Пришла Коляда - отворяй ворота
план-конспект занятия (средняя, старшая группа)
Каждый из нас принадлежит к какой-то точке на земле, которую называют общим домом. Мы понимаем , что именно от родного дома , от внимательных и любящих родителей и начинается Родина для наших детей. Мир детства зависит от культурных традиций общества. Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Приобщаясь к традиционной культуре ребенок становится личностью, овладевает ценностями истинной национальной культуры, учится любить и понимать свою малую Родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti_detey_avtosohranennyy.docx | 27.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал предоставлен на конкурс методических разработок воспитательных мероприятий, посвящённых Году культуры и 90-летию Усть-Абаканского района,
«Моя малая Родина»
Непосредственно образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста
Подготовила Бондарева Оксана Борисовна воспитатель МБДОУ д/с «Звёздочка»
с. Калинино Усть-Абаканского района Республики Хакасия.
Конспект организованной образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
«Пришла Коляда – отворяй ворота»
Пояснительная записка.
Введение:
Сегодня, наиболее актуальной задачей является патриотическое воспитание подрастающего поколения, знающего и любящего свою родину, духовное богатство своего народа. чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить традиции, культурное наследие своего народа, приумножить богатство своего края, своей страны.
Каждый из нас принадлежит к какой-то точке на земле, которую называют общим домом. Мы понимаем, что именно с дома, с улицы начинается Родина наших детей. Однако, дом, улицы, их история, культура-это только отправные точки, с которых начинается вхождение ребёнка в целостное многообразное поле мировой культуры.
Мир детства зависит от культурных традиций общества. Все народы по-своему любят, воспитывают, проявляют заботу о своём потомстве, что нашло своё отражение в эпосе, искусстве, традициях, обрядах, играх. Наследие каждого народа содержит ценный опыт воспитания. Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ непросто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица, самобытности и идентичности.
Приобщаясь к традиционной культуре ребёнок становится личностью, овладевает ценностями истинной национальной культуры, учится любить и понимать свой народ, свою малую Родину. Не зря народная мудрость гласит, что знаешь в детстве, то знаешь навсегда.
Исходя из вышесказанного в нашем детском саду регулярно проводятся различные мероприятия по приобщению дошкольников к русской народной культуре. Одно из таких мероприятий представлено данной работой.
Конспект организованной образовательной деятельности детей
Средней и старшей группы
Тема: «Пришла Коляда- отворяй ворота»
Цель: Приобщение детей к традициям и обрядам русского народа.
Задачи: Знакомить детей с рождественскими праздниками, играми, песнями, колядками, святочными обычаями их предков. Расширять словарный запас детей через знакомство со словами: «святки», «коляда», «козульки». Формировать умение работать с солёным тестом, умение придумывать и лепить задуманные композиции печенья, овладение средствами выразительности (украшение , используя бусины, пуговицы и др. бросовый материал). Развивать воображение при самостоятельном выборе и использовании доступных средств выразительности. Развивать эстетический вкус, творчество, фантазию, аккуратность при работе с тестом. Воспитывать умение доводить начатую работу до конца; коммуникативные навыки; умение делиться и работать рядом.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический.
Заучивание прибауток, закличек; использование пословиц, русских народных песен, танцев, костюмов игр; разыгрывание сценок, эпизодов народных обрядов; рассказ о народных обычаях и традициях, рассматривание иллюстраций о русском быте; беседы, вопросы, разъяснения.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, репродукций; чтение произведений; аппликация «Укрась печенье»; выкладывание на фланелеграфе сюжета «Ряженые приходили»; разучивание колядок, стихов, русских народных игр; знакомство с приготовлением солёного теста и способами работы с ним.
Материалы и оборудование: Русские народные костюмы (взрослый и детские) маска козы, звезда, месяц, вертеп, музыкальные инструменты (трещётка, бубен, свистульки и т.п), подготовка условий празднования: декорация русской избы, скамейки, столы, самовар, сладости колядовщикам и т. д. Музыкальные произведения «За окошком Рождество», запись колокольного звона.
Соленое тесто, противни, кувшин с водой, полотенца, тазики, формочки для печенья, кисточки, бросовый материал для украшения.
Ход занятия.
Воспитатель в русском народном костюме в роли хозяйки избы, дети сидят на лавках.
Хозяйка.- Здравствуйте добры молодцы и красны девицы! На улице у нас зима снежная, вьюга вьюжная, мороз трескучий. В такую,то пору наши далёкие предки стремились разнообразить свою повседневную жизнь чем то необычным: торжественным, радостным, смешным и забавным. Так в далёком прошлом зародились праздники. Рождественско – новогодние праздники назывались Святками и начинались колядованием. В святочные дни люди поздравляли друг друга, готовили угощение, ходили в гости. А вот шить, вязать, прясть, плести корзины и лапти, выполнять грязную работу запрещалось. Поэтому эти дни считали святыми.
Девочка- Ой, девчата, нынче святки,
Не пойти ли на колядки?
Мальчик- Там блины, «козули»
И кисель в кастрюле.
-Все на святки, все на святки
Приходите-ка, ребятки,
И авсей, и коляда!
Отпирайте ворота!
Хозяйка – Ребята, а что такое Коляда?
-Да Коляда- это старинный святочный обряд хождения по домам с поздравлениями и песнями, пожеланием здоровья и удачи и получением за это угощения. Неотъемлемым атрибутом праздника являлась Вифлеемская звезда, которая по преданию возникла на небе в момент рождения Иисуса Христа и указала волхвам путь к его вертепу. Её делали из серебряной бумаги, шести или восьмиконечную, вставляли в неё свечу и делали отверстие, что бы свет от звезды был виден вокруг.
Помимо этого колядующие наряжались, надевали маски, костюмы, изображающие животных (козу, медведя, лошадь и др.). Колядующих или как их ещё называли славильщиков ждали в каждом доме и с радостью пускали в избу. После обряда, изгонявшего злого духа, ребят одаривали гостинцами- пряниками, леденцами, пирогами, а иногда и деньгами. А славильщики, в свою очередь, тем кто их одаривал щедро, желали хорошего урожая, приплода скота, здоровья , счастья и деток. Тех же кто на гостинцы поскупился высмеивали, ругали, желали плохого урожая и других несчастий. Ну, а после вся группа славильщиков устраивала пир, поедая все подаренные сладости.
Во время объяснения рассматриваем слайд.
-Ребята, а какие песни пели вовремя колядования?
-Колядка-это весёлая песенка, которая восхваляет Коляду. Во время пения песен- колядок дети бросают на пол зёрно, желая хозяевам богатого урожая, изобилия и т. д.
-Ребята а хотите увидеть как отмечали этот весёлый праздник ваши прабабушки и прадедушки?
Тогда закройте на несколько минут глазки и под волшебный перезвон мы переместимся на сто лет назад в детство ваших прадедушек и прабабушек.
Звучит колокольный звон ( в записи)
Дети средней группы открывают глаза.
Перед ними группа ряженых (дети старшей подгруппы)
Хозяйка – То не снег, не метель рассыпается,
Рождество к нам идёт, приближается.
С играми, да плясками
С песнями, да сказками.
Песня « За окошком Рождество»
Ряженые –Здравствуйте хозяева добрые.
С новым годом! С новым счастьем!
С новым здоровьем! (кланяются)
Разрешите покалядовать?
Хозяйка- Здравствуйте гости дорогие!
Проходите, мы вам всегда рады.
Ряженые идут по кругу, поют колядку.
Коляда, коляда отворяй-ка ворота,
Пришла коляда- накануне Рождества
С пышками, с лепёшками,
Со свиными ножками
Коляда, коляда, подай пирога!
Подавай не ломай, а по целому давай!
Дети берут атрибуты обряда, говоря при этом:
- Звезда - моя.
- А мой месяц.
- Вертеп- Полинке,
- А коза- Агрипинке.
Агрипинка (девочка) берёт козу за поясок, гладит её, коза «бодается». Агрипинка гладит козу и приговаривает:
- Коза моя серая по горке ходила
Коза моя смелая волка дразнила.
(коза прыгает, «дразнит» волка)
Волк такого не стерпел: взял козушку да съел!
Коза падает на пол.
Мальчик- Нашей козе не много надо:
Решето овса, поверх колбаса,
Три куска сала…
Чтоб коза встала! (коза вскакивает)
Все идут по кругу (хоровод)
- Мы не сами идём-
Мы козу ведём.
Где коза ходит
Там жито родит.
Где коза хвостом (коза виляет хвостом)
Там жито кустом.
Где коза ногою ( коза топает ногой)
Там жито копною.
Где коза рогом (коза «бодает»)
Там жито стогом.
Хозяйка – Ваши песни хороши
Ну-ка козочка спляши!
Игра с козой
Хозяйка – Колядующие славят хозяев, желают им всякого благополучия.
1-й ребёнок
-Мы пришли Христа прославить
Всех вас с праздником поздравить!
2-й ребёнок
- Чтоб хозяину жилось- богателосья,
Чтоб хозяюшка была как лебёдушка бела!
3-й ребёнок
- Чтобы деточки в дому,
Словно пчёлочки в меду!
Хозяйка : - спасибо вам за добрые пожелания, за весёлые песни и игры. Оставайтесь с нами. Ведь как святки проведёшь, таким и год будет.
Колядующих благодарят, угощают, дают с собой разные деревенские лакомства. Ребятишки получают в награду леденцы, пряники-« козульки», изображающие фигурки коней, коровок, оленей, овечек.
- Да вот беда, не успела я испечь угощение, может поможете мне?
Дети: - С удовольствием.
Хозяйка достаёт соленое тесто и все начинают делать печенье (средние с помощью формочек, а старшие по схемам). Затем все украшают печенье бусинами, пуговицами и др. бросовым материалом (по выбору).
После окончания работы дети встают в хоровод идут по кругу и поют Колядку
- Колядки, колядки,
Собрались ребятки,
По деревне прошли,
Вместе Коляду нашли.
Коляда- моляда
Всех ребят созвала
Всех ребят созвала
Всем гостинцы раздала.
Хозяйка: - Спасибо вам гости дорогие, что пришли нас поздравить. «Не красна изба углами, а красна пирогами» прошу всех гостей к самовару. Все рассаживаются за столы, занятие заканчивается чаепитием.
Список используемой литературы
- А.В. Терещенко. История культуры русского народа. М. Эксмо 2007.
- Л.И.Мельникова., А.Н.Зимина. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях (на примере земледельческих праздников). М. Гном-Пресс, 2000.
- Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа Учебно-методическое пособие.- 2-е издание СПб. Детство-Пресс, 1998.
- Русский народный календарь/О.В.Третьякова. М.Метафора.-2006.
- Михайлова.М.А. А у наших у ворот развесёлый хоровод. Народные праздники, игры, развлечения. Ярославль: академия развития, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий рождественского развлечения "Пришла коляда - отворяй ворота"
Развлечение "Пришла коляда - отворяй ворота"...
Пришла Коляда - отворяй ворота
Сценарий фольклорного праздника, посвященного рождественским праздникам...
Пришла коляда, отворяй ворота!
Развлечение направленно на развитие познавательного интереса у детей к истории русских народных праздников, к истокам народной культуры....
Пришла Коляда - отворяй ворота
Сценарий развлечения для детей 4-7 лет...
« Пришла Коляда—отворяй ворота!». Фольклорный праздник.
Сценарий фольклорного праздника: "Пришла Коляда - отворяй ворота!"...
Конспект досугового мероприятия в рамках ознакомления с устным народным творчеством с использованием мультимедиа-презентации по теме: «Пришла Коляда-отворяй ворота» для детей коррекционных групп с ЗПР.
Цели и задачи: познакомить с традициями, связанными с новогодними празднованиями на Руси, а также узнать, что такое ряженье и колядки; познакомить с малыми фольклорными формами, с традицио...
Конспект досугового мероприятия в рамках ознакомления с устным народным творчеством с использованием мультимедиа-презентации по теме: «Пришла Коляда-отворяй ворота» для детей коррекционных групп с ЗПР.
Цели и задачи: познакомить с традициями, связанными с новогодними празднованиями на Руси, а также узнать, что такое ряженье и колядки; познакомить с малыми фольклорными формами, с традицио...