"Украшение национального костюма"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risov.docx | 14.74 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД «Украшение национального костюма»
Задачи:
-расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве;
-познакомить ребят с мордовским национальным костюмом;
-закреплять умение детей создавать узор из различных элементов мордовского орнамента.
Оборудование: кукла в национальном костюме, аудиозапись мордовской народной музыки.
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение:
Есть край, наш мордовский-
Он самый красивый
Среди необъятных просторов России,
Среди неоглядных российских широт,
И самый красивый народ в нем живет!
Воспитатель. Ребята, понравилось вам стихотворение?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Как вы думаете, о чем оно?
Дети. (Стихотворение о нашей Республике Мордовия.)
Воспитатель. Как вы думаете, почему наша Республика называется Мордовия?
Дети. (Она так называется, потому что здесь живет народ-мордва.)
Воспитатель. Кроме мордвы в нашей республике живут и другие народы. Кто знает, какие еще народы живут в Мордовии?
Дети. (В Мордовии живут еще русские, татары, украинцы.)
Воспитатель. Эти народы живут в мире и согласии, помогают друг другу так же, как и мы в нашем саду.
(Стук в дверь, заходит кукла Алдуня)
Воспитатель. Это кукла Алдуня. Здравствуй Алдуня!
(Дети здороваются с куклой).
Воспитатель. Посмотрите ребята, какая она красивая. Она пришла к нам в мордовском национальном костюме.
(Дети рассматривают одежду куклы, воспитатель рассказывает об элементах костюма, сообщает их названия и просит хором повторить слова на мордовском языке.)
Воспитатель. Вот это у Алдуни белая рубаха-по-мордовски «панар».По бокам и внизу она украшена вышивкой. Какие элементы использовала мастерица, вышивая узор?
Дети. (Крестики, квадраты, ромбы.)
Воспитатель. А какие цвета использованы в вышивке?
Дети. (Красные, черные, желтые.)
Воспитатель. Очень красиво расшит подол рубахи. На нем бисер, блестки. Мордовские женщины ткали и вышивали эти рубахи по вечерам после работы. Обязательный атрибут женской одежды-каркс. Это пояс. Поверх рубахи одевается передник. По-мордовски-сапоня. Чем украшен сапоня?
Дети. (Сапоня -украшен лентами, вышивкой.)
Воспитатель. Ребята, а почему сапоня украшен лентами разного цвета?
Дети. (Чтобы он выглядел нарядно.)
Воспитатель. Женщины на голове носили платок-по-мордовски руця. А налобная повязка, вышитая бисером, называется коняфкс. Мордовские женщины и девушки любят украшения. Это бусы, нагрудное украшение-сюлган. Ребята, вам понравился мордовский национальный костюм?
Дети. Да.
Воспитатель. Названия каких головных уборов и предметов одежды мордвы вы запомнили?
(Дети вспоминают элементы костюма, называют их на мордовском языке.)
Воспитатель. Молодцы, теперь я убедилась, что вы не только любите, но и знаете свой родной край. Прежде чем пройти в мастерскую, разомнем пальчики.
Физкультминутка:
Хлопают в ладошки Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки( Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)
Девчонки озорные, Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. (Полочка и к щеке)
Воспитатель. Сегодня вы станете мастерами — художниками и сами украсите мордовский костюм.
(Тихо играет музыка, дети рисуют).
Воспитатель. Дети, давайте вместе рассмотрим наши работы. Выставляются работы детей.
Воспитатель. Какие цвета и элементы костюма вы использовали? (ответы детей)
Воспитатель. Какие элементы узора вы использовали? (крест, ромб, галочка, ступеньки, восьмиконечная звезда)
Воспитатель. Мне очень понравилось, что вы уже многое знаете о нашей родной республике - Мордовия. И я довольна тем, как вы отнеслись к выполнению задания, хочется отметить вашу аккуратность при выполнении работы. Вы настоящие мордовские мастера. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс национального костюма народов Поволжья. Номинация «Башкирский детский костюм»
Я хочу представить Вашему вниманию работу, выполненную творческой группой нашего детского сада /в которую вхожу и я/для участия в городском конкурсе костюмов народов Поволжья....
Дидактическое игра «Нарядим куклу в национальный костюм» (бурятский костюм)
Познакомить детей с национальной бурятской одеждой можно, использовав вот такую игру. Предложите детям одеть её в народную одежду. Пособие предназначено для как для индивидуальной, а так же подг...
Музыкальный праздник Музыкальный зал украшен национальным орнаментом, костюмам и предметам быта мордовского народа
Ведущий: Шумбратеде, ялгат! Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы собрались здесь на праздник: «Цвети мой край – Мордовия моя!». Дети, скажите, как называется республика в ко...
Куклы в национальных костюмах (татарские, русские костюмы)
Уникальный сувенир - куклы в татарских и русских национальных костюмах....
Знакомство с национальными костюмами (русские сарафаны, башкирские национальные костюмы)
Создать условия развития для самомтоятельной творческой активности детей. Использовать куклы для сюрпризного момента в ОД...
Изготовление костюмов и презентации к участию в конкурсе "Лучший национальный костюм народов России" 2023
Номинация: «Тематическая коллекция» Описание моделейВ национальном костюме отражаются мастерство людей, индивидуальные черты, характер, эстетические вкусы. Эта одежда восхищает красив...
«Национальный костюм (украшение мордовского головного убора «cорка» или «сорока»)».
Цель: Вызвать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства.Задачи:Образовательные:- Учить детей вырезать новые элементы узора «крестик»...