проект "Сохраним родную речь!"
проект

Хандаева Баира Баторовна

Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою малую родину. Любовь маленького-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, посёлку, со знакомства с корнями своего народа. Корнями являются культура, традиции, обычаи в доступном для дошкольника понимании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект сохраним родную речь36.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Дульдургинский детский сад «Бэлиг»

Проект «Посвященный Месячнику бурятского языка

«Сохраним родную речь!»

Выполнила: старший воспитатель Хандаева Б.Б.

Дульдурга, 2017 год

Содержание

  1. Паспорт проекта
  2. Актуальность
  3. Цель
  4. Задачи
  5. Предполагаемый результат
  6. Этапы проекта
  7. План реализации проекта

 Паспорт проекта

Название проекта: Проект «Посвящённый Месячнику бурятского языка «Сохраним родную речь!»

Участники проекта: воспитанники детского сада, родители воспитанников, воспитатели. 

Актуальность

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных и противоречивых изменений в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного самоуправления. Отошли в прошлое традиции, культура, народные праздники, языком своего народа владеют немногие из подрастающего поколения.

В нашем селе Дульдурга проживают русские, буряты, армяне, татары, и т.д. Основное население составляют буряты и русские.

Поэтому в нашем селе актуальна проблема ознакомления детей с бурятской национальной культурой, сохранение корней, языка. Культурное наследие каждого народа содержит в себе ценные идеи, опыт, обогащает культуру человека в целом.

Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою малую родину. Любовь маленького-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, посёлку, со знакомства с корнями своего народа. Корнями являются культура, традиции, обычаи в доступном для дошкольника понимании.

Тип проекта: познавательный, игровой, творческий.

Основание для разработки Реализация Месячника бурятского языка в детском саду.

Цель проекта: создание условий для расширения знаний дошкольников о культуре, быте, традициях бурятского народа; для сохранения, развития и популяризации бурятского языка.

Задачи проекта: 

- формировать представление о бурятском языке как средстве общения; приобщить к культуре бурятского народа; формировать положительную мотивацию к изучению и использованию бурятского языка, передачи языковых традиций в семье.

- развивать элементарные навыки устной речи на бурятском языке;

-выявлять и развивать творческое и художественно-эстетическое начало у дошкольников.

- воспитывать интерес и любовь к бурятскому языку, приобщить подрастающее поколение к родной литературе, устному народному творчеству.

Ожидаемые результаты: обогащение лексического запаса бурятского языка; приобщение воспитанников к культуре и традициям бурятского народа; оформление центров бурятской культуры во всех группах сада.

Сроки реализации: 18.09.2017 – 31.10.2017 г.

Этапы реализации проекта:

1 -организационно-подготовительный

2 – основной (практическая реализация проекта)

3 – заключительный

Организационно-подготовительный этап

1 Создание развивающей среды по теме проекта:

-оформление детского сада и групп в соответствие с темой проекта;

Подбор:

- книг по теме проекта;

- иллюстрационного материала;

- загадок и пословиц на бурятском языке;

- создание в группах центра бурятской культуры.

2. Проведение в группах обсуждения идеи проекта

- составление плана совместных действий с детьми;

- поиск и сбор информации по данной теме;

- выявление у детей интересующих вопросов по теме проекта.

3. Привлечение родителей

-к организации выставок;

-к подготовке детей к конкурсам чтецов и песен.

Основной этап (практическая реализация проекта)

1 НОД

 «Минии уг гарбал» (Моя семья)

       Формировать у детей представление о семье, о её членах, которые живут вместе, любят друг другу, заботятся друг о друге.

  1. «Назови себя ласково»
  2. Члены семьи. Кто кому кем доводится?
  3. Рассматривание сюжетных картинок из серии «Моя семья». Общее настроение семьи. Вопросы.

 «Минии турэл хото» (Любимый посёлок)

   Формировать отношение детей к «Малой родине» - мой дом, двор, улицы посёлка по маршруту от дома до детского сада.

    Познакомить детей с видами поселкового транспорта, его предназначением.

1.Как называется наш посёлок? На какой улице ты живешь?

2.Как называется детский сад, в который ты ходишь?

3. Игровое упражнение: «Виды транспорта. Их предназначение»

«Тоонто нютаг» (Родной край)

     Развивать эмоциональное восприятие красоты природы в разное время года.

     Дать детям знания об Алханае, как о самом красивой горе. Вызвать у детей интерес к природе родного края.

1.Назови времена года. (По картинам бурятских художников)

2.Как называется гора, которая находится в Агинском округе?

«Ёhо заншал» (Традиции и быт)

     Познакомить детей с бытом, предметами быта русских и бурят, обратить внимание на сходства и различия.

    Вызвать у детей интерес к различным народным играм,  учить играть в них.

    Воспитывать у детей интерес и уважение к традициям и быту разных народов через народное творчество (сказки, сказания, песни, загадки, пословицы, игры, игрушки).

«Манай нютагай амитад» (Животный  мир)

     Познакомить детей с пятью видами домашнего скота, издревле почитаемыми скотоводами-степняками как пять драгоценностей.

    Дать знания о животных, обитающих в лесах.

     Обратить внимание детей на разнообразие птиц, среде их обитания. Дать представление об образе жизни птиц.

1.Дидактическая игра: «Пять драгоценностей Аги»

2.Дидактическая игра: «Хорошо в лесу живется»

3.Игра: «Угадай, кто это?» (Птицы. Картинки)

«Ойн ургамалнууд» (Растения леса)

Дать элементарные экологические знания о дереве, лесе. Лес – это дом для растений, птиц, животных.

Развивать чувство «дома»: лес – это «дом» для человека, где он отдыхает, собирает дары леса.

Формировать представления о понятиях дикорастущие и  культурные растения, съедобные и несъедобные, ядовитые ягоды и фрукты; о строении растений (стебель, лист, цветок) и их потребность во влаге.

Развивать умения устанавливать простейшие связи между состоянием растений и уходом за ними.

1.Что такое лес?

2.Д/игра «В лесу и в огороде»

3.Д\игра «Собери цветок»

4.Как ухаживать за растениями?

 «Урлал» (Искусство)

Привлечь внимание детей к народной игрушке, сформировать у них интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с яркой нарядной игрушкой, способствовать повышению интереса к народной игрушке.

Знакомить детей с книжной иллюстрацией (вид графики).

Познакомить детей с профессией художника, значимостью его деятельности, орудиями труда.

Воспитывать интерес к рассматриванию ярких образов, учить видеть что и как изобразил художник в рисунке.

Вызвать эмоциональный отклик на красоту предметов и явлений в произведениях искусства.

1.Д\игра «Найди игрушку по описанию»

2.Кого называют художником? Что нужно для работы художнику?0

Чтение  художественной литературы. Бурятские сказки, легенды.

Сказки народов Азии и Аполлона Шадаева «Бурятские народные сказки».

Ц.Жимбиев «Шамхандаа»

Ц.Раднажапова «Амар мэндэ, ухибууд!»

«Толоной» абдарhаа. Оньhон yгэнууд, таабаринууд, уреэлнууд.

Прослушивание  и заучивание бурятской народной песни.

Мелодии родного края.

Детские бурятские песни.

2 Беседы с детьми

«Традиции и обычаи бурят»

Беседа «Традиции и обычаи бурят».

Беседа «Эрын гурбан наадан» (Бухэ барилдаан, hур харбаан, мори урилдаан).

«Традиционная пища»

«Сагаалган – праздник Белого месяца» (национальный праздник);

Беседа «Народный праздник Сагаалган»

Знакомство с музыкальными инструментами бурят (ятаг, лимбэ)

Заучивание песни «Сагаалган», стихотворений к празднику

П/и «Бэлэг»

 «Хадаки. Значение цветов»

Синий хадак-цвет синего неба, чтоб в мире царила дружба.

Красный хадак – цвет огня, чтоб тепло и уют царили в доме.

Желтый хадак – цвет Солнца, богини Матери.

Зелёный хадак- цвет изобилия и богатства.

Белый хадак – цвет материнского молока, цвет чистоты души человека.

        

3 Выставки поделок

«5 хушуун мал»

- верблюд (символ отстраненности и управления эмоциями),

- бык, корова (процветания семьи и рода),

- лошадь (постоянного движения в пространстве и времени, захвата территорий),

- овца (теплоты),

- коза (мудрости и веселья)

«Юрта»

Юрта — переносное, удобное для проживания в любое время года  жилище кочевников — скотоводов. Она быстро разбирается и собирается. Зимой в ней тепло, летом — прохладно. Юрта в зависимости от размера и внешнего убранства бывает разных видов.

«Куклы в национальной одежде»

 Познакомиться с национальной бурятской куклой, ее происхождением и способами изготовления.

4 Конкурс рисунков

 «Минии гэр булэ»

Цель Конкурса – обозначить ценность семьи как основного фактора стабилизации общественной жизни.

Задачи Конкурса:

– укрепление авторитета семьи, семейных ценностей;

 – приобщение детей к культурным ценностям;

 – воспитание у детей любви к искусству и красоте;

– повышение ценности семейного творчества.

«Минии нютаг»

Цель: формирование у детей стремления больше знать о своей Родине, способствовать воспитанию патриотических чувств, любви и уважения к Родине.

Задачи:

  1. Способствовать формированию чувства гордости за малую родину.
  2. Воспитывать бережное отношение.
  3. Развивать память, внимание, мелкую моторику.

 

«Минии эжыхэн»

Цель: формирование понимания социальной значимости роли матери в жизни человека.

Задачи:

-учить передавать в рисунке характерные признаки портретной живописи,

- продолжать учить пользоваться различными средствами рисования;

- развивать социально-коммуникативные навыки, глазомер, эстетическое восприятие;

- воспитывать чувства уважения и любви к маме.

«Гэрэй амитад»

Цель: повышение интереса детей разного возраста к общению с животными, формирование уважительного отношения к ним.

«Намар»

Цель конкурса: закрепление у детей знаний об осенних явлениях в природе, умение правильного поведения в природе, воспитание любви к природе родного края и развитие всех видов декоративно-прикладного творчества среди детей.

        

5 Мероприятия

Открытие месячника бурятского языка;

Цели и задачи: создание условий для сохранения, развития и популяризации бурятского языка; внедрение новых форм и методов сохранения, развития и популяризации бурятского языка; формирование положительной мотивации к изучению и использованию бурятского языка, обеспечение передачи языковых традиций в семье; создание условий для стимулирования изучения бурятского языка представителями молодого поколения; расширение сферы функционирования бурятского языка.

конкурс чтецов «Барбаадай»

- популяризация бурятского языка;

- воспитание интереса и любви к бурятской поэзии;

- развитие творческого, художественно-эстетического начала у дошкольников;

- приобщение подрастающего поколения к родной литературе, устному народному творчеству.

конкурс песен «Талын аялгаханууд»

Выявление и развитие творческого, художественно-эстетического начала у детей дошкольного возраста

конкурс «Шагай наадан»

- популяризация бурятской народной игры «Шагай наадан»

кукольный театр на бурятском языке

Цели: Закрепить сюжет сказки на бурятском языке.

Развивать вербальную память, фонематический слух, голосоподачу: говорить громко, интонационно выразительно.

Воспитывать уважение к бурятскому языку, чувство взаимопомощи и коллективизма, преодолевать страх перед зрителями.

Музейные уроки

- Посещение МБУК «Краеведческий музей» с.Дульдурга;

- Экскурсия по залу музея (русская изба, юрта);

- «Один день из жизни бурят»;

- «Бурятская национальная одежда»;

- «Бурятская посуда».

         Заключительный этап

1.Закрытие месячника бурятского языка;

2. Итоговый концерт.

Предполагаемый результат:

Для детей:

  • повышение знаний дошкольников о языке, культуре, быте, традициях бурятского народа;
  • проявление устойчивого познавательного интереса к истории бурятского народа;
  • проявление творческого самовыражения.

Для воспитателей:

  • повышение уровня компетентности в воспитании детей дошкольного возраста;
  • инновационные изменения в организации воспитательного процесса.

Для родителей:

  • повышение статуса семейного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого"

  Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие Как известно, личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объ...

Конспект занятия по родной речи Тема: «В гостях у Солнышка»

Подгрупповое занятие для детей с нарушением интеллекта...

Конспект занятия по родной речи Тема: «Весенняя прогулка»

Подгрупповое занятие для детей с интеллектуальной недостаточностью...

«Чабыр5ах как средство развития и совершенствования родной речи детей дошкольного возраста»

Материал ПДО по фольклору МБДОУ ЦРР - Д/с №82 "Мичээр" г. Якутскаиз опыта работы по обученнию детей чабыр5ах (якутская скороговорка)...

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: «Клуб знатоков родной речи» для детей группы компенсирующей направленности

Цель:Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры реч...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которы...

Сообщение на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи».

    « Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого –любви к своей семье, и своему жилищу,к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, это любовьп...