Конспект образовательной деятельности для детей 4 – 5 лет
план-конспект занятия (средняя группа)
Формирование интереса к прикладному искусству русского народа через построение образовательной деятельности в форме игры, при которой дети являются активными участниками в процессе решения проблемно - обучающих ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Петрозаводского городского округа
«Детский сад комбинированного вида №35 «Кораблик»
(МДОУ «Детский сад № 35»)
Конспект образовательной деятельности
для детей 4 – 5 лет
ТЕМА: «ПО СТРАНИЦАМ СКАЗКИ К.ЧУКОВСКОГО
«ФЕДОРИНО ГОРЕ»
Автор:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Бучнева Наталья Борисовна
Категория: «Дошкольный возраст»
Номинация: «Методическая разработка
занятия, урока, мастер-класса»
Петрозаводск
2019
Бучнева Наталья Борисовна
Воспитатель МДОУ «Детский сад №35»
Образовательная деятельность для детей 4 – 5 лет
«ПО СТРАНИЦАМ СКАЗКИ К.ЧУКОВСКОГО «ФЕДОРИНО ГОРЕ»
Цель: Формировать интерес к прикладному искусству русского народа через построение образовательной деятельности в форме игры, при которой дети являются активными участниками в процессе решения проблемно - обучающих ситуаций.
Задачи:
Образовательные:
- Систематизировать знания детей о декоративно – прикладном искусстве, а именно гжельской и хохломской росписей.
- Познакомить детей с некоторыми обычаями карельского народа.
Развивающие:
- Развивать эстетические чувства в условиях собственной практической деятельности.
- Способствовать развитию творческих способностей детей в орнаментальной деятельности, чувства цвета, ритма композиции при выкладывании орнамента на плоскости, самостоятельность, творческую инициативу.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству родного народа.
- Воспитывать уважительное отношение, чувство любви и гордости к русскому народу, традициям родного края.
Предварительная работа:
- Беседы: «Сказочная Гжель», «История Хохломы».
- Рассматривание демонстрационных картин: «Хохлома», «Гжель».
- Чтение сказки К.Чуковского «Федорино Горе», просмотр спектакля в театре кукол Карелии по мотивам сказки К.Чуковского «Федорино горе», чтение стихов о народных промыслах.
- Оформление выставки семейных творческих работ по мотивам росписи «Гжель», «Хохлома» (раскраски, рисунки, поделки из соленого теста и пластилина.
- Оформление выставки посуды в развивающем центре группы «Художественная творчество».
- НОД по ознакомлению дошкольников с декоративно – прикладным творчеством в рамках проекта группы.
- Посещение выставки народных ремесел русского народа в театре «Маленькая страна».
Принципы построения образовательной деятельности:
- Принцип активности и сознательности - заинтересованное усвоение знаний и умений через решение практических и познавательных задач в самостоятельной деятельности детей.
- Принцип развивающей ориентации - развитие у детей творческой активности и самостоятельности.
- Принцип наглядности – систематизация знаний детей через использование иллюстративного материала при организации самостоятельной активной деятельности детей.
Интеграция образовательных областей:
"Социально - коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие".
Методы и приемы:
- Наглядный метод (иллюстративный материал).
- Словесный метод (вопросы, чтение отрывков из сказки, рассказ сказочного персонажа «Бабушки Федоры», словесная мотивация решения проблемной ситуации).
- Проблемно-поисковый метод (проблемные ситуации, коллективное обсуждение заданий).
- Прием эмоциональной заинтересованности (непосредственно-образовательная деятельность построена в форме поисковой игры, сюрпризный момент).
- Игровой прием (сюрпризный момент, игра «Автобус», физминутка «Самовар», посиделки с Бабушкой Федорой).
Оборудование и материалы:
- следы зайца, вырезанные из бумаги;
- игрушечный заяц с сумкой почтальона;
- разрезные картинки тарелок гжельской и хохломской росписи для билетов на автобус;
- картинка с изображением сита с росписью гжель и картинка с изображением корыта с росписью хохлома;
- две пустые корзинки для найденной посуды;
- картинки с изображением блюдца, чашки и самовара( для каждой команды по одной с соответствующей росписью);
- два шаблона самовара, вырезанных из белой бумаги; маленькие картинки с изображением элементов орнамента Гжели, Хохломы и Дымки;
- аудиозаписи отрывков из сказки К.Чуковского «Федорино Горе»;
- предметы из фарфора, пластмассы, резины, дерева и бумаги в двух корзинках;
- мнемотаблицы для описательного рассказа о народных промыслах, таких как Гжель и Хохлома;
- по два конверта с изображением росписи Гжель, Хохлома, Дымка;
- испеченный каравай;
- скатерть с карельской вышивкой.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель раскладывает следы зайца на ковре, обращает внимание детей на следы, тем самым собирает детей в круг:
- Ребятки, чьи же это следы? (ответы детей), пойдемте по следам и посмотрим, кто же это к нам в гости прискакал?
Дети совместно с воспитателем идут по кругу, находят зайчика, воспитатель читает строки:
«Заяц прыгал и скакал, прыг-скок, прыг-скок и собрал нас всех в кружок»
- Ребята, посмотрите, к нам в гости прискакал зайка – почтальон, что же он для нас принёс, давайте посмотрим.
Воспитатель достает из сумки зайца письмо от Бабушки Федоры из сказки К.Чуковского: (Приложение 1)
Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки, пишет вам бабушка Федора…
На опушке возле леса
Я живу совсем одна.
Раньше в доме был порядок,
И уют, и чистота опушке возле леса,
Я живу совсем,
И посуду я любила,
Её чисто – чисто мыла.
Годы шли, я постарела,
Лень меня вдруг одолела.
И стараться я устала,
Убирать дом перестала..
И решила вся посуда
Тут же от меня сбежать.
Я прощенья попросила,
И Она меня простила,
Только вот одна беда,
Воротилась, да не вся.
Видно где-то заблудилась
Помогите мне посуду отыскать.
Чтобы снова самовар начал чаем угощать,
Да на вышитой салфеточке стоять, приговаривать:
«Сладким чаем угощаю и ребят всех приглашаю».
Воспитатель: «Ребятки, что же делать? Может мы поможем бабушке Федоре отыскать посуду? А вместе с письмом зайчик принес нам конверты с подсказками, где посуду отыскать (в конвертах задания для самостоятельной деятельности детей в ходе образовательной деятельности). На чем нам с вами отправиться в путь? (ответы детей) А на автобусе вы ездили? Я предлагаю вам отправится на автобусе, согласны? У меня даже билетики на автобус есть, да не простые, а сказочные». (Воспитатель раздает детям разрезные картинки по мотивам росписи гжель и хохлома, тем самым дети делятся на две команды по 6 человек). (Приложение 2) «Ребята, пройдите к столам и попробуйте собрать картинку из своих билетиков, будьте внимательны, картинка получится только из билетиков, похожих друг на друга, найдите свою команду».
Дети собирают картинки и присаживаются вокруг столов группами по 6 человек.
Воспитатель: «Молодцы ребятки! Все готовы к путешествию? (Да!) Подумайте, какую посуду вы будете искать, кто готов ответить, хлопните в ладоши (дети догадываются, что посуда будет с росписью гжель и хохлома). Кто первый хлопнул в ладоши, тот дает ответ. Вторая команда тоже хлопает в ладоши, если согласны с ответом, если с ответом не согласны – топают.
Воспитатель: «Отправляемся в путь»!
Проводится игра с движениями «Автобус» по словам Е.Железновой: (Приложение 3)
Вот мы в автобусе сидим,
И сидим, и сидим.
И из окошечка глядим, всё глядим.
Глядим назад,глядим вперед,
Вот так вот, вот так вот.
И мы не просто так сидим
Бип – бип – бип ( 2 раза)
Мы громко – громко все гудим
Бип – бип – бип.
Пускай автобус нас трясет.
Вот так вот, вот так вот.
Мы едем , едем все вперед,
Вот так вот.
Воспитатель: «Ребята, вот мы и прибыли в сказку «Федорино Горе» (звучит аудиозапись - отрывок из сказки:
Скачет сито по полям, а корыто по лугам,
За лопатою метла вдоль по улице пошла.
Топоры то, топоры,
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза, растопырила глаза:
«Что такое, почему, ничего я не пойму!...»
Воспитатель: «Вот корыто, сито вот (достает картинки с изображением сита (роспись гжель) для одной команды, корыто (роспись хохлома) для другой команды (Приложение 4), Разложи их так, как в сказке, сам, без чьей либо подсказки, где чей домик подскажи, быстренько его найди (детям предложены три конверта с изображением элементов росписи на каждом: гжель, хохлома, дымка, детям предлагается узнать элемент узора в своей картинке (сито, у других корыто) в соответствующем конверте и положить картинку в конверт).
Воспитатель: «Ребята, кто готов, хлопните в ладоши. Покажите, как вы справились с заданием! (команды показывают друг другу выполненное задание, если те согласны, хлопают, если нет, топают).
Зайчик: «Вы большие молодцы, справились с заданием, вот вам и первый предмет посуды, положите его в корзинку (зайчик дает детям расписные блюдца, соответствующие их росписи). (Приложение 5)
Звучит аудиозапись отрывка из сказки:
А за ними блюдца, блюдца
Дзынь – ля – ля, дзынь ля – ля!
Вдоль по улице несутся
Дзынь – ля – ля, дзынь – ля – ля!
На стаканы – дзынь! - натыкаются,
И стаканы – дзынь! – разбиваются!
Воспитатель: «И стаканы дзынь – разбиваются? И быть может они и ломаются? Если бьются стаканы Федоры, ломаются, да о землю они разбиваются, из чего они? Из фарфора? Из дерева или бумаги? А может из пластмассы или резины? Выберите, пожалуйста, тот материал, из которого изготовлена ваша посуда (воспитатель ставит на стол корзинку с предметами из фарфора, дерева, резины, пластмассы, бумаги). Почему вы так решили? Егор, а ты как думаешь? Правильно, молодцы»
Воспитатель: «Ребята, кто готов, хлопните в ладоши. Покажите, как вы справились с заданием (команды показывают друг другу выполненное задание, если те согласны, хлопают, если нет, топают).
Зайчик: «Вы снова справились, и я отдаю вам вот эти красивые расписные чашечки (дети кладут картинки с изображением чашек в корзинку). (Приложение 5)
Звучит аудиозапись из сказки:
Самоварище сидит и товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!»
И в железную трубу:
«Бу – бу – бу!, Бу – бу – бу!».
Воспитатель: «Самовар вернуть поможет роспись дивная, быть может?! Ну, ребятки удалые, все картинки расписные. Подберите-ка наряд новый самовару, и тогда он снова порадует Федору (воспитатель раздает детям шаблоны самовара, вырезанного из белой бумаги (приложение 6) и картинки с элементами росписи гжели и хохломы (приложение 7) для каждой команды свой орнамент, в элементах орнамента присутствует дымковский узор, который дети исключают, выполняя задание).
Воспитатель: «Ребятки, а почему эту роспись вы исключили? Маша, а ты как думаешь? Катя, а ты?»
Воспитатель: «Ребята, кто готов, хлопните в ладоши». Покажите, как вы справились с заданием другой команде (команды показывают друг другу выполненное задание, если те согласны, хлопают, если нет, топают).
После выполнения задания зайчик вручает детям картинку с изображением самовара (гжель и хохлома) (приложение 5).
Воспитатель: «Самовар смогли вернуть, не пора ли отдохнуть?»
Физминутка «Самовар»: (приложение 8)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу (дети поднимают плечи)
Больше греться не хочу (поворот из стороны в сторону)
Крышечка запрыгает, будто кто-то двигает (дети прыгают на месте)
Крышка громко зазвенела, пейте чай, вода вскипела! (хлопают в ладоши)
Воспитатель: «Ребятки, мы нашли всю посуду Федоры, но наш зайчик – почтальон не знает, что же это за посуда такая расписная красивая, расскажите, пожалуйста, зайчику про посуду, которую вы искали, а помогут вам в этом волшебные картинки (воспитатель раздает группам мнемотаблицы для составления краткого рассказа о росписи) (приложение 9).
Воспитатель: «Ребята, кто готов, хлопните в ладоши. Расскажите, как вы справились с заданием другой команде» (команды рассказывают друг другу о посуде, если те согласны, хлопают, если нет, топают).
В группу заходит сказочный персонаж Бабушка Федора в карельском костюме, дети отдают ей посуду. Федора благодарит детей за помощь и приглашает к столу, на котором стоит на карельской скатерти самовар, а рядом с ним испеченный каравай.
Федора: «Ребята, а расскажите мне, пожалуйста, от куда вы ко мне в сказку попали? Где вы живете, в какой Республике? (ответы детей, если дети путаются, воспитатель помогает). А вы знаете, что карелы очень бережно относились к хлебу, даже ребенок знал, что нельзя было класть каравай на стол «Вниз головой». Когда хозяин начинал резать хлеб, дети стремились получить горбушку (съевший ее быстро рос). Второй кусок старались не брать – он ленивый. За третий ломоть шла борьба – получивший его становился шустрым и быстрым. Я хочу подарить вам такой каравай, когда в группе сядете, чай с караваем пить, вспомните добрые карельские традиции, о которых я вам рассказала».
Федора: «Ребята, расскажите про свое путешествие! Что было самым интересным? Что больше всего запомнилось? Маша, а тебе? Ваня, а тебе? Вы большие молодцы и помощники! А как вы можете еще помогать взрослым? (Федора подводит ответы детей к тому, что можно помогать убирать со стола после приема пищи, Федора просит ребят не забыть убирать за собой посуду после чаепития в группе). Ребятки, делу время, а потехе час, пора и вам возвращаться в детский сад. А на прощание я подарю вам скатерть, которую вышили карельские девицы, а вы в своем детском саду познакомитесь с карельской вышивкой. До свидания! ( Федора уходит)
Воспитатель: Приготовились к поездке? (Да!)
Проводится Физминутка: (приложение 10)
Мы в автобус дружно сели (приседают)
И в окошко посмотрели (тыльную сторону правой руки прислоняют ко лбу)
Наш шофер педаль нажал (имитирую нажатие педали ногой)
И автобус побежал! (бег на месте)
Все! Приехали!Ура!
Выходите, вам пора! (ходьба на месте)
Воспитатель приглашает детей на чаепитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности детей со строительным материалом по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе.
Мой микрорайон "Печатники"....
Конспект образовательной деятельности детей в средней группе "Помочь бабушке Федоре вернуть посуду"
Расширить представления детей об окружающих предметах...
План – конспект образовательной деятельности детей младшей группы. Тема: «Как лесные звери зимуют».
Богат и многообразен мир природы. И начинать экологическое воспитание нужно с момента прихода ребёнка в детский сад. Образовательные мероприятия, это только маленькая часть развивающей среды наш...
Конспект образовательной деятельности детей II группы раннего возраста по итогам 2014-2015 учебного года Тема: «Божья коровка в гостях у детей»
Конспект образовательной деятельности детей II группы раннего возраста по итогам 2014-2015 учебного года...
Конспект образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста на тему « Птицы- наши друзья» с использованием современных образовательных технологий – игровой информационно-куммуникативной
Расширять и обогащать представления детей о птицах (ворона, голубь, воробей, синица, снегирь), о частях тела и питании птиц....
КОНСПЕКТ Образовательной деятельности детей Тема: «Медовая сказка» Образовательная деятельность «Познание» Возрастная группа: старшая (5-6 лет)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»«Детский сад общеразвивающего вида №23»с приоритетным осуществлением ...