Презентация "Поэзия и проза по этнокультурному образованию"
презентация
Одной из тенденций развития современного образовательного процесса стала его этнокультурная направленность. Этнокультурное образование предполагает приобщение дошкольников к этнической культуре в дошкольных учреждениях, на основе образовательных программ при взаимодействии с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.
Освоение этнокультурного опыта способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира. В настоящее время идеи этнокультурного образования достаточно широко внедрены в практику дошкольных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komi_folklor.pptx | 1.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основоположники коми прозы и поэзии - И. А. Куратов -А. Е. Ванеев -С. Попов -В. Савин А. Микушев Ю. Рочев К. Жаков
Жанры коми фольклора: 1. Сказки, легенды и предания 2. Песни и стихи 3. Считалки 4. Скороговорки 4. Загадки 5. Пословицы и поговорки 6. Коми потешки , игры.
Коми потешки , игры - Пышкай «Воробей» - Поезд «Паровоз» - Тупось нянь «Каравай» - Код i сероктас ? ( «Кто засмеётся ? » ) - Ош «Медведь» - Ур «Белка» - Самолёт Катша-катша китш-котш .
Коми пословицы и поговорки Темы: - «Природа и человек «Учёба «Одежда «О работящих и ленивых «О пище» «Дружба» «Родина» «Семья»
Коми считалки 1. « Тiрс – торс, Куим стöкан морс. Он кö кутась , Он и ворс!» 2. « Öтик , кык , куим , Вöрын олö кöин , Лэчыд пиня , гöна Да и тшыг кынöма ». Считалки – это особые тексты, начинающие игру с разделения игровых ролей. Они символически открывают вход в игровое пространство, задавая предстоящей игре атмосферу мистичности и сказочности.
Коми загадки Посуда Орудия труда Интерьер коми крестьянской избы Одежда Животные Деревья
Коми песни и стихи Зиль-зёль Катшасинъяс Марьямоль Песня про медведя – «Ош» Песня « Зарни Ань» Песни «Сыктывкар-любимый город», «У Печоры у реки», « Вычегда -речка» Колыбельные песни « Кага , узь , кага , узь , тэнат бокат водас сюзь » Детские стишки и песенки в основном имеют комический характер, отдельные тексты соотносятся с взрослыми шуточными плясовыми песенками. Часто песенки содержат зарисовки природного мира.
Баняас кагаcö гывйöтiкö , миссьöтiкö ПРИ КУПАНИИ, УМЫВАНИИ МЛАДЕНЦА В БАНЕ Баня вонтi , кага шонта : Коросьнас пывсьöта , Шоныт ванас миссьöта . ( Кагаыс и ваньтас , каттям трепиччезö , вайöтам гортö .) Натопила баню, ребёнка согрею: Веником попарю, Тёплой водой вымою. (Ребёнок и уснёт, завернём в пелёнки и принесём домой.) Пестушки представляют собой ритмические попевки , которыми сопровождают разнообразные физические движения ребёнка в первые месяцы жизни. Сочетание звучных слов и лёгких касаний, поглаживаний, подёргиваний различных частей тела малыша вызывает у него бодрое и радостное настроение. ПЕСТУШКИ
Коми легенды и предания
Пера-богатырь 1) охотник, к земледелию склонности не имеет; 2) богатырь, до 4-х метров ростом; 3) живет в лесу в охотничьей избушке; 4) орудия охоты — лук со стрелами, копье; 5) средство передвижения — лыжи; 6) передвигается на лыжах с огромной скоростью; 7) с лешим всегда антагонисты (их антагонизм не мотивирован); 8) хоть неимоверно силен, всегда уступает лешему и в силе, и в росте; 9) чтобы решить, кому быть хозяином леса, перетягивается с лешим на палке; 10) побеждает лешего хитростью (привязывает себя к пню; вместо себя подкладывает деревянный обрубок); 11) преследует раненого лешего до его дома и убивает его; 12) живет с женой лешего и также убивает ее; 13) борясь с лешим, помогает своему народу.
Охотник на крылатых лыжах. Йиркап - герой вымских преданий, легендарный герой-охотник. Однажды на берегу озера Синдор он стал свидетелем драки ворса и васа . Он помог Лешему, подстрелив васа . В благодарность ворса посоветовал спасителю найти в лесу своё дерево. Из него он сделал лыжи, которые обладали необыкновенной скоростью. Пока топилась печь, Йиркап успевал обойти промысловые угодья, находившиеся в 300-х км от села. На чудесных лыжах он мог нестись по самому тонкому льду Синдорского озера. Чтобы остановить лыжи, Йиркап бросал перед ними рукавицы, а чтобы лыжи стояли на месте, клал на них шапку.
Лесной человек. Яг Морт - жестокий и беспощадный лесной человек. «Выберет ночь потемнее, зажжёт деревья и в суматохе пожара делает, что только его кровожадная душа захочет...» Время действия легенды о Яг Морте относится к глубокой древности, когда по берегам Печоры и Ижмы жили «чудские племена», ещё не знавшие земледелия, занимавшиеся охотой и рыболовством, а также разведением скота. В одном из чудских селений стал часто появляться Яг Морт - великан с сосну, похожий на дикого зверя, в одежде из медвежьей шкуры. Он похищал скот, детей, женщин, люди против него были бессильны. Однажды у старейшины селения пропала единственная дочь - красавица Райда. Её жених собрал народ, они выследили Яг Морта , в трудной схватке одолели его, заставили привести к жилищу, где он прятал Райду. Это была пещера в чаще леса. Но Райда была мертва, тогда охотники расправились с Яг Мортом : пещеру засыпали. Но и до сих пор на некоторых притоках Ижмы есть местности, которые считаются «нечистыми», возможно именно там обитал Яг Морт.
Железный старец (К Ö рт-Айка ). Кортайка - герой предания, колдун (тун), первый кузнец (до него ковать никто не умел). Носил шапку из железа, у него был железный дом, лодка, лук и стрелы; железное тело было неуязвимо. Протянутой через реку железной цепью он останавливал проплывающие по Вычегде лодки и суда и грабил их. КÖртайка обладал властью над природными стихиями. По его слову меркли солнце и луна, он мог заставить речку потечь вспять, а в засуху вызывал обильный дождь. По преданию Стефан Пермский, плывя по Вычегде , был остановлен железной цепью Кортайки . Осенив себя крестным знамением, Стефан ударил по цепи крестом, та лопнула и погрузилась на дно реки. Затем Стефан Пермский сразился с Кортайкой и победил его. Согласно легенде, на этом месте впоследствии возникло село Корткерос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в контексте этнокультурного образования»
Необходимость этнокультурного воспитания ясна всем. Национальная культура - незаменимое средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Оно дает возмо...
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТ ДОШКОЛЬНИКОВ.
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям....
Этнокультурное образование дошкольников
Статья о значимости этнокльтурного образования дошкольников...
Этнокультурное образование старших дошкольников: опыт и перспективы
Целью образования в многонациональной республике является не только обеспечение общего образования, но и приобщение детей к родному языку, истории, этнокультуре, духовным ценностя...
Этнокультурное образование в дошкольном образовательном учреждении.
методические рекомендации для воспитателей МДОУ...
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Этническая культура, в которой воспитывается ребёнок, оказывает определённое влияние на становление и развитие личности....
Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)
В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного...