Нәр-наадн « Җаңһрин ачнр»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Нәр-наадн
« Җаңһрин ачнр»
Досуг, посвященный 575-летию героического эпоса «Джангар»
Нәр-наадн
« Җаңһрин ачнр»
Мендвт, күндтә гиичнр болн мана бичкдүд! Эндр тана оньгт мана « Үстә үзм» гидг баг Җаңһрин тасрх үзүлҗәнә.
Сурһҗлач: Страна Бумба- особенная страна. Она не знает смерти и увядания.
Это страна вечной молодости и бессмертия. Жители живут в довольстве, весело и счастливо. Важную роль в стране бумба играют богатыри. Они сильные, смелые, храбрые, служат стране Бумба. Главный богатырь – Джангар.
А сейчас наши мальчики- богатыри покажутвам свое умение, смелость, храбрость.
Мы будем помнить подвиги богатырей.
А теперь мы отправляемя в сказочное путешествие.
Люба: Дун гихлә- дуулдг,
Би гихлә- биилдг
Билг эрдмәрн туурсн ачнрас
Күндтә суһмҗлачнр, энкр гиичнр,
Мана халун менд!!!
Дарина : Ик холас нүүһәд ирсн
Иҗлин көвәд бүүрсмн
Улан залата хальмг улс
Уңган батлҗ туурсмн!
Булгаша: Үкл уга мөңкин орта,
Үрглҗ хөрн тавн насни дүрәр бәәдг
Үвл уга хаврин кевәр
Зун уга намрар
Даарх киитн угаһар,
Халх халун угаһар
Сер-сер гисн салькта
Бүр-бүр гисн хурта
Бумбин орн гинә
(Баатрмуд һарад, эврәәннь тускар келнә.)
Җаңһр( Кирилл): Эрднин экн цагт һаргсн,
Эн болн бурхдын шаҗн
Делгрх цагт һаргсн,
Тәк Зула хаани үлдл,
Таңсг Бумб хаани ач
Үзң алдр хаани көвүн
Үйни өнчн Җаңһр билә
Күңкән Алтн Чееҗ( Аргун):
Җаңһрас барун бийнь ахлҗ суудгнь,
Иргсн йирн йисн җидә юмиг тууҗҗ келдг
Ирәд уга йирн йисн җилә
Юмиг тааҗҗ меддг
Байн Күңкән Алтн Чееҗ
Арслңгин Арг Улан Хоңһр ( Олег)
Зүн бийнь ахлдгнь
шилтә зандн герл хатни
Эркн хөн хойр настаднь һарсн
Арслңгин Арг Улан Хоңһр
Догшн Санл ( Данзан)
Зүн тал һурвдгчнь
Буурл Һалзнарн ирҗ,
Эзн богдыг дахгсн
Бульнһрин Догшн Санл
Сәәхн Миңгъян ( дима)
Эзн богд Җаңһрин
Эрк сән сөңч
Эрк тугин көвүн
Орчлңгин Сәәхн Миңгъян
Күнд һарта Савр ( Бембя)
Цаад даласн җирмәкс толгдм
Нааран хәләхнь-
Наад далан җирмәкс тоолгдмн
Цуснас улан халхта
Цаснас цаһан саната
Зүн деерән тәлвн болнав.
Аһ Шавдл би бииләд Җаңһрт цә өгнә.
ҖаңҺр цә авад, йөрәл тәвнә.
Улан цә зандрҗ,
Уух дееҗ болҗ,
Ут нас, бат кишг
Олн деедс заях болтха!
Баатрмуд босад, Җаңһртан андһар өгв:
Җил нас хойран
Жидин үзүрт өргий,
Җилв бах хойран
Һанцхн Җаңһртан өргий.
Сурһмҗлач: А теперь сильные, смелые богатыри поиграют в игру « Зааркань коня». Эта игра на меткость. Кто больше закинет кольца, то и побе
( После игры)
Также калмыцкий народ в стране Бумба любили петь песни
Песня « Баатрмуд»
Подвижные национальные игры, как средство развития основных движений и физических качеств дошкольников.
Подготовила: Дентелинова Э.Д.
воспитатель национально группы
Элиста 2015г
Подвижные национальные игры, как средство развития основных движений и физических качеств дошкольников.
На спортивную площадку
Приглашаем всех сейчас
Праздник спорта и здоровья
Начинается у нас
Крикнем громко детвора
Наш физкульт Ура! Ура! Ура!
Мы игры любим очень
Каждый стать здоровы хочет
Сильным, смелым вырастать
И в игре не отставать
I. А теперь я вам загадаю загадаю загадку
Би туруһарн цогту Я копытами стучу
Би теегәрн тогльду, И по полю скачу
Кен седснь зөөнәв. Грива вьется на ветру
Кенә тускар келгдҗәнә. ( Мөрн). Кто захочет-прокачу! (лошадка)
О ком говорится в загадке?
Правильно. Калмыки издревле выращивали лошадей. Сколько видов животгых держали калмыки? (; вида: верблюд, корова, овца и лошадь)Вся жизнь степняка была связана с конем. Конь помогал человеку в труде и в бою. Нелегко было и табунщику управлять большим количеством лошадей. Чтобы остановить лошадь, поймать ее, он пользовался арканом.
Калмыки играли в игру « Набрось аркан на лошадь». Есть еще игра «Скачки».
Игра «Скачки».
Дети становятся попарно: Один внутри обруча –конь, другой снаружи-всадник. Надо пробежать до флажка змейкой, не сбивая кегли, вернуться. Отдать обруч следующей паре.
II. загадка Туһл нооста
Темән амта,
Ээлҗһн чиктә
Эврән әәмтхә.( Туула)
Игра « Зайцы, берите капусту»
Дети садятся в кругу « по-калмыцки» со скрещенными ногами. В центре круга воспитатель говорит: « Зайцы, берите капусту» и одновременно высыпает альчики на пол. Дети стараются быстро собрать альчики. Кто не смог захватить ни одного, выбывает из игры. Тот, кто собрал больше всех- победитель.
II вариант игры. Можно изменить: дети под музыку танцуют. Воспитатель говорит: « Зайцы, берите капусту» далее по правилам игры.
III вариант игры. ( командный ) Кто больше собрал для своей команды.
III игра « Овцы и волк»
Выбираем чабана и волка считалкой.
Эр така эрт босна
Мадниг серүлнә
1,2,3,4,5
Мана наадн эклнә.
Выбрали чабана и волка. Остальные овцы.
Чабан с одного пастбища выгоняет овец в другой загон. И вдруг с одного конца появляется волк и ловит овец.
Того, кого поймали становится волком
IV. Игра « Борьба»
Чертят круг мелом 80-100см. Внутри него два мальчика лицом друг к другу. Руки на поясе. Плечом или корпусом надо вытолкнуть соперника из круга, самому остаться внутри. Тот, кто удержится- победитель.
Сегодня ребята мы с вами очень хорошо отдохнули. Спасибо за внимние!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект спортивного досуга "Жан,hрин ачнр"
Спортивный досуг на основе калмыцких народных игр...
Театрализация, посвященная фестивалю тюльпанов. Нәр –наадн «Җолм»
Театрализация, посвященная фестивалю тюльпанов в Калмыкии Нәр –наадн «Җолм»...