Песня для соловушек
консультация
...Распахиваю окно в весенний сад, и вместе с ароматами цветущих яблонь, черешен комнату наполняют чарующие соловьиные трели. Одна песенная импровизация сменяет другую, за ней следует третья, удивляя разнообразием выразительных интонаций, ритмических рисунков и тембровых оттенков. Знатоки птиц различают в соловьином пении до четырнадцати колен: почин, дробь, раскат, кукушкин перелет, свисты, трели...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solovey_moy_soloveyka.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕСНЯ ДЛЯ СОЛОВУШЕК
Консультация для родителей
Соловей мой, соловейка
Птица малая, лесная…
А.С. Пушкин
...Распахиваю окно в весенний сад, и вместе с ароматами цветущих яблонь, черешен комнату наполняют чарующие соловьиные трели. Одна песенная импровизация сменяет другую, за ней следует третья, удивляя разнообразием выразительных интонаций, ритмических рисунков и тембровых оттенков. Знатоки птиц различают в соловьином пении до четырнадцати колен: почин, дробь, раскат, кукушкин перелет, свисты, трели...
Кто научил соловушку так красиво петь? Уж не сама ли матушка Природа наградила серую, неприметную пташку великим даром? Может, и к нам она будет благосклонна и даст уроки вокального мастерства? Давайте вспомним строчки из стихотворения В. Орлова «Живой букварь природы»:
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок - терпению,
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Ну а весь лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Нам, музыкальным руководителям, приходится много учиться на различных курсах, семинарах, осваивать новые образовательные программы и технологии, но без уроков Природы нам вряд ли удастся достичь вершин мастерства в нашей профессии.
Мы все немного художники, и нам должны быть близки слова великого Рембрандта: «Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди - все служит для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай и воспроизводи нас». Давайте созерцать и прислушиваться, и нам непременно откроются тайны мастерской Природы. Разве у соловушки нельзя научиться свободе творчества, песенной импровизации, виртуозности и смелости?
Вспомним, как И. Крамской говорил художникам: «Ради Бога, чувствуй... Пой, как птица небесная, - только ради Бога своим голосом». С этими словами я мысленно обращаюсь к моим воспитанникам, маленьким музыкантам, и призываю их: «Давайте споем, соловушки!». Ни один день в нашем детском саду не проходит без песен. Как-то само собой получается, что песня звучит и на занятии, и в игре, и на прогулке. Собираясь гулять, дети поют и, даже укладываясь спать, умудряются продемонстрировать воспитателям свои вокальные достижения. А с какой радостью они показывают свои музыкальные «номера» родителям и гостям! Значит, душа их полна любовью к песне, значит, жить без нее не могут.
Всем известно, что ни один соловей не будет петь в неволе. В известной басне И.Л. Крылова верно подмечено: «Худые песни Соловью в когтях у Кошки». Для наших детсадовских соловушек «коготки» авторитарного педагогического стиля общения тоже вредны. Мы создаем для детей такую атмосферу, которая побуждает их к свободе самовыражения, к познанию окружающего мира и самих себя через общение с искусством и активную эстетическую деятельность. Без этого невозможно добиться ни чистоты, ни полетности детского голоса, ни искренности исполнения песен, не говоря уже о песенном творчестве.
Голос ребенка - величайшая драгоценность. Как скрипач трепетно относится к своему инструменту, так и мы должны бережно относиться к «первейшему и самому доступному инструменту», которым обладает ребенок.
Определяя тип детского голоса, его особенности (звонкость, осиплость, подвижность и т.д.), диапазон звучания, мы подбираем для ребенка такой репертуар, в котором бы он максимально раскрылся, почувствовал себя музыкантом. Эту работу мы проводим совместно с логопедами и воспитателями, которые могут многое подсказать, посоветовать, зная состояние здоровья ребенка, его интересы и особенности характера.
На наших праздниках дети часто выступают с сольными номерами, поют в ансамблях. Для исполнения массовых песен подбираются такие тональности, в которых всем детям удобно петь, все голоса звучат естественно и звонко.
Подбор репертуара, пожалуй, самая важная задача, стоящая перед музыкальным руководителем. Найти такую песню, которая была бы созвучна настроению ребенка, отражала его интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала его, была доступна для исполнения не всегда легко.
Наши современные «соловушки» слышат по радио и телевидению такие песни, которые отнюдь не воспитывают их чувства, эстетические вкусы, а скорее, наоборот, уродуют представления о настоящем хоровом и сольном пении. Детская песня стала «золушкой» в российском эфире: ей нет места ни в концертах, ни даже в передачах канала «Культура». Тихо ушла на покой передача «Утренняя звезда», которая являла миру детские таланты, хотя и вызывала немало нареканий со стороны зрителей на недостаточно качественный песенный репертуар. Теперь на смену ей пришел эпатажный молодежный проект с голливудским названием «Фабрика звезд». Жалко смотреть на талантливых молодых людей, главное из которых - отнюдь не вокальное мастерство, а умение ритмично и выразительно двигать телом.
Песня для детей переживает не лучшие времена. Народные песни если и звучат, то непременно в такой электронной обработке, что полностью теряют свой первозданный облик, из них будто выхолощена душа.
Мы, музыкальные руководители, должны спасти наших детей от безвкусицы и пошлости, на нас лежит огромная ответственность за выбор музыкального репертуара. Давайте обратимся к народной музыке как к роднику, которым питается вся музыкальная классика. Вспомним русскую пословицу «Сказка - ложь, а песня - правда». В народной песне все правдиво, искренне и просто - и мелодия, и слова. Иногда приходится слышать от коллег о том, что народная песня сложна для понимания детьми, слишком много в ней непонятных слов, давно утраченных в русском языке, что мелодии песен однообразны, примитивны. Я категорически против такого пренебрежительного отношения к народной песне. Наши дети соприкасаются с фольклорным материалом постоянно на протяжении всего учебного года. При этом нельзя сказать, что мы углубленно работаем в этом направлении, но тема прославления нашего, родного, русского является главной в нравственно-патриотическом и эстетическом воспитании детей. Для каждой возрастной группы подобраем интересный и доступный фольклорный материал, который помогает решать различные проблемы развития и воспитания детей. Многие потешки, считалки дети не проговаривают, а пропевают.
Работая с детьми логопедических групп, педагоги много поют, чтобы добиться плавной и выразительной речи. Песенки-игры включаются и в физкультурные пятиминутки, что способствует активизации дыхательной системы и улучшению кровообращения. Самое главное, что народные песни, потешки вызывают у детей всплеск положительных эмоций, создают радостное настроение, воспитывают оптимистический характер.
В музыкальной жизни моих воспитанников фольклор не является некоей заповедной областью, он тесно переплетается с классикой и современностью. Такие песни, как «Русская зима», «Осенины на Руси», «Заячий поход», написаны в традициях русской песни, но современны по ритму, гармоническим сочетаниям. У детей они вызывают светлые, радостные эмоции и надолго остаются самыми любимыми в их репертуаре.
Изучая творчество В. Шаинского, Г. Гладкова, А. Филиппенко, Т. Попатенко, Г. Струве, я открыла для себя много интересного и поучительного. Популярными песни этих композиторов стали благодаря яркой образности стихотворных текстов, мелодической выразительности, задорным ритмам.
Творчество педагога неотделимо от творчества детей. Мои воспитанники проявляют свои музыкальные дарования в песенном и танцевальном исполнительстве, в музыкально-театрализованной и игровой деятельности. Я благодарна детям за сотворчество, смелость, искренность и уверена, что песня станет их верной спутницей на жизненном пути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песня ученых (на мелодию "Песня первоклассника (То ли еще будет)
Эту песню можно использовать для проведения мероприятий, посвященных Году науки....
Сценарий детского фестиваля экологической песни "Песню радости и счастья мы поём тебе, Земля!"
Сценарий детского фестиваля экологической песни "Песню радости и счастья мы поём тебе, Земля!" приурчен к IX международной акции "Спасти и сохранить"....
Авторская песня "Трёхглазый хозяин дорог" на мелодию детской песни "Песенка Мамонтёнка"
Авторская песня о знании Правил Дорожного движения...
ПЕСНИ НЕЖНОСТИ. Колыбельные песни.
ПЕСНИ НЕЖНОСТИВ данной статье рассмотрено на сколько важно влияние музыки на эмоциональное состояние ребенка. Особенно в раннем детстве, когда формируется внутренний мир ребенка....
В картотеке собраны песни для детей по темам: ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ, ПЕСНИ О РОДИНЕ, ПЕСНИ О СОЛДАТАХ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ О ТРУДЕ.
В картотеке собраны песни для детей по темам: ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ,...
ПЕСНЯ ДЛЯ СОЛОВУШЕК
ПЕСНЯ ДЛЯ СОЛОВУШЕК...
Песня Печки, Песня Речки, Песня Яблони для детей старшего дошкольного возраста
Музыкальный материал к сказке "Гуси-лебеди" для детей старшего дошкольного возраста. Приложение к авторскому сценарию "Проделки Бабы Яги"...