Проект "Мой любимый город Рязань"
проект (старшая группа)
Цель:
Воспитание интереса, любви и уважение к родному городу, его историческому прошлому, формирование чувства патриотизма, гражданственности, систематизация знаний детей о родном городе, повышение активности участия родителей в образовательном процессе для совместной работы по изучению города.
Задачи проекта:
С детьми:
1. Обучающая:
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим и культурным своеобразием родного города.
2. Развивающая:
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям.
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно, мыслить, фантазировать.
3. Воспитательная:
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
- Воспитывать чувства любви и гордости к своей малой родине.
С родителями:
- Организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта.
- Исследовать информацию вместе с детьми и родителями о родном городе.
- Стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и
родители.
Сроки реализации: долгосрочный.
Принципы построения педагогического процесса:
1. Принцип историзма.
Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни).
2. Принцип гуманизма.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
3. Принцип дифференциации
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе, с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
4. Принцип интеграции
Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, музеями города и т.п.
Условия реализации проекта:
Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.
Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому (культурно - историческим фактам).
Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
Развитие музейной педагогики дающий возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.
Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (масленица, пасха, и др.). Познакомиться с жителями города - носителями социокультурных традиции в области ремесел, песен, танцев и т.п.
Создание такой развивающей в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музея русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)
Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Рязани должны передаваться детям.
Актуальность. Теоретические основы проекта.
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
В.А. Сухомлинский.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности.
Современные исследования, посвящается проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П. Арнаутова и др), осознание ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятие детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирование знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В. Крулехт) и т.д.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке). Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его истории, культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным своеобразием родного города.
Центральным звеном социализации - «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.
В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Ведущим замыслом проекта, является приобщение ребенка к истории и культуре своего города; пополнить знания детей о городе, в котором мы живем, воспитывать уважение к его традициям и обычаям, развивать потребность детей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия, с участием родителей.
Учитывая, значимость данной проблемы основной целью проекта, является систематизация знаний о родном городе.
Практическая значимость проекта предусматривает диагностическую деятельность, тематическое планирование, создание развивающей среды, разработка дидактических игр по ознакомлению с городом, составление анкеты для родителей «Формирование у детей патриотического воспитания».
Итоговым продуктом проекта является презентация семейных мини – проектов, уголка краеведения в группе «Мой любимый город Рязань». Оформление альбома «Мой край родной», изготовление альбома «Геральдика города Рязань».
Формы и методы работы с детьми:
- Занятия, беседы
- Чтение художественной литературы
- Слушание аудио. Просмотр видео
- Походы в библиотеки
- Экскурсии, наблюдения, целевые прогулки
- Викторины, досуги
- Театрализованные представления
- Встречи с интересными людьми
- Дидактические, с/ролевые игры и т.д.
- Отражение полученных знаний в продуктивных видах деятельности
- Выставки творческих работ детей.
Формы и методы работы с родителями:
- Консультации
- Родительские собрания
- Дни открытых дверей
- Конкурсы
- Организация фото
- Тематические праздники
- Экскурсии в музеи города
- Целевые прогулки к достопримечательностям города
Обеспечение проекта:
- Картины, альбомы, иллюстрации, карты
- Дидактические игры (разработаны и созданы педагогами ДОУ)
- Исторические документы, фотографии
- Семейные проекты (альбомы)
- Презентации семейных проектов (слайд-шоу)
- Методическая, краеведческая, художественная литература
- Буклеты, наборы открыток
Тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста
|
Занятие | Работа вне занятий | ||
Художественное слово | Индивидуальная работа, рассматривание иллюстраций, игры | Связь с другими видами деятельности | ||
сентябрь | «История родного края» | Чтение и заучивание стихов о Родине, городе Рязани | Рассматривание иллюстрации «Рязань – родной город», макета «Наша улица» | Аппликация «Дома на нашей улице» |
октябрь | «С.А. Есенин. Первое знакомство» | Заучивание стихов С.А. Есенина | Рассматривание открыток: «Константиново», «На родине Есенина» | Рисование «Отговорила роща золотая» Музыкально-тематическое развлечение «Есенин – поэт, наш земляк» |
ноябрь | «Известные люди Рязани»
| Презентация «Известные люди Рязани» | Рассматривание альбома «Знаменитые рязанцы» Встреча с рязанской поэтессой С. Лосевой, экскурсия в Рязанскую областную детскую библиотеку | Рисование «Космос», «Березка» |
декабрь | Знакомство с русской избой | Загадки о предметах быта | Индивидуальная работа на закрепление новых слов о предметах быта, рассматривание альбома «Народные промыслы», «Старинные предметы быта», игра «Прошлое – настоящее» | Рисование конструирование «Изба» |
январь | Во что одевались на Руси | Чтение рассказа «Как рубашка выросла» | Дидактическая игра: «Одень куклу», Рассматривание набора открыток «Русский национальный костюм» | Праздник «Колядки» |
февраль | Богатыри «Земли русской» | Заучивание и чтение стихов о Рязани | Рассматривание герба Рязани, Рязанской области, работа с картой Рязанской области | Аппликация «Рязанский Кремль» |
март | Викторина «Что? Где? Когда?» | Чтение былин | Рассматривание фотоальбома «Природа родного края» | Рисование «Евпатий Коловрат» |
апрель | Беседы о космосе | Стихи о космонавтах | Народные игры | Рисование на тему: «Моя родина» |
май | «Этот день Победы» | Чтение стихов и рассказов о ВОВ | Встреча с фронтовиками | Рисование «Салют победы» |
Предполагаемые результаты:
Дети:
- Нравственно- патриотические чувства к истории, культуре родного края.
- Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод-проведение экскурсий в уголке по краеведению).
- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности.
Воспитатели:
- Разработка конспектов занятий.
- Практический материал по всем видам детской деятельности.
Родители:
- Повышение педагогической компетентности и интереса к работе ДОУ.
- Активное участие в конкурсах, выставках, совместных мероприятиях.
- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.
- Создание семейных проектов:
«История создания города Рязань»;
«Люди, прославившие город Рязань»;
«Улицы родного города»;
«Любимые уголки города Рязань»;
«Есенин – поэт, наш земляк»;
«Достопримечательности Рязанского края».
Предметно-развивающая среда:
- Уголок патриотического воспитания «Мой любимый город Рязань».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ryazan_novyy.docx | 38.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№ 119» г.Рязани
ПРОЕКТ
«Мой любимый город Рязань»
Воспитатель:
Алфёрова Л. Б.
Рязань 2020
Цель:
Воспитание интереса, любви и уважение к родному городу, его историческому прошлому, формирование чувства патриотизма, гражданственности, систематизация знаний детей о родном городе, повышение активности участия родителей в образовательном процессе для совместной работы по изучению города.
Задачи проекта:
С детьми:
1. Обучающая:
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим и культурным своеобразием родного города.
2. Развивающая:
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям.
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно, мыслить, фантазировать.
3. Воспитательная:
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
- Воспитывать чувства любви и гордости к своей малой родине.
С родителями:
- Организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта.
- Исследовать информацию вместе с детьми и родителями о родном городе.
- Стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и
родители.
Сроки реализации: долгосрочный.
Принципы построения педагогического процесса:
1. Принцип историзма.
Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни).
2. Принцип гуманизма.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
3. Принцип дифференциации
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе, с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
4. Принцип интеграции
Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, музеями города и т.п.
Условия реализации проекта:
Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.
Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому (культурно - историческим фактам).
Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
Развитие музейной педагогики дающий возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.
Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (масленица, пасха, и др.). Познакомиться с жителями города - носителями социокультурных традиции в области ремесел, песен, танцев и т.п.
Создание такой развивающей в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музея русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)
Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Рязани должны передаваться детям.
Актуальность. Теоретические основы проекта.
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
В.А. Сухомлинский.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности.
Современные исследования, посвящается проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П. Арнаутова и др), осознание ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятие детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирование знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В. Крулехт) и т.д.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке). Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его истории, культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным своеобразием родного города.
Центральным звеном социализации - «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.
В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Ведущим замыслом проекта, является приобщение ребенка к истории и культуре своего города; пополнить знания детей о городе, в котором мы живем, воспитывать уважение к его традициям и обычаям, развивать потребность детей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия, с участием родителей.
Учитывая, значимость данной проблемы основной целью проекта, является систематизация знаний о родном городе.
Практическая значимость проекта предусматривает диагностическую деятельность, тематическое планирование, создание развивающей среды, разработка дидактических игр по ознакомлению с городом, составление анкеты для родителей «Формирование у детей патриотического воспитания».
Итоговым продуктом проекта является презентация семейных мини – проектов, уголка краеведения в группе «Мой любимый город Рязань». Оформление альбома «Мой край родной», изготовление альбома «Геральдика города Рязань».
Формы и методы работы с детьми:
- Занятия, беседы
- Чтение художественной литературы
- Слушание аудио. Просмотр видео
- Походы в библиотеки
- Экскурсии, наблюдения, целевые прогулки
- Викторины, досуги
- Театрализованные представления
- Встречи с интересными людьми
- Дидактические, с/ролевые игры и т.д.
- Отражение полученных знаний в продуктивных видах деятельности
- Выставки творческих работ детей.
Формы и методы работы с родителями:
- Консультации
- Родительские собрания
- Дни открытых дверей
- Конкурсы
- Организация фото
- Тематические праздники
- Экскурсии в музеи города
- Целевые прогулки к достопримечательностям города
Обеспечение проекта:
- Картины, альбомы, иллюстрации, карты
- Дидактические игры (разработаны и созданы педагогами ДОУ)
- Исторические документы, фотографии
- Семейные проекты (альбомы)
- Презентации семейных проектов (слайд-шоу)
- Методическая, краеведческая, художественная литература
- Буклеты, наборы открыток
Тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста
Занятие | Работа вне занятий | |||
Художественное слово | Индивидуальная работа, рассматривание иллюстраций, игры | Связь с другими видами деятельности | ||
сентябрь | «История родного края» | Чтение и заучивание стихов о Родине, городе Рязани | Рассматривание иллюстрации «Рязань – родной город», макета «Наша улица» | Аппликация «Дома на нашей улице» |
октябрь | «С.А. Есенин. Первое знакомство» | Заучивание стихов С.А. Есенина | Рассматривание открыток: «Константиново», «На родине Есенина» | Рисование «Отговорила роща золотая» Музыкально-тематическое развлечение «Есенин – поэт, наш земляк» |
ноябрь | «Известные люди Рязани» | Презентация «Известные люди Рязани» | Рассматривание альбома «Знаменитые рязанцы» Встреча с рязанской поэтессой С. Лосевой, экскурсия в Рязанскую областную детскую библиотеку | Рисование «Космос», «Березка» |
декабрь | Знакомство с русской избой | Загадки о предметах быта | Индивидуальная работа на закрепление новых слов о предметах быта, рассматривание альбома «Народные промыслы», «Старинные предметы быта», игра «Прошлое – настоящее» | Рисование конструирование «Изба» |
январь | Во что одевались на Руси | Чтение рассказа «Как рубашка выросла» | Дидактическая игра: «Одень куклу», Рассматривание набора открыток «Русский национальный костюм» | Праздник «Колядки» |
февраль | Богатыри «Земли русской» | Заучивание и чтение стихов о Рязани | Рассматривание герба Рязани, Рязанской области, работа с картой Рязанской области | Аппликация «Рязанский Кремль» |
март | Викторина «Что? Где? Когда?» | Чтение былин | Рассматривание фотоальбома «Природа родного края» | Рисование «Евпатий Коловрат» |
апрель | Беседы о космосе | Стихи о космонавтах | Народные игры | Рисование на тему: «Моя родина» |
май | «Этот день Победы» | Чтение стихов и рассказов о ВОВ | Встреча с фронтовиками | Рисование «Салют победы» |
Предполагаемые результаты:
Дети:
- Нравственно- патриотические чувства к истории, культуре родного края.
- Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод-проведение экскурсий в уголке по краеведению).
- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности.
Воспитатели:
- Разработка конспектов занятий.
- Практический материал по всем видам детской деятельности.
Родители:
- Повышение педагогической компетентности и интереса к работе ДОУ.
- Активное участие в конкурсах, выставках, совместных мероприятиях.
- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.
- Создание семейных проектов:
«История создания города Рязань»;
«Люди, прославившие город Рязань»;
«Улицы родного города»;
«Любимые уголки города Рязань»;
«Есенин – поэт, наш земляк»;
«Достопримечательности Рязанского края».
Предметно-развивающая среда:
- Уголок патриотического воспитания «Мой любимый город Рязань».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы по проекту «Мой любимый край, мой любимый город»
Закрепить знания детей об истории города, о достопримечательностях, узнать что-то новое о его прошлом. ...
Общие сведения о славном городе Рязани
В материале собраны сведения о городе Рязани: Его местоположении, территории, населении, оприродных ресурсах, историческая справка создания и развития нашего города....
Проект "Мой любимый город Рязань"
Любовь и уважение к родному городу, формирование чувства патриотизма, гражданственности, систематизация знаний о родном городе....
Презентация проекта "Мой любимый город Рязань"
В проект входит множество занятий, посещение двух библиотек.Патриотическое воспитание с региональным компонентом....
Конспект интегрированного занятия "Виртуальная экскурсия по городу Рязани"
Конспект занятия с детьми по уточнению представлений детей о родном городе....
Конспект занятия в подготовительной группе для обучающихся с ТНР "Мой город Рязань"
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи подготовительная группа с ТНР"Мой город Рязань"...