Проект "Сагаалган"
проект (средняя группа)
Цель : знакомство с бурятским праздником "Сагаалган"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sagaalgan.docx | 25.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Праздник Белого месяца Сагаалган»
Воспитатель: Гонгорова С.Р.
Вид проекта: творческий.
Участники проекта: дети средней группы «Смородинка», родители, воспитатель.
Продолжительность проекта: с 19 – 28 февраля.
Проблема: Сагаалган, что это за праздник?
Актуальность проекта:
При всем разнообразии культурных традиций в мире не так много праздников, которые отмечаются повсеместно. В Бурятии одним из таких праздников является Сагаалган. Сагаалган – это празднование нового года по лунному календарю. Наши дети не имеют представления культуре и традициях бурятского народа.
Разрабатывая проект, используем методику «трех вопросов:
Что знаем? | Что хотим узнать? | С помощью чего узнаем? |
Сагаалган- это праздник. Ставят на стол на белую пищу. Кушаем буузы. | Традиции проведения праздника «Сагаалган». Что такое «Хадак», ёхор, бурятские национальные игры, национальный костюм, орнамент. | Через просмотр сказок, чтение сказок, презентаций. Через проведение дружеских бесед, ситуативных разговоров по данной теме. Посредствам художественного творчества (лепка, рисование, аппликация). Через художественное слово: сказки, потешки. |
Цель проекта: Знакомить детей с культурой, бытом и обычаями бурятского народа.
Задачи проекта:
- Способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как о важном и значимом праздники в жизни жителей Бурятии;
- Развитие познавательных навыков через бурятский фольклор (чтение художественной литературы, разучивание стихов, песен, поговорок, пословиц и т.д.);
- Развитие двигательной активности посредствам знакомства с национальными играми;
- Развитие воображения, любознательности, крупной и мелкой моторики через художественное творчество;
- Воспитываем любовь к родной республике.
Предполагаемый результат:
- Составление плана работы.
- Разработка этапов совместной деятельности детей, родителей и педагога.
- Умение уважительно относиться, проявлять интерес к народным традициям.
- Повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.
- Знакомство детей с традициями, обычаями, играми связанными с празднованием «Сагаалган».
Этапы реализации проекта:
I этап - Подготовительный
Подбор и изучение методической литературы, пособий, сказок.
Сбор материалов, мультимедийная презентация.
II этап - Основной – проектная деятельность по решению проблемы.
Организация предметно-пространственной развивающей среды:
- Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
Работа по образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
Дидактические игры: «Собери восточный календарь», «Назови цвета по- бурятски», «Собери 5 драгоценностей». | Образовательные события: - ФЭМП: «Посчитай до десяти», - Знакомство с хадаками. Значение хадака и их цветов. - Знакомтво с животными восточного календаря. - Знакомство с блюдами бурятской народной кухни | Беседы: «Новый год по лунному календарю»; «Традиции и обычаи во время празднования праздника Сагаалган»; «Что такое хадак?». «Жилище бурят», «Значение национальных элементов в одежде», «Знакомство с игрой Шагаай наадан». | Изобразительная деятельность: «Мастер-класс по лепке бууз»; Рисование: «Раскрашивание элементов национальной одежды»; «Бурятские узоры»; «Юрта»; «Бурятская шапка». Аппликация: «Ковер с бурятским орнаментом». | Подвижные народные игры: «Волк и ягнята», «Табун», «Иголка, нитка, узелок», «Шагаай наадан» |
Сюжетно-ролевые игры: Конные скачки (Мори урилдаалга). | Рассматривание предметов Бурятской национальной одежды и орнаментов. | Чтение художественной литературы: Знакомство с бурятскими сказками. | Конструктивно-модельная деятельность: (строительный материал, лего): «Юрта с пастбищем». | Спортивные развлечения: Физкульт-минутка «Юрта», эстафета «Наездники», игра «Юрта», флешмоб «12 животных» по восточному календарю |
Игры – драматизации: «Встреча гостей во время празднования Сагаалган». | Чтение бурятских народных сказок: «Легенда о 12 животных восточного календаря», «Алтан-хайша», «Как пастух Тархас проучил хана-бездельника», «Хитрый Будамшу» | Ручной труд (природный, подручный материал): Оригами – «Бурятская шапочка». | ||
Чтение стихотворений, благопожеланий о Сагаалган. | Музыкальная деятельность: Разучивание бурятской песни про Сагаалган. | |||
Рассматривание иллюстраций: народных и авторских сказок | Хороводные игры: «Бэлэ» «Танец-приветствие с хадаками» « Ёхоор». | |||
Составление творческих рассказов: «Как я встретил праздник Белый месяц» | ||||
Отгадывание загадок: На бурятскую тематику | ||||
Составление рассказа по сюжетным картинкам: из разных бурятских сказок. |
Взаимодействие с родителями:
- Изготовление папок-раскладушек на тему «Сагаалган»
- Участие в городском конкурсе «Композиции из жизни бурятского народа»
- Изготовление пиал и юрт из папье-маше .
III этап - Заключительный
- Организация работы над проектом – поэтапно, активизация инициативы.
- Умение детей рассказывать о празднике «Сагаалган».
- Вовлечение в проектную деятельность родителей.
- Доброжелательность во взаимоотношениях между детьми.
- Экскурсия в мини-музей «Юрта», проведение праздника Сагаалгана, мастер-класс по лепке бууз, проведение игр по Шагаай надаан.
- Итоговый: Оформление выставок продуктивной деятельности детей, участие детей в конкурсах по теме «Сагаалган»
Заключение.
Таким образом, реализация данного проекта была посвящена знакомству детей с бурятским народным праздником Сагаалган, его обычаями; дети познакомились с правилами проведения бурятских народных игр. Приобрели новые знания, узнали новые игры, повысился интерес к творчеству, народным играм. Пополнили методическую « копилку» тематическими конспектами совместной образовательной деятельности детей средней, старшей групп дошкольного возраста, и методическими материалами.