Рабочая программа "Сибирячок-здоровячок"
рабочая программа

 Антонина Васильевна Вохминцева

Рабочая программа "Сибирячок-здоровячок" на основе здоровьесберегающей программы «Образование и здоровье».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdorovyachok_-_sibiryachok.docx82.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 1 «Сибирячок»

Q:\Коллаж и эмблема новые\Эмблема новая\эмблема.jpg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Сибирячок - Здоровячок»

на основе здоровьесберегающей программы «Образование и здоровье»

разработали: инструктор по физической культуре I квалификационной категории Борк Татьяна Викторовна,

воспитатель I квалификационной категории

Вохминцева Антонина Васильевна;

руководители: методист Сапронова Наталья Тимофеевна,

старший воспитатель Федорова Наталья Анатольевна

2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка……………………………………………………..4

2.Паспорт программы………………………………………………………...5 3.Введение……………………………………………………………………..6

4.Основные принципы программы…………………………………………..7

5. Сравнительный анализ заболеваемости ………………………………….8

6. Комплексная система физкультурно – оздоровительной работы……….9

7.Методика проведения корригирующей гимнастики……………………..10

8. Корригирующие гимнастики при нарушении опорно-двигательного аппарата ……………………………………………………………………….10

9. Возрастные особенности детской стопы………………………………….11 10. Диагностика состояния стопы дошкольников ………………………….11 11. Оздоровительно-профилактические мероприятия в условиях ДОУ и дома……………………………………………………………………………..12

12. Взаимодействие с родителями …………………………………………....14

13. Здоровьесберегающая инфраструктура МБДОУ ………………………..15

14.Заключение………………………………………………………………….16

15. Список литературы…………………………………………………………17

 Приложение 1: «Функциональные обязанности работников дошкольного учреждения  в рамках реализации Программы «Сибирячок-Здоровячок»

 Приложение 2: Модель двигательного режима.

 Приложение 3: Система оздоровительной работы.

 Приложение 4: Модель закаливания детей дошкольного возраста.

 Приложение 5: План оздоровительных мероприятий в группах комбинированной направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, для детей с нарушением речи, группы раннего возраста.

 Приложение 6: Примерный комплекс корригирующих упражнений.

 Приложение 7: План занятий корригирующей гимнастики.

 Приложение 8: Комплексы упражнений для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

 Приложение 9: Комплексы упражнений игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна.

 Приложение 10: Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.

 Приложение 11: Игровая зрительная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Гимнастика для профилактики ангины, кашля.

 Приложение 12: Артикуляционные гимнастики для профилактики нарушений речи.

 Приложение 13: Комплекс пальчиковых гимнастик.

 Приложение 14: Картотека физкультминуток с речевым сопровождением. Просыпалки.

 Приложение 15: Картотека подвижных игр в зимний и летний период. Игры для детей с нарушением осанки.

 Приложение 16: Конспекты занятий на фитболах, развлечение.

 Приложение 17: Рекомендации для родителей. Анкетирование.

 Приложение 18: Проектная деятельность. Праздники, развлечения, досуги.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одна из основных задач, стоящих перед педагогами – воспитание здорового подрастающего поколения. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии усваивать полученные знания и, в будущем, способны заниматься общественно- полезным трудом. Создание здорового образа жизни для ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в России.

Цель: формирование физически и психологически здоровой личности; предупреждение заболеваний у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность;

2.Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью;

3.Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни как показатели общественной культуры;

 4.Развивать основные физические способности (быстроту, силу, выносливость, ловкость);

5.Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретенных знаниях и мотивациях физических упражнений;

6.Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуре быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний;

7.Создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной систему ребенка, комфортное самочувствие, психическое и физическое развитие.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

       Наименование программы Программа «Сибирячок - Здоровячок» на 2016-2019 гг. Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения Педагогический совет № ____ от _____________ г.

       Основание для разработки программы - высокая заболеваемость детей. Повышение заинтересованности родителей в организации сотрудничества с детским садом в проведении физкультурно-оздоровительной работы и профилактических мероприятий по формированию привычки к ЗОЖ.

 Цели программы:

1. Выполнение режима дня с включением в него здоровьесберегающих технологий.

2. Показатели заболеваемости (снижение количества дней пропущенных ребенком по болезни; средней продолжительности болезни одним ребенком при простудных заболеваниях).

3. Активное участие всех участников образовательного процесса в совместной деятельности по здоровьесбережению.

 4. Рабочие материалы по контролю: диагностические карты, опросники, анкеты, циклограммы.

      Сроки и этапы реализации Программы:

Программа рассчитана на 2016-2019 гг.

1-й этап  аналитический --- сентябрь-октябрь, анализ состояния заболеваемости детей и организации оздоровительной работы за 2015г -2016г.

2-й этап - разработка проекта программы ---- сентябрь- ноябрь 2016г.

3-й этап - внедрение программы ----- 2016-2019гг

4-й этап - итогово - диагностический ----- апрель-май 2019г.

     Ожидаемые конечные результаты

1.Рост профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов и родителей в сохранении и укреплении здоровья детей.

2. Стимулирование внимания дошкольников к вопросам здорового образа жизни, двигательной активности и правильного питания в условиях семьи.

3.Сформированная система контроля выполнения задач программы «Сибирячок-Здоровячок».

4. Снижение заболеваемости у воспитанников дошкольного учреждения.

ВВЕДЕНИЕ

       Дети проводят в дошкольном учреждении, значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у ребенка появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность в более старшем возрасте. (Из Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Д.А.Медведева)     Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, физкультурные занятия, в том числе спортивные досуги, праздники и развлечения, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья дошколят. Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных здоровьесберегающих программ, которые разовьют у ребенка интерес к сохранению собственного здоровья.

      Система образования в обществе на современном этапе ее развития выполняет не только образовательную функцию, но и все больше становится институтом здоровья человека. В современных условиях развития общества проблема сохранения здоровья детей является самой актуальной. Особенно остро этот вопрос стоит в дошкольных учреждениях, где вся практическая работа, направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для разностороннего гармоничного развития личности. Поэтому считается, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня и деятельность не одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.     Роль педагога МБДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

       Программа «Сибирячок - Здоровячок» направлена на решение вопросов оздоровления детей в комплексе: с участием всех участников образовательного процесса, с учетом условий нашего города, с учетом регионального компонента.

       Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.

Основные принципы реализации программы

 1. Принцип научности – использование научно – обоснованных и апробированных программ технологий и методик.

 2. Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.

3. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

4. Принцип систематичности - реализация лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.

 5. Принцип адресности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого развития и состояния здоровья воспитанников.

 Основные участники реализации программы:

- Воспитанники дошкольного образовательного учреждения.

- Родители (законные представители) воспитанников посещающих МБДОУ.

 Основные направления программы:

 1. Консультативно-информационное образование детей, персонала, родителей: раскрываются новые подходы учреждения в организации физкультурно-оздоровительной работы, система работы специалистов, стратегический план улучшения здоровья детей);

2. Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ (кадры, медицинский кабинет, спортивный зал, спортивная площадка);

3. Комплексная физкультурно-оздоровительная работа: раскрываются виды и типы занятий, проводимых в МБДОУ, формы организации закаливания дошкольников, способы повышения двигательного режима детей в течение дня, профилактические мероприятия в период повышения ОРВИ и гриппа. Работа по организации и формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.  

Сравнительный анализ заболеваемости за 2015– 2016

Группа,

специализация

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

В среднем на одного ребенка

№1

1 младшая

0

1,3

3,6

2,9

0,6

2,7

3,4

2,3

2,4

2,1

№2  

II младшая

0,7

2,0

4,9

4,4

3,5

2,2

2,2

1,4

0,7

2,2

№3  

средняя

0

2,5

4,3

4,3

1,6

2,3

1,0

2,4

1,4

2,2

№4  средняя

1,6

1,0

2,5

1,0

0,0

2,1

0,7

4,3

1,0

1,6

№5 старшая логопедическая

1,2

2,9

2,5

2,8

0,5

2,9

2,0

2,1

1,3

2,3

№6 средняя логопедическая

0,8

0,3

1,3

1,3

0,7

2,0

1,3

1,7

0,4

1,0

№7

II младшая

1,2

2,0

2,3

2,8

0,6

2,5

3,4

0,2

0,3

1,7

№8  

II младшая

1,4

2,8

4,7

1,6

0,6

2,5

2,8

2,2

1,0

2,2

№9 средняя (НОДА)

1,1

1,4

3,3

1,6

1,1

1,5

2,2

1,5

3,0

1,7

№10 средняя

2,3

2,0

2,2

2,5

1,1

2,7

2,0

2,0

1,1

2,0

№ 11 ст.-подг.

логопедическая

3,0

2,0

3,6

2,2

1,4

2,4

2,3

2,6

1,8

2,3

№12 подготов.

НОДА

0,3

0,8

0,7

0,5

1,3

1,0

1,7

0,6

2,0

1,0

№13 средняя

логопедическая

1,2

1,4

1,1

1,5

1,0

2,2

4,7

2,0

2,8

2,0

№14

II младшая

1,6

1,0

3,5

2,3

4,3

4,9

2,3

1,7

1,4

2,6

ВСЕГО

1,2

1,5

2,9

2,3

1,3

2,4

2,3

1,9

1,5

1,9

Распределение детей по группам здоровья

Группа здоровья

Кол-во детей

1 группа

102

2 группа

236

3 группа

26

В нашем детском саду мы столкнулись с такой проблемой, как слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад: дети испытывают "двигательный дефицит”, то есть количество движений, проводимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки.

Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы

        Забота о здоровье детей в МБДОУ, складывается из создания условий, способствующих благоприятному развитию организма. Наиболее управляемым фактором внешней среды является двигательная нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление.

     Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Поэтому на всех видах занятий статического характера применяются:

  Пальчиковая и артикуляционная гимнастика;

 Гимнастика для глаз;

  Физминутки (динамические паузы);

 Хождение по дорожкам «здоровья»

     Физическая нагрузка соответствует возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья. А двигательная активность сочетаться с общедоступными закаливающими процедурами. Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение устойчивости к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и являются необходимым условием оптимального развития ребенка. Воздушное закаливание (физкультурные занятия в зале босиком), соблюдение температурного режима в течение дня, водное закаливание (мытье прохладной водой рук по локоть после дневного сна), утренняя гимнастика (в теплое время года средние, старшие группы на свежем воздухе, младшие в спортивном зале), правильная организация прогулки, ее длительность, дозированный оздоровительный бег на воздухе (течение года) и многое другое способствует повышению иммунитета ребенка и сопротивляемости детского организма вирусным инфекциям.

      Занятия по физической культуре  проводятся в первой половине дня три раза в неделю (одно на воздухе). Длительность от 15 до 30 мин.

      Самостоятельная двигательная деятельность ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе, во время прогулки. Продолжительность зависит от возрастных особенностей детей. Праздники и развлечения, неделя здоровья 2 раза в год. Спортивные досуги 1раз в месяц на улице или в спортивном зале. Длительность как на занятии.  Физкультурно – спортивные праздники на воздухе проводятся 2 раза в год (зимний и летний). Длительность 25-40 минут. Игры – соревнования между детьми разных возрастных групп 1 - 2 раза в квартал на воздухе или в спортивном зале. Длительность 30 минут.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ

       Корригирующая гимнастика проводится курсами. Курс профилактического воздействия составляет 1.5 - 2 месяца. В год ребенок должен пройти минимум 2 курса. Курс подразделяется на три периода: вводный 1-2 недели; основной 3-4 недели; и заключительный 1 неделя или 3 занятия.

       Вводный (сентябрь) начинается с тестирования силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса при нарушении осанки, при плоскостопии. Детей знакомят с упражнениями и осваивает их правильное выполнение. В основном периоде решаются главные коррекционные задачи. Продолжает возрастать нагрузка. Затем физическая нагрузка на занятиях сохраняется на достигнутом уровне.

      Заключительный период направлен на постепенное снижение нагрузки до 60-70% от максимальной, полученной в основном периоде. Закрепляются навыки правильной осанки, правильной постановке стоп. Последнее занятие проводится с родителями, которые получают комплексы и методические рекомендации по проведению занятий лечебной гимнастики дома на период перерыва между курсами. Окончание курса сопровождается также тестированием ребенка и выявлением степени прироста или констатацией факта отсутствия изменений тестируемых показателей. Корригирующая гимнастика  проводится 2 раза в неделю. Длительность от 20 до 30 минут.

Корригирующая гимнастика проводится в двух видах:

 • Гимнастический

•  Игровой

КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

      Проведение корригирующей  гимнастики  в условиях МБДОУ позволяет своевременно и эффективно устранять указанные ортопедом причины на ранних этапах формирования нарушений осанки и свода стопы.     Использование физических упражнений является наиболее значимым фактором внедрения гимнастики в практику коррекционной работы ДОУ.

     Специалист проводит обучение с детьми и предлагает родителям в домашних условиях закрепить полученные ребенком навыки в домашних условиях.

     Основная цель работы - научить детей, родителей и воспитателей, необходимыми знаниями и навыками по устранению дефектов нарушений осанки и плоскостопия.

Цель корригирующей гимнастики, в период от 4-х до 7 лет направлена на:

 • воспитание и закрепление навыка правильной осанки,

• укрепление мышц, особенно спины и брюшного пресса,

• улучшение крово и лимф обращения.

ОБЩИЕ ЗАДАЧИ КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ

1. Оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка.

2. Осуществлять своевременную коррекцию имеющегося патологического состояния.

 3. Формировать и закреплять навыки правильной осанки

 4. Повышать неспецифическую сопротивляемость организма.

Для решения поставленных задач используются средства КГ:

 • Основное – физические упражнения;

• Естественные факторы природы - солнце, воздух, вода;

• Массаж.

Во время проведения корригирующей гимнастики применяются элементы массажа и самомассажа для усиления действий физических упражнений.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ СТОПЫ В СРАВНЕНИИ СО ВЗРОСЛОЙ СТОПОЙ

• Стопа более короткая;

 • В пяточной области стопа сужена;

• Пальцы расходятся (у взрослого плотно налегают друг на друга);

• На подошве сильно развита подошвенная клетчатка, заполняющая внутренний свод стопы;

• Объем движений детской стопы более, вследствие большей эластичности мышечного - связочного аппарата;

• При ходьбе дети часто ставят стопу не на всю подошвенную поверхность, а на ее наружный край. С возрастом отмечается пронация стопы;

 • Детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам (прыжкам, соскокам). У ослабленных, физически плохо развитых детей связки и мышцы стопы систематически перенапрягаются, растягиваются и теряют пружинистые свойства, поэтому бег, прыжки, подскоки противопоказаны, так как стопа расплющивается, опускается ее внутренний свод и развивается плоскостопие.

 ПЛОСКОСТОПИЕ - ЭТО ДЕФОРМАЦИЯ СТОПЫ, ВЫЗВАННАЯ УМЕНЬШЕНИЕМ ВЫСОТЫ СВОДА, В СОЧЕТАНИИ С ПРОНАЦИЕЙ ПЯТКИ И СУПИНАЦИЕЙ ПЕРЕДНЕГО ОТДЕЛА СТОПЫ.

ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ СТОП У ДОШКОЛЬНИКОВ

     Проводится опрос родителей - • Возраст ребенка • Условия жизни дома • Наличие жалоб на повышенную утомляемость и боли в нижних конечностях. • Перенесение заболевания и травмы опорно-двигательного аппарата. • Активность ребенка - подвижен, сидит. Внешний вид стопы • Определение длины пальцев - второй палец самый длинный - греческий тип, первый палец самый длинный - египетский тип. Оба типа свидетельствуют о предрасположенности к поперечному плоскостопию. • Оценка положения стоп в и.п. стоя. Осмотр спереди, сзади, с внутренней стороны и со стороны подошвы. • Оценка положения стоп при ходьбе.

      Плантография - самый доступный метод диагностики ранних стадий плоскостопия.

Плантография - это методика получения отпечатков человеческих стоп в позе естественного прямостояния.  Для получения плантограмм необходимо иметь • Бумагу для плантограмм формата А-4. • Вазелин или краски

ОЗДОРОВИТЕЛЬНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

В УСЛОВИЯХ ДОУ И ДОМА

• Поддержание оптимального двигательного режима;

• Укрепление мышечного корсета в целом;

• Профилактика хронических заболеваний и травматизма (задачи решаются в режиме дня);

• Применение общеразвивающих упражнений, укрепляющих нижние конечности;

 • Теплые ванны и массаж;

• Ношение обуви на каблуке не более 1-2 см.;

 • Не носить обувь старших;

• Ношение обуви не узкой или просторной;

• Постоянное внимание за правильной установкой стоп при ходьбе;

ЗАДАЧИ ЛФК ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ У ДЕТЕЙ ОБЩИЕ ЗАДАЧИ

• Общее укрепление организма ослабленного ребенка

• Поддержание психомоторного развития на возрастном уровне

• Профилактика нарушений осанки

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

• Исправление имеющейся деформации стопы

• Укрепление мышц, формирующих свод стопы

• Формирование и закрепление навыка правильной ходьбы.

 

СРЕДСТВА

• Корригирующая гимнастика

 • Физиотерапия

• Ортопедическая коррекция: физические упражнения при плоскостопии проводить в разгрузочном и.п. - лежа, сидя. В основной части вводить упражнения из и.п.стоя и в ходьбе.

Оценка результативности системы

и содержания оздоровительной работы

- Консультативно-информационное образование детей, персонала, родителей.

      Администрацией совместно с медицинскими работниками определены основные условия природосообразного, здоровьесберегающего образования у детей - это потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа обоснованного поведения. Но представление о здоровом образе жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

- Привитие стойких гигиенических навыков;

- Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

- Формирование элементарных представлений об окружающей среде, опасных ситуациях в быту, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных;

- Формирование привычки ежедневных физических упражнений;

- Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов, представлений о том, что полезно и что вредно организму;

 - Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния и ощущения; понимать переживаемые чувства других и правильно на них реагировать. Существуют определенные факторы взаимодействия на формирование у детей привычки к ЗОЖ. Поэтому работа с детьми по формированию привычки к ЗОЖ строится на определенных принципах организации воспитательно – образовательного процесса:

- Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, личностно - ориентированного общения взрослого и ребенка;

- Организация рационального питания и воспитание культуры еды (знание названия блюд, из каких продуктов приготовлено блюдо, полезные свойства продуктов, правила поведения за столом);

- Обучение приемам пальчиковой гимнастики, и гимнастике для глаз, занятиям на тренажерах, способах страховки на спортивном оборудовании, закаливанию, правилам личной гигиены на специально организованных занятиях и в повседневной жизни;

Предоставление дополнительных услуг для детей:

- Проведение тематических занятий на группах;

- Проведение физкультурных занятий 3 раза в неделю (одно на свежем воздухе);

-  Проведение недели здоровья (2 раза в год), организация активного досуга в каникулярные дни. Работа с педагогическим коллективом – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей. При этом, одной из основных задач, является задача по созданию системы мотивации педагогического коллектива на сохранение и укрепление психического и физического здоровья каждого ребенка. В педагогическом коллективе внедряются новые системы социального сопровождения дошкольников при выпуске в школу. Внедряются современные методы мониторинга здоровья. Разрабатываются критерии оценки состояния здоровья. Педагогическим коллективом организуются и проводятся мероприятия по созданию комфортных условий и психологического благополучия во время пребывания ребенка в детском саду:

- по созданию условий для формирования у детей привычки к ЗОЖ:

- создание развивающей среды в группах;

- создание условий для обеспечения активной двигательной деятельности в группе и на прогулке;

- спортивные и музыкальные праздники и развлечения;

- создание благоприятного психологического климата в группе и дошкольном учреждении в целом;

- оптимизация форм общения в педагогическом коллективе (взрослый-взрослый) и общения с детьми (взрослый-ребенок);

- предоставление дополнительных услуг (работа кружков оздоровительной направленности) для детей

- проведение инструктажей и соблюдение всеми сотрудниками учреждения инструкции по охране жизни и здоровья детей;

- проведение с детьми практических занятий по теме «Опасные ситуации»

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями

      Проанализировав данные анкет, полученные в нашем дошкольном учреждении, мы пришли к выводу, что хотя все родители имеют среднее образование или специальное, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к ЗОЖ у большинства родителей низкий, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривают его только как отсутствие заболеваний, а средство оздоровления детского организма видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального.

Поэтому коллектив работает над реализацией следующих задач:

- Повышение педагогической компетентности  родителей;

- Изучение и распространение положительного семейного воспитания;

- Включение родителей в совместную работу по оздоровлению детей.

     Помимо традиционных форм работы с родителями (родительские собрания, семинар-практикум, консультации, анкетирование, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам и т.д.), проводятся и новые формы работы:

- Создание в уголках для родителей рубрики «Копилка семейного здоровья», «Советы доктора»;

- Консультации узких специалистов образовательного учреждения (логопед, инструктор по физической культуре, медсестра);

- Родительские собрания на данную тематику;

- Педагогические советы с участием родителей и т.д.

      Для приобщения родителей к здоровому образу жизни в МБДОУ проводятся совместные оздоровительные мероприятия, занятия, развлечения, досуги, соревнования, выставки, выпуск стенгазеты, конкурсы, викторины и т.д. Особой популярностью среди родителей в дошкольном учреждении пользуется такой конкурс семейных команд как «Папа, мама, я – спортивная семья!», «День открытых дверей», оформление семейных фотоальбомов на тему: «Спорт и семья». Для реализации этой работы используются коллективные и индивидуальные формы деятельности, итогом которой будет индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем, который приведет к оптимальным способам решения проблем воспитания конкретной личности в ДОУ и дома. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.

Здоровьесберегающая инфраструктура МБДОУ

     Здоровьесберегающая инфраструктура, поддерживается благодаря постоянной связи с врачами узкой специализации детской поликлиники. По результатам мониторинга, по назначению участковых педиатров и врачей узкой специализации, планируются и осуществляются оздоровительно- профилактические и лечебные мероприятия. Наше дошкольное учреждение курирует врач-педиатр, по назначению которого дети получают витаминопрофилактику. Отследить результаты физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном отделении помогает медико-педагогический контроль, в который входят:

- Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей;

- Обследование физического развития детей;

- Медико-педагогическое наблюдение за проведением физкультурных занятий;

- Медико-педагогическое наблюдение за осуществлением системы закаливания;

- Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (спортивный зал, участок), оборудования, спортивной одежды, обуви и т.д.

 Профилактическо-оздоровительная работа в МБДОУ направлена в первую очередь на выполнение правил СанПиН. Большое внимание уделяется профилактическим мероприятиям:

- Осуществление проветривания помещений, в которых пребывают дети, в соответствии с графиком;

- Дважды в день влажная уборка групповых помещений;

- Для обеспечения естественного освещения помещений  на окнах жалюзи;

- 2 раза в год выполняется сушка, выморозка постельных принадлежностей (матрацев, подушек, одеял);

- 2 раза в год осуществляется чистка ковровых изделий (летом - стирка, зимой - чистка снегом);

- Правильно осуществляется подбор и расстановка комнатных растений;

- Своевременно (до начала цветения) производится покос газонов и участков;

- Соблюдение правил применения (дезинфекции) и хранения моющих средств;

- Во время карантинных мероприятий строго придерживаемся санэпидрежима. В период подъема ОРВИ и гриппа, в группах проводятся профилактические мероприятия:

- Своевременное выявление и изоляция детей с первыми признаками заболевания;

- Контроль за качеством проведения утреннего приема детей в группах (измерение t0 тела, осмотр кожных покровов);

- Максимальное пребывание детей на свежем воздухе;

 - Контроль за режимом проветривания в группах, регулярной влажной уборкой;

- Введение в меню продуктов, содержащих фитонциды (чеснок, лук);

- Использование рециркуляторов для очистки воздуха групповых помещений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Данная программа предлагает системный подход к формированию и укреплению здоровья детей. Стиль жизни, общения и педагогической работы с детьми направлен в первую очередь на сохранение самостоятельности, неповторимости дошкольного периода детства.

При планировании оздоровительной работы с детьми учитывались:

- Медико-гигиенические требования к последовательности, длительности и особенностям проведения различных режимных моментов;

- Местные, региональные условия (климат, природные условия);

-  Специфика контингента детей, посещающих группу;

- Индивидуальные особенности каждого ребёнка (пробуждение, свобода участия в той или иной деятельности);

 -Чередование и соотношение организованной и самостоятельной деятельности детей с обязательным временем для свободных игр - ведущей деятельности ребёнка дошкольного возраста;

- Изменение работоспособности детей в течение дня;

 - Включение моментов, способствующих эмоциональной разрядке.

    Творческие, доброжелательные, компетентные педагоги, работая по данной программе в системе и в содружестве с семьёй обязательно добьются снижения заболеваемости детей, укрепления их здоровья, сформированности навыков здорового образа жизни.  Дети будут активнее, самостоятельнее, проявлять инициативу и творчество в разных видах деятельности. Станут более открыты к общению со взрослыми, дружелюбнее и терпеливее по отношению к сверстникам, любознательней и интеллектуально развиты, эмоционально отзывчивыми на красоту окружающего мира, произведений искусства, на состояние других людей, любящие свою Родину, свой народ. Ведь в здоровом теле - здоровый дух.

 

Список литературы:

1. Гунн Г.М., Современные технологии проблемы охраны здоровья: учебное пособие/ Г.М.Гунн. – СПб.2000.- 192с.

 2. Картушина М.Ю., Праздники здоровья для детей 5-6 лет: сценарии для ДОУ/ М.Ю. Картушина - М.: ТЦ Сфера, 2010.- 128с.

3. Картушина М.Ю., Зеленый огонек здоровья: методическое пособие/ М.Ю. Картушина - Архангельск, 2000.- 108с.

 4. Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В., В стране здоровья: программа эколого – биологического воспитания дошкольников/ В.Т. Лободин , А.Д. Федоренко, Г.В. Александрова - М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 80с.

5. Маханева М.Д.С физкультурой дружить – здоровым быть: методическое пособие/ М.Д. Маханева – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 240с.

 6. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – 6 – е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 208с.

7. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации/ О.А.Соломенникова. М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 112с. Нормативно – правовое обеспечение Программы

 8. Конституция Российской Федерации. – М.: НПП Гаранд - Сервис. 2001. – С. 43,72

 9. Семейный кодекс Российской Федерации (новая редакция, испр. и доп.) – М.: Мозаика – Синтез, 2011.- 335с.

10. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 26.12.2012г.

11. Доклад Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010-м году.

12. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666

 13. «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений», утвержденная приказом Минздрава РФ № 139 от 04.04.2003г.

 14. Письмо Минообразования РФ от 14.03.00 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

15. «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОО» (СанПиН 2.4.1.3049-13, СанПиН 2.4.1.3147-13) от 15.05.2013, №26

16. Устав и другие локальные акты ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели

Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...