Рабочая программа кружка "Пеледыш"
рабочая программа (подготовительная группа)
Рабочая программ дополнительного образования по приобщению к культуре марийского народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Ший онгыр» г.Йошкар-Олы»
Рабочая программа
Дополнительного образования «Пеледыш»
по приобщению к культуре марийского народа
(для детей подготовительной к школе группы)
Срок реализации – 1 год
Составитель программы:
музыкальный руководитель
МБДОУ №29 «Ший онгыр»
Николаева Вера Викторовна
2019г
Йошкар-Ола
Содержание:
Учебно-тематический план дополнительного образования «Пеледыш» 8
Учебно-методическое обеспечение 12
Пояснительная записка
Рабочая программа «Пеледыш» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством марийского народа, ориентированная на нравственно-патриотическоое и художественно–эстетическое воспитание детей.
Данная рабочая программа «Пеледыш» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному росту, развитию творческих способностей детей, знакомство с культурой народа мари. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Программа ценна тем, что знакомясь с различными видами марийского народного творчества, знакомясь с песнями, сказками, танцами, играми, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси.
Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны занятия, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий. Занятия расположены от простого к сложному.
Программа рассчитана на детей от 6 до 7 лет. Она предусматривает ознакомление дошкольников с историей народа мари и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом марийского народа по народному календарю, воспитывает интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыке, народным играм.
Актуальность. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры. Народного творчества в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления с народным творчеством учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре. Народному творчеству обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.
Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учетом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомленности. Поэтому роль педагога - дать детям элементарные знания о марийской народной музыке, песне, танце, традициях.
Данная задача, наряду с традиционными формами работы с детьми, решается посредством дополнительного образования.
Новизна программы состоит в том, что построена она с учетом национально-регионального компонента. Ее реализация позволяет приобщить дошкольников к марийской национальной культуре. Способствует формированию национальной духовности. Оригинальность программы состоит в том, что она не только знакомит дошкольников с марийским народным творчеством, но и обеспечивает получение ими уровня знаний об истории, костюмах, песнях, традициях народа мари, танцевальных навыков, самостоятельного творческого мышления.
Цель: Способствовать приобщению к культуре марийского народа и духовно – нравственному развитию личности ребенка через ознакомление с марийским народным творчеством и традициями.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать и углублять знания детей о народном творчестве и традициях марийского народа.
- Дать детям представление о видах народного танца, освоить элементы марийских народных движений.
- Развивать певческие способности детей через ознакомление с народными песнями народа мари и песнями марийских композиторов.
- Прививать детям устойчивый интерес к устному народному творчеству.
- Познакомить детей с костюмами народа мари.
- Дать представление об истории возникновения календарно-обрядовых праздников.
- Познакомить с народными инструментами народа мари и с историей их создания.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к своей национальной культуре, к истории своего народа через песни, танцы, сказки.
- Воспитывать патриотические чувства.
- Воспитание уважения к себе и окружающим.
- Формирование чувства единения.
- Укрепление чувства национальной принадлежности, гордости за свою нацию.
Развивающие:
- Выявлять и развивать музыкальные задатки обучающихся.
- Развивать у детей музыкальные способности (музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма).
- Развивать вокально-исполнительские навыки (чистоту интонирования, ансамблевость в пении).
- Развивать танцевально-исполнительские навыки.
- Развивать стремление участвовать в инсценировках
Оздоровительные:
- Улучшение двигательных способностей.
- Развитие органов чувств
- Формирование правильной осанки.
- Совершенствование двигательных умений и навыков детей.
- Обучение правильному дыханию.
Основные направления работы:
- песни;
- танцы;
- игры;
- беседы об истории;
- беседы о костюмах марийского народа;
- беседы о марийских народных инструментах;
- инсценировки марийских сказок;
- просмотр видеоматериала;
- праздники, развлечения.
В работе используются различные методы и приемы:
- метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеоматериалов);
- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
- практический (активное участие каждого ребенка в танцах, пении, инсценировках, сочинительстве, продуктивной деятельности);
- игровые: сюжет занятий, народные игры;
- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
- мотивационный (убеждение, поощрение).
Используемые технологии:
- информационно-коммуникативные
- личностно-поисковые,
- исполнительские,
- здоровьесберегающие,
- проблемно-поисковые,
- игровые.
Формы организации образовательной деятельности:
- занятие дополнительного образования 1 раз в неделю: индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности (применяются и варьируются в зависимости от уровня развития музыкальной культуры детей).
- праздники и развлечения.
Продолжительность: 30 минут
Срок реализации: 1 год
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие - использование скороговорок, развитие дикции, использование различных игр;
Познавательное развитие – знакомство с культурой, бытом, традициями, что послужит материалом, входящим в музыкальные игры и спектакли;
Художественно-эстетическое развитие – знакомство с иллюстрациями из сказок, музыкой и вокальными партиями к спектаклю; отмечают характер музыки, дающий представление о характере героя и его образе, осваивают различные танцы, разучивают песни и попевки.
Речевое развитие – знакомство с литературными произведениями, которые будут использованы в играх, пении, постановках спектаклей, занятиях, праздниках.
Физическое развитие – знакомство с правилами поведения в кружке; ознакомление с правилами безопасного передвижения в помещении; ознакомление с правилами обращения с мелкими предметами; формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх.
Предполагаемые результаты:
- Привитие интереса к национальной культуре в целом, к истории своего народа.
- Развитие музыкальных способностей: танцевальных, певческих, двигательных, слуховых. - Выработка уверенности в выступлениях перед аудиторией.
-формирование уважения к историческому наследию.
Формы проведения итогов:
- Участие в вечерах развлечений, утренниках, праздниках и других общих мероприятий;
- Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (2 раза в год: октябрь - промежуточный), апрель - итоговый);
- Отчет о работе дополнительного образования (май)
Предусмотренная программа является вариативной, то есть при необходимости допускается корректировка содержания занятий и времени прохождения материала.
Учебно-тематический план дополнительного образования «Пеледыш»
№ | Название темы | Подготовительная группа | Общее кол-во занятий | |
Теория | Практика | |||
1 | Знакомство с народной культурой (с использованием пословиц, потешек, прибауток, сказок) | 2 | 3 | 5 |
2 | Марийская народная и авторская музыка,песня, танец, игра. | 1 | 20 | 21 |
3 | Марийские народные инструменты | 2 | 1 | 3 |
4 | Марийский народный костюм | 3 | 1 | 4 |
5 | Приобщение к марийской народной культуре с помощью проведения народных праздников | 3 | 3 | |
Итого в год | 8 | 29 | 36 |
Содержание работы.
1 раздел: Знакомство с марийским детским фольклором (потешки, прибаутки, загадки, сказки)
Теоретический:
- знакомить с устным народным творчеством: сказки, прибаутки, потешки, пестушки, загадки. Марийский детский фольклор – неотъемлемая часть устного поэтического творчества марийского народа. Является основным средством воспитания подрастающего поколения. Уместно прочитанные потешка, загадка, улучшают настроение детей, вызывают улыбку у загрустившего ребенка, успокаивают плачущего.
Практический:
- обыгрывание сказок.
2 раздел: Марийская народная и авторская музыка, песня, танец, игра.
Теоретический:
- дать представления о видах народного танца. Все марийские народные танцы можно разделить на две группы: обрядовые и бытовые. Обрядовые, например: Танцы шествия, исполнялись на поминках, при жертвоприношениях, на праздниках. Пляска «Вургем чийыше» исполнялась на поминках в сороковой день. «Ташлама корка» - «Ритуальный ковш» исполнялся на празднике «Девичий пир». Свадебные танцы. Танец свата и свахи. Танец свадебных женщин (танец с платками) Танец дружек (танец с хлыстами) Бытовые: «Веревочка», «Пар кычалын» (ищу пару), «Латкокыт» (двенадцать), «Вич мужир» (пять пар), «Вуд йоген» (ручеек), «Нылыт» (четверка), «Кандаш» (восьмерка), «Строй», тип кадрили, сольные танцы.
- расшить знания о народных песнях (плясовые, лирические, трудовые, празднично-обрядовые) и песнях марийских композитор. Беседа с детьми о характере и содержании песен, о том, как марийский народ воспевал красоту родной земли в песнях). Накапливать опыт восприятия марийских народных песен.
Практический:
- использование знакомых и обучение новым марийским народным движениям. Познакомить с элементами марийских плясок - медленными, быстрыми и плясками с постепенным ускорением темпа.
- разучивание колыбельных, припевок, запевок, частушек, календарно - обрядовых и авторских песен. Придумывание мелодий на основе образцов народных песен. Побуждать к музыкальному высказыванию голосом и мимикой об эмоционально-образном содержании песен. Совершенствовать умение детей передавать веселый, игровой характер марийских песен. Обогащать музыкальный опыт дошкольника в процессе усвоения бытовых песен наших предков. Совершенствовать навыки и стремление к выразительности исполнения песен.
- Знакомство с марийскими народными играми. По содержанию марийские игры лаконичны, выразительны. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Через игры можно познакомиться с природой марийского края, ее обитателями, их повадками; узнать о народных промыслах, о многочисленных национальных традициях (сур меранг, кол кучен модмаш). Марийские народные игры многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры с песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность марийских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, и т. д.) . В играх используются и марийские считалки- устные художественные произведения.
3 раздел: Марийские народные инструменты
Теоретический:
- история создания, знакомство с древними марийскими народными инструментами - гуслями, свистульками, барабаном, волынкой, и т.д. Рассказать детям об их истории. Воспитывать устойчивый интерес к древним музыкальным инструментам.
Практический:
- разучивание народных мелодий. Обогащать музыкально-слуховой опыт детей в процессе игры на народных инструментах.
4 раздел: Марийский народный костюм.
Теоретический:
- познакомить детей с отличительными особенностями марийских костюмов. Словарная работа (вынер, тувыр,йолаш, ушто, шовыр, мыжер, ончылшовыч, теркупш, сорока, шымакш, шарпан, шовыч,йыдал,кем ).
Национальная одежда — это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились. А какие наряды надевали в праздники? Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет.
Практический:
- интегрированное занятие (музыка и изодеятельность). На занятиях дети разукрашивают платье марийским орнаментом, раскрашивают характерными цветами.
5 раздел: Приобщение к марийской народной культуре с помощью проведения народных праздников
Теоретический:
- дать общие представления об истории возникновения праздников. Познакомить детей с народными обрядами и обычаями марийских народных праздников. Создавать душевную атмосферу, чувство оживленности, раскрепощать внутренние силы каждого участника обряда.
Практический:
- Участие и проведение марийских народных праздников (шорыкйол, уарня, кугече, пеледыш пайрем) и развлечений (День Республики Марий Эл, День родного языка). Развивать умение выразительно передавать игровые образы и стремление находить свою интонацию. Воспитывать чувства уважения к марийской национальной культуре, самобытности ее обычаев и традиций.
Учебно-методическое обеспечение
Литература
- Васеева Г.В. Использование марийских подвижных игр в воспитательно-оздоровительной работе детского сада.-Йошкар-Ола, 1997.-27 с.
- Жирнова И.В. Организация и проведение детских праздников на основе краеведческого материала: учебно-методическое пособие./ Под ред. И.В.Жирновой; Марийский государственный университет-Йошкар-ола, 2011.-112с.
- Искра: хрестоматия для учителей и воспитателей/Сост. В.В.Крылов.-Йошкар-ола: Марийское книжное издательство, 1994.-152с.
- Йочасадыште: воспитатель-влаклан пособий/Сост. В.Ф.Сапаев, В.Б.Исенеков, В.С.Захарова.-Йошкар-ола,1993.-160с.
- Кульшетов Д.М. Нежность: марийские народные песни/Д.М.Кульшетов.-Йошкар-ола; Маар.кн. из-во, 1991.-280с.
- Маков С. «Волгыдо пайрем».-Йошкар-Ола: Марий Книга Издательство.-1985.-32с.
- Марийские обрядовые праздники: методическое пособие /Под ред.А.Н.Шакирова.-Йошкар-ола.-2005.-44с.
- Марийские фольклорные и современные детские праздники: сборник сценариев, праздников и развлечений/ Под ред.Н.М.Швецова.-Москва-Йошкар-ола: МФ МОСУ; Мар.кн.из-во, 2005.- 132с.
- Петухова А.Н. Детский фольклор народа мари: Монография/МАр.гос.ун-т; А.Н.Петухова.-Йошкар-ола, 2006.-160с.
- Современная этническая культура финно-угров Поволжья и Приуралья:Отв.ред.Н.Ф.Мокшин.-Йошкар-ола:МарНИИ, 2002.-140с.
- Ший онгыр (Серебряный колокольчик): сем, муро, модмаш да куштымаш-влак. –Йошкар-Ола: Марий книга издательство, 1992.-128с.
- Ший онгыр (Серебряный колокольчик): сем, муро, модмаш да куштымаш-влак. –Йошкар-Ола: Марий книга издательство, 1994.-152с.
- Ший онгыр (Серебряный колокольчик): Кыдалаш группылан сем, муро, модмаш да куштымаш-влак. –Йошкар-Ола: Марий книга издательство, 2009.-180с.
- Ший памаш (Сборник детских песен на марийском языке).-
- Йошкар-Ола, 1999.-63с.
- Этнография марийского народа: учебное пособие для старших классов/ Сост.Г.А.Сепеев.-Йошкар-ола: Марийское книжное издательство, 2001.-184с.
Электронно-образовательные ресурсы
В.Осипов «Вашке кушнем», CD – диск, 2010
«Кушталетна мо вара» CD – диск, 2014.
«Марийские плясовые мелодии» CD – диск, 2008.
Учебно-методическое пособие «Марий сем»
Фольклорно-этнографический ансамбль «Марий памаш», DVD-диск, 2012.
Презентации на тему: «Марийские народные костюмы»
Видеоматериалы: сказки «Меранын шочмо кечыже», «Рывыж ден тумна», «Меранын портшо», «Чыве, коля да кудыр».
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в кабинете музыки.
Музыкальный центр -1
Магнитофон -1
Ноутбук -1
Проектор -1
Синтезатор -1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...