Башкирские сказки.18.06.2020
материал
Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения – настолько они просты и естественны.
Исследования многих учённых показывают на то что во̣сприятие̣ сказки о̣казывае̣т сильно̣е̣ во̣зде̣йствие̣ на эмоции̣ ̣̣ де̣те̣й, сам про̣це̣сс знакомства ̣ со̣ сказко̣й со̣здае̣т ре̣альные̣ психо̣ло̣гиче̣ские и педагогические̣ усло̣вия для фо̣рмиро̣вания личности ре̣бе̣нка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_bashkirskih_skazok_na_razvitie_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Влияние башкирских народных сказок на развитие речи дошкольников»
Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения – настолько они просты и естественны.
Исследования многих учённых показывают на то что восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоции детей, сам процесс знакомства со сказкой создает реальные психологические и педагогические условия для формирования личности ребенка.В разные времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка является одним из самых популярным и доступным средством для речевого развития ребенка и часто используютсявоспитателями и родители.
В сказках прослеживается граница между злом и добром, между персонажами: плохими и хорошими.Дети понимают, что обязательно добро победит над злом. Счастливые события происходящие в конце сказки вселяют уверенность в ребёнке, что и у него в будущем будет происходить что-то хорошее. Знакомство с народными сказками позволяет ребенку в волшебном мире сказок, почувствовать чуда, пережить вместе с героями сказок происходящие события.
Народный фольклор способствует эффективному обогащению словарного запаса. Ознакомление с народным творчеством включает в себя анализ произведения, работа над незнакомыми словами, рисование героев сказок, что оказывает благоприятное влияние на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Объяснение незнакомых слов является одним из обязательных приёмов, который обеспечивает полноценное усвоения и восприятия произведения дошкольниками. Вариантами объяснения могут быть разными, например: употребления незнакомых слов и словосочетаний для детей до чтения или во время знакомства с картинкой, подбор синонимов.
Именно в башкирских народных сказках имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Башкирские народные сказки легко воспринимаются детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение.
Дошкольников следует знакомить и со словарём, используемым в фольклорных произведениях. Ребёнка дошкольного возраста, особенно старшего, следует приучать воспринимать, т.е. слышать, понимать и отчасти запоминать, и использовать в речи отдельные простые по содержанию, доступные ему выражения из народно-разговорной фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Маленькому ребёнку трудно усвоить общее значение словосочетания, которое не зависит от конкретного смысла слов, его составляющих. Поэтому воспитатель должен включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определённой ситуации или при соответствующем объяснении.
В башкирских сказках можно встретить много пословиц и поговорок, которые надо не только объяснять, но и повторять хором с детьми, чтобы учащиеся запомнили их и учились употреблять в речи.
Закрепление и уточнение словаря подразумевает помощь ребенку в освоении значения слов, а также в их запоминании. Прежде всего, в специальном закреплении нуждаются слова трудные для детей:
1) собирательные существительные;
2)отвлеченные существительные, числительные, относительные прилагательные;
3) слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении.
Наряду с закреплением словаря решается и другая задача: уточнение смысла, углубление его значения. Этот процесс происходит на протяжении всего дошкольного возраста.
Наряду с закреплением словаря решается и другая задача: уточнение смысла, углубление его значения. Этот процесс происходит на протяжении всего дошкольного возраста.
С течением времени ребенок шире понимает значение слова, используемые в народных сказках. Дошкольник учится выделять и обобщать наиболее существительные признаки предметов и обозначать их словом. В многочисленном повторении и закреплении нуждаются слова, обозначающие цвет, материал, пространственные и временные понятия. Необходимо обращать внимание детей на многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы, привлекает внимание детей, вызывает интерес.
При помощи сказок народные умы – сэсэны - воспитывали растущее поколение, прививая детям общечеловеческие ценности. Сказки учат быть добрыми, справедливыми, щедрыми, противостоять злу, презирать льстецов, предателей. Испокон веков при помощи художественного слова изобличались жадность, корыстолюбие, трусость. В своих произведениях наши предки утверждали народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.
Башкирские сказки известны как авторские, так и народные. Принято разделять башкирские сказки на сказки о животных, волшебные, богатырские, социально-бытовые сказки. В соответствии с «законом художественной логики» сказки, подчиняясь общим правилам «установке на вымысел», имея общие черты, различаются на подвиды, или жанры. К сожалению, в науке нет общепринятой классификации сказок, основанной на одних и тех же принципах. И объяснение этому не в том, что плохо исследовали сказки ученые, а в том, что сказки чрезвычайно разнообразны и по типу героя, и по сюжетам, и по композиции. Мы будем подразделять сказки на сказки о животных, волшебные, и социально – бытовые, или, как их еще называют, новеллистические, сказки.
Сказки о животных люди начали сочинять ещё в древние времена. В борьбе за выживание наши предки хотят иметь союзников, помощников, поэтому они начинают приучать животных. Некоторые начинают служить людям, другие так и остаются дикими. Но всем им приписываются черты человеческого характера. Людям хочется иметь защиту от тёмных сил природы, поэтому сильных зверей или птиц объявляют покровителями рода и начинают им молиться. Некоторые роды даже начинают считать их родоначальниками своего рода. До сих пор у башкир существует выражение: “айыуараһы”(медвежий род), шайтан араһы“ (чёртовый род). У первых преданиие гласит, что прабабушкой рода была женщина, которую поймал медведь и жил с ней целый год, она убегает от него, но возвращается с ребёнком. У вторых по легенде егет (парень), поймав очень красивую дочь шайтана (чёрта), женится на ней. Но однажды он идёт за ней в баню и видит, как та сидит, сняв голову и положив его на колени. Когда он заходит, дочь чёрта умирает, потому что человек не должен был видеть её такой. Но от неё происходит род .
С развитием классового общества сказки о животных стали использоваться для отражения социальных и классовых противоречий. В образах животных изображаются представители различных социальных и классовых групп. Этот тип сказок превращается в удобную форму иносказательного повествования, в них появляется возможность выражения классовых симпатий и антипатий через изображение мира животных. Тем самым сказки становятся способом разоблачения социального зла и несправедливости, образного раскрытия социально-классовых отношений в обществе.
В сказках о животных главными героями являются птицы, звери, домашние животные, насекомые. Каждого из них сказочники наделяют человеческими свойствами характера. Например, лиса - хитрая, заяц - трусливый, баран - глупый, пчела - трудолюбивая. И в этом качестве эти животные кочуют из сказки к сказке. Например, в сказке «Лиса и козёл», лиса падает в колодец и выходит оттуда, наступив на незадачливого козла, который спустился к ней, поверив её лжи о том, что она отдыхает там в прохладе.
Часто башкирские сказки, и народные и авторские, дают свою версию происхождения какого-нибудь явления.
Башкирские народные сказки являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство. Но главная проблема башкирских народных сказок – их очень много, но очень мало на русском языке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка «Тестопластика» в младшей группе «Лесная сказка» на 2019-2020 учебный год
Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов....
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Авторская экологическая сказка "Птица года-2020"
Экологическая сказка "Журавль должен жить!"...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Рабочая программа воспитателя для детей 6-7 лет (включительно) подготовительной к школе группы № 8 «Сказка» на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа воспитателя для детей 6-7 лет (включительно) подготовительной к школе группы № 8 «Сказка» на 2019-2020 учебный год...
План по выявлению и развитие способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности у воспитанников 6-7 лет (включительно) подготовительной к школе группы № 8 «Сказка» на 2019-2020 уч.г.
План по выявлению и развитие способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности у воспитанников 6-7 лет (включительно) подготовительной к школе гру...
План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 6-7 лет (включительно) подготовительной к школе группы № 8 «Сказка» на 2019-2020 уч.г.
План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 6-7 лет (включительно) подготовительной к школе группы № 8 «Сказка» на 2019-2020 уч.г....