Рабочая программа "Сибирячок-здоровячок"
рабочая программа
Рабочая программа "Сибирячок-здоровячок" на основе здоровьесберегающей программы «Образование и здоровье».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorovyachok_-_sibiryachok.docx | 82.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 1 «Сибирячок»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Сибирячок - Здоровячок»
на основе здоровьесберегающей программы «Образование и здоровье»
разработали: инструктор по физической культуре I квалификационной категории Борк Татьяна Викторовна,
воспитатель I квалификационной категории
Вохминцева Антонина Васильевна;
руководители: методист Сапронова Наталья Тимофеевна,
старший воспитатель Федорова Наталья Анатольевна
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка……………………………………………………..4
2.Паспорт программы………………………………………………………...5 3.Введение……………………………………………………………………..6
4.Основные принципы программы…………………………………………..7
5. Сравнительный анализ заболеваемости ………………………………….8
6. Комплексная система физкультурно – оздоровительной работы……….9
7.Методика проведения корригирующей гимнастики……………………..10
8. Корригирующие гимнастики при нарушении опорно-двигательного аппарата ……………………………………………………………………….10
9. Возрастные особенности детской стопы………………………………….11 10. Диагностика состояния стопы дошкольников ………………………….11 11. Оздоровительно-профилактические мероприятия в условиях ДОУ и дома……………………………………………………………………………..12
12. Взаимодействие с родителями …………………………………………....14
13. Здоровьесберегающая инфраструктура МБДОУ ………………………..15
14.Заключение………………………………………………………………….16
15. Список литературы…………………………………………………………17
Приложение 1: «Функциональные обязанности работников дошкольного учреждения в рамках реализации Программы «Сибирячок-Здоровячок»
Приложение 2: Модель двигательного режима.
Приложение 3: Система оздоровительной работы.
Приложение 4: Модель закаливания детей дошкольного возраста.
Приложение 5: План оздоровительных мероприятий в группах комбинированной направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, для детей с нарушением речи, группы раннего возраста.
Приложение 6: Примерный комплекс корригирующих упражнений.
Приложение 7: План занятий корригирующей гимнастики.
Приложение 8: Комплексы упражнений для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
Приложение 9: Комплексы упражнений игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна.
Приложение 10: Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.
Приложение 11: Игровая зрительная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Гимнастика для профилактики ангины, кашля.
Приложение 12: Артикуляционные гимнастики для профилактики нарушений речи.
Приложение 13: Комплекс пальчиковых гимнастик.
Приложение 14: Картотека физкультминуток с речевым сопровождением. Просыпалки.
Приложение 15: Картотека подвижных игр в зимний и летний период. Игры для детей с нарушением осанки.
Приложение 16: Конспекты занятий на фитболах, развлечение.
Приложение 17: Рекомендации для родителей. Анкетирование.
Приложение 18: Проектная деятельность. Праздники, развлечения, досуги.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одна из основных задач, стоящих перед педагогами – воспитание здорового подрастающего поколения. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии усваивать полученные знания и, в будущем, способны заниматься общественно- полезным трудом. Создание здорового образа жизни для ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в России.
Цель: формирование физически и психологически здоровой личности; предупреждение заболеваний у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность;
2.Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью;
3.Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни как показатели общественной культуры;
4.Развивать основные физические способности (быстроту, силу, выносливость, ловкость);
5.Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретенных знаниях и мотивациях физических упражнений;
6.Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуре быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний;
7.Создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной систему ребенка, комфортное самочувствие, психическое и физическое развитие.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы Программа «Сибирячок - Здоровячок» на 2016-2019 гг. Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения Педагогический совет № ____ от _____________ г.
Основание для разработки программы - высокая заболеваемость детей. Повышение заинтересованности родителей в организации сотрудничества с детским садом в проведении физкультурно-оздоровительной работы и профилактических мероприятий по формированию привычки к ЗОЖ.
Цели программы:
1. Выполнение режима дня с включением в него здоровьесберегающих технологий.
2. Показатели заболеваемости (снижение количества дней пропущенных ребенком по болезни; средней продолжительности болезни одним ребенком при простудных заболеваниях).
3. Активное участие всех участников образовательного процесса в совместной деятельности по здоровьесбережению.
4. Рабочие материалы по контролю: диагностические карты, опросники, анкеты, циклограммы.
Сроки и этапы реализации Программы:
Программа рассчитана на 2016-2019 гг.
1-й этап аналитический --- сентябрь-октябрь, анализ состояния заболеваемости детей и организации оздоровительной работы за 2015г -2016г.
2-й этап - разработка проекта программы ---- сентябрь- ноябрь 2016г.
3-й этап - внедрение программы ----- 2016-2019гг
4-й этап - итогово - диагностический ----- апрель-май 2019г.
Ожидаемые конечные результаты
1.Рост профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов и родителей в сохранении и укреплении здоровья детей.
2. Стимулирование внимания дошкольников к вопросам здорового образа жизни, двигательной активности и правильного питания в условиях семьи.
3.Сформированная система контроля выполнения задач программы «Сибирячок-Здоровячок».
4. Снижение заболеваемости у воспитанников дошкольного учреждения.
ВВЕДЕНИЕ
Дети проводят в дошкольном учреждении, значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у ребенка появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность в более старшем возрасте. (Из Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Д.А.Медведева) Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, физкультурные занятия, в том числе спортивные досуги, праздники и развлечения, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья дошколят. Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных здоровьесберегающих программ, которые разовьют у ребенка интерес к сохранению собственного здоровья.
Система образования в обществе на современном этапе ее развития выполняет не только образовательную функцию, но и все больше становится институтом здоровья человека. В современных условиях развития общества проблема сохранения здоровья детей является самой актуальной. Особенно остро этот вопрос стоит в дошкольных учреждениях, где вся практическая работа, направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для разностороннего гармоничного развития личности. Поэтому считается, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня и деятельность не одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок. Роль педагога МБДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Программа «Сибирячок - Здоровячок» направлена на решение вопросов оздоровления детей в комплексе: с участием всех участников образовательного процесса, с учетом условий нашего города, с учетом регионального компонента.
Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.
Основные принципы реализации программы
1. Принцип научности – использование научно – обоснованных и апробированных программ технологий и методик.
2. Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.
3. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
4. Принцип систематичности - реализация лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.
5. Принцип адресности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого развития и состояния здоровья воспитанников.
Основные участники реализации программы:
- Воспитанники дошкольного образовательного учреждения.
- Родители (законные представители) воспитанников посещающих МБДОУ.
Основные направления программы:
1. Консультативно-информационное образование детей, персонала, родителей: раскрываются новые подходы учреждения в организации физкультурно-оздоровительной работы, система работы специалистов, стратегический план улучшения здоровья детей);
2. Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ (кадры, медицинский кабинет, спортивный зал, спортивная площадка);
3. Комплексная физкультурно-оздоровительная работа: раскрываются виды и типы занятий, проводимых в МБДОУ, формы организации закаливания дошкольников, способы повышения двигательного режима детей в течение дня, профилактические мероприятия в период повышения ОРВИ и гриппа. Работа по организации и формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.
Сравнительный анализ заболеваемости за 2015– 2016
Группа, специализация | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | В среднем на одного ребенка |
№1 1 младшая | 0 | 1,3 | 3,6 | 2,9 | 0,6 | 2,7 | 3,4 | 2,3 | 2,4 | 2,1 |
№2 II младшая | 0,7 | 2,0 | 4,9 | 4,4 | 3,5 | 2,2 | 2,2 | 1,4 | 0,7 | 2,2 |
№3 средняя | 0 | 2,5 | 4,3 | 4,3 | 1,6 | 2,3 | 1,0 | 2,4 | 1,4 | 2,2 |
№4 средняя | 1,6 | 1,0 | 2,5 | 1,0 | 0,0 | 2,1 | 0,7 | 4,3 | 1,0 | 1,6 |
№5 старшая логопедическая | 1,2 | 2,9 | 2,5 | 2,8 | 0,5 | 2,9 | 2,0 | 2,1 | 1,3 | 2,3 |
№6 средняя логопедическая | 0,8 | 0,3 | 1,3 | 1,3 | 0,7 | 2,0 | 1,3 | 1,7 | 0,4 | 1,0 |
№7 II младшая | 1,2 | 2,0 | 2,3 | 2,8 | 0,6 | 2,5 | 3,4 | 0,2 | 0,3 | 1,7 |
№8 II младшая | 1,4 | 2,8 | 4,7 | 1,6 | 0,6 | 2,5 | 2,8 | 2,2 | 1,0 | 2,2 |
№9 средняя (НОДА) | 1,1 | 1,4 | 3,3 | 1,6 | 1,1 | 1,5 | 2,2 | 1,5 | 3,0 | 1,7 |
№10 средняя | 2,3 | 2,0 | 2,2 | 2,5 | 1,1 | 2,7 | 2,0 | 2,0 | 1,1 | 2,0 |
№ 11 ст.-подг. логопедическая | 3,0 | 2,0 | 3,6 | 2,2 | 1,4 | 2,4 | 2,3 | 2,6 | 1,8 | 2,3 |
№12 подготов. НОДА | 0,3 | 0,8 | 0,7 | 0,5 | 1,3 | 1,0 | 1,7 | 0,6 | 2,0 | 1,0 |
№13 средняя логопедическая | 1,2 | 1,4 | 1,1 | 1,5 | 1,0 | 2,2 | 4,7 | 2,0 | 2,8 | 2,0 |
№14 II младшая | 1,6 | 1,0 | 3,5 | 2,3 | 4,3 | 4,9 | 2,3 | 1,7 | 1,4 | 2,6 |
ВСЕГО | 1,2 | 1,5 | 2,9 | 2,3 | 1,3 | 2,4 | 2,3 | 1,9 | 1,5 | 1,9 |
Распределение детей по группам здоровья
Группа здоровья | Кол-во детей |
1 группа | 102 |
2 группа | 236 |
3 группа | 26 |
В нашем детском саду мы столкнулись с такой проблемой, как слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад: дети испытывают "двигательный дефицит”, то есть количество движений, проводимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки.
Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы
Забота о здоровье детей в МБДОУ, складывается из создания условий, способствующих благоприятному развитию организма. Наиболее управляемым фактором внешней среды является двигательная нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление.
Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Поэтому на всех видах занятий статического характера применяются:
∙ Пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
∙ Гимнастика для глаз;
∙ Физминутки (динамические паузы);
∙ Хождение по дорожкам «здоровья»
Физическая нагрузка соответствует возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья. А двигательная активность сочетаться с общедоступными закаливающими процедурами. Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение устойчивости к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и являются необходимым условием оптимального развития ребенка. Воздушное закаливание (физкультурные занятия в зале босиком), соблюдение температурного режима в течение дня, водное закаливание (мытье прохладной водой рук по локоть после дневного сна), утренняя гимнастика (в теплое время года средние, старшие группы на свежем воздухе, младшие в спортивном зале), правильная организация прогулки, ее длительность, дозированный оздоровительный бег на воздухе (течение года) и многое другое способствует повышению иммунитета ребенка и сопротивляемости детского организма вирусным инфекциям.
Занятия по физической культуре проводятся в первой половине дня три раза в неделю (одно на воздухе). Длительность от 15 до 30 мин.
Самостоятельная двигательная деятельность ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе, во время прогулки. Продолжительность зависит от возрастных особенностей детей. Праздники и развлечения, неделя здоровья 2 раза в год. Спортивные досуги 1раз в месяц на улице или в спортивном зале. Длительность как на занятии. Физкультурно – спортивные праздники на воздухе проводятся 2 раза в год (зимний и летний). Длительность 25-40 минут. Игры – соревнования между детьми разных возрастных групп 1 - 2 раза в квартал на воздухе или в спортивном зале. Длительность 30 минут.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ
Корригирующая гимнастика проводится курсами. Курс профилактического воздействия составляет 1.5 - 2 месяца. В год ребенок должен пройти минимум 2 курса. Курс подразделяется на три периода: вводный 1-2 недели; основной 3-4 недели; и заключительный 1 неделя или 3 занятия.
Вводный (сентябрь) начинается с тестирования силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса при нарушении осанки, при плоскостопии. Детей знакомят с упражнениями и осваивает их правильное выполнение. В основном периоде решаются главные коррекционные задачи. Продолжает возрастать нагрузка. Затем физическая нагрузка на занятиях сохраняется на достигнутом уровне.
Заключительный период направлен на постепенное снижение нагрузки до 60-70% от максимальной, полученной в основном периоде. Закрепляются навыки правильной осанки, правильной постановке стоп. Последнее занятие проводится с родителями, которые получают комплексы и методические рекомендации по проведению занятий лечебной гимнастики дома на период перерыва между курсами. Окончание курса сопровождается также тестированием ребенка и выявлением степени прироста или констатацией факта отсутствия изменений тестируемых показателей. Корригирующая гимнастика проводится 2 раза в неделю. Длительность от 20 до 30 минут.
Корригирующая гимнастика проводится в двух видах:
• Гимнастический
• Игровой
КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Проведение корригирующей гимнастики в условиях МБДОУ позволяет своевременно и эффективно устранять указанные ортопедом причины на ранних этапах формирования нарушений осанки и свода стопы. Использование физических упражнений является наиболее значимым фактором внедрения гимнастики в практику коррекционной работы ДОУ.
Специалист проводит обучение с детьми и предлагает родителям в домашних условиях закрепить полученные ребенком навыки в домашних условиях.
Основная цель работы - научить детей, родителей и воспитателей, необходимыми знаниями и навыками по устранению дефектов нарушений осанки и плоскостопия.
Цель корригирующей гимнастики, в период от 4-х до 7 лет направлена на:
• воспитание и закрепление навыка правильной осанки,
• укрепление мышц, особенно спины и брюшного пресса,
• улучшение крово и лимф обращения.
ОБЩИЕ ЗАДАЧИ КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ
1. Оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка.
2. Осуществлять своевременную коррекцию имеющегося патологического состояния.
3. Формировать и закреплять навыки правильной осанки
4. Повышать неспецифическую сопротивляемость организма.
Для решения поставленных задач используются средства КГ:
• Основное – физические упражнения;
• Естественные факторы природы - солнце, воздух, вода;
• Массаж.
Во время проведения корригирующей гимнастики применяются элементы массажа и самомассажа для усиления действий физических упражнений.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ СТОПЫ В СРАВНЕНИИ СО ВЗРОСЛОЙ СТОПОЙ
• Стопа более короткая;
• В пяточной области стопа сужена;
• Пальцы расходятся (у взрослого плотно налегают друг на друга);
• На подошве сильно развита подошвенная клетчатка, заполняющая внутренний свод стопы;
• Объем движений детской стопы более, вследствие большей эластичности мышечного - связочного аппарата;
• При ходьбе дети часто ставят стопу не на всю подошвенную поверхность, а на ее наружный край. С возрастом отмечается пронация стопы;
• Детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам (прыжкам, соскокам). У ослабленных, физически плохо развитых детей связки и мышцы стопы систематически перенапрягаются, растягиваются и теряют пружинистые свойства, поэтому бег, прыжки, подскоки противопоказаны, так как стопа расплющивается, опускается ее внутренний свод и развивается плоскостопие.
ПЛОСКОСТОПИЕ - ЭТО ДЕФОРМАЦИЯ СТОПЫ, ВЫЗВАННАЯ УМЕНЬШЕНИЕМ ВЫСОТЫ СВОДА, В СОЧЕТАНИИ С ПРОНАЦИЕЙ ПЯТКИ И СУПИНАЦИЕЙ ПЕРЕДНЕГО ОТДЕЛА СТОПЫ.
ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ СТОП У ДОШКОЛЬНИКОВ
Проводится опрос родителей - • Возраст ребенка • Условия жизни дома • Наличие жалоб на повышенную утомляемость и боли в нижних конечностях. • Перенесение заболевания и травмы опорно-двигательного аппарата. • Активность ребенка - подвижен, сидит. Внешний вид стопы • Определение длины пальцев - второй палец самый длинный - греческий тип, первый палец самый длинный - египетский тип. Оба типа свидетельствуют о предрасположенности к поперечному плоскостопию. • Оценка положения стоп в и.п. стоя. Осмотр спереди, сзади, с внутренней стороны и со стороны подошвы. • Оценка положения стоп при ходьбе.
Плантография - самый доступный метод диагностики ранних стадий плоскостопия.
Плантография - это методика получения отпечатков человеческих стоп в позе естественного прямостояния. Для получения плантограмм необходимо иметь • Бумагу для плантограмм формата А-4. • Вазелин или краски
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
В УСЛОВИЯХ ДОУ И ДОМА
• Поддержание оптимального двигательного режима;
• Укрепление мышечного корсета в целом;
• Профилактика хронических заболеваний и травматизма (задачи решаются в режиме дня);
• Применение общеразвивающих упражнений, укрепляющих нижние конечности;
• Теплые ванны и массаж;
• Ношение обуви на каблуке не более 1-2 см.;
• Не носить обувь старших;
• Ношение обуви не узкой или просторной;
• Постоянное внимание за правильной установкой стоп при ходьбе;
ЗАДАЧИ ЛФК ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ У ДЕТЕЙ ОБЩИЕ ЗАДАЧИ
• Общее укрепление организма ослабленного ребенка
• Поддержание психомоторного развития на возрастном уровне
• Профилактика нарушений осанки
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
• Исправление имеющейся деформации стопы
• Укрепление мышц, формирующих свод стопы
• Формирование и закрепление навыка правильной ходьбы.
СРЕДСТВА
• Корригирующая гимнастика
• Физиотерапия
• Ортопедическая коррекция: физические упражнения при плоскостопии проводить в разгрузочном и.п. - лежа, сидя. В основной части вводить упражнения из и.п.стоя и в ходьбе.
Оценка результативности системы
и содержания оздоровительной работы
- Консультативно-информационное образование детей, персонала, родителей.
Администрацией совместно с медицинскими работниками определены основные условия природосообразного, здоровьесберегающего образования у детей - это потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа обоснованного поведения. Но представление о здоровом образе жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
- Привитие стойких гигиенических навыков;
- Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- Формирование элементарных представлений об окружающей среде, опасных ситуациях в быту, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных;
- Формирование привычки ежедневных физических упражнений;
- Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов, представлений о том, что полезно и что вредно организму;
- Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния и ощущения; понимать переживаемые чувства других и правильно на них реагировать. Существуют определенные факторы взаимодействия на формирование у детей привычки к ЗОЖ. Поэтому работа с детьми по формированию привычки к ЗОЖ строится на определенных принципах организации воспитательно – образовательного процесса:
- Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, личностно - ориентированного общения взрослого и ребенка;
- Организация рационального питания и воспитание культуры еды (знание названия блюд, из каких продуктов приготовлено блюдо, полезные свойства продуктов, правила поведения за столом);
- Обучение приемам пальчиковой гимнастики, и гимнастике для глаз, занятиям на тренажерах, способах страховки на спортивном оборудовании, закаливанию, правилам личной гигиены на специально организованных занятиях и в повседневной жизни;
Предоставление дополнительных услуг для детей:
- Проведение тематических занятий на группах;
- Проведение физкультурных занятий 3 раза в неделю (одно на свежем воздухе);
- Проведение недели здоровья (2 раза в год), организация активного досуга в каникулярные дни. Работа с педагогическим коллективом – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей. При этом, одной из основных задач, является задача по созданию системы мотивации педагогического коллектива на сохранение и укрепление психического и физического здоровья каждого ребенка. В педагогическом коллективе внедряются новые системы социального сопровождения дошкольников при выпуске в школу. Внедряются современные методы мониторинга здоровья. Разрабатываются критерии оценки состояния здоровья. Педагогическим коллективом организуются и проводятся мероприятия по созданию комфортных условий и психологического благополучия во время пребывания ребенка в детском саду:
- по созданию условий для формирования у детей привычки к ЗОЖ:
- создание развивающей среды в группах;
- создание условий для обеспечения активной двигательной деятельности в группе и на прогулке;
- спортивные и музыкальные праздники и развлечения;
- создание благоприятного психологического климата в группе и дошкольном учреждении в целом;
- оптимизация форм общения в педагогическом коллективе (взрослый-взрослый) и общения с детьми (взрослый-ребенок);
- предоставление дополнительных услуг (работа кружков оздоровительной направленности) для детей
- проведение инструктажей и соблюдение всеми сотрудниками учреждения инструкции по охране жизни и здоровья детей;
- проведение с детьми практических занятий по теме «Опасные ситуации»
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями
Проанализировав данные анкет, полученные в нашем дошкольном учреждении, мы пришли к выводу, что хотя все родители имеют среднее образование или специальное, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к ЗОЖ у большинства родителей низкий, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривают его только как отсутствие заболеваний, а средство оздоровления детского организма видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального.
Поэтому коллектив работает над реализацией следующих задач:
- Повышение педагогической компетентности родителей;
- Изучение и распространение положительного семейного воспитания;
- Включение родителей в совместную работу по оздоровлению детей.
Помимо традиционных форм работы с родителями (родительские собрания, семинар-практикум, консультации, анкетирование, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам и т.д.), проводятся и новые формы работы:
- Создание в уголках для родителей рубрики «Копилка семейного здоровья», «Советы доктора»;
- Консультации узких специалистов образовательного учреждения (логопед, инструктор по физической культуре, медсестра);
- Родительские собрания на данную тематику;
- Педагогические советы с участием родителей и т.д.
Для приобщения родителей к здоровому образу жизни в МБДОУ проводятся совместные оздоровительные мероприятия, занятия, развлечения, досуги, соревнования, выставки, выпуск стенгазеты, конкурсы, викторины и т.д. Особой популярностью среди родителей в дошкольном учреждении пользуется такой конкурс семейных команд как «Папа, мама, я – спортивная семья!», «День открытых дверей», оформление семейных фотоальбомов на тему: «Спорт и семья». Для реализации этой работы используются коллективные и индивидуальные формы деятельности, итогом которой будет индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем, который приведет к оптимальным способам решения проблем воспитания конкретной личности в ДОУ и дома. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.
Здоровьесберегающая инфраструктура МБДОУ
Здоровьесберегающая инфраструктура, поддерживается благодаря постоянной связи с врачами узкой специализации детской поликлиники. По результатам мониторинга, по назначению участковых педиатров и врачей узкой специализации, планируются и осуществляются оздоровительно- профилактические и лечебные мероприятия. Наше дошкольное учреждение курирует врач-педиатр, по назначению которого дети получают витаминопрофилактику. Отследить результаты физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном отделении помогает медико-педагогический контроль, в который входят:
- Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей;
- Обследование физического развития детей;
- Медико-педагогическое наблюдение за проведением физкультурных занятий;
- Медико-педагогическое наблюдение за осуществлением системы закаливания;
- Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (спортивный зал, участок), оборудования, спортивной одежды, обуви и т.д.
Профилактическо-оздоровительная работа в МБДОУ направлена в первую очередь на выполнение правил СанПиН. Большое внимание уделяется профилактическим мероприятиям:
- Осуществление проветривания помещений, в которых пребывают дети, в соответствии с графиком;
- Дважды в день влажная уборка групповых помещений;
- Для обеспечения естественного освещения помещений на окнах жалюзи;
- 2 раза в год выполняется сушка, выморозка постельных принадлежностей (матрацев, подушек, одеял);
- 2 раза в год осуществляется чистка ковровых изделий (летом - стирка, зимой - чистка снегом);
- Правильно осуществляется подбор и расстановка комнатных растений;
- Своевременно (до начала цветения) производится покос газонов и участков;
- Соблюдение правил применения (дезинфекции) и хранения моющих средств;
- Во время карантинных мероприятий строго придерживаемся санэпидрежима. В период подъема ОРВИ и гриппа, в группах проводятся профилактические мероприятия:
- Своевременное выявление и изоляция детей с первыми признаками заболевания;
- Контроль за качеством проведения утреннего приема детей в группах (измерение t0 тела, осмотр кожных покровов);
- Максимальное пребывание детей на свежем воздухе;
- Контроль за режимом проветривания в группах, регулярной влажной уборкой;
- Введение в меню продуктов, содержащих фитонциды (чеснок, лук);
- Использование рециркуляторов для очистки воздуха групповых помещений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная программа предлагает системный подход к формированию и укреплению здоровья детей. Стиль жизни, общения и педагогической работы с детьми направлен в первую очередь на сохранение самостоятельности, неповторимости дошкольного периода детства.
При планировании оздоровительной работы с детьми учитывались:
- Медико-гигиенические требования к последовательности, длительности и особенностям проведения различных режимных моментов;
- Местные, региональные условия (климат, природные условия);
- Специфика контингента детей, посещающих группу;
- Индивидуальные особенности каждого ребёнка (пробуждение, свобода участия в той или иной деятельности);
-Чередование и соотношение организованной и самостоятельной деятельности детей с обязательным временем для свободных игр - ведущей деятельности ребёнка дошкольного возраста;
- Изменение работоспособности детей в течение дня;
- Включение моментов, способствующих эмоциональной разрядке.
Творческие, доброжелательные, компетентные педагоги, работая по данной программе в системе и в содружестве с семьёй обязательно добьются снижения заболеваемости детей, укрепления их здоровья, сформированности навыков здорового образа жизни. Дети будут активнее, самостоятельнее, проявлять инициативу и творчество в разных видах деятельности. Станут более открыты к общению со взрослыми, дружелюбнее и терпеливее по отношению к сверстникам, любознательней и интеллектуально развиты, эмоционально отзывчивыми на красоту окружающего мира, произведений искусства, на состояние других людей, любящие свою Родину, свой народ. Ведь в здоровом теле - здоровый дух.
Список литературы:
1. Гунн Г.М., Современные технологии проблемы охраны здоровья: учебное пособие/ Г.М.Гунн. – СПб.2000.- 192с.
2. Картушина М.Ю., Праздники здоровья для детей 5-6 лет: сценарии для ДОУ/ М.Ю. Картушина - М.: ТЦ Сфера, 2010.- 128с.
3. Картушина М.Ю., Зеленый огонек здоровья: методическое пособие/ М.Ю. Картушина - Архангельск, 2000.- 108с.
4. Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В., В стране здоровья: программа эколого – биологического воспитания дошкольников/ В.Т. Лободин , А.Д. Федоренко, Г.В. Александрова - М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 80с.
5. Маханева М.Д.С физкультурой дружить – здоровым быть: методическое пособие/ М.Д. Маханева – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 240с.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – 6 – е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 208с.
7. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации/ О.А.Соломенникова. М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 112с. Нормативно – правовое обеспечение Программы
8. Конституция Российской Федерации. – М.: НПП Гаранд - Сервис. 2001. – С. 43,72
9. Семейный кодекс Российской Федерации (новая редакция, испр. и доп.) – М.: Мозаика – Синтез, 2011.- 335с.
10. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 26.12.2012г.
11. Доклад Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010-м году.
12. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666
13. «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений», утвержденная приказом Минздрава РФ № 139 от 04.04.2003г.
14. Письмо Минообразования РФ от 14.03.00 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
15. «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОО» (СанПиН 2.4.1.3049-13, СанПиН 2.4.1.3147-13) от 15.05.2013, №26
16. Устав и другие локальные акты ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели
Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...