Проект2
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Игры детей Ханты и Манси
Одним из главных средств воспитания детей является игра. Игры детей ханты и манси, направлены на познание окружающей действительности, усвоения обычаев, традиций и обрядов. А также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Игры детям открывают красоту и богатство природы, воспитывают бережное отношение к ней. Детям ханты и манси, возможно, будущим охотникам и оленеводам необходимы практические навыки, и они их получают через игры. Элементарные детские игры, которые на первый взгляд просты, непосредственно готовят ребенка к его будущей трудовой деятельности.
«Борьба на палке»
Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту. Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу и нельзя менять положения ступней ног.
«Метание аркана на снег»
Играют в зимнее время на стойбище. Каждый из игроков имеет аркан. В игре принимают участие дети от 9 до 13 лет, взрослые мужчины и даже старики. Выбирают припорошенную снегом лесную полянку. Все участники встают в линию лицом к полянке и поочередно с небольшим интервалом метают свои арканы так, чтобы они, пролетев по воздуху, приземлились на снег. При этом при приземлении петля аркана должна лечь на снег в форме круга, а остальная часть аркана – в виде точной прямой линии. Для этого игроки в конце броска поддергивают свои арканы, чтобы придать петле нужную форму. Побеждает игрок, которому удается придать своему аркану наиболее идеальную форму.
«Стрельба из лука»
Дерево с широкой кроной (сосна). Один из игроков стрелял в крону дерева так, чтобы стрела застряла в ветвях. После этого участники игры по очереди старались выстрелами сбить эту стрелу на землю. Побеждал тот игрок, который первым сбивал стрелу. Игра развивала силу рук, ловкость, глазомер, воспитывала выдержку и настойчивость.
«Олени и пастухи».
Все играющие олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих - пастухи. Они стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут-картоное кольцо или длинная веревка с петлей. Игроки бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются набросить им на рога маут. Правила: Бегать надо легко, увертываясь от маута.
«Щёл» — деревянные палочки.
Существует множество вариантов игры с этими палочками. В нее могут играть как дети (от 2-3 лет), так и взрослые. Если в семье был только один ребенок, обучать его начинала бабушка. Когда появлялись младшие братья и сестры, учителями становились старшие дети.
Для игры в щёл из дерева изготавливаются палочки длиной 15-20 см, диаметром до 0,5 — 0,7 см. Набор палочек может быть достаточно большим: 20-30 штук. Наиболее интересно рассмотреть эту игру с точки зрения того, как с одним материалом выстраиваются совершенно разные способы работы.
Можно сказать, что сохраняя этнические элементы (фигурки птиц, чум, лесная избушка), игра воспроизводит и предельно общие элементы мироустройства (парность, четность, бинарные оппозиции). Впервые познакомившись с палочками, маленькие дети (от 1,5 — 2 лет) начинают строить из них палочный домик — щёл хот. Палочки укладываются как бревнышки, при этом сохраняется традиционная форма лесной избушки. Чем старше становится ребенок, тем аккуратнее получается его домик.
Более сложный вариант этой игры, когда палочки в форме лесной избушки укладываются на специальное основание, особым образом фиксируются поперечными палочками и поднимаются вверх за центральную палочку — стержень. Если домик собран аккуратно, он не рассыпается, и его можно подвесить. В таком виде иногда хранят палочки для игры.
«Лебедь» — «хутанг»
Дети в возрасте 3-4 лет могут играть в «Лебедя» — «хутанг». Эта игра имеет несколько вариантов.
Первый вариант игры рассчитан на детей, не знакомых со счетом.
Водящий из палочек выкладывает фигуру «лебедя»: две палочки — голова, одна — шея, три — туловище, по четыре — крылья, пять — хвост. Дети должны запомнить эту фигуру. Затем они отворачиваются, в это время водящий убирает одну из палочек, оставляя другие на своих местах. Развернувшись к фигуре, дети должны увидеть, какой из палочек нет на месте, и назвать эту часть тела птицы. Когда кто-то из детей угадывает правильно, палочка возвращается на место.
Второй вариант игры рассчитан на детей, умеющих считать.
Выкладывается та же фигура «лебедя», но игроки теперь сидят к ней спиной. Водящий убирает палочку из головы лебедя и обращается к игрокам с вопросом: «Я убрал одну палочку из головы лебедя, сколько там осталось палочек?». Не поворачиваясь, игроки должны ответить, сколько осталось палочек. Затем последовательно вынимаются палочки из шеи, туловища, крыльев, хвоста Если кто-то из игроков отвечает правильно, палочка отдается ему, если нет — оставляется на месте. Игроки сидят спиной к фигуре «лебедя» на протяжении всей игры. Заканчивается игра, когда вся фигура разобрана.
Хантыйские и мансийские ребятишки – это дети природы. Дети северных народов часто остаются один на один с природой. И природа всегда является кладовой для детского воображения. В ветке дерева, в кусочке мха, в травинке ребенок видел какой – то предмет. Эти предметы ребенок превращал в игрушки и одушевлял их.
Познакомиться с игрушками народов ханты и манси – это лучший способ вызвать интерес и симпатию к данному народу, поскольку игрушки – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Именно игрушки доступным языком передает детям знания о народе. Игрушки детей Севера ярко отражают трудовую деятельность взрослых. Игрушки готовят детей с раннего возраста к освоению традиционных промыслов. В процессе игры дети воспроизводят то, что они видят в окружающей жизни. Игрушки открывает детям красоту и богатство природы, воспитывает бережное отношение к лесам, водоемам, всем живым существам. Они имеют важное значение в воспитании детей. На игрушках лежит задача передать детям традиции бытового искусства коренных народов Севера.