Взаимодействие с социальными партнёрами с музыкальной школой
календарно-тематическое планирование
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Взаимодействие с социальными партнёрами с музыкальной школой
Природа и музыка
Октябрь – «Путешествие в прекрасное».
Цель: Формирование представлений о школе искусств.
Задача: Раскрыть содержание деятельности школы искусств.
Развивать интерес к музыкальному искусству.
Знакомить с правилами поведения в музыкальной школе.
Музыка: «Мелодия» С.Рахманинов.
«Ноктюрн» Ф.Листа.
«Ноктюрн» Э.Грига.
Ход мероприятия:
Педагог: Здравствуйте, друзья!
Я очень рада встрече с вами.
Итак, в прекрасное, вперёд,
Где чудо красоты живёт.
Должны сегодня вы многое узнать,
Всё видеть и запоминать.
И я вас приглашаю в концертный зал.
(Звучит музыка, дети рассаживаются).
Педагог: Ребята, что вы сейчас слышали? Что звучало?
Дети: Музыка.
Педагог: Сегодня я вам хочу рассказать о музыке. Музыка – это вид искусства. Она создаётся человеком (композитором) для всех людей. Состоит музыка из звуков определённой высоты, которые напоминают окружающую природу: шум моря, грома, пения птиц. Музыка имеет свою интонацию, так же как и голос. Поэтому часто говорят, что музыка рассказывает. Звучащая музыка даёт возможность передать звуками своё настроение. Человека всегда привлекало звучание музыки, поэтому появлялись разные инструменты, которые человек сам создавал, играл на них.
В нашей музыкальной школе тоже есть разные музыкальные инструменты, на которых учатся играть дети. Вот мы сейчас совершим путешествие, заглянет в кабинеты, где живут разные инструменты.
(Балалайка, домра, баян, гитара, фортепьяно, класс хорового пения).
Педагог: Я вас снова приглашаю в концертный зал.
(Звучит музыка, дети рассаживаются).
Педагог: Я бы хотела у вас, ребята, уточнить:
- Как рассказыает музыка? (Звуками).
-Кто сочиняет музыку? (Композитор).
-Кто исполняет музыку? И как? Музыкант, когда играет на инструменте.
Человек, когда поёт.
-Кого можно увидеть в школе искусств? (Взрослых, детей, знакомых).
-Можно ли с ними громко разговаривать? (Нет, мешаем заниматься).
-Можно ли бегать по коридорам школы? (Нет, мешаем заниматься).
-Можно ли трогать что – то руками? (Нет).
-Кого надо внимательно слушать? (Учителя, взрослого).
Педагог: Заканчивая нашу встречу, я хочу сказать, что учиться слушать музыку можно всю жизнь. Для того чтобы понимать, надо научиться в неё вслушиваться. Музыка выражает чувства, настроение. Без человека нет музыки.
Ноябрь: «Музыка осени в природе».
Цель: Развитие эстетических чувств -
чувство прекрасного в жизни и искусстве,
сопоставляя образы природы,
выраженные разными видами искусств
(живописью, поэзией, музыкой).
Задача: Учить сравнивать произведения с похожими названиями,
различать оттенки настроений в музыке, стихах, картинах.
Развивать образную речь в поисках и применении эпитетов,
метафор, сравнений, характеризующих образы природы,
созданные в музыке, поэзии, живописи.
Побуждать детей передавать образы природы в рисунке,
созвучно музыкальному образу.
Музыка: «Дождик – дождик» А.Лядов.
«Грустный дождик» С. Прокофьев.
Ход мероприятия:
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии!
Ребята, отгадав загадку, вы узнаете тему занятия.
Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года?
Дети: Осень
Педагог: Сегодня мы с вами поговорим о музыке осени. Вот и осень пришла к нам незаметно. Разная она бывает – веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. Многие творческие люди посвящали временам года свои произведения: поэты – стихи, художники – картины, композиторы – музыку.
Часто какое-нибудь явление природы – например, дождик – по – разному изображается в музыке, но ведь и в жизни дождик бывает разным. Он может весело и звонко накрапывать сквозь солнышко, как в песне – закличке А.Лядова «Дождик – дождик» (исполняет фрагмент).
Но бывает и бесконечный, грустный, серый дождик. Его капельки – слёзки целый день стучат в окно, навевают печаль. Исполняет фрагмент «Грустный дождик» С.Прокофьев.
У современного русского композитора Г. В. Свиридова, в его фортепианном «Альбоме пьес для детей» есть пьеса «Дождик». Послушайте её (проигрывает). Какой дождик изображает музыка?
Дети: Весёлый, озорной, радостный.
Педагог: Да, в музыке слышно, как весело искрится, брызжет и сверкает дождик. Его капельки, переливаясь, быстро несутся вниз, стекая прозрачными струйками с листьев, травинок, цветов. Музыка игривая, озорная, задорная, переливчатая. (Звучит фрагмент).
В середине пьесы слышно как дождик пошёл сильнее, он звонко и настойчиво забарабанил по крышам (исполняется фрагмент), вскоре снова запрыгал лёгкими маленькими каплями, стал стихать и прекратился совсем.
(Звучит запись). Какую волшебную картину нарисовала музыка! Сначала дождик порезвился, поозорничал, посмеялся, обрызгал всё вокруг, умыл каждый листик прозрачной водичкой и умчался.
Давайте простучим ладошками песенку капель: сначала редкие капли, затем быстрее они стучат, а вот и сильный дождь начался! Молодцы.
У великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева есть стихотворение, в котором тоже выражено чувство любоания красотой природы, восхищение ею: Дождя отшумевшего капли
Тихонько по листьям текли,
Тихонько шептались деревья,
Кукушка кричала в дали.
А вот ещё такие строчки: Стекают с веток капли дождевые,
Как будто тихо плачет каждый лист…
Какое музыкальное произведение перекликается с этим стихотворением, о каком дождике говориться в нём?
Дети: Пьеса «Грустный дождик».
Педагог: Да, душевные переживания человека, чувство печали, созвучны грустной картине природы (фрагмент). Какие чувства у вас вызывает эта музыка? (ответы детей). Как вы думаете, если бы композитор рисовал иллюстрацию к этому произведению, какие бы он использовал краски?
(ответы детей).
Чтобы написать картину, художнику необходимо иметь образец, подсмотреть что – то в природе. А мы сегодня с вами слушали пьесы о дожде. Вот я вам предлагаю нарисовать три вида осеннего дождя – короткий, сильный и долгий, затяжной, когда вы придёте в детский сад.
А сегодня, наша встреча подошла к концу, до свидания!
Январь: «Музыка зимнего утра».
Цель: Развитие эстетических чувств -
чувство прекрасного в жизни и искусстве,
сопоставляя образы природы,
выраженные разными видами искусств
(живописью, поэзией, музыкой).
Задача: Учить детей сравнивать пьесы с похожими названиями,
различать настроение контрастных произведений.
Находить черты сходства и различия настроений, образов.
Развивать образную речь в поисках и применении эпитетов,
метафор, характеризующих образы природы, созданные в музыке
поэзии, живописи.
Музыка: «Утро» С. Прокофьев.
«Зимнее утро» П. И. Чайковский.
Ход мероприятия:
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии!
Ребята, послушайте стихотворение, и вы узнаете тему занятия.
Побыстрей, вставай с утра,
Ведь в окно смотреть пора,
Рады дети, что сама,
К нам опять пришла…
Дети: Зима!
Педагог: Да сегодня мы будем слушать музыку зимы.
Многие композиторы писали музыку о природе.
Одним из них был Сергей Сергеевич Прокофьев.
Сергей Сергеевич Прокофьев, (портрет) одновременно был и дирижёром, и пианистом. Он написал оперы, балеты, симфонии, концерты, музыку для кинофильмов и театральных спектаклей.
Сегодня вы познакомитесь с пьесой этого композитора, которая называется «Утро» (проигрывает). А теперь скажите, какое настроение передано в ней, какая музыка по характеру.
Дети: Музыка спокойная, светлая.
Педагог: Да, в пьесе С. Прокофьева «Утро» изображается картина восхода солнца. Прислушайтесь, в ней все время как бы борется тьма со светом. Первые лучи солнца пробиваются в сумерках - сначала неуверенно, робко. Музыка звучит неторопливо, сонно, лениво, волшебно поблескивает свет (исполняется начало пьесы).
В средней части пьесы можно представить себе картину рассеивающейся тьмы. Огромное солнце выплывает из-за горизонта и поднимается вверх (исполняет 9-17-й такты). Но вот солнце выглянуло из-за дымки и засияло ярко всем на радость (играет 18-23-й такты).
А вот великий русский композитор – Пётр Ильич Чайковский, (показывает портрет), создавший музыкальные произведения, известные во всем мире. Его знаменитые оперы, симфонии, балеты, концерты знают и любят люди разных стран.
Он умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства человека – столкновение добра и зла, надежду на счастье, преодоление жизненных препятствий. Его музыка очень мелодична. Мелодии просты, легко запоминаются и вместе с тем красивы и выразительны.
Послушайте пьесу П. Чайковского «Зимнее утро» и скажите, какое настроение передано в ней, какая музыка по характеру. (Исполняет пьесу.)
Дети: Музыка тревожная, жалобная.
Педагог: Да, возникает картина ненастного зимнего утра - темного, метельного, холодного, неприветливого. Музыка звучит то встревоженно, смятенно, то жалобно (исполняет фрагмент, затем обе пьесы целиком).
В музыке С. Прокофьева изображается восход солнца. В пьесе звучат то тёмные, сумрачные, то светлые интонации (исполняет фрагмент).
В музыке П. Чайковского, изображается метельная, снежная, ненастная картина. Музыка быстрая, вьюжная (исполняет фрагмент), иногда жалобная (играет 17-24-й такты). В такую вьюгу птицы жмутся к домам, жалобно чирикая. А вьюга все сильней ... (Играет 25-й - 32-й такты, потом всю пьесу). А теперь послушайте стихотворение:
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит;
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
О музыкальной пьесе, какого композитора рассказывает это стихотворение?
Дети: «Утро» С. Прокофьева.
Педагог: ДА, пьеса С. Прокофьева «Утро» неторопливая, спокойная, немного таинственная, она изображает волшебную красоту восхода солнца.
А вот это стихотворение: Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые серёжки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!».
Дети: С пьесой С. Прокофьева «Утро».
Педагог: Да, в этом стихотворении, как и в музыке С. Прокофьева, рассказывается о восходе солнца, а настроение его - приветливое, милое, задушевное!
(Могут быть использованы репродукции картин художников с изображением восхода солнца, разные по настроению.)
Педагог: Нарисуйте дома и вы разные картины восходящего солнца, которые будете рисовать, слушая пьесы великих композиторов.
Март – «Музыка Весны в природе».
Цель: Развитие эстетических чувств -
чувство прекрасного в жизни и искусстве,
сопоставляя образы природы,
выраженные разными видами искусств
(живописью, поэзией, музыкой).
Задача: Учить вслушиваться в выразительные музыкальные интонации,
различать изобразительность музыки.
Сравнивать произведения, близкие по названим,
но контрастные по содержанию.
Продолжать работу над развитием образной речи
в поисках и применении эпитетов, метафор,
характеризующих образы природы, созданные в музыке
поэзии, живописи.
Музыка: «Весною» С.Майкопар.
«Весной» Э.Григ.
Ход мероприятия
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии!
Ребята, послушайте стихотворение, и вы узнаете тему занятия.
Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все гонит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон. (Тютчев).
Дети: Это стихотворение о весне.
Педагог: Да, мы сегодня будем слушать музыку весны.
Весна - это особое время года.
Время пробуждения природы от зимнего сна, когда все оживает,
расцветает, радуется наступившему теплу.
Ранней весной зима еще дает о себе знать – дуют холодные ветры,
снежные метели, но, в конце концов, весна все-таки побеждает.
А вот как изобразил весну композитор С. Майкапар в пьесе «Весною» (исполняет пьесу). Какая музыка по настроению?
Дети: Музыка нежная, веселая.
Педагог: Да, музыка приветливая, светлая, радостная, нежная. Какая картина весны видится Вам? (Исполняет пьесу повторно.)
Дети: Бегут ручейки, поют птицы.
Педагог: Пригрело весеннее солнышко, и природа пробудилась,
все оживило: Весна, весна! и все ей радо.
Как в забытьи, каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает. (И. Бунин).
(Ещё раз проигрывает пьесу). Педагог: Вот как музыка звуками может изобразить картину природы!
В начале пьесы слышно, будто робко побежал первый ручеек, пригретый весенним солнышком, - мелодия весело скользит сверху вниз (играет 1-4-й такты). Потом музыка становится светлой, приветливой. Ее звуки похожи на щебет птиц, их гомон и перекличку: природа оживает, пробуждается. (Исполняет 5-21-й такты.)
А вот и весенняя капель! (Исполняет 22-24-й такты.) Весело зажурчали прозрачные струйки маленьких ручейков, слышатся птичьи голоса (играет 25-30-й такты). Свежестью, светом веет от этой музыки (играет последние одиннадцать тактов). В самом конце слышно, будто упали две серебристые капельки. (Играет два последних такта.)
Педагог: Сейчас вы услышите другую пьесу о весне Э. Грига.
Эдвард Григ - норвежский композитор (показывает портрет).
Многое из своей музыки он посвятил родной природе
Давайте послушаем пьесу с похожим названием «Весной» Э. Грига
(проигрывает). Чем они отличаются? (Исполняется фрагмент пьесы С. Майкапара и пьеса Э. Грига.)
Дети: Первая пьеса светлая, нежная, а вторая – более громкая, бурная.
Педагог: В пьесе Э. Грига мы слышим разные настроения, рожденные картинами весенней горной природы. Музыка то нежная, волшебная, будто природа только просыпается (звучит начало пьесы). То мелодия грозная, мощная, бурная, взволнованная, призывная (звучит фрагмент средней части). То восторженная, свежая, открытая, яркая (исполняется фрагмент третьей части). Эта музыка дышит весенней свежестью. Кажется, что все вокруг пышно расцветает. Небольшие серебристые ручейки струятся и переливаются на солнышке (звучит начало третьей части). В конце мелодия поднимается все выше, как будто солнце светит ярче, озаряя и согревая все вокруг (звучит фрагмент). От этой музыки веет весенним ветром. Она восторженная, свежая, словно умытая весенними потоками.
А вот так рисует весеннюю природу поэт Ф.Тютчев:
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят ...
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Педагог: Близкое ли настроение этого стихотворения к музыке Э.Грига?
Дети: Да.
Педагог: Все эти чувства переданы и в музыке Э. Грига.
Нарисуйте разные картины весенней природы, переданные в музыке Э. Грига и С. Майкапара.
Май – «Лето красное встречай».
Цель: Развитие эстетических чувств -
чувство прекрасного в жизни и искусстве,
сопоставляя образы природы,
выраженные разными видами искусств
(живописью, поэзией, музыкой).
Задача: Формировать элементарный слушательский опыт на основе музыки
Учить сопоставлять музыкальный и художественный образ, опираясь на средства музыкальной выразительности. Обогащать духовный мир детей.
Музыка: «Вечер» С.Прокофьев.
«Вечером» Р.Шуман.
Ход мероприятия
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии!
Сегодня мы послушаем музыку вечерней природы, когда день угас, всё вокруг затихло, устало, замерло.
Многие поэты, художники, музыканты восторгались красотой вечерней или ночной природы. В звуках, красках, словах они по-своему выражали свои чувства, изображали дивные, таинственные картины засыпающей вечерней природы.
Послушайте пьесу С. Прокофьева «Вечер» (исполняет). Какая она по характеру?
Дети: Спокойная, нежная, задумчивая.
Педагог: Да, музыка задушевная, ласковая. Она звучит то, как протяжная русская песня (исполняет фрагмент), то затаённо, заворожённо, умиротворённо (исполняет среднюю часть), то снова задушевно, плавно, нежно (играет окончание фрагмента пьесы, затем весь фрагмент).
А теперь послушайте пьесу, композитора Роберта Шумана, с похожим названием - «Вечером» (проигрывает). Какая она по характеру?
Дети: Звучит нежно, светло, задумчиво.
Педагог: Да, обе пьесы близки по настроению, но в музыке Р. Шумана мелодия звучит более переливчато, мерцает, словно свет волшебных звёзд. Это произведение входит в сборник Р. Шумана «Фантастические пьесы». В этой музыке и впрямь рождается картина фантастической, сказочной красоты ночи, вечера: сияние звёзд, волшебный свет луны, таинственные шорохи листвы... (Пьеса звучит повторно.)
Стихотворение русского поэта К. Р. тоже перекликается с музыкой Р. Шумана по духу, по настроению. В нём чувствуется ожидание какой-то тайны, заворожённость красотой:
Ни звёзд, ни луны. Небеса в облаках.
Ветер замер. В лесу тишина.
Не дрогнет ни единый листок на ветвях.
Эта ночь тайной неги полна!
Ни слёз, ни борьбы, позабыт мир земной,
И одна лишь в душе благодать.
В упоении так сладостно с нежной тоской
Этой ночи безмолвной внимать!
Она овладела таинственно мной ...
Ожидая чего-то, стою ...
Полновластная ночь, я один пред тобой:
О, поведай мне тайну свою!
(Фрагмент пьесы Р. Шумана звучит ещё раз.)
Педагог: А вот ещё одно стихотворение о вечерней природе – Ивана
Сергеевича Тургенева: Весенний вечер
Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землёй;
Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой;
Ручей журчит во мгле долины,
Вдали гремит весенний гром,
Ленивый ветер в листах осины
Трепещет пойманным крылом.
Молчит и млеет лес высокий,
Зелёный, тёмный лес молчит.
Лишь иногда в тени глубокой
Бессонный лист прошелестит.
Звезда дрожит в огнях заката,
Любви прекрасная звезда,
А на душе легко и свято,
Легко, как в детские года.
(Звучит пьеса С. Прокофьева.)
На занятии могут быть использованы репродукции картин художников с изображением вечерних и ночных пейзажей. Их можно сравнить с музыкой и стихами.
Педагог: Нарисуйте дома картины вечерней природы, которые родились в вашем воображении, когда вы слушали стихи и музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие с социальными партнёрами
Взаимодействие с детской библиотекой, театрами, ГИБДД....
Взаимодействие с социальными партнёрами
План мероприятий по взаимодействию с организациями города....
Взаимодействие с социальными партнёрами.
Как мы сотрудничаем с детской художественной школой....
Взаимодействие с социальными партнёрами
Взаимодействие с социальными партнёрами...
Статья "Кластерный подход во взаимодействии с социальными партнёрами ДОУ"
Современная реальность диктует необходимость развития социального партнерства в дошкольном образовании как одного из главных условий дошкольной организации, ориентированной на формирование личности ре...
Педчтения "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ И РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ"
Традиции - важная составляющая в повседневной жизни детского сада, группы. Существуют традиционные праздники, ритуалы, приветствия и т.д. Но есть сложившиеся традиции во взаимоотношениях с родителями ...