Маршрут выходного дня "Покормим птиц зимой"
методическая разработка (средняя группа)

Вяткина Ирина Васильевна

Птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы  должны научить детей видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, создать условия для общения ребенка с миром природы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marshrut_vyhodnogo_dnya.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Покормим птиц зимой!»

Пояснительная записка

Актуальность:

Птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы  должны научить детей видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, создать условия для общения ребенка с миром природы. 

Проект представляет возможность формировать знания об окружающем мире, гуманное отношение к зимующим птицам.

Паспорт проекта

Тема: «Покормим птиц зимой!»

База исследования: дошкольное образовательное учреждение; маршрут выходного дня.

Участники проекта: воспитатели и дети 4-5 лет, их родители.

Тип проекта:

  • среднесрочный;
  • познавательный;
  • групповой.

Сроки реализации проекта: среднесрочный.

Условия реализации проекта:

  • развивающая среда групповой комнаты;
  • прогулочный участок группы;
  • маршрут выходного дня.

Проблемная задача: выяснить, как зимуют птицы, и может ли человек помочь птицам зимой.

Цель проекта: 

  • формировать знания о зимующих птицах нашего региона, воспитывать гуманное отношение к природе, желание оказывать посильную помощь.

Задачи проекта:

  • формировать представления о зимующих птицах, их условиях обитания;
  • развивать умения и навыки наблюдения за птицами, оказания посильной помощи в зимний период;
  • развивать связную речь, познавательные процессы;
  • формировать потребность в здоровом образе жизни, вызывая желание чаще проводить время в активном отдыхе, подвижных играх, прогулках;
  • формировать навыки взаимодействия взрослых с детьми в процессе экологического воспитания, вызвать желание у родителей помогать своему ребенку, общаться с ним, совместно решать экологические задачи.

Оборудование, методические материалы:

  • Литература: загадки о птицах, книги русских писателей, сказки.
  • Музыка: аудиозапись голосов птиц.
  • Иллюстрации: птицы зимующие нашего края, птицы зимой у кормушки, кормушки.

Продукты проекта:

  • Книжная выставка «Птицы – гостьи нашего двора»
  • Кормушки, выполненные всеми участниками проекта.

Формы работы с детьми:

  • Игровая деятельность.
  • Наблюдение.
  • Беседа.
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Экспериментирование.
  • Чтение.
  • Презентация кормушек. 

План работы над проектом

  1. Подготовительный этап (октябрь): составление плана проекта; подбор необходимых материалов: познавательной передачи, стихов, рассказов и

загадок.

2. Основной этап (ноябрь): чтение художественной литературы - рассказ Л.Воронковой «Помощь птицам»; просмотр видеофильма о зимующих птицах; беседа «Помощь пернатым в зимнее время года», беседа «Кормушка. Наши пернатые друзья".Рассматривание кормушек, которые дети с родителями сделали дома, рассказы детей; Д/И "Кормушка", "Угадайка", Р/И "Столяр", "Ветлечебница".

3. Заключительный этап "Маршрут выходного дня", презентация "Покормим птиц зимой".

Работа с родителями:

  • Изготовление памятки «Чем подкармливать птиц зимой»
  • Изготовление кормушек

Ожидаемые результаты:

  • обогащение представлений о зимующих птицах нашего края;
  • сформированы умения и навыки наблюдения за птицами;
  • установлена связь между средой обитания и образом жизни птиц;
  • у родителей появилось желание помогать своему ребенку, общаться с ним;
  • и у родителей и у детей возникло желание чаще проводить совместные экскурсии, прогулки, акции, активный отдых.

Чем подкармливать птиц зимой

В морозы птицам сложнее добыть не только корм, но и воду, поскольку она просто замерзает, поэтому важно мастерить не только кормушки, поилки для птицы тоже будут спасением. Если вы заметили, что к вам птицы прилетают полакомиться в определенное время, можете в кормушку поставить блюдце с кипятком. На морозе вода быстро остывает, поэтому никто не ошпарится. Теперь разберемся с тем, чем нельзя подкармливать птиц. Это жареное, соленое, пряное, острое и кислое. Также не рекомендуется давать черный хлеб, поскольку в мороз он плохо переваривается и закисает в зобу. Продукты, которыми можно кормить птиц: семечки подсолнуха (отличный источник энергии); кукуруза (помогает согреться, но постоянно таким продуктом кормить не следует); просо (пшено – то же просо, но без шелухи); овес; семена тыквы, арбуза, дыни; семена крапивы, репейника, лебеды, чертополоха и других сорных трав; несоленое сало, маргарин (это отличный источник калорий); орехи; отварные яйца (куриные или перепелиные); мед; вареный картофель; хлебные крошки; яичная скорлупа; корм для попугаев.

Маршрут выходного дня "Покормим птиц зимой!".

Воспитатель: Здравствуйте ребятишки девчонки и мальчишки, а также их родители мы очень рады что Вы присоединились к нам.

Воспитатель: ребята мы с вами в детском саду беседовали о деревьях как выглядят, их строение, разновидности, плоды, где растут и т.д.. из дерева можно построить дом.  Интересно а на деревьях кто - нибудь строит дома?

(высказывания детей). Подведение общего ответа - птицы.

Чем птицы питаются (высказывания детей - зернышками, семечками, травой, насекомыми к кормушкам прилетают). Мы с вами тоже подкармливаем пернатых на участке подсыпаем зерна в кормушку. Зачем мы это делаем и почему. (Отвечают дети).

Воспитатель: Ребята  давайте вспомним зимующих птиц. Задание это не простое  "Загадочное" я вам буду загадывать загадки, а вы отгадывать. Родители не будут молчать - будут нам помогать.(При правильном ответе показ иллюстрации птицы).

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый...
 (воробей)

Трещала с самого утра:
Пор-ра! Пор-ра!
А что пора? такая всем морока,
Когда трещит...
 (сорока)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика
 (синица)

Чернокрылый,
Красногрудый.

И зимой найдет приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут! 
(снегирь)

Наступает настоящая зима. Перелётные птицы уже давно улетели в тёплые края. Но ведь есть ещё и зимующие птицы! Это воробьи, голуби, сороки, синицы, вороны. Зимой в городе можно увидеть даже таких лесных жителей, как снегирь, свиристель, поползень, дятел, сова. В холодное время года птицам всё труднее становится добывать себе пропитание. Им нужна наша помощь!

Птицы - соседи,

птицы - друзья!

Вместе нам жить

на планете Земля!

Воспитатель: Ребята и родители давайте посмотрим есть ли в нашем городе кормушки или скворечники. Помогают жители нашего города птицам перезимовать. (отправляемся в путь).

1 остановка

Район школы №3 где дети замечают что на деревьях висит много скворечников и кормушек. Рассматриваем кормушки и скворечники, какие по форме, размеру, из чего сделаны.

Согревающая физическая минутка для детей и родителей

Ручками похлопали

Раз, два, три

Ножками потопали

Раз, два, три

А теперь мы зайки, зайки попрыгайки.

А теперь мы мишки, мишки топтыжки.

А теперь лисички, лисички хитрички.

А теперь волчишки, волчишкизубишки.

Малышки воробьишкичик - чирик, чик - чирик.

Ручками похлопали

Раз, два, три.

Ножками потопали

Раз, два, три.

Ребята птицы живут только в городе рядом с людьми?

(Дети высказывают свои ответы) делаем вывод что в лесу тоже живут птицы просто мы их не видим т.к. живем в городе. А есть ли пища для птиц зимой в лесу?( отвечают дети им помогают родители). Давайте сходим и посмотрим.

(отправляемся в путь)

2 остановка

Перелесок на окраине города выбрана полянка для игры (заранее обследован на опасные предметы).

Ребята посмотрите какая красота в зимнем лесу. (полюбоваться красотой зимнего леса).

Ребята и родители что - бы нам не замерзать нужно срочно поиграть! А кто знает игру про птиц (ответы детей, несколько игр про птиц периодически проигрываются в д/с).

Спросить родителей, а знают они подвижные игры про птиц.

Чтоб игру начать нужно водящего посчитать

Начинается считалка:

На дубу – скворец и галка.

Улетел домой скворец,

И считалочке конец!

подвижная игра  "Тень - тень потитень села кошка на плетень"

Дети и родители совместно играют в игру.

Ребятав лесу есть кормушки или скворечники? (ответы детей) Как помочь лесным птицам перезимовать предложение повесить кормушки (сделанные родителями и детьми дома).

Воспитатель:

Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели.

Две синицы прилетели,
А во вторник – снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Десять жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей 
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья.

И пропоют,  чирикая,

Спасибо вам великое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маршрут выходного дня

Разработка буклета "Маршрут выходного дня" для родителей с целью проведение небольших экскурсий по родному городу. На каждый месяц разрабатывается новый маршрут, оформляется в виде буклета и распростр...

Маршрут выходного дня или где побывать с ребенком в выходные дни в Санкт-Петербурге.

Консультация как провести выходной день с ребёнком. Интересные места с адресами....

Маршрут выходного дня "Театральные выходные"

Самый счастливый день — это выходной, когда вся семья собирается вместе. Выходные – это уже праздник. А выходные, проведенные вместе с детьми – праздник вдвойне....

Методическая разработка конспекта культурно-образовательной практики в рамках партнерства ДОУ и семьи в социокультурном пространстве Санкт-Петербурга "Маршрут выходного дня по теме «Покормите птиц зимой!»"

С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту природы, желание больше узнать об истории родного края; формирова...

Консультация для родителей "Маршрут выходного дня или где побывать с ребенком в выходные дни в Санкт-Петербурге."

Консультация для родителей куда можно сходить с детьми в зимние выходные дни в Санкт-Петербурге с краткой характеристикой рекомендованных мест, адресами и режимом работы....

Образовательный маршрут «Жизнь животных и птиц зимой»

Представляем вашему вниманию образовательный маршрут на тематическую неделю «Жизнь животных и птиц зимой». Здесь вы имеете возможность вместе с детьми закрепить название диких животных, пт...