Не забывайте народные игры!
консультация

Колесникова Наталия Александровна

Консультация для педагогов

«Не забывайте народные игры!»

 

            Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны: игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.

         Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках и в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

         Подвижные игры народов Сибири - это наше богатство. Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный настрой, интерес к народному творчеству.

Народные  игры передаются из поколения в поколение, наши бабушки и дедушки научили играм наших родителей, а они нас. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! А так же часто играли в бурятские, татарские, чувашские, якутские, украинские народные игры.

В настоящее время, в мир информационных технологий, я работая с детьми заметила, что молодым родителям то ли неохота, то ли нет времени научить детей играть. И зачастую дети не знают простых игр, в которые в детстве играли мы с вами. Поэтому я считаю, что задачей каждого воспитателя является научить детей, показать им игры народов сибири – ведь это наши традиции и история. А некоторые дети даже с помощью игр узнают свои корни и истоки.

           Так в группе, в которой я работаю есть дети разных национальностей, это девочка татарской национальности, мальчик - цыган, девочка бурятской. И я считаю, что их культура народа должна быть тесно пересекаться с нашей культурой и традициями.

Народные игры отражают культуру и менталитет нации, поэтому претерпевают существенные изменения под влиянием экономических, социальных, политических, и прочих процессов.

Считаю, что необходимо восстанавливать традиции  народов Сибири и обучить детей  народным играм.

Предлагаю рассмотреть некоторые народные игры:

 Бурятские народные игры: «Табун», «Иголка, нитка, узелок», «Волк и ягнята», «Ищем палочку», «Бабки-лодыжки»,

Татарские народные игры: «Продаем горшки», «Серый волк», «Скок-перескок», «Займи место», «Ловишки», «Жмурки», «Лисички и курочки», «Кто дальше бросит»

Чувашские народные игры: «Хищник в море», «Рыбки», «Луна и солнце», «Расходись!»

Якутские народные игры: «Волк и жеребята», «Ястреб и утки», «Игра в мяч», «Соколиный бой», «Перетягивание на палках», «Сокол и лиса», «Пятнашки»

Игры народов Сибири и дальнего востока: «Солнце», «Олени и пастухи», «Куропатки и охотники», «Льдинки, ветер и мороз», «Ручейки и озера», «Рыбаки и рыбки», «Белый шаман», «Тройной прыжок», «Охота на волка», «Борьба на палке»

Белорусские народные игры: «Прела-горела», «Заяц-месяц», «Ежик и мыши», «Иванка», «Мельница», «Заплетись плетень», «Колечко».

Еще один большой «плюс» народных игр – игровой инвентарь можно в избытке найти в любом доме.

В каждую из этих игр дети могут вполне поиграть и сейчас. Они просты, понятны и не требуют специфических навыков, специальной подготовки и какого-либо инвентаря, за исключением самого простейшего.

         В структуре игры выделяется единая цель и одноплановость действия, что создает классическую простоту народной игры. Народные игры начинались с зазывалок.

«Зазывалки»

Сам игровой процесс не мыслим без прелюдии. Предыгровые зазывалки, как метод сбора участников будущей совместной игры при помощи специальной речевки, имеет давнюю традицию. Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре:зазывалки бывают разные например

Чижик-пыжик воробушек,
По улоньке скачет,
Девиц собирает
Поиграть-поплясать
Себя показать?

Или:

Тай-тай, налетай!
Кто в жмурки (прятки, салки и т.д.) играй?

Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор:

Тай-тай, налетай!
Никого не принимай!

Так как в большинстве игр требуется водящий, нередко зазывалка использовалась заодно и для его определения: Последнему – водить!

В тех случаях, когда зазывалка не определяла водящего или такового не было в самой игре (например, в командных играх), использовали жребий или считалку.

Народные игры имеют так же игровой зачин (“считалка”, “жеребьевка”). Он вводит ребенка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей.

«Считалка»!

        Это, обычно, короткие стишки, с помощью которых играющие дети определяют водящего или распределяют роли каждого в игре. Считалки – это один из самых богатых, очень популярных, ярких и выразительных, самых распространённых и интересных видов детского творчества.

Примеры старинных считалок.

Считалка-заменка
Ходит бабка с длинным носом,
А за нею дед.
Сколько деду лет?
Говори поскорей,
Не задерживай людей!

Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сели пчелы на цветы.
Мы играем – водишь – ты!

Считалка-числовка
Раз, два, три, четыре!
Жили мыши на квартире.
Чай пили, чашки били.
Притом денежки платили!
Кто не хочет платить– тому и водить!

Семка тощий, не валися!
Степка толстый, берегися!
Савка шустрый, становися!
Санька слабый, оставайся!
Сенька малый, не качайся!
Родион, поди вон!

Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в “Жмурки”, “Кошки-мышки” и др. охотно играют дети младшего, старшего дошкольного и школьного возраста.

Народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Нет нужды доказывать, что народные игры с давних пор были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу». Вот, например, ловилки-догонялки: и ловкость развивают, и внимание настраивают, и скорость реакции улучшают. А специальные исследования показывают, что они еще и весьма благотворно действуют на формирование культуры общения.

Сейчас я предлагаю вам поиграть вместе со мной в якутскую игру, которая называется «Сокол и лиса»

Выбираются сокол и лиса. Остальные дети – соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. Лиса ловит тех кто не присел.

Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой (Г.С. Виноградова указывает на игровые песни как содержание игры). В младенческих играх трудно различить, где кончается песня и начинается игра. Песня постепенно переходит в подвижную игру.

Предлагаю вам поиграть в белорусскую хороводную игру: Хоровод "Вейся, вейся, капустка!" - беларусская народная игра. Она очень интересная и веселая и для играющих и для зрителей. Дети и взрослые берутся за руки, образуя вереницу, и не быстро идут. При этом поётся песня:

Вейся, вейся капустка!
Вейся, вейся белая
Как же мне капустке не виться
Как же мне зимой не валиться!

Ведущий хоровода проводит всю вереницу через поднятые руки последних участников, затем вторых, третьих и так далее, пока весь хоровод не завьется в "вилок капусты" .
После того как все участники полностью завились, капуста начинает "развиваться".

Заключение

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными “свежими” для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Народные игры2.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Не забывайте народные игры!» Городское методическое объединение педагогов МБДОУ в реализации образовательной области «Физическое развитие» Наталия Александровна Колесникова, воспитатель МБДОУ «Детский сад №212»

Слайд 2

Игра – ведущий вид деятельности ребенка Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего

Слайд 3

Подвижные игры народов сибири - это наше богатство. Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный настрой, интерес к народному творчеству

Слайд 4

Народные игры Самодостаточные произведения народного творчества, созданные и отточенные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа

Слайд 5

Бурятская игра: Табун

Слайд 6

Татарская игра: Мяч по кругу

Слайд 7

Игры народов сибири и дальнего востока: Солнце (Хейро), Ручейки и озера

Слайд 8

Зазывалки метод сбора участников будущей совместной игры при помощи специальной речевки

Слайд 9

Считалки короткие стишки, с помощью которых играющие дети определяют водящего или распределяют роли каждого в игре

Слайд 10

Хороводные игры комплекс игровых упражнений, которые включают в себя, свободное движение, музыку, пение, пантомиму, а также декламацию стихов

Слайд 11

Играйте с детьми в народные игры!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Не забывайте народные игры"

Народные игры в воспитательном и учебном процессе являются неисчерпаемым языковым источникам, образцом эстетичности, гармоничности. Они способствуют воспитанию  у детей умения творчески мыс...

Консультация для родителей «Не забывайте народные игры»

Русские народные игры отражают исконную любовь русского человека к веселью, движениям, удальству, молодечеству....

Не забывайте народные игры.

Современная педагогическая наука при помощи народных подвижных игр позволяет создать условия, благодаря которым успешно развиваются показатели психофизического развития ребенка....

Консультация для родителей "Не забывайте народные игры"

Консультация для родителей поможет узнать, в какие народные игры можно поиграть с детьми...

Консультация "Не забывайте народные игры".

Консультация"Не забывайте народные игры"....

Выступление на педсовете Тема: «Не забывайте народные игры!»

Выступление на педсоветеТема: «Не забывайте народные игры!»...