Картотека русских народных игр
картотека

Кныш Анна Алексеевна

Картотека русских народных игр. В сотав картотеки входят игры, которые использовали на территории Алтайского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека русских народных игр47.45 КБ

Предварительный просмотр:

Народная игра Алтайского края «Перстенёк»

Дети сидят на лавочке, или на стульчике и все вместе поют:

«Травка на склоне горы мягка как шелк. Девочка с перстеньком красива, как цветок».

Водящий всем по очереди как бы отдает перстенек. Но достанется он кому-то одному. У кого оказался перстенек выбегает и поет продолжение (останавливать выбегающего не надо).

«Под солнцем стоит тополь, шумит золотой листвой. Мой перстенек отдайте, пока солнце над горой»!

Народная игра «Перстенек» очень напоминает знакомую игру «Колечко». Если колечко оказалось у мальчика, то можно петь: «Мальчик с перстеньком красив, как цветок».

«Шёл козёл дорогою»

Шёл козёл дорогою,

Дорогою широкою,

Нашёл козу безрогую,

Безрогую козу...

ребёнок выбирает себе пару и выполняет с ней танцевальные «па», указанные в песне:

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем, с тобой.

После целуются или обнимаются, кого выбрали, остается в кругу и выбирает другого по ходу песни.

«Гори, гори ясно…» или «Горелки»

Играющие встают парами в колонну. Впереди каждой колонны стоят

водящие - «горящие», держат платочек. Играющие поют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

С последними словами «Колокольчики звенят!» дети, стоящие в последних

парах, бегут вдоль колонн (один слева, другой справа), кто вперед добежит

 до «горящего». Кто первый становится «горящим», а остальные встают

парой впереди колонны.

«Золотые Ворота»

Для игры нужно хотя бы 7-8 участников, но если народу больше, то играть

веселее! Принять участие в этой забаве могут детки от пяти лет.

Правила игры очень просты. Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота»

(поднимают сомкнутые руки вверх). Для того, чтобы выбрать  пару детей на

роль «ворот», воспользуйтесь детской считалкой. Остальные берутся за руки

цепочкой, впереди «мама» всех ведет за собой, и хоровод начинает двигаться,

проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят

такие слова:

 «Золотые ворота,

проходите, господа:

Первой мать пройдет,

Всех детей проведет.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!»

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» — водящие опускают

руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри

«ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота»

разрастутся до 4-х человек, они смыкаются в круг. Игра, обычно, идет до

двух последних не пойманных игроков.Игра прекращается, если поймали

«маму».

«Как у дядюшки Федота»

Как у дядюшки Федота

Было семеро детей

Они не пили, не ели

Друг на друга все глядели

Разом делали, вот так. Как?:

Играюшие дети, встают кругом, взявшись за руки, водят хоровод и поют

песню. В центре круга мальчик «Федот», или девочка «Арина» по окончании

её, показывает какое-нибудь действие, связанное с движением и все

участники, стоящие в хороводе его повторяют. «Федот» («Ариной»),

выбирают понравившегося вместо себя и игра вновь продолжается.

Вместо имён «Федота» и «Арины» могут называться имена самих участников.

«Дударь»

Дударь, дударь, дударище

Старый, старый старичище

Его под колоду,

Его под сырую,

Его под гнилую.

— Дударь, дударь, что болит?

— Голова. (Дударь отвечает, варианты ответов могут быть разные).

Ребята ходят по кругу, взявшись за руки и поют песенку. В центре хоровода

 стоит «дударь». Пропев песенку хором спрашивают у «дударя»: «Дударь,

 дударь, что болит?» «Дударь» отвечает :«Голова» (спина, брови, уши, и

 т.д.). И все ребята, находящиеся в хороводе, одновременно руками берут

 рядом стоящего соседа за названное «больное место». Песенка для

«Дударя» поётся 2-3 раза и когда, в очередной раз у «Дударя» спрашивают:

 «Что болит?», он отвечает: «Здоров!». Выбирает из круга на своё место

другого и игра продолжается.

«Жмурки»

Одному завязывают глаза. Крутят его и спаршивают:

- Кот, кот, на чем стоишь?

- Н аквашне.

- Что в квашне?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас.

«Гуси-гуси»

На противоположных краях небольшого поля «гуси» и «хозяйка», посредине поля «волк». Хозяйка зовет гусей:

- Гуси-гуси!

- Га-га-га.

- Есть хотите?

- Да, да, да.

- Серый волк под горой,

Зубы точит, вас съесть хочет.

Ну, летите, как хотите,

Свои крылья берегите.

«Гуси» перелетают к «хозяйке», «волк» ловит их. Кого поймает – то становится «волком».

«Булавочка»

Все сидят на лавочке. У водящего в руках булавка. Он идет по ряду и должен одному из играющих вложить в ладошки. А другой (сидит далеко) должен отгадать, у кого булавка. Если он отгадал, то то, у кого булавка, становится водящим.

«Голуби летят»

Играющие становятся в круг, один из них «водящий», остается в центре круга. Когда он произносит: -голубь летит или называет любую другую птицу, он поднимает руки и делает прыжок, и все играющие должны повторить за ним движение. Когда же он называет какое-либо не летающее животное, например, говорит: «Собачка летит!», все должны стоять спокойно. Сделавший прыжок платит «штраф». Выполняет какое-либо задание.

«Петухи»

Петухи – известные драчуны. Два мальчика сходятся , прыгая на правой ноге. Сблизившись, пытаются вытолкнуть друг друга из круга. Проиграл тот, кто потерял равновесие, встал на две ноги. Или кого вытолкали из круга. Проигравший «кукарекает».

«Бой на корточках»

Играют парами. Двое, присев на корточки друг перед другом, вытягивают руки вперед. По сигналу, каждый толкает ладонями соперника, заставляя его тем самым терять равновесие. Кто упадет, тот проиграл.

«Номера»

Играющие становятся по парам в круг. По середине круга двое играющих: один с ремнем в руке, другой бежит к любой паре и становится позади ее. Стоящий впереди этой пары быстро передвигается к другой паре. Если зазевается, получит ремнем.

«Номера» (игра с ремнем)

Парни садятся на стулья. Девушки, на одну меньше, садятся им на колени. Предварительно, ведущий с ремнем раздает им номера. Например, если 11 девушек, говорит, что номера от одного до 11. Парень у которого пусто на коленях должен быстро назвать номер, или получит ремнем, девушка если зазевается, то тоже получит ремнем.

«Между поленьями»

На землю ставится несколько чурок. Играющий должен запомнить их расположение и с завязанными глазами пройти между ними так, чтобы не задеть и не сбить их.

«Воробьи»

В земле выкапывают яму, кладут деревянную дощечку, а на нее мяч. Затем бьют по дощечке палкой. Нужно поймать мяч. Поймавший мяч меняет водящего.

«Колышки»

Все играющие делятся на пары так, чтобы одному человеку из играющих, пары не было. Затем по одному из играющих из пары усаживаются в круг. Это будут «колышки». Другие стоят рядом своей пары. Это «продавцы». Тот, кому не досталось пары, ходит вокруг стоящих и спрашивает: «Кума, кума, продай кола». В первом случае они говорят: «Купи», во втором – «Не продажный». Если колышек продан, и продавший, и купивший обегают круг, каждый в противоположную сторону. Обежавший раньше становится в круг.

«Пятнашки»

Один из играющих выбирается пятнашкой, остальные разбегаются. Пятнашка старается догнать кого-либо и ударить по плечу ладонью. потом тот, кого он ударил, становится пятнашкой.

Или поступают следующим образом: ловящий, поймав кого-либо из бегущих, спрашивает:

- У кого был?

- У тетки.

- Что ел?

- Клецки.

- Кому дал?

- (называет имя, кого назвал тот и начинает ловить).

Обычно играющие проводят черту, за которой находится их дом и где пятнашка не может их преследовать. Ту же игру можно играть с мячом, пятнать мячом.

«Подмастерье»

Один из играющих рассказывает остальным, что его сын служит подмастерьем у кузнеца или портного, или парикмахера, булочника и т.д. и называет первую букву изготовленного им предмета. По этой букве играющие должны отгадать предмет. Кто отгадал, становится водящим.

«Уголки»

Четверо играющих становятся по углам, пятый подходит к ним по очереди и говорит: «Кумушка, дай ключи», на что ему отвечают: «Пойди, там постучи». В это время, стоящие в углах меняются местами, а стоящий по середине пытается захватить какой-либо угол. Если ему это удается, то тот, кто остался без угла становится водящим.

Если все попытки захватить угол остаются безуспешными, то ему предоставляется еще одно средство: он бьет в ладоши и кричит: «Воры идут!», тогда все кумушки должны перемениться местами, и в общей суматохе ему будет легче занять какой-либо угол.


«Зайка беленький сидит» (русская народная игра)

 

Цель: Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с
текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова
текста. Доставить детям радость.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках или скамейках с одной стороны комнаты. Педагог говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину, становятся около педагога и присаживаются на корточки. Педагог произносит текст:

Зайка беленький сидит и ушами шевелит.

Вот так вот так он ушами шевелит. (дети шевелят кистями рук, подняв их к голове)

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть (со слова «хлоп» и до конца фразы дети хлопают в ладоши)

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать

Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать! (со слов «скок» и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте).

Кто-то зайку испугал, зайка прыг…….и ускакал (воспитатель показывает игрушку мишку—и дети убегают на свои места.)

 

Игра «Ищем палочку» (бурятская народная игра)

 

Участники игры становятся по обе стороны бревна (скамейки, доски), закрывают глаза. Ведущий берет короткую палочку (10 см) и бросает подальше в сторону. Все внимательно слушают, стараются отгадать, куда упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдет ее, незаметно подбежит к бревну и постучит палочкой. Если же другие игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его и запятнать. Тогда палочка переходит к тому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает от остальных.

Правила игры. Осаленный должен быстро передать палочку.

 

«Заинька» (русская народная игра)

 

Цель:  Развивать ритмический слух, внимание, импровизацию по тексту песни.

Ход игры: Дети вместе с педагогом становятся в круг. Педагог поет песенку и показывает детям движения.

1. Заинька топни ножкой, серенький топни ножкой

    Вот так этак, топни ножкой! (2 раза) (дети топают ножкой руки на поясе)

 2.Заинька, бей в ладоши, серенький, бей в ладоши!

    Вот так этак, бей в ладоши! (2 раза) (дети хлопают в ладоши)

 3.Заинька, повернись, серенький, повернись,

    Вот так этак повернись (2 раза) (повороты в стороны, руки на поясе)

 4. Заинька попляши, серенький попляши!

Вот так этак попляши (2 раза) (дети подпрыгивают на двух ногах кто как может)

 5. Заинька поклонись, серенький поклонись

     Вот так этак поклонись (2 раза) (дети кланяются, разводя руки в стороны).

 

Заинька выбирай, серенький выбирай!

Вот так этак, выбирай (2 раза)

 

Ребенок выбирает другого заиньку и игра повторяется. Песню педагог должен петь так, чтобы пение соответствовало темпу движений маленьких детей.

 

 «По ровненькой дорожке» (русская народная игра)

 

Цель: развивать у детей умение согласовывать движения, наблюдательность, активность, сообразительность. Вызвать у детей чувство радости.

 

Ход игры: Дети свободно группируются или строятся в колонну и идут гулять.  Педагог ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Раз-два, раз-два,

По камещкам, по камешкам

По камещкам, по камешкам….

В ямку бух!

При словах «По ровненькой дорожке дети идут шагом. Когда педагог говорит: «По камешкам, по камешкам» - они прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова «В ямку бух»» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы» - и дети поднимаются. Снова повторяем стихотворение.

После нескольких повторений он произносит другой текст:

 

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке.

Устали наши ножки, устали наши ножки.

Вот наш дом—здесь мы живем.

 

По окончании текста малыши бегут в дом (заранее договариваются, где будет дом—на скамейке, за проведенной чертой и т.д.).  

 «Карусели» (русская народная игра)

  

Цель: Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал. Развивать внимание и умение ориентироваться.

 

Ход игры: Педагог предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:

 

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

 

Дети останавливаются.

 

«Ходит Ваня» (русская народная игра)

  

Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.

 

Ход игры: Дети и воспитатель становятся в круг Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова:

Ходит Ваня, ходит Ваня,

Посреди кружочка

Ищет Ваня, ищет Ваня,

Для себя дружочка

Нашел Ваня. Нашел Ваня

Для себя дружочка

Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка.

Стоя в кругу, они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего, игра продолжается.

  

«Колпачок» (русская народная игра)

 

Цель: учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры.

Ход игры: Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель выбирает одного из детей, он будет колпачком. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают по тексту:

Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки,

Красные сапожки

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили

На ноги поставили

Танцевать заставили.

Танцуй сколько хочешь.

Выбирай кого захочешь!

Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад, образую большой круг, и хлопают в ладоши. Ребенок, стоящий в круге выбирает пару и дети танцуют под музыку.

  

«Мороз Красный Нос» (русская народная игра) 

 

Цель: развитие умения выполнять характерные движения; упражнять детей в беге.

 

Ход игры: Воспитатель стоит напротив детей на расстоянии 5 метров и произносит слова:

 

Я – Мороз Красный Нос. Бородою весь зарос.

Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей!

Выходите, зайчики! Девочки и мальчики!

(Дети идут навстречу воспитателю.)

- Заморожу! Заморожу!

 

Воспитатель пытается поймать ребят – «зайчат». Дети разбегаются.

  

«Курочка – хохлатка» (русская народная игра)

 

Цель: упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя; упражнять детей в ходьбе.

 

Ход игры: Воспитатель изображает «курицу», дети – «цыплят». Один ребёнок (постарше) – «кошка». «Кошка» садится на стул в сторонке. «Курочка» и «цыплята» ходят по площадке. Воспитатель говорит:

Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки,

Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко».

Приближаясь к «кошке», воспитатель говорит:

На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.

«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые убегают в определённый угол площадки – «дом» - к курице-маме. Воспитатель («курица») защищает «цыплят», разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!» При повторении игры роль «кошки» поручается другому ребёнку.

 

«Зайцы и волк» (русская народная игра)

 

Цель: приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять  прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве, находить своё место.

 

Ход игры: Дети – «зайцы» прячутся за кустами и деревьями. В стороне, за кустом, находится «волк». «Зайцы» выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идёт!» - «зайцы» убегают и прячутся за кусты, деревья. «Волк» пытается их догнать. В игре можно использовать стихотворный текст:

 

Зайки скачут: скок, скок, скок –

На зелёный на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают,

Не идёт ли волк?

 

«Хоровод» (русская народная игра)

 

Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.

 

Ход игры: Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись за руки, ходят по кругу.

 

Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов

Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ!

До того мы закружились, что на землю повалились.

Бух!

 

При произнесении последней фразы выполняют приседания.

  

 

«Наседка и цыплята» (русская народная игра)      

                  

Цель: учить детей подлезать под верёвку, не задевая её, увёртываться от водящего, быть осторожным и внимательным; приучать их действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.

Ход игры: Дети, изображающие цыплят, вместе с воспитателем – «наседкой» - находятся за натянутой между стульями на высоте 35-40 см верёвкой или дугой  – «домом». На противоположной стороне площадки сидит кот.  «Наседка» выходит из «дома» и отправляется на поиск корма, она зовёт «цыплят»: «Ко-ко-ко-ко». По её зову «цыплята» подлезают под верёвку, бегут к «наседке» и вместе с ней гуляют, ищут корм.

Цыплята по двору гуляли, цыплята зёрнышки искали.

(прыгают на двух ногах с продвижением вперед)

Клю-клю-клю, клю-клю-клю, так я зерныщки клюю.

(приседают, стучат пальчиками по полу)

А как выйдет Васька-кот, лапкой мордочку утрет.

(кот выполняет движения по тексту)

Разбегайтесь кто куда, а то птичек ждет беда.

(цыплята убегают домой).

По сигналу: «Кот»- «цыплята» быстро убегают в дом. Роль «наседки» в первое время выполняет воспитатель, а затем эту роль можно давать детям, сначала по их желанию, а потом по назначению воспитателя.

 

«Снег, снег  кружится…»(русская народная игра)

 

Цель: научить соотносить собственные действия с действиями участников игры.                      

Ход игры: Воспитатель напоминает детям, что снег легкий, он медленно падает на землю, кружится когда подует ветерок.

Воспитатель, предлагает покружиться, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!»

Затем жестом приглашая детей приблизиться, произносит: «Собрались мы все в кружок! вертелись, как снежок».

Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают. Воспитатель произносит:«Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в! («В-в-в!»- произносят дети.) Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны».

Дети разбегаются по площадке.

Игра по желанию детей повторяется 3-4 раза.

 

"Метелица" (русская народная игра)

  

Цель: Доставить радость детям веселой игрой

 

Ход игры: Играющие встают в круг и, не сходя с места, начинают кружиться, напевая:

Метелица, метелица,                            
Снег по полю стелется!

Кто кружится, вертится-

Тот заметелится!

  На последнем слове песни все должны остановиться и стоять, не шевелясь. Кто упадет, или не сможет вовремя остановиться, тот из игры выходит. Остальные опять поют песню и кружатся. Остается в круге самый выносливый. Он и выигрывает.

  

Русская народная потешка  «Где вы были?» (русская народная игра)

 

Дети ведут диалог с педагогом.

 

Воспитатель: Ножки, ножки, где вы были?

Дети: За грибами в лес ходили.                              Ходят на месте.

Воспитатель: Что вы, ручки, роботали?

Дети: Мы грибочки собирали.                               Приседают и

Воспитатель: А вы глазки помогали?                   «собирают грибы».

Дети:

Мы искали да смотрели,                                        Смотрят из- под

Все пенечки оглядели.                                           руки, поворачиваясь

                                                                                  вправо и   влево.

Вот и Ванюшка с грибком,                      Сжимают пальцы одной руки в

С подосиновичком!                                                  кулак и прикрывают ег

                                                                                     сверху  ладонью другой.

 

«Зайка шел» (русская народная игра)

 

Цель: Учить детей ходить по кругу и выполнять движения, согласно тексту.

 

Ход игры:  Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:

 

Зайка шел, шел, шел,

Морковку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Капустку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Картошку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

 

На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.

 

«Кружок» (русская народная игра) 

 

Цель: Выполнять движения в соответствии с текстом, не путаться с нарастанием темпа.

 

Ход игры: Встаем в круг, держась за руки. Ведущий предлагает повторить за ним движения:

Мы сперва пойдем направо

А затем пойдем налево

А потом в кружок сойдемся

И присядем на немножко

А теперь назад вернемся

И на месте покружимся

И похлопаем в ладоши.

А теперь в кружок все вместе.

(Повтор игры несколько раз, но в ускоряющемся темпе)

  

«Снежок» (русская народная игра)

 

Цель: Развивать умение выполнять характерные движения, учить двигаться по кругу.

 

Ход игры: дети встают в круг

На мотив («как на тоненький ледок»)

Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок                (идут по кругу)

Мы потопаем, мы потопаем    (топают ногами)

Будем весело плясать,

Будем ручки согревать               (потирают ладошки)

Мы похлопаем, мы похлопаем (хлопают)

Будем прыгать веселей               (пружинки)

Чтобы стало потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем (прыгают)

  

 «Гуси» (русская народная игра)

 

Цель: развивать диалогическую речь и соотносить слова с действиями.

Указания взрослого:

- Гуси ходили в поле свежей травки пощипать, потом искупались в речке, собрались домой – а не пройти! Под горой сидит волк, хочет гуся схватить. Я буду волк, а вы – гуси!

                                         - Гуси, гуси!

                                                             (дети: «га-га-га!»)

                                         Есть хотите?

                                                             («Да-да-да!»)

                                         Хлеба с маслом?

                                                             («Нет!!!»)

                                         А чего же вам?

                                                             («Конфет!!!»)

                                         Летите домой!

Взрослый произносит вместе с детьми:

                                        Серый волк под горой

                                        Не пускает нас домой.

                                        Раз, два, три – домой беги!

Дети начинают перебегать, а взрослый с игрушечным волком догоняет детей.

 

«Одуванчик» (русская народная игра)

 

Цель: Учить правильно выполнять движения по тексту, слышать окончание музыки.

Ход игры:  Дети выполняют движения по тексту игры.

По краешку канавки

На травяном диванчике

Весёлою гурьбою

Расселись одуванчики

Тут и солнышко взошло,

Покатились мячиком.

Идет красно солнышко,

Где же одуванчики?

Дети– одуванчики в желтых шапочках бегают под музыку, бубен. С окончанием музыки они бегут на стулья.

Ведущий произносит текст, после чего идет искать одуванчики, которые закрывают руками лицо, прячутся.

Ведущий: Желтый одуванчик, я тебя сорву.

Желтый одуванчик, спрятался в траву

Ведущий уходит. Игра начинается снова.

  

«Зайки» (русская народная игра)

 

Цель:  развивать быстроту

ХОД ИГРЫ: Ребенок изображает "зайчика", а взрослый - "волка". "Зайчик" делает то, о чем поется в песенке, а на последних словах песенки: "Волк идет!" - "волк" бежит за "зайчиком", который убегает от него.

Заиньки перебегают

То лужок, то лесок.

Землянику собирают,

Скок да скок! Скок да скок!

Здесь полянка мягче шелка,

Оглянись, оглянись!

Берегись лихого волка,

Берегись, берегись!

Заиньки уснули сладко,

Лес шумит! Лес поет! -

Убегайте без оглядки:

Волк идет, волк идет!

 

 «Зайка» (русская народная игра)

 

Цель: Учить детей передавать настроение, вызывать радость.

Ход игры:

Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:

Зайка, зайка! Что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты вставай, вставай, скачи!

Вот морковку получи! (2 раза)

Получи и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.

 

 «Козлик» (русская народная игра)

  

Ход игры. В центре круга, в котором стоят дети, - «козлик». Дети поизносят слова потешки и выполняют движения в соответствии с текстом.

 

Вышел козлик погулять,

Свои ножки поразмять.

Козлик ножками стучит,

По-козлиному кричит:

«Бе-е-е, бе-е!»

 

Дети двигаются в центр круга и обратно. Дети стоят в кругу, а «козлик» стучит «копытцами» и показывает «рожки». «Козлик» кричит и догоняет детей, которые разбегаются.

  

Игра с «петушком» (русская народная игра)

Ход игры: Дети стоят лицом в круг. В центре – ребенок в шапочке петушка. Произносится текст потешки и выполняются движения.

 

Трух-тух-тух-тух!

Ходит по двору петух.

Сам – со шпорами,

Хвост – с узорами!

Под окном стоит,

На весь двор кричит,

Кто услышит –

Тот беит!

- Ку-ка-ре-ку!

 

Дети идут по кругу, высоко поднимая согнутые в коленях ноги и размахивая крыльями. «Петух» также идет по круг, но противоходом. Дети разворачиваются лицом в круг, продолая размахивать «крыльями». «Петух» останавливается в центре круга, хлопает себя «крыльями» и кричит. Дети разбегаются, «петух» старается их догнать.

 

«Табун» (бурятская народная игра)

 Для проведения этой игры дети и взрослые должны стать в круг (лицом к центру), крепко взявшись за руки. Эта часть участников будет изображать «лошадей». Внутри круга размещается небольшая группа детей — это маленькие, несмышленые «жеребята». За кругом ходит «жеребец», который охраняет табун от двух-трех «волков». Они рыскают вокруг и хотят украсть «жеребят». «Волки» могут разорвать цепочку из рук и увести «жеребенка» в свое логово (заранее обозначенное место). Если «жеребец» осалил «волка», тот выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все «волки» будут осалены. Распределение ролей в игре происходит по жребию или считалке.

«Волк и ягнята» (бурятская народная игра)

 

 Все участники игры получают свои роли: один будет «волком», другой — «мамой-овцой», а все остальные — «ягнятами». «Ягнята» ходят гуськом и держатся друг за друга, прячась за спиной «овцы». Они двигаются по площадке для игры и встречают «волка». «Овца» спрашивает у «волка»: «Что ты здесь делаешь?» Он отвечает: «Вас жду!» «А зачем ты нас ждешь?» — «Чтобы вас всех съесть!» После этих слов «волк» нападает на «ягнят» и пытается утащить их в свое логово. Задача «овцы» — защитить своих детей. В этой игре есть ряд важных правил:

➣ все «ягнята», убегая от «волка», должны держаться друг за друга и двигаться «змейкой», уклоняясь от врага;

➣ направление движения задает «овца»;

➣ «волк» хватает только последнего «ягненка» в цепочке;

➣ «волк» не должен отталкивать «овцу».

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека русских народных игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Картотека русских народных игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста...

Картотека русских народных игр с мячом

Всё новое - это хорошо забытое старое.                                              ...

КАРТОТЕКА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР.

Уважаемые коллеги! Когда вы работаете над темой "Патриотическое воспитание дошкольников", можете использовать данную картотеку. Скачивайте, распечатывайте и играйте. Можете предложить этот материал ро...

Картотека русских народных игр

картотека подвижных народных игр...

Картотека "Русских народных игр"

Русские народные  игрыСалки Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков. Но у этой игры есть несколько усложняющи...

Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры. Картотека русских народных игр.

Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры ...

Картотека "Картотека русских народных игр Группа№ 9 (возраст 3-4 года)"

Красота в искусстве есть выражение игры человеческой сущности (Ф. Шиллер). ...Следовательно и игра, и искусство – это способ общения человека и человечества с миром.Сущность человеческой игры пр...


 

Комментарии

Олеся Андреевна Лукоянова

Интересная картотека русских народных игр. Надо применить на своей практике. Спасибо за подробный материал.