НОД "Девицы-красавицы"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Цель: развитие интереса к русской национальной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_teme_devitsy-krasavitsy.docx | 17.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 242 « Садко»
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему : « Девицы – красавицы».
Выполнила:
Воспитатель Морова И.В.
Г.Ульяновск , 2016 г.
Образовательная область: « Познание»
Вид деятельности : непосредственно – образовательная.
Тема : интегрированное занятие « Девицы – красавицы».
Цель: развитие интереса к русской национальной культуре.
Задачи образовательных областей.
ОО « Социально – коммуникативное развитие» - развивать активное общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, способствовать усвоению детьми моральных и нравственных ценностей, развивать способность к волевым усилиям в деятельности, доводить начатое дело до конца.
ОО « Познавательное развитие» - развивать интерес к познанию окружающей действительности,
любознательность и познавательную мотивацию, формировать понятие о защитной функции орнамента, развивать память, логическое мышление.
ОО « Речевое развитие « Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, звуковую и интонационную культуру речи.
ОО «Художественно – эстетическое развитие» - развивать у детей к эстетической стороне окружающей действительности. Поддерживать у них стремление выражать свои чувства и впечатления в художественно-изобразительной деятельности, развивать продуктивную деятельность детей.
ОО « Физическое развитие» - учить детей контролировать правильность своей осанки при выполнении работы за столом, развивать мелкую моторику.
Предварительная работа
Знакомство с русским народным костюмом ,характерным для Симбирской губернии, с особенностями Симбирской вышивки, с элементами орнамента, с их значением, способами вырезывания.
Материал и оборудование.
Иллюстрации и фотографии русского народного костюма Симбирской губернии, образцы вышивки; силуэты сарафанов, цветная бумага, клей, ножницы.
Ход занятия
1.Воспитатель:
Важною «павой», «душой голубицей»
Издавна так называли девицу.
С ранней поры привыкали к работе:
Ткали и пряли, вязали и шили.
В трудной работе сгибалась спина…
Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежде,
Где весь узор о мечте и надежде:
Красным расшиты сарафан и рубаха,
По подолу как на вспаханном поле
Ромбы узорной легли полосою;
Символы солнца и знаки земли
Матери жизни и птицы любви.
В.: Сегодня мы с вами познакомимся с элементами русского народного костюма и символами, которыми их украшали. А начнем мы с вами с экскурсии на фотовыставку старинного русского костюма Симбирской губернии, так называли раньше Ульяновскую область.
Давайте с вами выясним, из каких элементов состоит костюм Симбирской крестьянки.
2. Дети вместе с воспитателем подходят к фотовыставке.
В. Во что одеты девушки? ( рубаха, сарафан,налобник – головный убор)
В.Обратите внимание на сарафан девушек. Крой у сарафана называется косоклинный.Чаще всего девушки любили одевать сарафаны сине-зеленогоцвета. А почему? ( Цвет символизирует, что губерния славится лесами и реками).Сарафан обязательно подвязывали поясом. К поясу относились особенно внимательно, так оно выполнял функцию « оберега». Что такое «оберег»? (защитник).
В. Дети, в старые времена одежду украшали символами, которые составляли орнамент. Для чего вышивали символы?
Д.( Они оберегали человека)
В. Какие знакомые элементы орнамента вы видите на сарафане?
Д.(Квадрат или ромб – символ солнца, крест – оберег людей от злых сил.квадрат на перевернутом квадрате – «перунов цветок» - символ жизни.
В.Вспомните, что хотели пожелать человеку, вышивая определенную вышивку?
Д.(Украшая одежду, желали счастья здоровья,хороший урожай,и чтобы вышивка оберегала от злых глаз.)
В. Какие части одежды обычно украшали орнаментом?
Д.(Подол, рукава, горловину.)
В. Да, именно эти части одежды украшают орнаментом, потому что считалось, что он служит оберегом от злых сил.
3. Динамическая пауза.
В. Дети, а представьте, а девицы – красавцы с фотографий хотят что – то вам сказать:
«Я красиво нарядилась
Вокруг себя оборотилась
Вышла песенки попеть,
На людей посмотреть!
Вышла с вами поиграть
Себя людям показать!»
Русская хороводная игра « Во поле рябинушка стоит».
Дети, держась за руки, идут по кругу, выполняя движении в соответствии с текстом. ( игра повторяется 2 – 3 раза ).
« Во поле рябинушка стоит,
Как под той рябинушкой
Четыре девушки сидят:
Первая – Катюшенька – шьет,
Вторая – Марфушенька – прядет,
Третья – Акулинушка – вышивает,
Четвертая – Аринушка – зевает.»
4.Дети, у вас на столах лежат бумажные куклы с шаблонами бумажной одежды.
( дети садятся за столы ).
В. Чего на них не хватает?
(ответы детей )
В. Предлагаю вам украсить одежду для кукол своим орнаментом и нарядить их.
Выполнение работы детьми.
5. Анализ детских работ. Рассказ детей о своем орнаменте: где и какой выполнен орнамент и почему.
В. На следующем занятии мы с вами познакомимся с другими элементами русского народного костюма и раскроем новые секреты симбирских мастеров.
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/konspekt_zanyatiya_drevnij_gorodkrepost_114720.html