НОД "Занимательные финансы"
методическая разработка (подготовительная группа)

Есенкова Ирина Юрьевна

Инновационная площадка  программы "Азы финансовой культуры для дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Занимательные финансы

Есенкова Ирина Юрьевна (педагог-психолог)

Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение «Васильевский детский сад комбинированного вида «Василёк»» (МДОУ «Василёк») Городской округ Серпухов Московской области

 Тема  1.  «Без труда нет жизни на земле»

Занятие 1 Труд  - основа жизни

       Задачи. Объяснить, что значит трудиться, зачем и для кого трудиться. Воспитывать понимание того, что любой труд – это хорошо. Познакомить с видами домашнего труда.

Словарная работа: домашний труд, самообслуживание, трудолюбивый;

Развивать   слуховое восприятие, память, речь, моторику, аккуратность.

Наглядный материал. Портрет Н. Носова, книжка-раскраска для чтения «Заплатка»; иллюстрации для анализа видов труда- рабочая тетрадь  с. 3-4, листы бумаги, цветные карандаши для рисования, интеллектуальные трафареты «заплатки», ножницы, клей.

Ход занятия. Формы и методы проведения.

1.Беседа,  Знаете ли вы, что такое труд? (Поднять руки, кто слышал слово «труд»)

Объяснение. Труд это работа, деятельность человека, которая дает ему все необходимое для жизни.

Занимательное упражнение: «Кто сегодня потрудился?» Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте хором (или поднимайте руки) «Это Я, это Я», это вся моя семья (или «все мои друзья»)» или молчите.

 Кто сам оделся? Сам причесался? Сам позавтракал?  Сам накрыл свою кровать? Сам помыл свою кружку- чашку-ложку? Убрал за собой посуду?

Вывод. Вы сами себя обслужили. Это было самообслуживание. Самообслуживание – это сам для себя все делаешь, сам себя обслуживаешь.   (Повторить фразу хором и по одному 3 – 4 ребенка).

А в детском саду кто вам накрыл столы, приготовил завтрак? Кто помыл посуду за вами? Кто с вами проводит занятие? Повар, помощник воспитателя, психолог и воспитатель трудились для вас и ваших родителей, это был труд для других людей. Мамы и папы много занимаются домашним трудом: для вас, своих близких, домашних питомцев.

2.Работа с иллюстрациями. Рабочая тетрадь стр.3-4

Рассмотрите картинки и скажите, что создано трудом человека и кто что заработал?

3.Чтение  рассказа Н. Носова «Заплатка» (кн. – раскраска  «Заплатка»).Портрет Носова

Вопросы по содержанию. Какого цвета были штаны у Бобки? Как и где порвал Бобка штаны? Какие чувства были у мальчика, когда он порвал  штаны? Что сказала мама, когда её попросил сын зашить штаны? Почему все дети смеялись, когда Бобка вышел гулять?

Что нужно взять, чтобы зашить штаны? Как трудился Бобка? (неаккуратно, спешил) Как пришивал  потом? Как все дети оценили труд Бобки). Какое настроение было у Бобки в конце рассказа? Почему хорошее настроение  в конце  рассказа было у Бобки?  Какой был результат работы?

Выборочное чтение отрывка. Послушайте это место в рассказе: «…он шил не спеша, аккуратно. Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда все сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами» Как называется рассказ? Кто его написал? (показать  портрет писателя)

Физминутка « Как живёшь? Вот так…»

4.Работа с ножницами. Интеллектуальные трафареты. (Инструктаж по ТБ с ножницами)

Сейчас вы попробуете сделать заплатку собственноручно, только не на одежду из ткани, а из бумаги-бумажную. Подберите в соответствии с рисунком такую  заплатку, чтобы после вырезания и приклеивания, её не было заметно и после мы выберем  лучшую.

5.Рисование Нарисовать или раскрасить любую картинку к рассказу.

6.Рефлексия.  Что понравилось? Какой рассказ слушали? Задание: узнать, кем мамы-папы работают; что им требуется для работы, какие инструменты-помощники  у них есть: что им нужно для работы; какой результат получают; кому нужен их труд? Для кого трудятся?  Кого называют трудолюбивым? Что такое самообслуживание?  Это работа для кого?

Рассказ «Заплатка»

Н. Носов

У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:

— Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!

Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого больше таких зеленых штанов не было.

Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.     Мама рассердилась:

— Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?

— Я больше не буду! Зашей, мама!

— Сам зашей.

— Так я же ведь не умею!

— Сумел порвать, сумей и зашить.

— Ну, я так буду ходить, — проворчал Бобка и пошел во двор.

Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.

— Какой же ты солдат, — говорят, — если у тебя штаны порваны?

А Бобка оправдывается:

— Я просил маму зашить, а она не хочет.

— Разве солдатам мамы штаны зашивают? — говорят ребята. — Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить.

Бобке стало стыдно.

Пошел он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи. Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать ее к штанам. Дело это было нелегкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой. — Чего ты колешься? Ах ты, противная! — говорил Бобка иголке и старался схватить ее за самый кончик, так чтоб не уколоться.

Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя вокруг сморщилась так, что одна штанина даже стала короче.

— Ну, куда же это годится? — ворчал Бобка, разглядывая штаны. — Еще хуже, чем было! Придется все наново переделывать. Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил ее, опять приложил к штанам,

хорошенько  обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать ее снова. Теперь он шил не спеша, аккуратно и все время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту. Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда все сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами. Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его.— Вот молодец! — говорили они. — А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал.

А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:

— Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну, ничего. Когда-нибудь оторвется — обязательно сам пришью.

Занятие 2 Работать и зарабатывать

Содержание занятия. Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать - получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т.д.)

Формы и методы проведения. Беседа, ситуационные задачи, игра «Вот так заработали!»фотовыставка, конкурс проектов «Трудиться полезно и почетно». (См. «Стахович Л.В.. Образовательная программа. Азы финансовой культуры для дошкольников»/ Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. -  М.: ВИТА-ПРЕСС. 2019; с. 15.)

1.Игровое занятие - соревнование «Мои домашние обязанности»

Цель: формировать у дошкольников представление о том, что трудиться – значит что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних пи томцев и пр.; любой труд – это хорошо.

Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие.

Словарь: труд, трудиться, помогать, домашнее хозяйство, виды домашнего труда (уборка, стирка, мытьё  посуды, уход за домашними питомцами, приготовление пищи, закупка продуктов и хозяйственных товаров, уход за растениями и пр.).

Материалы: карточки с изображением различных видов домашнего труда, условные деньги (картонные монеты), медали «Суперпомощник», удостоверения «Герой домашнего труда». Иллюстрация  из «рабочей тетради» на с. 4

ХОД  ИГРЫ.

Постановка цели. Посмотрите и скажите, это что? (Показать деньги.) И кто назовет, какие это деньги, посмотрит и скажет, сколько рублей обозначает купюра, тот положит, просто положит эти деньги на середину  своего стола. (Вызывать по очереди, кто поднял руку). Зачем нужны деньги? Кто приносит деньги домой? Вы хотите, чтобы у вас были настоящие деньги? Кто хочет иметь деньги, поднимите руку. Зачем вам нужны деньги? За что дают и кому дают деньги?

 Угадайте, о чем мы сегодня будем говорить? Мы будем говорить о труде, о том, как деньги заработать.  И играть будем. Вспомним  домашний труд, домашние обязанности.

1. Игровое занятие соревнование «Мои домашние обязанности»

Дети делятся на  команды (по 3-5 человек).

По очереди один ребенок из каждой команды подходит к ведущему. Ведущий говорит ребенку или показывает картинку, какой вид труда он должен  изобразить. Далее ребенок с помощью движений и жестов должен изобразить  вид труда, который ему сказал ведущий. Команды должны отгадать, какой вид труда изображен.

Монету (или бумажные деньги) получает та команда, которая отгадала изображенный вид труда. Если ребенок хорошо работал и точно изобразил вид трудовой деятельности, воспитатель выдаёт капитану монету.  Выигрывает та команда, которая заработала монет (денег) больше всех. Всем членам команды победителя  присваивают звание «Ге:рой домашнего труда» и выдают медали «Суперпомощник».

Виды домашнего труда: уборка игрушек, протирание пыли,  уборка пылесосом пола, мытьё посуды, протирание полов влажной тряпкой, стирка белья, уход за обувью, приготовление пищи, уборка своей постели, мытьё окон, кормление домашнего питомца (кошки или собаки).

2.Игровое занятие - обсуждение «Вот так  заработали!»

Цель: вводим в активный словарь дошкольников слово заработать, формируем умение строить версии, видеть проблемные ситуации, развиваем у детей смекалку, обогащаем их жизненный опыт.

Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие.

Словарь: работать, зарабатывать, получать за работу, добиваться чего-либо в результате своих действий, зарплата, премия, вознаграждение, грамота, кубок, подарок, приз.  Материалы: карточки с изображением различных  жизненных ситуаций.

ХОД  ИГРЫ

Беседа.  Ведущий (задаёт вопросы детям):

 - Давайте подумаем, что может обозначать слово «заработать»?

 - Как вы  думаете, что можно получить или заработать? (Выслушать ответы детей.)

 - А теперь давайте подумаем, что можно заработать или получить за своё поведение, за свои поступки.

Упражнение. Вопрос. Какое может быть вознаграждение за труд? Что можно заработать? Я буду называть, а вы хлопайте в ладоши, если согласны и это может быть Дети называют, что можно получить или заработать.

Подсказка ведущего, дополнение к ответам детей:

-Деньги (заработная плата, или зарплата; премия);

-Вознаграждение в виде подарка, приза, грамоты, медали, кубка (лучшему работнику);

-Хорошее настроение, радость, удовольствие (починил, построил, приготовил…);

-Благодарность, похвала  (слова благодарности, знаки благодарности…);

-Наказание, порицание;

-Болезнь, травма (простуда, синяк, ушиб, порез…).

Итог. Итак, зарплата бывает разной.

Рассматривание картинки в рабочей тетради на с. 4 (1 картинку на стол).

1.Рассмотри картинки. Подумайте и скажите, что заработал мальчик и за что получил он награду? (Мальчик первым приехал на велосипеде и получил приз- кубок.)

2.Что заработал таксист, за какую работу? (Таксист подвез пассажира и получил деньги)

3.Что заработал мальчик на 3-ей картинке и почему? (Он нарисовал на стене и обоях и его наказали.

Чтение « Родители подарили Ане подарок» с.7 ( приложение  1)

Вопросы по содержанию .

Чтение «Труд согревает». Валентина Осеева. Книга  «Читаем и обсуждаем», с.18

(Или «Сыновья» Валентина Осеева. С. 13)

Физминутка (с. 18)

Коля, Коля, Николай,

За собой убирай! (дети идут по кругу друг за другом)

У тебя ленивы руки: (хлопают в ладоши)

Под столом ремень и брюки, (приседают)

Не в шкафу рубаха, («рисуют» четырёхугольник)

Николай – неряха.  (грозят пальчиком и качают головой)

Жизненные ситуации

После обсуждения ведущий называет    жизненную ситуацию или раскладывает на столе картинки с разными сюжетами (в скобках указано, что может быть получено в результате этой ситуации):

-подмели и помыли полы (похвала);

-испортили обои на стене, нарисовав на них красками (наказание);

-упали с дерева и разбили коленку (ушиб);

-мама и папа ходят на работу (заработная плата);

-на работе папа сделал больше работы, чем нужно было (премия);

-рисунок, отправленный на городской конкурс, занял первое место (подарок, приз);

-починил самостоятельно игрушку (радость, удовольствие и гордость за себя);

-помыли с папой машину (радость, удовольствие, хорошее настроение);

ПСИХОЛОГ (Ведущий задает детям вопрос). Когда мы часто ещё  употребляем слово заработал?

Стоит телевизор, он не включён, бабушка взяла пульт, нажала на кнопку, и телевизор заработал.

Стоит стиральная машина, продолжайте… (стиральная машина заработала).

Подошел рабочий к станку, включил его, и станок заработал.

Мальчик отвернул кран, и кран заработал и пр.

Вывод. Видите, какое это интересное слово зарабатывать, сколько разных значений оно может иметь?!

Ведущий- психолог (подводит итог). Вот мы с вами поиграли. Что нового вы узнали из этой игры? Что можно заработать за хорошую работу? Что можно заработать за плохое поведение, за проступки? Какие виды домашнего труда вы узнали? (Награждение участников игры)

 

Литература:

1. Стахович Л. В. Говорим с детьми о финансах: пособие для родителей дошкольников/

Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников».- М.: ВИТА- ПРЕСС, 2019.

2. Стахович Л. В. Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская; серия книг Занимательные финансы. Азы для дошкольников».- М.: ВИТА- ПРЕСС, 2019.  3.Стахович Л. В. Образовательная  программа «Азы финансовой культуры для     дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская.- М.: ВИТА- ПРЕСС, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука финансов" (обучение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста)

Программа предназначена для обучения основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....

Заметки для родителей "Дети и финансы"

Заметки для родителей "Дети и финансы"...

Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов»

Технологическая картаПродолжительность занятия – 30 минутИгровое занятие Тема: «Путешествие в сказочную страну Финансов» Цель:  содействие финансовому просвещению и воспитан...

Как подружиться с финансами?

Как подружиться с финансами?...

Презентация к проекту Финансы поют романсы

Цель экономического воспитания - раскрыть ребенку, окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответств...

Квест-игра по Финансов грамотности в старшей группе "Путешествие в страну финансов"

Формирование первичных  экономических представлений и компетенций; правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию.Развивающие: развивать экономическое мышл...