Проект "Алтай"
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
«Люби и знай родной Алтай»
Воспитатель: Шарова А.В.
МБ ДОУ ЦРР Детский сад № 160 «Крепыш»
Алтайский край, г. Барнаул
2020г.
Пояснительная записка к проекту.
Мне лепетал любимый лес:
Верь, нет милей родных небес.
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей…
Н.Некрасов.
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Природа полна необыкновенных чудес, она никогда не повторяется, и нам, педагогам, следует учить детей искать и находить новое уже в известном, виденном. Любой край, любой город, неповторимы. У каждого своя природа, свои традиции, свой быт. А малая Родина-это природа, которая его окружает, семья, дом, детсад, его исторические культурные центры, предприятия, работающие на территории края.
Природа нашего края поражает своим великолепием и красотой. Наша природа красива в любое время года. В нашей дошкольной группе ведётся целенаправленная деятельность по формированию ценностного отношения к родному краю. Воспитывая у детей любовь к родному краю необходимо подвести к пониманию, что надо бережно относиться и к природе родного края.
Знакомство с малой родиной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также желание нарисовать то, о чём только что услышал. Поэтому работа продолжается и на занятиях по художественному творчеству. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке. Проводим наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами - всё это способствует обогащению знаний о родном крае и у детей воспитываются чувства восхищения, гордости за свой край.
Педагогический проект с эколого-краеведческим содержанием во 2 младшей группе на тему: "Люби и знай родной край".
Паспорт педагогического проекта:
Авторы проекта:
Шарова Александра Вячеславовна
Тема:
«Формированию эколого - краеведческой культуры детей в природе»
Тематическое поле:
Взаимодействие с предметами, объектами и явлениями живой и неживой природы родного края.
Название проекта: «Люби и знай родной край»
Вид проекта:
По доминирующей деятельности – познавательный (формирование представлений о мире природы);
Тип проекта:
По содержанию – перцептивно - эмоциональный (формирование положительного отношения к природе);
По числу участников – группа 22 человек;
По времени проведения – продолжительный – 2 недели;
Проект рассчитан на учебный год объём в часах индивидуален для группы, в зависимости от восприятия данной темы воспитанниками. Место реализации – детский сад и семья.
По характеру контактов - в рамках разновозрастной группы - 2 младшая
Участники проекта
Дети 3-4 лет: 2 младшая, родители, педагоги.
Образовательная область:
Интеграция областей:
Социализация
Труд
Безопасность
Познание
Коммуникация
Чтение художественной литературы
Художественное творчество
Проблема:
Расширение знаний о мире природы в целом и о мире природы Алтайского края.
Выявив интерес детей, была сформулирована значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: понять, что природу родного края, в котором они живут, необходимо оберегать и охранять. В соответствии с проблемой поставили цель.
Цель проекта:
Формирование у детей дошкольного возраста осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, любви к природе родного края, которая составляет их непосредственное окружение в этот период жизни.
Актуальность: любовь к природе начинается с любви к родному краю. Пропаганда эколго-краеведческих особенностей родного края – это один из путей познавательного воспитания дошкольников, так как оно помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить её эмоциональное и нравственное воздействие. Наблюдение многих природных явлений, вызывает у дошкольников любознательность и желание больше вникать в тайны природы родного края. Образование за последние несколько лет, сделало колоссальный скачок в своем развитии и методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. И краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Поэтому пропаганда краеведенья среди детей в наше время особенно актуальна.
Актуальность проблемы:
Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.
Выбор данного проекта обусловлен изучением живой и неживой природы в целом и миру природы Алтайского края, объектами которых являются животные, растения.
Экологическое воспитание – новое направление в дошкольной педагогике, оно отличается от традиционно сложившейся природоохранной деятельности дошкольных учреждений. В практике работы детских садов это направление может быть реализовано людьми с достаточным уровнем экологической культуры: пониманием общих экологических проблем, владением специальной методикой воспитания детей, готовностью участвовать в решении вопросов. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. В целом положительные тенденции в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания. Осознанно-правильное отношение детей к природе родного края строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой родного края обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Задачи проекта:
Обучающая:
формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка;
формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
формирование умений и навыков при наблюдении за природными объектами и явлениями природы в родном крае;
освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
формирование умения и желания сохранять природу родного края и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
Развивающая:
развитие познавательного интереса к миру природы Алтайского края;
развитие чувства эмпатии к объектам природы родного края;
Воспитательная: воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы родного края и окружающему миру в целом;
Структура проекта:
Реализация данного проекта в группе осуществляется через цикл познавательной и деятельности с детьми, взаимодействие с родителями, экологизацию развивающей среды группы, издание информационно-методического материала.
Проект раскрывает задачи и содержание работы по экологическому воспитанию дошкольников с учетом психофизиологических особенностей детей от 3 до 4 лет.
В проекте представлены такие виды направления в экологической деятельности ребенка, как:
познавательный (формирование представлений о мире природы родного края),
перцептивно-эмоциональный (формирование положительного отношения к природе родного края)
практический (формирование склонности к проявлению позитивного взаимодействия).
Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с природой в различных видах работы с детьми (например, наблюдения, труд в природе, образовательная деятельность и праздники, развлечения, участие детей в экологических акциях, ведение календарей природы).
Выбор приоритетной формы работы с детьми зависит от сезонности, интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий.
Воспитательно-образовательная работа в течение двух недель пребывания ребенка в дошкольном учреждении осуществляется в :
наблюдениях; фронтальной, подгрупповой и индивидуальной образовательной деятельности; экспериментах выполняемых в природе.
Цикл познавательной деятельности с детьми:
Реализация проекта предполагает различные формы и методы работы с детьми: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, экспериментирование, просмотр видео материалов, презентаций. В систему работы включена разнообразная деятельность с литературными произведениями русских и алтайских писателей, поэтов. Также включены игровая, трудовая, музыкальная, физическая деятельности детей дошкольного возраста. Значительное место отведено творческим процессам: рисованию, конструированию, изобразительной деятельности. Наглядная продукция, создаваемая детьми, убедительна, прежде всего, для них самих – это предметные результаты их личностного роста.
В проекте представлены тематические блоки:
элементарные сведения о мироздании, неживой природы Земли и ее значении в жизни живых существ.
многообразие растений и их связь со средой обитания родного края.
многообразие животных и их связь со средой обитания родного края.
взаимодействие человека с природой Алтайского края.
Гипотеза проекта:
Если реализовать план работы по проекту в различных видах деятельности, то возможно развитие интереса у детей к миру природы в целом и к миру природы Алтайского края, к ее явлениям в частности, развитие экологической культуры.
Предполагаемый результат:
Сформированное правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы родного края.
Методы проекта:
Наблюдения, труд в природе, опыты, игры, познавательная, игровая деятельность и развлечения, участие детей в экологических акциях, ведение календарей природы.
Ход работы над проектом:
Этапы реализации проекта
I этап: подготовительный
Предварительная работа педагога
Изучение и сравнение программ по экологическому воспитанию: С. Н. Николаевой «Юный эколог», Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа», мониторинг уровня знаний детей по экологическому развитию.
II этап: основной
Включение каждого ребёнка в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация проекта по формированию экологической культуры «Родной край». Совместные мероприятия с семьями воспитанников, мероприятия с детьми, пополнение развивающей среды, выставки детских работ, семейных коллекций.
Работа с детьми по образовательным областям:
1. Образовательная деятельность:
Блок «Познание»
Экология, краеведенье: (занятия и беседы)
«По родным просторам»; «Мой– Алтайский край, Родная земля»; «Моя Родина – Россия. Края родные дорогие»; «Алтайский край: его обитатели, и растительность»; «Обитатели леса родного края»; «Что такое природа?»; «Знакомство с обитателями рек родного края»; «Береги родную природу»; «Щедрые дары природы»; « «Лесные жители родного края»; «Растительный мир родного края»; «Мой край», «Животные нашего леса»
Блок «Коммуникация»
Развитие речи:
«Чтение и заучивание стихотворений о природе» русских и алтайских поэтов;
«Чтение произведений» алтайских писателей
Блок «Художественное творчество»
Рисование:
«Лесные жители родного края»; «Берегите птиц».
Лепка:
«Птичка»; «Дары осени».
Аппликация:
«Грибы для белочки»; «Елочки».
Конструирование:
«Домик для животных»; «Лесной детский сад».
2. Знакомство со свойствами огня и воды, песка, камней и воздуха другими объектами природы родного края в ходе наблюдений, опытов, исследований.
Опыт: «Что быстрее загорится»;
Эксперимент: «Как потушить огонь»;
Наблюдение и просмотр видео материалов : «Птицы в природе родного края», «Повадки животных родного края», «Сезонные изменения в природе родного края»
3. Экологические игры.
«Что было бы, если из леса родного края исчезли…»; «Где что зреет?»; «Игра в слова»; «Где снежинки?» «Кто где живет?»
4. Разучивание и чтение произведений.
А. Яшин «Покормите птиц зимой…»
В. Берестов «Дерева, трава, цветок и птица…»;
С. Ахматова «Хочу, чтоб в мире было много света…»
И. Черницкая «Пришла зима»
А. Фет «Осенью»
М. Лермонтов «Осень»
Я. Аким «Дождь»
В.Новичихина «Лесная ярмарка»
И. Цхай, «Поющая радуга»
5.Оформление альбомов: “Достопримечательности моего края ”, “Животные родного края”, «Птицы родного края»
6.Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной».
7. Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта:
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Формы работы с родителями:
В совместной работе с родителями широко используются: консультации для родителей, родительское собрание «Региональный компонент в ДОУ», конкурсы.
1. Консультации:
«Природа Алтайского края»
«Детское экспериментирование в природе».
«Интересное рядом с нами».
«Выходные с родителями на природе».
2. Привлечение родителей к оформлению уголка и календаря природы
3. Оказание помощи в пополнении уголка экспериментирования
4. Помощь в подборе литературы.
Акции «Покормим птиц», оказали большое влияние на формирование бережного отношения к природе и ко всему живому, развитие желания сохранять и приумножать богатства родного края, сплочение детского коллектива, а также укрепление детско-родительских отношений.
5.Словотворчество с родителями «Сочини частушку о родном крае», «Стихи о родном крае».
III этап: итоговый
В ходе реализации проекта была удовлетворена потребность детей в получении знаний о живой и неживой природе родного края, о защите природы. У них появилось чувство осознанной радости, гордости за природу родного края, понимание того, что Алтайского края. Произошло это благодаря разнообразным формам работы с детьми и родителями, а также тесному взаимодействию педагогов. «Подлинная встреча» с эколого-краеведческими особенностями родного края помогла раскрыть познавательные, интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения, и оценки характерные данному возрасту.
У детей наблюдается:
- рост познавательной активности;
- повышение качества усвоения знаний о родном крае;
- повышения уровня социализации, дети являются активными участниками всех мероприятий проводимых в детском саду.
Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.
ЛИТЕРАТУРА
1.Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.
2.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада/ Е.С. Евдокимова. – Волгоград: Перемена. 2001.-с.83
3.Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.
4.Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.
5.Корнелл Дж. Радость общения с природой. Владивосток, 1995.
6.Куликовская И.Э., Совгин Н.Н. Детское экспериментирование. М.: Педагогическое общество России,2005.
7.Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. М., 1984.
8.Масленникова О.А., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. Волгоград. Из-во: Учитель, 2009г.
9.Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.
10.Николаев С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.
11.Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.
12.Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.
13.Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.
14. Цхай, Ирина. Поющая радуга: сказки/ Ирина Цхай. – Барнаул: ИД «Алтапресс», 20011.-64