), - коза (мудрости и веселья) |
«Юрта» | Юрта — переносное, удобное для проживания в любое время года жилище кочевников — скотоводов. Она быстро разбирается и собирается. Зимой в ней тепло, летом — прохладно. Юрта в зависимости от размера и внешнего убранства бывает разных видов. |
«Куклы в национальной одежде» | Познакомиться с национальной бурятской куклой, ее происхождением и способами изготовления. |
4 Конкурс рисунков
«Минии гэр булэ» | Цель Конкурса – обозначить ценность семьи как основного фактора стабилизации общественной жизни. Задачи Конкурса: – укрепление авторитета семьи, семейных ценностей; – приобщение детей к культурным ценностям; – воспитание у детей любви к искусству и красоте; – повышение ценности семейного творчества. |
«Минии нютаг» | Цель: формирование у детей стремления больше знать о своей Родине, способствовать воспитанию патриотических чувств, любви и уважения к Родине. Задачи:
|
«Минии эжыхэн» | Цель: формирование понимания социальной значимости роли матери в жизни человека. Задачи: -учить передавать в рисунке характерные признаки портретной живописи, - продолжать учить пользоваться различными средствами рисования; - развивать социально-коммуникативные навыки, глазомер, эстетическое восприятие; - воспитывать чувства уважения и любви к маме. |
«Гэрэй амитад» | Цель: повышение интереса детей разного возраста к общению с животными, формирование уважительного отношения к ним. |
«Намар» | Цель конкурса: закрепление у детей знаний об осенних явлениях в природе, умение правильного поведения в природе, воспитание любви к природе родного края и развитие всех видов декоративно-прикладного творчества среди детей. |
5 Мероприятия
Открытие месячника бурятского языка; | Цели и задачи: создание условий для сохранения, развития и популяризации бурятского языка; внедрение новых форм и методов сохранения, развития и популяризации бурятского языка; формирование положительной мотивации к изучению и использованию бурятского языка, обеспечение передачи языковых традиций в семье; создание условий для стимулирования изучения бурятского языка представителями молодого поколения; расширение сферы функционирования бурятского языка. |
конкурс чтецов «Барбаадай» | - популяризация бурятского языка; - воспитание интереса и любви к бурятской поэзии; - развитие творческого, художественно-эстетического начала у дошкольников; - приобщение подрастающего поколения к родной литературе, устному народному творчеству. |
конкурс песен «Талын аялгаханууд» | Выявление и развитие творческого, художественно-эстетического начала у детей дошкольного возраста |
конкурс «Шагай наадан» | - популяризация бурятской народной игры «Шагай наадан» |
кукольный театр на бурятском языке | Цели: Закрепить сюжет сказки на бурятском языке. Развивать вербальную память, фонематический слух, голосоподачу: говорить громко, интонационно выразительно. Воспитывать уважение к бурятскому языку, чувство взаимопомощи и коллективизма, преодолевать страх перед зрителями. |
Музейные уроки | - Посещение МБУК «Краеведческий музей» с.Дульдурга; - Экскурсия по залу музея (русская изба, юрта); - «Один день из жизни бурят»; - «Бурятская национальная одежда»; - «Бурятская посуда». |
Заключительный этап
1.Закрытие месячника бурятского языка;
2. Итоговый концерт.
Предполагаемый результат:
Для детей:
- повышение знаний дошкольников о языке, культуре, быте, традициях бурятского народа;
- проявление устойчивого познавательного интереса к истории бурятского народа;
- проявление творческого самовыражения.
Для воспитателей:
- повышение уровня компетентности в воспитании детей дошкольного возраста;
- инновационные изменения в организации воспитательного процесса.
Для родителей:
- повышение статуса семейного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого"
Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие Как известно, личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объ...
Конспект занятия по родной речи Тема: «В гостях у Солнышка»
Подгрупповое занятие для детей с нарушением интеллекта...
Конспект занятия по родной речи Тема: «Весенняя прогулка»
Подгрупповое занятие для детей с интеллектуальной недостаточностью...
«Чабыр5ах как средство развития и совершенствования родной речи детей дошкольного возраста»
Материал ПДО по фольклору МБДОУ ЦРР - Д/с №82 "Мичээр" г. Якутскаиз опыта работы по обученнию детей чабыр5ах (якутская скороговорка)...
Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: «Клуб знатоков родной речи» для детей группы компенсирующей направленности
Цель:Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры реч...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которы...
Сообщение на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи».
« Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого –любви к своей семье, и своему жилищу,к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, это любовьп...