Окружной экологический конкурс "Эколидер - 2019"
проект (старшая группа)

Чистова Галина Николаевна

Создание эколого - развивающей среды для экологического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologo.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

       

Филиал Муниципального  автономного дошкольного образовательного учреждения

                                                     «Детский сад «Радуга»

                                         Эколого – просветительский проект

                                           Тема:  «Экопарк  чудес природы»

                                             для детей дошкольного возраста

                                                                                                            Исполнитель:

Чистова Галина Николаевна,  воспитатель

Высшая квалификационная категория

                                                       п.Агириш, 2019г

                             Эколого – просветительский проект  

                                   Тема:   «Экопарк  чудес природы»

                                       «Мир, окружающий ребенка, — это, прежде всего, мир Природы

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

 

           

 Цель: создание эколого – развивающей среды для экологического воспитания дошкольников посредством интеграции с образовательными областями

Задачи:

Формировать основы экологической культуры дошкольников, бережное отношение к природе.

 Уточнять и обобщать знания детей о живой и неживой природе, взаимосвязях в природе, жизни животных, птиц, растений.

Развивать познавательно – поисковую деятельность ребят, способность к наблюдениям и  моделированию

Формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среды жизни человека.

Формирование экологического сознания и мышления, нравственно- этического восприятия природы.

Совершенствовать воспитательно-образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности.

Непрерывное воспитание у детей ответственного отношения к окружающей среде и формирование основ здорового образа жизни.

Пропагандировать экологические знания, приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье.

 Сроки реализации проекта:  2017 – 2018  уч.год

 Участники проекта: дети разных возрастных групп,  родители.                                                                                

       Развитие экологических представлений у детей дошкольного возраста в современном мире приобрело первостепенное значение. Ознакомление дошкольников с природой – это и средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к ней.

Для организации работы по экологическому воспитанию в  детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных - соответствующая эколого-развивающая среда, отвечающая следующим требованиям: предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на  его мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть удобной, информированной,   обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой

 Даже обычный сквер или парк для ребенка — это не только место прогулок, это природный уголок, где можно совмещать интересные и полезные занятия со спортом, играми, экспериментальной деятельностью, экологическими акциями.  Территория нашего дошкольного учреждения уникальна т.к на ней  представлены растения разных природных зон: луга, поля, леса, так же растут огородные растения.  На территории нашего детского сада есть все условия для реализации познавательно-экологического проекта «Экопарк чудес природы».

    Путешествие по экопарку начинается с дорожки, на которой детей встречает сказочный теремок и его персонажи, которые предлагают им совершить прогулку по Тропе  здоровья, тропинка пролегает вдоль Аллеи  Славы среди сосен,  елей и берез. Педагоги вовлекают детей в фантазийную деятельность, придумывание совместно со взрослыми сказочных историй природоведческого содержания: «Цветик-семицветик», «Лапы у ели», «Сосновые шишки полезны для малышки?», создание воображаемой ситуации «На морском берегу» и т.д.).

     Тропа  здоровья приводит в  сказочный мир сказок, где всех встречают  персонажи из любимых сказок – три медведя и Машенька,  которые могут ожить, и тогда они загадывают загадки о природе, пишут детям письма-задания, предлагают поиграть в игру «Угадай по описанию». В этой игре участникам предстоит по описанным в письме признакам определить, о каком растении идет речь. В другой игре Машенька может предложить выстроить карточки с изображением животных в цепи питания (например, растение — заяц — волк; растение — полевка — лисица — орел). Дети старшего дошкольного возраста уже осознают, что лес или луг представляют собой экосистему, в которой все её обитатели связаны между собой, что нетронутые экосистемы — это источник здоровья. Знакомясь с мини-водоемами, дети уточняют представление о свойствах воды, получают знания о водной экосистеме.

      Дети, отправившиеся в путешествие, попадают в музей под открытым небом, где живут персонажи разных сказок: три медведя и Машенька, Иванушка и гуси – лебеди, Дюймовочка,  которые используются для организации театрализованных игр с детьми младшего и старшего  дошкольного возраста.  На поляне сказок  проводятся игры-путешествия, и тогда дети превращаются в лесных зверят, изображают  «ожившее дерево», встречаются с героями сказок.  Познавательные мероприятия, организуемые на лесной полянке, упражняют детей в знаниях правил безопасного поведения в природе. Это викторины и конкурсы «Грибы: друзья или враги?», «Чем опасны ядовитые растения?», «Правила друзей природы», «Что можно, что нельзя?», «Чистая вода — здоровье навсегда!», «Правила поведения на воде».

          По экотропе  пролегают самые разные маршруты, например по  дорожкам они подходят к Стрекозкиному пруду т.е искусственному водоёму, где живут  лягушки, уточка, рыбы, насекомые. Здесь дети получают знания об обитателях и растениях водоема, принимают участие в сюжетно-ролевых играх, в познавательной и исследовательской деятельности. Дети сами следят за санитарным состоянием водоема, занимаются трудом: убирают сухостой, производят частичную замену воды, поливают растения, на верандах собраны картотеки  игр, загадок, народных примет.

            Далее на Тропе здоровья детей встречает Веселый пень, на котором живут пауки, муравьи. Пень становится объектом исследования для детей старшего дошкольного возраста. Дети выясняют, что пень — это спиленное дерево. С помощью лупы они рассматривают годичные кольца, подсчитывают их, определяют, сколько лет было спиленному дереву. Затем юные исследователи изучают, что растет на пне, ищут жуков-короедов, обсуждают роль этих насекомых в природе, выясняют, как можно помочь деревьям на территории детского сада.

          В музее «Деревенька»  оформлено всё наиболее реалистично: тут и колодец,  мельница, плетень с подсолнухами,  бричка, петушок, овечка,   на хозяйственном дворе растут клевер и ковыль. В этом уголке проходят литературные чтения, досуги, мини – театрализации по детским произведениям в которых принимают участие дети и родители; полученные на тематических занятиях знания об истории и культуре русского народа, дети используют затем в играх.

        В музее «На стойбище» у детей формируются и воспитываются патриотические чувства  к культурным традициям народов Севера ханты и манси на основе знаний о родной стране, Малой Родине, родном посёлке. Так же проходит привлечение родителей воспитанников к сбору музейных предметов: предметы быта, макеты животного и растительного мира, к участию в совместных мероприятиях.

 В мини – музее «Аллея  Славы»  дошкольников знакомят с историей Великой Отечественной войны, с рассказами о подвигах русских солдат, дают представления  о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне,  воспитывают  чувство гордости и уважения к родным и близким людям, принимавшим участие в сражениях за Родину,  вместе с родителями дети принимали активное участие в посадке кустов сирени на Аллее Славы.

В музее «Весёлый зоопарк»  проходит  знакомство с разнообразием животного мира, их связью со средой обитания; формирование осознанного правильного отношения к представителям животного мира. Дети получают более углубленные знания о животных, обитающих в африканских и азиатских странах, узнают об особенностях их строения, передвижения, поэтому в образовательном пространстве  данных музеев  реализуются принципы интерактивности и диалога, дети чувствуют свою причастность так как являются вместе со своими родителями и воспитателями соавторами, творцами этих композиций.

      В шахматном городке детей встречает  Шахматная фея и поэтому в нашем детском саду игра в шахматы  очень любима детьми потому, что решает несколько педагогических задач: расширяет кругозор, развивает память, сообразительность, находчивость, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление, внимание; дисциплинирует, вырабатывает черты характера, как усидчивость, самокритичность, умение самостоятельно принимать  решение, не унывать при проигрышах; обогащает внутренний мир ребёнка, развивает фантазию, приносит наслаждение и восхищение игрой; развивает выносливость, побуждает быть физически здоровым; помогает активным малышам стать спокойнее.

                 На спортивной площадке размещение пособий спортивного и игрового оборудования создают  благоприятные условия для развертывания разнообразной

самостоятельной, двигательной деятельности и физического саморазвития детей. Важно, чтобы дети могли выбирать интересные и доступные для себя действия с оборудованием и предметами, которые будут способствовать развитию чувства уверенности в себе. В летний период путешественники отправляются в путь босиком, они шагают по бревнышкам,  по гальке, песку, камням, это укрепляет здоровье детей, способствует профилактике  плоскостопия, простудных заболеваний. Так же на спортивной площадке совместно с родителями проходят различные досуги, развлечения, олимпийские игры и соревнования, квест – игры.

         Огород и фитоаптека — главные составляющие нашего  экопарка, здесь детей встречает весёлое  огородное чучело.  Дети наблюдают за фазами роста растений, учатся объяснять состояние растений под влиянием благоприятных и неблагоприятных условий. Каждая грядка отмечена табличкой с изображением плодов растения и названием группы  и потому ребята с повышенным интересом относятся к уходу за растением, ожидают богатый урожай. В ходе поисково-исследовательской и проектной деятельности у детей формируются навыки ухода за различными культурами.

 Фитоаптека знакомит детей с лекарственными растениями, их целебными свойствами. Занятия проходят здесь в форме проектной деятельности. Дети узнают много полезной информации: например, если появилась ссадина, к ней надо приложить лист подорожника, заболела голова — приложи ко лбу лист мать-и-мачехи, устал — подыши ароматом мяты и настроение поднимется.

В лаборатории чудесных открытий «Чародеи» дети занимаются изучением явлений природы, обогащающие сенсорный опыт детей, т.е. экспериментируют с объектами неживой природы (ловят ветер, определяют стороны света, определяют время по солнечным часам), экспериментируют с песком и водой, «изготавливают» снег, изучают в микроскопы строение листа.

     Очень важно обеспечивать развитие двигательной активности детей на прогулке, особенно зимой, способствующей улучшению моторики у ребенка, а также правильному формированию всех систем и органов, так же формируются основные двигательные навыки, такие как: ходьба и бег, лазание, метание и прыжки.  Большую помощь в этом оказывают и наши родители, которые обладают яркой фантазией и творчеством, и строят чудесные снежные постройки для развития двигательной активности детей. Сооружения тщательно продумываются, что и для какой цели будет служить, ярко оформляются и поэтому украшенный участок  вызывает у детей положительные эмоции, желание идти на прогулку.

       Вывод:  таким образом, созданная  на территории нашего образовательного учреждения, современная интерактивная  природно – развивающая среда способствует формированию у дошкольников экологических представлений и экологического сознания, создаёт устойчивую мотивацию к деятельности, направленную на защиту и сохранение окружающей природной среды. Создавая  экологические уголки,  необходимо исходить из базовой идеи: развивает та среда, в которой ребенок активно действует. Экологически развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности, организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, помогает детям организовать опыты в лаборатории или в экологическом уголке, чтобы найти решение. Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.

Литература

      1.Веракса Н.Е Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», 2011. 

2. Рыжова Н.А. Экологическая тропинка в детском саду. Учебно-методический комплект. М.: Линка-Пресс, 2009.

3. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.

3. Рыжова Н.А. Территория детского сада как образовательное пространство // Дошкольное образование — развивающее и развивающееся. Сб. №4. — М.: Обруч, 2014

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Благодарственное письмо за участие в окружном экологическом марафоне "Моя Югра моя планета"

Благодарственное письмо за участие в окружном экологическом марафоне "Моя Югра моя планета"...

Творческий отчет "Птицы на кормушках" по окружной экологической акции "Сохраним мир птиц!"

Много пернатых друзей, спасаясь от холодов и бескормицы, давно мигрировали в теплые края. Но немало птиц остается с нами: голуби, синицы, воробьи, дятлы, снегири, вороны, сороки, свиристель. С наступл...

Окружная экологическая акция "Сохраним мир птиц".Отчет об участии в конкурсе "Птицы на кормушках".2021

Ежегодно  наша группа участвует в экологической акции «Сохраним мир птиц!», целью которой служит объединение детей и взрослых в желании оказать помощь птицам,   а ...

Приказ об участии в окружном экологическом детском фестивале "Экодетство" 2020 г.

На основании приказа КОиН от 22.01.2020 №24 "Об участии в окружном экологическом фестивале "Экодетство",.....

Фотоотчёт о проведённых мероприятиях в рамках окружного экологического детского фестиваля «Экодетства" 2021 год

В Югре стартовал окружной экологический детский фестиваль «Экодетство», который продлится до 8 июня.Цель Фестиваля — развитие активной гражданской позиции обучающихся Ханты-Мансийско...

Выступление на окружном методическом объединении 2019 г

Тема выступления: "Информационно-коммуникационные технологии в педагогической практике"....